Дело № ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Иваново в составе
председательствующего судьи Копнышевой И.Ю.,
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иваново гражданское дело
по заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивировав его следующим.
Заявители являются участниками общей долевой собственности ( в ? доли каждый) на торговый павильон, расположенный по адресу <адрес>.
Право собственности на павильон зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ г., о чем Управлением Росреестра выданы соответствующие свидетельства.
Павильон является объектом кадастрового учета и имеет согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ следующие характеристики :
-вид объекта недвижимого имущества : здания,
-кадастровый номер №,
-площадь 18,3 кв.м.
Как следует из технического паспорта, изготовленного ФГУП «Ростехивентаризация-Федеральное БТИ», павильон возведен на бетонном фундаменте, следовательно, является объектом прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, то есть объектом недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ объект занесен в ЕГР объектов градостроительной деятельности.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» подтвердило, что данный объект поставлен на учет в качестве объекта капитального строительства.
Павильон расположен на земельном участке с кадастровым номером 37:24:010333:38 площадью 22 кв.м., относящемся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием : торговый павильон. Заявители являются арендаторами данного земельного участка согласно распоряжению Ивановского городского комитета по управлению имуществом № 770-ра от 25.07.2013 г. «О внесении изменений в договор аренды земли в городе Иваново» от ДД.ММ.ГГГГ № К-01-617».
В соответствии с действующим законодательством ( ст. 36 ЗК РФ) заявители обратились в Ивановский городской комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого принадлежащим им торговым павильоном.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № А01-41-1497 им было отказано в реализации их права в связи с тем, что рассматриваемый объект является движимым имуществом.
Заявители полагают, что данный отказ не соответствует закону, противоречит ранее вынесенным и никем не оспоренным решениям Управления Росреестра и нарушает право заявителей на приобретение прав на земельный участок.
На основании изложенного, положений ст. 254 ГПК РФ заявители просили признать недействительным отказ Ивановского городского комитета по управлению имуществом, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № А01-41-1497 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 37:24:010333:38 площадью 22 кв.м., относящемся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием : торговый павильон.
В ходе рассмотрения дела заявленные требования были увеличены. Заявители в целях восстановления нарушенного права просили обязать Ивановский городской комитет по управлению имуществом Администрации г. Иваново в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении ФИО2 и ФИО1 в общую долевую собственность земельного участка, кадастровый номер 37:24:010333:38 площадью 22 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и в порядке, установленном законом, подготовить проект купли-продажи данного земельного участка, и направить его собственникам недвижимого имущества в виде торгового павильона ФИО2 и ФИО1
В судебное заседание заявители не явились, извещались в установленном законом порядке, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Учитывая явку представителя заявителей, суд с учетом мнения участников процесса полагал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителей ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме, с учетом установленных по делу обстоятельств, дополнила следующее.
Заявители являются собственниками данного торгового павильона на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, переход права собственности зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что заявители являются собственниками объекта недвижимости в виде торгового павильона, они обратились в Ивановский городской комитет по управлению имуществом Администрации г. Иваново с заявлением о приватизации земельного участка, на котором расположен объект недвижимости в виде торгового павильона. Однако, им было в связи с тем, что указанный торговый павильон относится к движимым объектам.
Ууказанные доводы сторона заявителей считает несостоятельными и не соответствующими действующему законодательству:
Согласно п.З ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи участка в том случае, если заявитель исполнил все необходимые и требуемые законодательством действия.
ДД.ММ.ГГГГ между бывшим собственником торгового павильона ИП ФИО5 и Администрацией г. Иваново в лице руководителя Горкомзема ФИО6 был заключен договор № К-01-617 аренды земельного участка из земель населенного пункта общей площадью 0,0020 га для установки павильона с правом организации торговли или бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1. договора аренды арендатор обязан получить регистрационное удостоверение на право использования павильона по предоставлению акта приемки в эксплуатацию, что свидетельствует о разрешенном возведении на указанном земельном участке объекта недвижимости. Более того, в соответствии с п. 5.2. договора аренды арендодатель обязан предоставить Арендатору другой участок земли или киоск муниципальной собственности при изъятии земель для государственных нужд до истечения срока действия настоящего договора.
ФИО5 и ФИО9 на данном земельном участке построено одноэтажное здание торгового павильона площадью 18,3 кв.м. На основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от ДД.ММ.ГГГГ в силу ст. 131 ГК РФ органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней зарегистрировано право собственности на указанный объект недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и следует из договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из указанных материалов дела, следует что, торговый павильон, построенный и оформленный в собственность Т-ных, имеет прочную связь с землей и соответствует всем признакам, позволяющим считать данный объект недвижимым.
При таких обстоятельствах, в силу взаимосвязи положений п.З ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, заявители ФИО2 и ФИО1 имеют право приобрести земельный участок, на котором расположен принадлежащий им торговый павильон, в собственность.
Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ установлено, что магазины и павильоны относятся к категории торговых объектов стационарной торговой сети, имеющей торговые залы - т.е. торговой сети, расположенной в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющей оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей.
До заключения сделки купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ данный торговый павильон представлял собой стационарное кафе с различными необходимыми инженерными коммуникациями (водопроводом, отоплением, электричеством, кухней с газоснабжением, канализацией), что сохранилось и в настоящее время у торгового павильона.
В Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» указано, что стационарная торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям (п.14). Под павильоном понимается оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест (п.36). Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п. (п.15)
В соответствии с ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из указанных норм в их взаимосвязи усматривается, что торговые павильоны могут выполняться в капитальном исполнении, быть прочно связанными фундаментом с земельным участком, т.е. являться недвижимым имуществом.
Из текста заключенного с ИП ФИО5 договора аренды земельного участка не усматривается, что торговый павильон, для установки которого был выделен участок, должен был ею в обязательном порядке быть выполнен во временном исполнении и не иметь признаков объекта недвижимости.
Более того, право собственности на здание, строение, сооружение, принадлежащее заявителям, подтверждено документами, оформленными в соответствии с законодательством. Поскольку здание, строение, сооружение, право собственности на которые порождает исключительное право на приобретение земельного участка, являются недвижимым имуществом, то по общему правилу, установленному ст. 8 ГК РФ, право собственности на них возникает с момента государственной регистрации соответствующего права.
Согласно ст. 131 ГК РФ регистрация права собственности в едином государственном реестре осуществляется органами государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней исключительно в отношении объектов недвижимости.
В подп. 10 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ объект капитального строительства определяется как «здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено», строительство определено как «создание зданий, строений, сооружений» (подп. 13 ст. 1 ГрадК РФ).
В подзаконных актах строения и здания также рассматриваются как тождественные понятия: строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (прил. 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденного приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №37).
Земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителем торговый павильон, перешел в порядке правопреемства от предыдущего собственника на праве аренды, и это право в силу п. 9 ст. 22 ЗК РФ существует до настоящего времени.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отказа в предоставлении ФИО2 и ФИО1 в собственность земельного участка, занятого зданием торгового павильона, и данный отказ не соответствует требованиям закона, противоречащим положениям Земельного кодекса РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Торговый павильон представляет собой одноэтажное здание площадью 18,3 кв.м., построенный из металлических конструкций, имеющий бетонный фундамент и инженерные коммуникации в виде водопровода, канализации и электричества. Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ торговый павильон представляет собой помещение площадью 18,3
Согласно техническим условиям, выданным Производственным управлением водопроводно-канализационного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ года, предусмотрено не только строительство водопровода, но и канализации с оборудованием нового смотрового колодца с устройством прочного основания.
В соответствии с актом приемки в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от ДД.ММ.ГГГГ приемочная комиссия в составе Председателя-начальника ГАСН, органов государственного санитарного надзора, государственного пожарного надзора, городского комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов следует, что строительство торгового павильона произведено на основании постановления города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № в период с сентября 1998 по октябрь 1999 года, которым разрешено строительство торгового павильона на отведенном земельном участке.
Земельный участок отведён органом местного самоуправления под строительство торгового павильона, что подтверждается постановлением главы Администрации г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении предпринимателю ФИО5 в аренду земельного участка для размещения торгового павильона».
В соответствии с п. 2.2., 2.3. постановления главы г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрена процедура установки торгового павильона на отведенном земельном участке: перед началом строительно- монтажных работ оформить разрешительную документацию на право производства работ в инспекции государственного архитектурно- строительного надзора управления архитектуры и градостроительства, а после завершения строительных работ оформить акт о приемке в эксплуатацию торгового павильона.
В связи с этим бывшим собственником торгового павильона ФИО5 получена проектно-сметная документация на строительство в МП «Архитектурная мастерская ФИО10 и К» в октябре 1998 года и после завершения строительных работ оформлен акт приемки в эксплуатацию торгового павильона, утвержденный начальником Управления архитектуры и градостроительства г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ года. Впоследствии в марте 2000 года также произведены необходимые согласования с Управлением архитектуры г. Иваново, в том числе на проведение инженерных коммуникаций в виде водопровода и канализации.
Таким образом, со стороны органа местного самоуправления было выдано разрешение на строительство торгового павильона и оборудование его необходимыми инженерными коммуникациями, которые прочно связаны с землей.
Перемещение данного объекта в другое место невозможно без причинения ущерба конструктивным элементам и его назначению. Следовательно, данный торговый павильон обладает признаками объекта недвижимости, установленного ст. 130 ГК РФ.
В свою очередь органом местного самоуправления не представлено доказательств, что указанный объект может быть разобран и перенесен без значительного ущерба для данного объекта. Возведение торгового павильона не нарушает чьих-либо прав и законных интересов. Строение расположено на отведенном земельном участке, при постройке соблюдены строительные и противопожарные нормы. Торговому павильону присвоен адрес г. <адрес>.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В абзацах 2 и 3 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и /или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 3.7, 5.3 ТСН 12-301-2002 Ивановской области «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Ивановской области, утв. Постановлением Администрации Ивановской области от 4.06.2002 г. № 53-па, объекты временного использования, движимые объекты принимаются в эксплуатацию в порядке, определенном органом местного самоуправления, но не противоречащим положениям настоящих норм, а объекты недвижимости принимаются приемочными комиссиями соответствующего муниципального образования с участием представителей Государственных надзорных органов Ивановской области.
Таким образом, акт приемки в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителей Государственных надзорных органов Ивановской области свидетельствует о том, что в эксплуатацию принят объект недвижимости. При этом на данный объект получена разрешительная документация в виде постановления главы Администрации г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ на строительство торгового павильона, и акт приемки в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, на основании которого зарегистрировано право собственности на объект недвижимости в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней по Ивановской области в соответствии с порядком, установленным законом.
Таким образом, Администрация г. Иваново и Управление архитектуры и градостроительства г. Иваново предоставило разрешение на установку объекта недвижимого имущества на отведенном земельном участке и своими действиями по согласованию проведения водопровода и канализации в торговом павильоне подтвердила согласие на размещение объекта недвижимости на земельном участке, предоставленном в порядке, установленном законом.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ просили заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Ивановского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Иваново по доверенности ФИО7 в судебном заседании заявленные требования не признала по следующим основаниям.
Изначально представитель заинтересованного лица поддерживала позицию, что торговый павильон, расположенный на спорном земельном участке не является объектом недвижимости. Однако, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, согласилась, что имеющийся в настоящее время торговый павильон возможно отнести к недвижимому имуществу по признаком неразрывной связи с земельным участком. Однако, при этом полагала, что указанный павильон является самовольной постройкой, поскольку создан на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и создан без получения на это необходимых разрешений.
Так, первоначально земельный участок был предоставлен ФИО5 постановлением Главы города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении предпринимателю ФИО5 в аренду земельного участка для размещения торгового павильона по <адрес>». Данное постановление предусматривало предоставление земельного участка площадью 24 кв.м. для размещения торгового павильона по <адрес> с организацией благоустройства прилегающей территории в соответствии с разработанным и согласованным проектом, без права последующего выкупа и передачи земельного участка другому лицу. Согласно п. 3.2 данного постановления при необходимости освобождения площадки под капитальное строительство по первому требованию администрации города участок должен быть освобожден без возмещения стоимости проведенных работ и без предоставления другого участка.
Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № К-01-617, заключенного на основании постановления Главы города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок предоставляется для установки киоска, павильона с правом организации торговли или бытового обслуживания. При этом согласно п. 4.15 данного договора аренды по окончании срока договора или досрочном расторжении, арендатор обязан освободить земельный участок (произвести демонтаж и вывоз киоска (павильона) в определенный арендодателем срок, но не более одного месяца со дня прекращения действия договора.
Также согласно письму управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ №1-34-739, рассматриваемый объект не является объектом недвижимости.
Таким образом, из анализа документов следует, что земельный участок предоставлялся для размещения движимой вещи, а не для возведения объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное, представитель Комитета по управлению имуществом администрации г. Иваново полагала, что предоставление в собственность земельного участка в связи с тем, что на нем расположено самовольное строение невозможно, в связи с чем просила в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Управления Архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново по доверенности ФИО8 в судебном заседании также полагала, что поданное заявление не может быть удовлетворено по следующим основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, из которого в целом усматривается следующее.
Принадлежащий заявителям объект не является недвижимой вещью ввиду следующего.
1. Земельный участок выделялся для определенных целей - размещения и эксплуатации объекта, не являющегося капитальным строением, а не для строительства объекта капитального типа, являющегося объектом недвижимости. Указанное следует из Постановления Главы города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО5 земельного участка без права выкупа и передачи другому лицу, а также указание в данном постановлении на необходимость предусмотреть в договоре аренды специальное условие - освобождения площадки под капитальное строительство по первому требованию администрации города без возмещения стоимости произведенных работ и без предоставления другого участка.
Понятие «недвижимости» является правовой категорией, а потому признание объекта недвижимым, как объекта гражданских прав, устанавливается не только фактом его создания в установленном законами и иными правовыми актами порядке с получением всей необходимой документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, но и другими юридическими фактами, такими как наличие воли собственника земельного участка или уполномоченного органа на создание недвижимого имущества, наличие права пользования земельным участком для создания данной недвижимости. С учетом данных обстоятельств, наличие вышеуказанных положений в постановлении свидетельствовало о том, что земельный участок был предоставлен ФИО5 для целей не связанных со строительством - для установки быстровозводимого, временного, некапитального объекта, который является движимой вещью. У предпринимателя отсутствовало право последующего выкупа (в противном случае такое право было бы предоставлено в силу закона статьей 36 Земельного кодекса РФ, регламентирующей приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения). Постановления Администрации города Иванова о предварительном согласовании места размещения объекта и согласовании акта выбора земельного участка не издавалось. 2. Разрешения на строительство капитального объекта в виде единого документа по установленной единообразной форме, предусмотренной законодательством, ФИО5 получено не было. Заявителями не представлено доказательств обращения в уполномоченные органы с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгового павильона, под который предпринимателю был выделен земельный участок, или получения отказа в выдаче такого разрешения. Разрешение на строительство объекта недвижимости является самостоятельным правовым документом в области строительства, которой не может быть подменен решением органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства. Форма и порядок выдачи разрешений на строительство установлены указанными правовыми актами. Наличие Акта приемки в эксплуатацию не может служить доказательством отнесения объекта - торгового павильона к объектам недвижимого имущества. Актом приемки в эксплуатацию здания, сооружения, помещения от I2.l0.l999, утвержденным начальником управления архитектуры и градостроительства 26.10.1999, торговый павильон по проспекту Текстильщиков был принят в эксплуатацию. На момент подписания данного акта объекты временного использования, движимые объекты принимались в эксплуатацию в порядке, определенном органом местного самоуправления (города, района), но не противоречащим положениям настоящих норм, а объекты недвижимости принимались приемочными комиссиями соответствующего муниципального образования с участием представителей Государственных надзорных органов Ивановской области. С учетом изложенного, акт ввода в эксплуатацию, на который ссылаются заявителем свидетельствует о принятии в эксплуатацию объекта движимого имущества. Приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта сама по себе, в отсутствие отведения земельного участка под строительство капитального строения в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и возведение объекта без разрешения на строительство, не является основанием для признания создания объекта с соблюдением закона и иных правовых актов. Данные об объекте, указанные в техническом паспорте, выполненном Ивановским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», не являются доказательством капитальности объекта, поскольку при проведении технического учета сведения о материале стен, наличии либо отсутствии и типе фундамента вносится специалистом со слов заказчика, без вскрытия и проведения детального обследования объекта. На основании изложенного, считала заявленные требования незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица- Управления Росреестра по Ивановской области в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила. Ранее при рассмотрении дела представитель Управления полагал, что заявленные требования удовлетворены быть не могут по следующим основаниям. Первоначально регистрация права собственности на спорный объект была произведена в 2000 года за ФИО5 Учитывая ранее зарегистрированное и не оспоренное право, при обращении заявителей в 2013 г. с договором купли-продажи был зарегистрирован переход права собственности от Т-ных к заявителям и при такой регистрации вопрос об отнесении спорного объекта к движимой или недвижимой вещи не исследовался. С 2008 года практика по регистрации прав на торговые павильоны изменилась. Если бы в настоящее время заявители обратились и представили бы документы, на основании которых было зарегистрировано право ФИО11, то им было бы отказано, поскольку земельный участок не предоставлялся под возведение объекта недвижимости, а также отсутствует акт приемки в эксплуатацию объекта недвижимости. Имеющееся зарегистрированное право заявителей на спорный объект может быть оспорена заинтересованными лицами в судебном порядке.
Заинтересованное лицо ФИО12 (ранее ФИО11) А.В. в судебное заседание не явилась, извещалась в установленном законом (ст. 113 ГПК РФ) порядке, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в её отсутствие не просила.
Заинтересованное лицо ФИО9 в судебном заседании полагал, что заявленные требования должны быть удовлетворены, пояснив следующее. На земельном участке был выстроен объект недвижимости – каркасный павильон на бетонном фундаменте. Был подведен водопровод, канализация. Были получены все необходимые разрешения и согласования. Первоначально павильон был 6 кв.м. но поскольку решили организовать в нем торговлю, а для этого нормативы были больше – увеличили площадь. Получали разрешение на капитальное строительство примерно в 2000 году. Потом нормативы опять изменились и площадь изменилась. Полагает, что земельный участок был предоставлен с правом возведения объекта недвижимости, в противном случае не было бы смысла подводить коммуникации.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Заявители являются собственниками ( в ? доли каждый) в праве общей долевой собственности на торговый павильон, расположенный по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного с Т-ными ДД.ММ.ГГГГ Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права.
Заявители обратились в Ивановский городской комитет по управлению имуществом с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого принадлежащим им торговым павильоном.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № А01-41-1497 им было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что рассматриваемый объект является движимым имуществом.
В материалы дела представлена необходимые доказательства того, что возведенный на спорном земельном участке объект имеет прочную связь с землей. Об указанном свидетельствует наличие подводки к объекту водопровода и канализации. Данные работы согласованы.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, кроме прочего, все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Оценивая доводы заявителей относительно прочности связи с землей торгового павильона и невозможности его переноса без несоразмерного ущерба, суд учитывает, что неразрывная связь с землей не является единственной категорией, необходимой для признания объекта недвижимостью.
По смыслу указанной правовой нормы, для отнесения объекта к недвижимому имуществу, помимо прочной связи с землей, необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном законом порядке, как недвижимость: с получением необходимой разрешительной документации и соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном для целей строительства, поскольку недвижимое имущество характеризует не только физическая, но и юридическая связь с землей, при отсутствии которой объект не может быть признан недвижимым имуществом.
Из Постановления Главы города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ФИО5 земельного участка следует, что спорный земельный участок выделялся для определенных целей - размещения и эксплуатации объекта, не являющегося капитальным строением, а не для строительства объекта капитального типа, являющегося объектом недвижимости. Об указанном свидетельствует то обстоятельство, что он был предоставлен без права выкупа и передачи другому лицу. В данном постановлении также указано на необходимость предусмотреть в договоре аренды специальное условие - освобождение площадки под капитальное строительство по первому требованию администрации города без возмещения стоимости произведенных работ и без предоставления другого участка.
Наличие вышеуказанных положений в постановлении, по мнению суда, свидетельствовало о том, что земельный участок был предоставлен ФИО5 для целей не связанных со строительством, а исключительно для установки быстровозводимого, временного, некапитального объекта, который является движимой вещью. У предпринимателя отсутствовало право последующего выкупа (в противном случае такое право было бы предоставлено в силу закона статьей 36 Земельного кодекса РФ, регламентирующей приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения). Постановления Администрации города Иванова о предварительном согласовании места размещения объекта и согласовании акта выбора земельного участка не издавалось.
Разрешения на строительство капитального объекта в виде единого документа по установленной единообразной форме, предусмотренной законодательством, ФИО5 получено не было. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей основные понятия, используемые в названном Кодексе, объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В подпункте 2 пункта 17 статьи 51 Кодекса указано, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
Согласно статьи 2 и 3 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» основанием для реализации архитектурного проекта является, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, разрешение на строительство, которое обязан получить заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, и намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта.
В соответствии со статьями 23, 62 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73- ФЗ действовавшего на момент начала установки павильона, в ведении муниципальных образовании находится выдача в установленном порядке разрешения на строительство объектов недвижимости - документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации.
I
Соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи разрешений на строительство. Форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд. Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.
Согласно примерного Положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденного приказом Минстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 131, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства. Для получения разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора необходимые документы и материалы, в том числе заявление на получение разрешения по утвержденной форме. В случае положительного решения, инспекция Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора, согласно приложению 2, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении. Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного разрешения, является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
Соответствующий порядок взаимодействия участников инвестиционного процесса в строительстве при получении земельных участков под проектирование и строительство, оформлении разрешений на строительство и производство строительно-монтажных работ, разработке, экспертизе, согласовании и утверждении проектной документации на объекты строительства, осуществлении строительства и благоустройства, ведении государственного надзора за ним, приеме в эксплуатацию зданий и сооружений, установлены Законом Ивановской области N 3-03 от 19.05.94, которым утвержден
Порядок организации строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, реконструкции и расширения на территории Ивановской области, согласно которого осуществление в Ивановской области любого вида строительства допускается только при наличии у застройщика (инвестора) постановления соответствующей администрации об отводе земельного участка, документа, удостоверяющего право пользования землей, утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, финансовых ресурсов и разрешения органов госархстройнадзора области на производство строительно-монтажных работ (пункт 1.3). Все виды нового строительства, расширение, реконструкция зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения выполняются с разрешения соответствующей администрации и органов госархстройнадзора Ивановской области (пункт 1.5). Согласно СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» (пункт 1.2) заказчик до начала производства работ на строительстве зданий и сооружений должен оформить в органах госархстройнадзора и передать подрядной строительной организации разрешение на выполнение строительно-монтажных работ (пункт 3.1).
Инспекция госархстройнадзора в срок не более 3 недель рассматривает представленные заказчиком материалы и документы и принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ. Разрешение выдается за подписью начальника инспекции госархстройнадзора по форме согласно приложению (пункт 3.4). Прием в эксплуатацию законченных строительством объектов производится в соответствии со СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (пункт 5.1).
Согласно пунктам 2.13.13, 7.1, 7.4, 7.6, 7.10, 7.13 Порядка подготовки исходно- разрешительной и проектной документации на строительство объектов в Ивановской области, утвержденного постановлением Администрации Ивановской области от 08.07.03 N 56-па, как при строительстве и реконструкции объектов недвижимости, так и строительстве объектов временного использования и при установке нестационарных объектов (киоски, палатки и пр. без устройства заглубленных фундаментов), постановление главы муниципального образования «О предоставлении земельного участка для строительства» является основанием для заказчика (инвестора, застройщика) для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду; получения разрешения на проведение инженерных изысканий; разработки проектной документации; получения разрешения на строительство. После утверждения проектной документации и обеспечения финансирования стройки заказчик (инвестор, застройщик) подает на имя руководителя муниципального образования заявление о выдаче разрешения на строительство по форме согласно приложению 14. К заявлению прикладывается: проектная документация; постановление главы муниципального образования «О предоставлении земельного участка для строительства» или «О разрешении на проектирование на предоставленном на торгах (аукционах, конкурсах) земельном участке»; согласование проектной документации органом архитектуры и градостроительства; распорядительный документ об утверждении проектной документации; правоустанавливающий документ на земельный участок; кадастровый план земельного участка; положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы. По поручению руководителя муниципального образования местный орган архитектуры и градостроительства в недельный срок осуществляет подготовку документов для выдачи разрешения на строительство, подписывает, утверждает его у руководителя муниципального образования и выдает заказчику (инвестору, застройщику) (приложение 13). Решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть рассмотрено в соответствующем органе исполнительной власти или обжаловано в суд. Разрешение на строительство является основанием для получения в органе государственного архитектурно-строительного надзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.
Таким образом, разрешение на строительство объекта недвижимости является самостоятельным правовым документом в области строительства, которой не может быть подменен решением органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства. Форма и порядок выдачи разрешений на строительство установлены указанными правовыми актами.
Кроме того, суд приходит к выводу, что наличие Акта приемки в эксплуатацию не свидетельствует о признании органом местного самоуправления факта признания отнесения торгового павильона, возведенного на спорном земельном участке к объектам недвижимого имущества.
Действительно, актом приемки в эксплуатацию здания, сооружения, помещения от I2.l0.l999, утвержденным начальником управления архитектуры и градостроительства 26.10.1999, торговый павильон по проспекту Текстильщиков был принят в эксплуатацию.
На момент утверждения акта процедура приемки, в эксплуатацию таких объектов, как торговые киоски, павильоны, микрорынки, была регламентирована распоряжением Главы Администрации города Иванова от 25.06.1996 «Об организации приемки в эксплуатацию торговых киосков и микрорынков» № 406-р.
Сама процедура приемки в эксплуатацию таких объектов служила цели усиления контроля за архитектурным обликом торговых киосков и благоустройством прилегающей к ним территории.
В соответствии с действовавшими в период приемки в эксплуатацию торгового павильона постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 и СНиП 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) в соответствии с утвержденным проектом объектов капитального строительства осуществлялась государственным приемочным комиссиям, назначаемыми исполкомами городских Советов народных депутатов. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждались решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии.
Главой администрации г. Иваново комиссия по приемке в эксплуатацию торгового павильона в качестве объектов капитального строительства, как это предусмотрено указанным правовым актом, не назначалась и указанные объекты приемочной комиссией, назначенной уполномоченным органом, в эксплуатацию не принимались.
Согласно пунктам 3.7, 5.3 территориальных строительных норм ТСН 12-301-2002 ИО «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Ивановской области», утвержденных постановлением Администрации Ивановской области от 04.06.02 N 53-па, объекты временного использования, движимые объекты принимаются в эксплуатацию в порядке, определенном органом местного самоуправления (города, района), но не противоречащим положениям настоящих норм, а объекты недвижимости принимаются приемочными комиссиями соответствующего муниципального образования с участием представителей Государственных надзорных органов Ивановской области.
При указанных обстоятельствах доводы заявителей со ссылкой на акт ввода в эксплуатацию в подтверждение возведения строения в качестве объекта недвижимого имущества с соблюдением закона и иных правовых актов, суд находит несостоятельными.
Кроме того, приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта сама по себе, в отсутствие отведения земельного участка под строительство капитального строения в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и возведение объекта без разрешения на строительство, не является основанием для признания создания объекта с соблюдением закона и иных правовых актов.
Кроме того, суд соглашается с доводами заинтересованных лиц, что если расценивать находящийся на спорном земельном участке объект, как недвижимость, то он будет являться самовольной постройкой, поскольку возведен на земельном участке, не отведенном для этих целей и без получения соответствующих разрешений.
При указанных выше обстоятельствах передача земельного участка под данным объектом в собственность заявителей невозможна, в связи с чем, обжалуемый отказ Ивановского городского комитета по управлению имуществом Администрации г. Иваново в таком предоставлении не может быть признанным незаконным и на Комитет не может быть возложена обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка с целью его заключения с заявителями.
При этом, ссылку представителя заявителей на абз. 2 и 3 п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с которыми отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку, и на необходимость суда установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и /или акта ввода объекта в эксплуатацию, суд находит несостоятельной, поскольку предметом рассмотрения дела не является признание права на самовольную постройку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
заявление ФИО1, ФИО2 об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении в собственность земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд в срок 1месяц со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья : И.Ю. Копнышева