ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-285/2014 от 17.02.2014 Норильского городского суда (Красноярский край)

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17 февраля 2014 годаДело №2-285/2014 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

 г. Норильск Красноярского края 11 февраля 2014 года

 Норильский городской суд Красноярского края в составе:

 председательствующего судьи Крючкова С.В.,

 при секретаре Будаевой А.А.,

 с участием старшего помощника прокурора Наливайко Д.А.,

 ответчика Фарзалиева Х.Б.о.,

 представителя соответчика Кисиленко В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Фарзалиеву Х.Б. и Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим первичного и ежегодного технических освидетельствований, признании недействительными отметок в судовом билете, признании недействительным технического талона на годность к плаванию, запрете эксплуатации маломерного судна,

У С Т А Н О В И Л:

 Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Фарзалиеву Х.Б.о. и Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» (далее по тексту – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю») о признании маломерного судна не прошедшим первичного и ежегодного технических освидетельствований, признании недействительными отметок в судовом билете, признании недействительным технического талона на годность к плаванию, запрете эксплуатации маломерного судна, мотивируя тем, что Норильской транспортной прокуратурой в Норильском инспекторском участке ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» проведена проверка исполнения законодательства при освидетельствовании маломерных судов на предмет пригодности их к плаванию. В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда. Пунктами 2.1.-2.4., 2.6.-2.7. Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501 (зарегистрированных в Минюсте РФ 24.08.2005 № 6938), технический надзор осуществляется за принадлежащими физическим и юридическим лицам маломерными судами и включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в т.ч. проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов. Первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию. Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца. Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года. В соответствии с приказом МЧС России от 09.08.2005 № 168 «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар. Вместе с тем прокурорской проверкой установлено, что 20.07.2011 в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с заявлением о регистрации маломерного судна - катера индивидуальной постройки обратился Фарзалиев Х.Б.о. с одновременным предоставлением заключения ООО «Гидротехсервис» № 290 о соответствии катера индивидуальной постройки ГОСТ 191905-79 и Временным Правилам классификации и техническим требованиям к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС МЧС России. На основании указанного выше заключения государственным инспектором Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» 20.07.2011 без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, в т.ч. газоанализатора, принято решение о годности к плаванию представленного Фарзалиевым Х.Б.о. маломерного судна - катера индивидуальной постройки (длина - 5,65 м., ширина - 1,99 м., высота борта на миделе - 0,89 м., пассажировместимость - 6 чел., грузоподъемностью с учетом пассажиров - 600 кг.) без бортового и строительного номеров, изготовленного в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с.), что позволяет Фарзалиеву Х.Б.о. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного суда по истечению 3-х лет, т.е. не ранее 2014 года. Кроме того, 22.03.2012 Фарзалиев Х.Б.о. вновь обратился в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с целью прохождения ежегодного технического осмотра принадлежащего ему маломерного судна. В связи с чем, 22.03.2012 государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю», вновь без фактического проведения технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, в т.ч. газоанализатора, принято решение о годности к плаванию представленного Фарзалиевым Х.Б.о. указанного выше маломерного судна - катера индивидуальной постройки. В каждом случае государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» в судовом билете Фарзалиеву Х.Б.о. проставлены соответствующие отметки о прохождении технического осмотра, а в 2012 году также выдан технический талон №. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения. Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. На основании изложенного Норильский транспортный прокурор просит признать маломерное судно – катер индивидуальной постройки, принадлежащий на праве собственности Фарзалиеву Х.Б.о. и зарегистрированный в реестре маломерных судов за регистрационным номером № не прошедшим 20.07.2011 и 22.03.2012 первичного и ежегодного технических освидетельствований, позволяющих собственнику использовать маломерное судно по назначению; признать недействительными отметки в судовом билете маломерного судна серии №, выданном Фарзалиеву Х.Б.о. 20.07.2011, о прохождении маломерным судном - катером индивидуальной постройки технических освидетельствований от 20.07.2011 и 22.03.2012; признать недействительным выданный 22.03.2012 Норильским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Фарзалиеву Х.Б.о. технический талон № на годность к плаванию маломерного судна КИП; запретить Фарзалиеву Х.Б.о. эксплуатировать маломерное судно - катер индивидуальной постройки, зарегистрированный в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 На основании определения суда от 24.01.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю»  

 В судебном заседании старший помощник Норильского транспортного прокурора Наливайко Д.А., действующий в соответствии с поручением, на исковых требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснив, что 20.07.2011 в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с заявлением о регистрации маломерного судна - катера индивидуальной постройки обратился Фарзалиев Х.Б.о. с одновременным предоставлением заключения ООО «Гидротехсервис» № 290 о соответствии катера индивидуальной постройки ГОСТ 191905-79 и Временным Правилам классификации и техническим требованиям к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС МЧС России. На основании указанного выше заключения государственным инспектором Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» 20.07.2011 без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, принято решение о годности к плаванию представленного Фарзалиевым Х.Б.о. маломерного судна - катера индивидуальной постройки, что позволяет Фарзалиеву Х.Б.о. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного суда по истечению 3-х лет, т.е. не ранее 2014 года. Кроме того, 22.03.2012 Фарзалиев Х.Б.о. вновь обратился в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с целью прохождения ежегодного технического осмотра, принадлежащего ему маломерного судна. В связи с чем, государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» 22.03.2012 вновь без фактического проведения технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, принято решение о годности к плаванию представленного Фарзалиевым Х.Б.о. указанного выше маломерного судна - катера индивидуальной постройки. В каждом случае государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» в судовом билете Фарзалиеву Х.Б.о. проставлены соответствующие отметки о прохождении технического осмотра, а в 2012 году также выдан технический талон. Поскольку указанное судно являлось маломерным судном индивидуальной постройки, наряду с проверкой технической документации на судно, установлением вместимости судна, обязательных условий, норм и технических требований по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, также требовалось дополнительное проведение испытаний мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Вместе с тем, без фактического проведения первичного технического освидетельствования и ежегодного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, Норильским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» принято решение о годности к плаванию представленного Фарзалиевым Х.Б.о. маломерного судна, акты технического освидетельствования не составлялись, что является нарушением требований нормативных актов. Доводы представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» о том, что решение о годности к плаванию принималось на основании заключения ООО «Гидротехсервис» № 290 о соответствии катера индивидуальной постройки ГОСТ 191905-79 и Временным Правилам классификации и техническим требованиям к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС МЧС России, являются необоснованными, поскольку проведение первичного технического освидетельствования и ежегодного технического освидетельствования и принятие решений о годности судна к плаванию должно осуществляться компетентным органом, в данном случае - ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» самостоятельно по результатам проведенного технического освидетельствования с проведением обязательных испытаний мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости) маломерного судна, с оформлением результатов актами технического освидетельствования. Вместе с тем, таких требований нормативно-правовых актов не было соблюдено, первичное и ежегодное технические освидетельствования фактически не проводились, а заключение ООО «Гидротехсервис» № 290 является недействительным, поскольку не подтверждена компетентность организации, в судебном заседании было установлено, что собственник Фарзалиев Х.Б.о. заключил договор с ООО «Гидротехсервис» в г. Красноярске и там же договор был исполнен, хотя маломерное судно находилось в г. Норильске, на осмотр собственником не представлялось и испытания судна на проводились.

 Ответчик Фарзалиев Х.Б.о. в судебном заседании доводы прокурора не отрицал, по исковых требованиям возражений не заявил, пояснив, что ему принадлежит маломерное судно - катер индивидуальной постройки. Фарзалиев Х.Б.о. обратился в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю с заявлением о регистрации маломерного судна, представил заключение ООО «Гидротехсервис» № 290. 20.07.2011 было принято решение о годности к плаванию представленного маломерного судна. 22.03.2012 Фарзалиев Х.Б.о. вновь обратился в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с целью прохождения ежегодного технического осмотра, принадлежащего ему маломерного судна. 22.03.2012 принято решение о годности к плаванию представленного маломерного судна. В каждом случае в судовом билете Фарзалиеву Х.Б.о. проставлены соответствующие отметки о прохождении технического осмотра, а в 2012 году также выдан технический талон. Фактически техническое освидетельствование не проводилось, государственный инспектор использовал представленное заключение. Испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости) маломерного судна не проводились, акты технического освидетельствования не составлялись. Маломерное судно в г. Красноярск для осмотра специалисту ООО «Гидротехсервис» Фарзалиев Х.Б.о. не доставлял и со специалистом не встречался, на осмотр маломерное судно в г. Норильске данному специалисту также не представлял. В свое время знакомые Фарзалиева Х.Б.о., также владельцы самодельных маломерных судов, нашли сведения об организации ООО «Гидротехсервис» и каким-то образом организовали составление указанного заключения ООО «Гидротехсервис» № 290.

 Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., действующий на основании доверенности   в судебном заседании пояснил, что Фарзалиев Х.Б.о. обратился в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с заявлением о регистрации маломерного судна - катера индивидуальной постройки, представив при этом копию заключения ООО «Гидротехсервис» №290 о соответствии катера индивидуальной постройки ГОСТ 191905-79 и Временным Правилам классификации и техническим требованиям к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС МЧС России. 20.07.2011 было принято решение о годности к плаванию представленного маломерного судна. 22.03.2012 Фарзалиев Х.Б.о. вновь обратился в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с целью прохождения ежегодного технического осмотра, принадлежащего ему маломерного судна. 22.03.2012 принято решение о годности к плаванию представленного маломерного судна. В каждом случае в судовом билете Фарзалиеву Х.Б.о. проставлены соответствующие отметки о прохождении технического осмотра, а в 2012 году также выдан технический талон. Фактически техническое освидетельствование не проводилось, государственный инспектор использовал представленное заключение. Испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости) маломерного судна в обоих случаях не проводились, акты технического освидетельствования в обоих случаях не составлялись. Наличие компетенции организации ООО «Гидротехсервис» и соответствие заключения ООО «Гидротехсервис» №290 фактическим обстоятельствам государственный инспектор Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» не проверял.

 Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные отзывы и возражения, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить заявленный иск по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) на спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль). Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.

 В силу пункта 1.1 статьи 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

 Согласно пункту 3 статьи 35 КВВТ РФ, маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).

 В соответствии с пунктом 4 Положения основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

 Подпунктами 4 и 7 пункта 5 Положения предусмотрено, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и требования по количеству людей на маломерном судне, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

 Подпунктом 1 Пункта 8 Положения установлено, что должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право запрещать в установленном порядке эксплуатацию маломерных судов, а также задерживать маломерные суда и помещать их на стоянку и хранение.

 Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденные приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501 (зарегистрированы в Минюсте РФ 24.08.2005 № 6938), (далее по тексту – Правила) разработаны в соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 №835, и устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России), базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.

 Пунктом 1.2 Правил установлено, что технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России (далее - подразделения ГИМС МЧС России) в порядке, определяемом МЧС России.

 В силу п. 2.2 Правил технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.

 Согласно пункту 2.3 Правил первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

 Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию (приложение N 1).

 Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

 В силу п. 2.4 Правил ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.

 Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование:

 при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года;

 в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.

 Не производится ежегодное техническое освидетельствование гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок - более 150 килограммов и надувных безмоторных судов - более 225 килограммов, принадлежащих физическим лицам и используемых во внутренних водах. Проверка соблюдения установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями и другим оборудованием осуществляется в процессе реализации мероприятий по контролю за выполнением требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 №502 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2005, регистрационный №6940).

 На основании п. 2.5 Правил техническое освидетельствование проводится по месту регистрации маломерного судна на пункте технического осмотра соответствующего подразделения ГИМС МЧС России или непосредственно по месту базирования (стоянки) маломерного судна с предъявлением судового билета.

 В соответствии с п. 2.6 Правил техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.

 В силу п. 2.7 Правил оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке и электрооборудованию, а для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно - по мореходным качествам в соответствии с техническими требованиями к маломерным судам.

 В соответствии с приказом МЧС России от 09.08.2005 № 168 «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар.

Судом установлено следующее:

 Фарзалиеву Х.Б.О. принадлежит маломерное судно - катер индивидуальной постройки, без бортового и строительного номеров, изготовленный в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с.

 20.07.2011 в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с заявлением о регистрации указанного маломерного судна - катера индивидуальной постройки (длина - 5,65 м., ширина - 1,99 м., высота борта на миделе - 0,89 м., пассажировместимость - 6 чел., грузоподъемностью с учетом пассажиров - 600 кг., без бортового и строительного номеров, изготовленный в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с.) обратился Фарзалиев Х.Б.о., представив заключение ООО «Гидротехсервис» № 290 от 17.06.2011 о соответствии катера индивидуальной постройки ГОСТ 191905-79 и Временным Правилам классификации и техническим требованиям к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС МЧС России (л.д. 9, 15, 16).

 20.07.2011 на основании заключения ООО «Гидротехсервис» № 290 от 17.06.2011, государственным инспектором Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, принято решение о годности к плаванию представленного Фарзалиевым Х.Б.о. маломерного судна - катера индивидуальной постройки, без бортового и строительного номеров, изготовленного в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с., что позволяет Фарзалиеву Х.Б.о. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного суда по истечению 3-х лет, т.е. не ранее 2014 года.

 Кроме того, 22.03.2012 Фарзалиев Х.Б.о. вновь обратился в Норильский инспекторский участок ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» с целью прохождения ежегодного технического осмотра, принадлежащего ему маломерного судна. 22.03.2012 государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» вновь без фактического проведения ежегодного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, принято решение о годности к плаванию представленного Фарзалиевым Х.Б.о. указанного выше маломерного судна - катера индивидуальной постройки.

 В каждом случае – 20.07.2011 и 22.03.2012 государственным инспектором по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» в судовом билете Фарзалиеву Х.Б.о. проставлены соответствующие отметки о прохождении технического осмотра   а в 2012 году также выдан технический талон №

 Из пояснений представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., данных в судебном заседании, следует, что первичное техническое освидетельствование и ежегодное техническое освидетельствование принадлежащего Фарзалиеву Х.Б.О. маломерного судна - катера индивидуальной постройки, без бортового и строительного номеров, изготовленного в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с., фактически не проводилось, однако условия и нормы технического освидетельствования были внесены в судовой билет, проставлены отметки специального штампа о прохождении технического освидетельствования на годность к плаванию в судовом билете, а в 2012 году выдан технический талон. Учитывая отсутствие специальных инструментов и оборудования, фактически техническое освидетельствование маломерного судна было сведено к указанию в судовом билете данных, находящихся в представленном собственником заключении ООО «Гидротехсервис» № 290 от 17.06.2011, без их фактической проверки. Акты первичного и ежегодного технического освидетельствования с заключениями о годности маломерного судна к плаванию не составлялись.

 Из письменного объяснения старшего государственного инспектора по маломерным судам Норильского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В., поданного 17.12.2013 при проведении прокурорской проверки, следует, что в должностные обязанности указанного сотрудника входят, в том числе, проведение в установленном порядке классификации, государственной регистрации, учета, первичного технического освидетельствования и ежегодного технического освидетельствования и осмотров маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдача судовых билетов; установление в зависимости от конструкции судна и внесение в судовой билет обязательных условий, норм и технических требований по грузоподъемности и пассажировместимости, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динанометр (ПДУ 0,1-2); динанометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Элан-С0-50; газоанализатор типа Инфракар. Однако Норильский инспекторский участок не обеспечен указанным оборудованием и инструментами на протяжении всего периода работы. При таких обстоятельствах техническое освидетельствование маломерных судов сведено к сравнению данных, указанных в технической документации, с представленными номерными агрегатами маломерных судов и визуальным осмотром корпуса на повреждения. В 2011 и 2012 годах отметки (специальный штамп) в судовых билетах о годности маломерного судна к плаванию проставлялись при регистрации маломерных судов, в том числе, при предоставлении копий сертификатов и договоров купли-продажи катеров и лодок, а также экспертных заключений. Норильским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» принадлежащее Фарзалиеву Х.Б.о. маломерное судно - катер индивидуальной постройки, без бортового и строительного номеров, изготовленный в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с., в период с 2011 по 2013 годы было признано годным к плаванию, наряду с иными маломерными судами 

 Из письменного объяснения Фарзалиева Х.Б.о., поданного 18.12.2013 при проведении прокурорской проверки, следует, что он является собственником катера индивидуальной постройки, строительство катера завершено в 2011 году в г. Норильске. 20.07.2011 Фарзалиев Х.Б.о. обратился с заявлением о регистрации указанного маломерного судна, приложив копию заключения № 290 от 17.06.2011 о соответствии катера индивидуальной постройки ГОСТ 191905-79 и Временным Правилам классификации и техническим требованиям к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС МЧС России, а также фотографии судна с номерами агрегатов. 20.07.2011 инспектором был осмотрен катер, внесена запись в реестре маломерных судов за номером № и выдан судовой билет № с отметкой о годности к плаванию судна, как в 2011 года, так и в 2012 году. Указанное маломерное судно с 2011 года используется Фарзалиевым Х.Б.о. по назначению на реке Норильская. Маломерное судно используется для отдыха, судно продавать Фарзалиев Х.Б.о. не намерен, будет использовать для собственных нужд в дальнейшем  

 Таким образом, из материалов дела, пояснений Фарзалиева Х.Б.о. и пояснений представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. следует, что условия и нормы первичного и ежегодного технических освидетельствований без их фактического проведения 20.07.2011 и 22.03.2012 были внесены в судовой билет, выданный Фарзалиеву Х.Б.о., приняты решения о годности к плаванию представленного Фарзалиевым Х.Б.о. указанного выше маломерного судна - катера индивидуальной постройки, в судовом билете Фарзалиеву Х.Б.о. проставлены соответствующие отметки о прохождении технического осмотра, а в 2012 году также выдан технический талон №

 При этом акты первичного и ежегодного технических освидетельствований с заключениями о годности маломерного судна к плаванию не составлялись.

 При этом суд учитывает, что при проведении первичного и ежегодного технических освидетельствований принадлежащего Фарзалиеву Х.Б.о. маломерного судна - катера индивидуальной постройки, наряду с проверкой технической документации на судно, установлением обязательных условий, норм и технических требований, дополнительно требовалось также проведение испытаний мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости), поскольку из материалов дела следует, что указанное маломерное судно было индивидуальной постройки.

 Таким образом, в силу Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 501, влечет обязанность по проведению испытаний мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости) маломерного судна.

 Вместе с тем, из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что проведение таких испытаний не осуществлялось, акты технического освидетельствования с заключениями о годности маломерного судна к плаванию не составлялись, что не оспаривается ответчиками.

 Довод представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. о наличии заключения ООО «Гидротехсервис» № 290 от 17.06.2011 о соответствии катера индивидуальной постройки ГОСТ 191905-79 и Временным Правилам классификации и техническим требованиям к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС МЧС России, суд отклоняет по следующим основаниям.

 В силу пункта 18 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 №500 государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.

 Согласно п. 4 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 №502 государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации.

 Таким образом, наличие заключения ООО «Гидротехсервис» № 290 от 17.06.2011 не заменяет процедуру первичного и ежегодного технических освидетельствований уполномоченным должностным лицом государственного органа и не освобождало собственника маломерного судна от обязанности проходить в установленном порядке первичное и ежегодное технические освидетельствования маломерного судна, а представителя уполномоченного государственного органа – от обязанности фактического проведения таких освидетельствований с выдачей соответствующих актов.

 Кроме того, суд учитывает, что из материалов дела и пояснений сторон следует, что государственным инспектором не устанавливались компетенция и полномочия ООО «Гидротехсервис» по составлению заключения, не проверялось соответствие указанных в заключении технических характеристик маломерного судна фактическим, при том условии, что собственник Фарзалиев Х.Б.о. заключил с ООО «Гидротехсервис» договор на оказание услуг №290 от 15.06.2011 в г. Красноярске (л.д. 10-13), акт приема-сдачи выполненных работ от 17.06.2011 также составлен в г. Красноярске   вместе с тем, маломерное судно находилось в г. Норильске и не доставлялось в г. Красноярск, кроме того, фактически Фарзалиев Х.Б.о. со специалистом ООО «Гидротехсервис» не встречался, на осмотр маломерное судно в г. Норильске данному специалисту также не представлял, испытания судна на проводились, а подготовка заключения ООО «Гидротехсервис» № 290 была организована знакомыми Фарзалиева Х.Б.о., что следует из его пояснений.

 Данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались, несмотря на уведомление суда о рассмотрении дела, направление копии искового заявления прокурора и предложение явиться в судебное заседание   представитель ООО «Гидротехсервис» на данные процессуальные действия суда не отреагировал и возражений не представил.

 При указанных обстоятельствах заключение ООО «Гидротехсервис» № 290 суд признает недостоверным и недопустимым доказательством при разрешении данного дела.

 Из материалов дела следует, что государственная регистрация прав Фарзалиева Х.Б.о. на маломерное судно была произведена, выдан судовой билет, с внесенными условиями и нормами первичного и ежегодного технического освидетельствования, однако акты технического освидетельствования с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации не составлены, при этом данный судовой билет удостоверил право Фарзалиева Х.Б.о. плавания под Государственным флагом Российской Федерации и установил принадлежность судна на праве собственности.

 Также суд учитывает, что из материалов дела следует указание представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Кисиленко В.В. на то, что технические освидетельствования маломерных судов Норильским инспекторским участком в период 2011 и 2012 года проводились, однако с существенным нарушением требований нормативно-правовых актов, а также принимались решения о годности маломерных судов к плаванию.

 Указанное позволяет Фарзалиеву Х.Б.о. использовать судно по назначению, а также пройти очередное освидетельствование маломерного суда по истечению 3-х лет, т.е. не ранее 2014 года.

 Кроме того, из материалов дела и пояснений Фарзалиева Х.Б.о. следует, что маломерное судно - катер индивидуальной постройки с 2011 года используется Фарзалиевым Х.Б.о. по назначению на реке Норильская. Маломерное судно используется для отдыха и будет использоваться для собственных нужд Фарзалиева Х.Б.о. в дальнейшем.

 Учитывая изложенное, принимая во внимание, что уполномоченным государственным органом в установленном нормативно-правовыми актами порядке не проведено первичное и ежегодное технические освидетельствования принадлежащего Фарзалиеву Х.Б.о. маломерного судна - катера индивидуальной постройки и не установлена фактическая годность указанного маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями, эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц.

 В соответствии с п. 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 №502 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2005 №6940) пользование маломерными судами разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

 На основании п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 №502, при плавании на маломерных судах запрещается управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра).

 Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 №820, предусмотрено проведение освидетельствования маломерного судна при его классификации, а также очередного освидетельствования, при этом пунктом 21 предусмотрено, что маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации (для маломерных судов, не прошедших очередное освидетельствование во время классификации) или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования. В случае временного отказа собственника маломерного судна от его эксплуатации маломерное судно предъявляется к очередному освидетельствованию до начала его эксплуатации, а в силу пункта 23 по результатам очередного освидетельствования орган классификации составляет акт освидетельствования (в 2 экземплярах), в котором подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания или указывается категория сложности района плавания, и вносит в судовой билет сведения, подтверждающие его годность к плаванию. Один экземпляр указанного акта выдается заявителю, а второй хранится органом классификации.

 Таким образом, на момент рассмотрения дела сохраняются требования законодательства по обязательному освидетельствованию маломерного судна для целей его эксплуатации, а также подтверждения результатов такого освидетельствования.

 Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающее угрозу его нарушения.

 Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

 Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 При указанных обстоятельствах подлежат удовлетворению требования Норильского транспортного прокурора о признании маломерного судна – катера индивидуальной постройки, принадлежащего на праве собственности Фарзалиеву Х.Б.о. и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером № не прошедшим 20.07.2011 и 22.03.2012 первичного и ежегодного технических освидетельствований, позволяющих собственнику использовать маломерное судно по назначению; признании недействительными отметок в судовом билете маломерного судна серии № выданном Фарзалиеву Х.Б.о. 20.07.2011, о прохождении маломерным судном - катером индивидуальной постройки технических освидетельствований от 20.07.2011 и 22.03.2012; признании недействительным выданного 22.03.2012 Норильским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Фарзалиеву Х.Б.о. технического талона серии № на годность к плаванию маломерного судна КИП; запрете Фарзалиеву Х.Б.о. эксплуатировать маломерное судно - катер индивидуальной постройки, зарегистрированный в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Принимая во внимание положения п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчиков Фарзалиева Х.Б.о. и ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» государственную пошлину в размере по ==руб.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 Исковые требования Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Фарзалиеву Х.Б. оглы и Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим первичного и ежегодного технических освидетельствований, признании недействительными отметок в судовом билете, признании недействительным технического талона на годность к плаванию, запрете эксплуатации маломерного судна - удовлетворить.

 Признать маломерное судно – катер индивидуальной постройки (длина 5,65 м., ширина – 1,99 м., высота борта на миделе – 0,89 м., пассажировместимость - 6 чел., грузоподъемностью с учетом пассажиров - 600 кг., без бортового и строительного номеров, изготовленный в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с.), принадлежащий на праве собственности Фарзалиеву Х.Б. и зарегистрированный в реестре маломерных судов за регистрационным номером № не прошедшим 20.07.2011 и 22.03.2012 первичного и ежегодного технических освидетельствований, позволяющих собственнику использовать маломерное судно по назначению.

 Признать недействительными отметки в судовом билете маломерного судна серии Д № 223462, выданного Фарзалиеву Х.Б. оглы 20.07.2011, о прохождении маломерным судном - катером индивидуальной постройки (длина - 5,65 м., ширина - 1,99 м., высота борта на миделе - 0,89 м., пассажировместимость - 6 чел., грузоподъемностью с учетом пассажиров - 600 кг., без бортового и строительного номеров, изготовленного в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с.) технических освидетельствований от 20.07.2011 и 22.03.2012.

 Признать недействительным выданный 22.03.2012 Норильским инспекторским участком ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» Фарзалиеву Х.Б. технический талон № на годность к плаванию маломерного судна КИП.

 Запретить Фарзалиеву Х.Б. оглы эксплуатировать маломерное судно - катер индивидуальной постройки (длина - 5,65м, ширина - 1,99м, высота борта на миделе - 0,89м, пассажировместимость - 6 чел., грузоподъемностью с учетом пассажиров - 600 кг., без бортового и строительного номеров, изготовленного в городе Норильске в 2011 году, с максимальной мощностью двигателя 70 л.с.), зарегистрированный в реестре маломерных судов за регистрационным номером № в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.

 Взыскать с Фарзалиева Х.Б. и Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере по ==руб.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий С.В. Крючков