ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-285/2016 от 14.07.2016 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2–285/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2016 года г. Бикин Хабаровского края

Бикинский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,

при секретаре Черменевой А.И.,

с участием:

истца ФИО1 ФИО8.,

представителя истца – ФИО1 ФИО18., допущенной к участию в деле на основании устного ходатайства истца,

представителей ответчиков: ООО «<данные изъяты>» ФИО2 ФИО20., действующей на основании доверенности от <дата>,

ТСЖ <данные изъяты>» ФИО3 ФИО23 действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО22 к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», Товариществу собственников жилья <данные изъяты>» о возложении обязанности принятия и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, начислению платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению исходя из показаний индивидуальных приборов учета, перерасчету платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению исходя из показаний индивидуальных приборов учета с момента их установки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 ФИО9. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>») о возложении обязанности принятия и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, начислению платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению исходя из показаний индивидуальных приборов учета, перерасчету платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению исходя из показаний индивидуальных приборов учета с момента их установки. В обоснование иска указав, что она является собственником жилого помещения – <адрес>. <дата> в указанной квартире ею установлены индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения силами управляющей компании ООО «<данные изъяты>». Приборы были опломбированы и введены в эксплуатацию на основании акта от <дата>. Копию данного акта истец передала в ООО «<данные изъяты>», занимающуюся начислением и сбором платы за жилищно-коммунальные ресурсы, однако до настоящего времени оплату за услуги горячего и холодного водоснабжения производится по нормативному тарифу, а не по показаниям счетчиков. <дата> ООО «<данные изъяты>» направило ей письмо о невозможности принятия показаний индивидуальных приборов учета в связи с отсутствием технической возможности установки индивидуальных приборов учета в данном многоквартирном доме. Считает, что данный отказ нарушает ее права и интересы, поскольку она не имеет возможности пользоваться экономией, что причиняет ей убытки.

Определением судьи от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников жилья <данные изъяты>».

Определением судьи от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского поселения <данные изъяты>, ТСЖ <данные изъяты>» переведено из третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в сторону по делу – соответчика.

В судебном заседании ФИО1 ФИО10. поддержала исковые требования по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что у нее в квартире имеются инженерные коммуникации, перепланировка квартиры произведена до ее приобретения истцом, в соответствии с техническим паспортом жилого помещения – <адрес> в квартире имеется санузел и кухня, имеются водопроводные трубы и сантехнические приборы, которые подведены и подключены к существующим сетям.

Представитель истца – ФИО1 ФИО19., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства истца, поддержала исковые требования по доводам, указанным в иске, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» ФИО2 ФИО21., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что в многоквартирном жилом <адрес> выбран способ управления многоквартирным домом – ТСЖ <данные изъяты>». Между ТСЖ <данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен агентский договор от <дата>, согласно которого ООО «<данные изъяты>» принимает на себя полномочия по начислению, сбору и перечислению платы за жилищно-коммунальные услуги. К использованию для расчетов за потребленные коммунальные услуги допускаются индивидуальные приборы учета (ИПУ) утвержденного типа, прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Техническая возможность установки ИПУ определена приказом министерства регионального развития от <дата>, который содержит критерии наличия/отсутствия технической возможности, форму акта обследования и порядок его заполнения. В ходе проведенной проверки установлено, что техническая возможность установки ИПУ тепловой энергии на отопление, нагрев холодной воды для ГВС и холодного водоснабжения в данном жилом многоквартирном доме отсутствует, что дает право применять при начислении платы за потребленный коммунальный ресурс норматив без повышающего коэффициента. При желании собственника установить в своем жилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме, собственнику необходимо подать заявление в жилищную организацию либо ТСЖ по месту жительства на установку счетчиков на водоснабжение и производство расчетов по их показаниям. На основании поданного заявления жилищная организация либо ТСЖ проводит повторную проверку технической возможности установки общедомовых (коллективных) и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, после чего дает письменное разрешение либо отказ на установку ИПУ. Трехсторонний акт подписывается исполнителем коммунальных услуг (жилищная организация, ТСЖ), специализированной организацией (установившей приборы учета) и непосредственно собственником жилого помещения. ФИО1 ФИО11. нарушен порядок обращения для установки ИПУ, следовательно акт приемки приборов учета воды в эксплуатацию от <дата> считается недействительным, что является основанием для отказа в применении показаний приборов учета водоснабжения при расчете платы за услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения.

Представитель соответчика ТСЖ <данные изъяты>» ФИО3 ФИО24., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что Распоряжением главы администрации городского поселения «<данные изъяты>» -р от <дата> нежилое помещение <адрес> переведено в жилое для использования его под жилье и ему присвоен номер – <адрес>. В связи с тем, что указанное помещение находится в жилом многоквартирном доме, который ранее являлся общежитием, то в соответствии с актом от <дата> комиссией установлено отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии на отопление и нагрев холодной воды для ГВС, а также отсутствует техническая возможность установки индивидуальных приборов учета холодной воды. Кроме того, в соответствии с Распоряжением главы администрации городского поселения -р от <дата> отменены распоряжения администрации городского поселения «<данные изъяты>» от <дата> о переводе нежилых помещений в жилые, в том числе и квартиры ФИО1 ФИО12., ввиду чего помещение является нежилым и в нем не может быть установлен ИПУ.

Представитель третьего лица Администрации городского поселения «<данные изъяты> в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

На подготовке дела к судебному заседанию <дата> представитель третьего лица Администрации городского поселения «<данные изъяты> Троицкая ФИО25. предоставила копию Распоряжения главы администрации городского поселения -р от <дата> об отмене распоряжений администрации городского поселения «<данные изъяты>» от <дата> о переводе нежилых помещений в жилые и разрешение спорного вопроса оставила на усмотрение суда.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав доводы истца, представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из положений ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме,

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.153 ЖК РФ).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст.154 ЖК РФ. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Как следует из ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Размер платы за коммунальные услуги, согласно ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).

Пунктом 31 Правил установлено, что исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а"); не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (подпункт "т").

Пунктом 34 Правил установлено, что потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (подпункт "г"); своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "и").

В судебном заседании установлено, что ФИО1 ФИО13. является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>, а также выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>.

На основании проекта перепланировки и переустройства от 2013 года и решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от <дата> в указанном жилом помещении произведена перепланировка, в результате которой произведен монтаж санузла и кухни, проведены трубопроводные металлопластиковые трубы, установлены сан. приборы, а также трубы канализационные полипропиленовые и подключены к существующим сетям К1, В1.

Распоряжением главы администрации -р от <дата> утвержден акт приемки в эксплуатацию жилого помещения после перепланировки.

В соответствии с техническим паспортом жилого помещения – <адрес>, квартира состоит из жилой комнаты, площадью 5,7 кв.м., жилой комнаты 16,7 кв.м., санузла 2,7 кв.м., кухни 2,6 кв.м., водоснабжение от центральной сети, горячее водоснабжение централизованное, канализация сброс в сеть.

Между ФИО1 ФИО14. и ООО «<данные изъяты>» заключен договор на установку учета приборов ХВС и ГВС, стоимость работ составила <данные изъяты>, что подтверждается квитанцией от <дата>.

На основании акта от <дата> ФИО1 ФИО15. произведена приемка прибора учета воды в эксплуатацию, прибор от <дата> опломбированы пломбой .

Отказывая в приемке прибора учета воды в эксплуатацию <дата>, ООО «<данные изъяты>» указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, что отражено в акте от <дата>.

В соответствии с пунктом 81 вышеназванных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с актом о наличии (отсутствии) технической возможности установки общедомовых (коллективных) и индивидуальных приборов учета коммунальных услуг от <дата> комиссией установлено: общедомовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии в МКД установлен. Техническая возможность установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии на отопление и нагрев холодной воды для ГВС отсутствует. Общедомовой (коллективный) прибор учета холодной воды установлен. Техническая возможность установки индивидуальных приборов учета холодной воды отсутствует. Технической возможности установки общедомового (коллективного) и индивидуальных приборов учета водоотведения нет.

Между тем, в данном акте не отражены определенные Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также отсутствует акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета непосредственно в жилом помещении <адрес> определенные Приказом Министерства регионального развития РФ от <дата>.

Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ТСЖ <данные изъяты>» (протокол общего внеочередного собрания собственников от <дата>).

<дата> между ТСЖ <данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен агентский договор , в соответствии с условиями которого ООО «<данные изъяты>» производит начисление, своб и перечисление платы за жилищно-коммунальные услуги с граждан, проживающих в жилом <адрес>.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (части 1 и 2(3)).

В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ <данные изъяты>», которым не представлено в суд надлежащих доказательств невозможности принятия на учет и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, установленных в жилом помещении – <адрес>

В соответствии с условиями агентского договора ООО «<данные изъяты>» производит начисление, своб и перечисление платы за жилищно-коммунальные услуги с граждан, проживающих в жилом <адрес>, ввиду чего суд полагает необходимым возложить на ООО «<данные изъяты>» обязанность производить начисления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения жилого помещения – <адрес> исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а также произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения жилого помещения – <адрес> исходя из показаний индивидуальных приборов учета с момента их установки и приемки в эксплуатацию.

Доводы представителя ответчика ТСЖ <данные изъяты>» о том, что в соответствии с Распоряжением главы администрации городского поселения -р от <дата> отменены распоряжения администрации городского поселения «<данные изъяты>» от <дата> о переводе нежилых помещений в жилые, в том числе и квартиры ФИО1 ФИО16., ввиду чего помещение является нежилым и в нем не может быть установлен ИПУ, суд не принимает, поскольку в настоящее время за ФИО1 ФИО17. зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требовании ФИО1 ФИО26 удовлетворить.

Возложить на Товарищество собственников жилья <данные изъяты>» обязанность принятия и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, установленных в жилом помещении – <адрес>

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» производить начисления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения жилого помещения – <адрес> исходя из показаний индивидуальных приборов учета.

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения жилого помещения – <адрес> исходя из показаний индивидуальных приборов учета с момента их установки и приемки в эксплуатацию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд Хабаровского края.

Судья Л.И. Добродеева

Решение суда в окончательной форме принято <дата>.