ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-285/2017 от 30.06.2017 Новодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-285/2017 30 июня 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Новиковой В.Л.,

с участием истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новодвинске Архангельской области о возложении обязанности включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды исправительных работ без лишения свободы, в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды службы в армии и возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, в лице своего представителя по доверенности ФИО4 обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Новодвинске Архангельской области (далее – Управление ПФР) о возложении обязанности включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды исправительных работ без лишения свободы и обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости, указав, что решением Управления ПФР ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С таким решением не согласен, полагает, что ответчик необоснованно исключил из страхового стажа его работы и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период исправительных работ без лишения свободы с 01.12.1984 по 20.02.1986, поскольку за указанный период он выполнял постоянно работу на Архангельском Целлюлозно-бумажном комбинате в качестве электромонтера с выплатой ему заработной платы, из размера которой производились необходимые удержания на уплату взносов на государственное социальное страхование. Также считает, что ответчик необоснованно производит исчисление стажа его работы по нескольким вариантам, произвольно и неправильно применяя нормы ранее действовавшего законодательства в области пенсионного обеспечения граждан, что не отвечает требованиям закона и правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П. В связи с чем, просил обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанный период исправительных работ без лишения свободы и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон «О страховых пенсиях в РФ»).

При рассмотрении дела истец ФИО1 исковые требования к ответчику увеличил, просил дополнительно обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» период работы с 16.02.1995 по 07.08.1995 в Товариществе с ограниченной ответственностью «Севзапэнергомонтаж» г. Архангельска в качестве монтажника по оборудованию котельных установок.

Истец ФИО1 в судебном заседании от требований к ответчику в части возложения обязанности включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» период работы с 16.02.1995 по 07.08.1995 в Товариществе с ограниченной ответственностью «Севзапэнергомонтаж» г.Архангельска в качестве монтажника по оборудованию котельных установок отказался, на остальных требованиях настаивает, дополнительно заявил требование о возложении на ответчика обязанности включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» период службы в армии по призыву с 24.05.1986 по 06.06.1988, указав, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством, данный период службы в армии подлежал включению в льготный стаж его работы по специальности, так как этому периоду предшествовала и следовала за ним его работа в тяжелых условиях труда в качестве электромонтера, занятого на ремонте электрооборудования в электрическом цехе ТЭЦ-1 Архангельского Целлюлозно-бумажного комбината (далее по тексту «АЦБК»).

Определением суда от 30.06.2017 производство по делу о возложении на ответчика обязанности включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» период работы истца с 16.02.1995 по 07.08.1995 в Товариществе с ограниченной ответственностью «Севзапэнергомонтаж» г.Архангельска в качестве монтажника по оборудованию котельных установок, прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3, в судебном заседании уточненные исковые требования истца не признали, указали, что Управлением ПФР обоснованно отказано истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости при обращении 31.05.2016, в связи с отсутствием необходимого стажа работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ». Период службы в армии истца по призыву включен ответчиком в его специальный стаж по указанному основанию, однако расчет всего остального специального стажа истца произведен по второму варианту в календарном исчислении с применением правил подсчета, установленного Законом «О страховых пенсиях в РФ». Также при таком варианте подсчета специального стажа истца, стаж работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера учтен только с 01.01.1992, когда город Новодвинск Архангельской области, где протекала работа истца, был отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Поэтому исчисление стажа работы истца по второму варианту является для него менее выгодным, поскольку у истца будет отсутствовать необходимая продолжительность, как специального стажа по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», так и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При исчислении стажа работы по первому варианту, право на включение периода службы в армии по призыву в стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» у истца отсутствует, так как расчет данного стажа произведен в полуторном исчислении до 01.01.2002 по правилам статьи 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым не было предусмотрено право на включение периода службы в армии в стаж работы с тяжелыми условиями труда. Период отбывания наказания в виде исправительных работ также считают, не может быть включен в стаж работы истца, в связи с отсутствием определения суда, вынесенного в порядке, который устанавливался ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР о включении в общий трудовой стаж данного периода. Необходимость вынесения такого определения суда отпала только после принятия Закона РФ от 12.06.1992 № 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР". Таким образом, отсутствие необходимого стажа работы истца, не дает ему право на досрочное назначение пенсии с 03.06.2016.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, государственные пенсии устанавливаются законом. Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом «О страховых пенсиях в РФ». Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ст. 8 Закона «О страховых пенсиях в РФ»).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Закона «О страховых пенсиях в РФ»).

Аналогичное положение было закреплено и в ранее действовавшем Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Законе РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено по материалам дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (город Новодвинск Архангельской области), начал 12.12.1983.

В спорные периоды истец с 17.11.1984 по 13.05.1986 выполнял работу в качестве электромонтера занятого на ремонте электрооборудования в электрическом цехе ТЭЦ-1 «АЦБК», где с 01.12.1984 по 20.02.1986 отбывал наказание в виде исправительных работ без лишения свободы по приговору Новодвинского городского народного суда Архангельской области от 29.10.1984 по делу .

С 24.05.1986 по 06.06.1988 истец проходил военную службу в Вооруженных силах СССР по призыву, с 26.07.1988 по 31.05.1991 выполнял работу в качестве электромонтера, занятого на ремонте электрооборудования в электрическом цехе ТЭЦ-1 «АЦБК», а с 01.06.1991 по 28.06.1992 работу в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в электрическом цехе ТЭЦ-1 «АЦБК».

В последующие периоды истец выполнял трудовую деятельность в организациях и предприятиях города Новодвинска и Архангельска.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались его сторонами.

31 мая 2016 года истец обратился в Управление ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ».

По решению Управления ПФР от 14.06.2016 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого стажа работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ».

Как следует из указанного решения Управления ПФР, протокола заседания комиссии Управления ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.06.2016 № 182 и данных о стаже истца, страховой стаж истца на дату обращения за назначением пенсии, с учетом льготного порядка его исчисления до 01.01.2002, составил более 28 лет, стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» с учетом льготного порядка его исчисления до 01.01.2002 11 лет 09 месяцев 28 дней, календарный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 20 лет, 00 месяца и 25 дней.

С учетом уточнения ответчиком стажа работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» после его повторного обращения за назначением вышеуказанной пенсии 11.04.2017, такой стаж на дату первоначального обращения за назначением пенсии (31.05.2016), с учетом льготного порядка его исчисления до 01.01.2002 составил 11 лет 11 месяцев 05 дней.

Отказывая в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» и включении в стаж его работы спорных периодов, ответчик указал, что:

период службы в армии по призыву с 24.05.1986 по 06.06.1988 не может быть включен в стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», поскольку согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 указанного закона, данный период подлежит включению только в страховой стаж истца;

период отбывания наказания в виде исправительных работ с 01.12.1984 по 20.02.1986 не может быть включен в страховой стаж, стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», в связи с приказом работодателя истца - «АЦБК» от 26.03.1986 о том, что данный период отбывания наказания не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж истца.

При имеющемся стаже работы, ответчиком разъяснено истцу о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» по достижению возраста 51 года, о чем указано в протоколе заседания комиссии Управления ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.

Одновременно в протоколе заседания комиссии Управления ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.06.2016 произведен дополнительно второй расчет стаж работы истца без применения льготного порядка исчисления до 01.01.2002 при одновременном включении в стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» периода службы в армии по призыву с 24.05.1986 по 06.06.1988 и исключении периодов работы истца из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 31.12.1991, когда город Новодвинск не был отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

При таком втором варианте расчета, страховой стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составил 24 года, 06 месяцев, 03 дня, стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» 12 лет 1 месяц 24 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 16 лет 05 месяцев и 04 дня.

Истец не согласен с таким отказом ответчика, полагая, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» приобрел с 03.06.2016, по достижению возраста 50 лет.

Доказывая свое право на включение спорных периодов в страховой стаж, стаж работы по специальности и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истец ссылается на записи в трудовой книжке, сведения и документы, выданные АО «Архангельский ЦБК» о начислении ему заработной платы за период отбытия наказания по приговору суда.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «О страховых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 14 указанного закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях в РФ»).

Согласно п. 4 ст. 14 Закона «О страховых пенсиях в РФ», Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с разделом 2 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Согласно п. 11 названных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу п. 43 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Закона "О страховых пенсиях в РФ", в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы, в том числе документы подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждаются в соответствии с «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н (п. 84 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии).

Согласно п. 4 названного Порядка, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (п. 13 «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости»).

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица 28.01.1999.

В связи с чем, спорные периоды, заявленные истцом, должны быть подтверждены документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 18.12.1970 (в первоначально принятой редакции), время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий и непрерывный трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовую книжку.

При условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда, вынесенного в порядке, который устанавливался ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 27.10.1960.

В трудовой книжке истца имеется следующая запись: на основании приказа «АЦБК» от 26.03.1986 время работы истца с 01.12.1984 по 20.02.1986 не засчитывается в общий и непрерывный стаж работы истца.

В период отбывания истцом наказания в виде исправительных работ без лишения свободы трудовые книжки оформлялись в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, пунктом 28 которой предусматривалось, что в трудовые книжки лиц, отбывших исправительные работы без лишения свободы, администрация предприятия, учреждения, организации по месту работы вносит запись о том, что время работы в этот период не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж (раздел "Сведения о работе" трудовой книжки, графа 3).

В тех случаях, когда судом в установленном законом порядке время отбывания исправительных работ без лишения свободы включено в общий трудовой стаж, в трудовых книжках производилась запись о том, что это время не засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Указанные записи вносились в трудовые книжки по окончании фактического срока отбытия наказания, который устанавливается по справкам органов МВД СССР.

При увольнении осужденного с работы и поступлении его на новое место работы, соответствующие записи вносились в трудовую книжку тем предприятием, учреждением, организацией, на которое был принят или направлен осужденный. Основанием для внесения в трудовые книжки предусмотренных настоящим пунктом записей являлся приказ (распоряжение) руководителя предприятия, учреждения, организации, изданный в соответствии с приговором (определением) суда.

Учитывая, что по окончании фактического срока отбытия наказания истца соответствующая запись в его трудовую книжку о включении периода отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы по месту работы на «АЦБК» в общий и непрерывный трудовой стаж не внесена, поскольку в отношении истца не выносилось определение суда в порядке, установленном ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, что не оспаривалось истцом при рассмотрении дела, оснований для удовлетворения требований истца обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период исправительных работ без лишения свободы с 01.12.1984 по 20.02.1986, не имеется.

В отношении требований истца обязать ответчика включить в стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», период службы в армии по призыву с 24.05.1986 по 06.06.1988, суд отмечает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях в РФ», согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подп. б п. 1 данного постановления, при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту Список №2 от 26.01.1991);

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее по тексту Список № 2 от 22.08.1956), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Согласно п. 3 указанного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона «О страховых пенсиях в РФ», осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (подп. а п.3 постановления от 16.07.2014 № 665).

В период службы ФИО1 в составе Вооруженных Сил СССР действовало указанное Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").

Абзацем 14 пункта 109 названного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту Закон № 340-1) законодательство СССР в области пенсионного обеспечения, предусматривало, что период прохождения службы в Вооруженных Силах мог быть включен при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно позиции 18455, подраздела 2140000а, раздела XIII Списка № 2 от 26.01.1991, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

Согласно разделу XIV Списка № 2 от 22.08.1956, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости также имеют слесаря и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Разъяснений Госкомтруда СССР «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10» от 28.02.1991 № 5, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 28.02.1991 № 52, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Согласно справке, уточняющей особый характер работы от 05.04.2016 , выданной АО «Архангельский ЦБК», являющимся правопреемником «АЦБК», периоды работы истца с 17.11.1984 по 13.05.1986 и с 26.07.1988 по 31.05.1991 в качестве электромонтера, занятого на ремонте электрооборудования в электрическом цехе ТЭЦ-1 «АЦБК», предшествовавшие и следовавшие периоду службы в армии истца, выполнялись им постоянно, в течение полного рабочего дня в тяжелых условиях, предусмотренных позицией 18455, подраздела 2140000а, раздела XIII указанного Списка № 2. Указанные условия работы истца также соответствуют и условиям разделу XIV Списка № 2 от 22.08.1956.

Право на включение данных периодов работы истца в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», за исключением периода исправительных работ без лишения свободы с 01.12.1984 по 20.02.1986, ответчиком не оспаривалось. Данные периоды работы истца включены ответчиком в такой стаж в добровольном порядке.

Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца о возложении на ответчика обязанности включить период службы в армии в стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 22 Закона «О страховых пенсиях в РФ», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 94 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере, то есть один год работы исчисляется за один год и шесть месяцев.

При включении в стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» периода службы в армии по призыву с 24.05.1986 по 06.06.1988, стаж работы истца по указанному основанию, с учетом иных периодов работы, добровольно включенных ответчиком в такой стаж на 03.06.2016, составил более 12 лет 06 месяцев.

Как установлено в судебном заседании, истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 31.05.2016, представив необходимые документы. Досрочную страховую пенсию по старости истец просит назначить с 03.06.2016, с даты достижения возраста 50 лет.

Поэтому учитывая, что все иные условия для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» соблюдены, в том числе наличие необходимого стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (более 20 лет), страхового стажа (более 25 лет) и достижение возраста 50 лет, суд считает требования истца об обязании ответчика назначить досрочно страховую пенсии по старости с 03.06.2016 по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Довод представителей ответчика об отсутствии у истца права на такой порядок подсчета указанного стажа, суд считает необоснованным, в силу следующего.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном Постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе, права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.

В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон № 340-1 и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Статьей 3 Закона СССР от 12.10.1967 № 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего в период прохождения ФИО1 службы по призыву и утратившего силу с 01.03.1993, было установлено, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

В рассматриваемом случае истец приобрел право на включение периода службы в армии в связи с действовавшим в этот период Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", которое фактически утратило силу в связи с принятием Закона №340-1, вступившего в силу с 01.01.1992, не предусматривавшего включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.

Между тем, статья 133.1 Закона № 340-1, предусматривала, что время выполняемых до 01.01.1992 подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 01.01.1992 право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего закона.

Таким образом, приобретенные истцом права на включение периода службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ», не могут быть поставлены в зависимость от исчисления иных периодов работы истца по правилам ранее действовавшего законодательства.

Ссылаясь на положения Закона «О страховых пенсиях в РФ» ответчик и его представители не учитывают, что право на льготное исчисление периодов работы до 01.01.2002 истец приобрел на основании статьи 94 Закона № 340-1, в связи с выполнением работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Доводы ответчика и его представителя о том, что город Новодвинск Архангельской области отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, только с 01.01.1992 и потому при исчислении стажа работы по правилам, установленным Законом «О страховых пенсиях в РФ» периоды работы истца до 31.12.1991 не могут быть включены в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, основан на ошибочном толковании норм материального права, а потому отклоняется судом как несостоятельный.

Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», действовавший до 01.01.1992 действительно не предусматривал включение периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в льготном исчислении.

Однако абзацем вторым пункта 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01.03.1960 засчитывается в стаж в полуторном размере, при условии, если работник имел льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах (пункт д статьи 5).

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 № 530/П-28 была утверждена Инструкция о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Пунктом 1 названной инструкции было определено, что льготы, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В силу пункта 2 указанной инструкции льготы, предусмотренные статьями 1,2,3,4 Указа от 10.02.1960, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом от 26.09.1967, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора.

Льготы, предусмотренные статьей 5 Указа от 10.02.1960, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и в местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года.

Поэтому поскольку город Новодвинск Архангельской области с 01.01.1992 отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оснований для отказа истцу в зачете периодов его работы до 31.12.1991 в стаж работы в местности приравненной к районам Крайнего Севера, в календарном исчислении и исчисление страхового стажа и стажа работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» до 01.01.2002 в льготном (полуторном) исчислении не имеется, в том числе и при включении в данный стаж периодов службы в армии.

При подаче искового заявления в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. В связи с чем, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им при подаче искового заявления государственная пошлина в сумме 300 руб., в связи с частичным удовлетворением требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новодвинске Архангельской области о возложении обязанности включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды исправительных работ без лишения свободы, в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды службы в армии и возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости, удовлетворить частично.

Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области обязанность включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период службы в армии по призыву ФИО1 с 24.05.1986 по 06.06.1988.

Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новодвинске Архангельской области обязанность назначить и выплачивать ФИО1 с 03.06.2016 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новодвинске Архангельской области о возложении обязанности включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период исправительных работ без лишения свободы с 01.12.1984 по 20.02.1986 отказать.

Взыскать с государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в г.Новодвинске Архангельской области в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату государственной пошлины, уплаченную истцом при подаче искового заявления в суд, в размере 300 рублей.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд Архангельской области.

Председательствующий А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 05 июля 2017 года.