Дело № 2-285/2020 24RS0040-03-2020-000189-74
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Норильск Красноярского края 04 сентября 2020 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крючкова С.В.,
при секретаре Пеевой С.В.,
с участием помощника прокурора Лямзина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» о возложении обязанности устранить нарушения требований федеральных авиационных правил,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт «Норильск» о возложении обязанности устранить нарушения требований федеральных авиационных правил. Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Аэропорт «Норильск» требований воздушного законодательства при установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчик, осуществляя эксплуатацию аэродрома Светлогорск, не принял мер к разработке и утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск, а также ООО «Аэропорт «Норильск» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Светлогорск при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил. 23.05.2019 в связи с непринятием оператором аэродрома Светлогорск - ООО «Аэропорт «Норильск» мер к получению сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил, Красноярским транспортным прокурором генеральному директору ООО «Аэропорт «Норильск» вносилось представление, по результатам рассмотрения которого предприятие меры к устранению нарушений не приняло. На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Аэропорт «Норильск», выразившееся в непринятии мер к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск, а также к получению в Росавиации документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома Светлогорск – ООО «Аэропорт «Норильск» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат); обязать ООО «Аэропорт «Норильск» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Росавиации документ, подтверждающий соответствие оператора аэродрома Светлогорск – ООО «Аэропорт «Норильск» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат); обязать ООО «Аэропорт «Норильск» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск самостоятельно либо посредством заключения соответствующего договора на оказание услуг по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск.
В судебном заседании помощник прокурора Лямзин А.А. требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «Аэропорт «Норильск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие представитель ответчика не подавал.
Ранее в ходе подготовки дела к рассмотрению от генерального директора ООО «Аэропорт «Норильск» ФИО1 поступил отзыв по делу, согласно которому ООО «Аэропорт «Норильск» полагает, что заявленные Красноярским транспортным прокурором требования являются необоснованными, поскольку в настоящее время аэродром «Светлогорск» функционирует в режиме посадочной площадки. 02.03.2016 закончился срок действия Свидетельства № от 01.09.2006 в отношении аэродрома «Светлогорск», приказом Красноярского МТУ Росавиации от 02.03.2016 № аэродром «Светлогорск» был исключен из Реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (далее – Реестр) и с указанного периода использовался в качестве посадочной площадки (законодательство при этом не содержит требований о сертификации посадочных площадок). Сертификат аэродрома и сертификат эксплуатанта ввиду утраты статуса аэродрома со стороны ООО «Аэропорт «Норильск» не переоформлялись. 01.10.2018 Приказом Красноярского МТУ Росавиации №-П был отменен ранее изданный приказ от 02.03.2016 №, посадочная площадка «Светлогорск» восстановлена в Реестре в качестве аэродрома (основанием для повторного включения сведений относительно посадочной площадки «Светлогорск» в Реестр стало не изменение нормативных требований, характеристик посадочной площадки или принимаемых типов воздушных судов, а выявление формального отсутствия полномочий у территориального управления на принятие такого рода решений в 2016 г.). На момент принятия указанного решения у ООО «Аэропорт «Норильск», соответственно, отсутствовал действующий сертификат эксплуатанта. 22.10.2018 Общество письмом № АН-42/3290 обратилось в адрес Красноярского МТУ Росавиации с просьбой инициировать исключение аэродрома «Светлогорск» из Реестра, а также проинформировало о том, что прием и обслуживание ВС типа Ан-24, Ан-32, Ми-8 планируется осуществлять в статусе посадочной площадки. Учитывая малую интенсивность полетов (1 раз в 2 недели в зимнее время: с октября по апрель), прохождение процедуры сертификации, содержание и эксплуатация «Светлогорска» в статусе аэродрома в настоящее время экономически нецелесообразно.Затраты, связанные с сертификацией аэродрома «Светлогорск» (с учетом необходимых ремонтных мероприятий, приобретения оборудования, привлечения специалистов и т.д.), оцениваются в 2,5 млрд. руб. Ежегодные затраты на содержание аэродрома оцениваются примерно в 100 млн. руб. Рассматриваемый объект инфраструктуры не является коммерчески привлекательным: затраты на его содержание в статусе посадочной площадки составляют около 39 млн. руб. ежегодно, а доходы (без учета доходов по виду деятельности «заправка авиаГСМ») – около 3 млн. руб. ежегодно. При этом его использование носит социальный характер: обеспечение транспортной доступности населения и хозяйствующих субъектов края на основе устойчивого функционирования авиации региона, которое позволяет надежно обеспечивать реализацию инвестиционных проектов и стратегических приоритетов России в Арктической зоне, характеризующейся низкой плотностью населения, неравномерностью распределения транспортной инфраструктуры по территории, высокой затратностью и некоммерческим характером выполнения социально значимых перевозок пассажиров, почты и грузов в районах Крайнего Севера. Основной задачей воздушного транспорта в такой ситуации является обеспечение устойчивых и доступных для большинства населения транспортных связей с труднодоступными районами, в том числе с теми, для которых воздушное сообщение является безальтернативным. В этой связи Общество предприняло меры, направленные на исключение аэродрома «Светлогорск» из Реестра, направив соответствующие обращения в уполномоченные органы, которые находится на рассмотрении. По имеющейся информации, в настоящее время Минтрансом России подготовлен проект соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации о закрытии аэродрома «Светлогорск» и, соответственно, о его исключении из Реестра. Кроме того, до настоящего времени не оформлены договорные отношения между ООО «Аэропорт «Норильск» и ФГУП «АГА (А)», которому имущественный комплекс аэродрома Светлогорск был передан в оперативное управление на основании Распоряжения Росимущества от 17.07.2017 №, по вопросу передачи прав пользования рассматриваемым имущественным комплексом. Росавиацией подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о согласовании передачи в аренду. Таким образом, в настоящее время ООО «Аэропорт «Норильск» не может рассматриваться в качестве оператора аэродрома «Светлогорск», а возложение на ООО «Аэропорт «Норильск» обязанности по обеспечению сертификации аэродрома «Светлогорск» и установлению приаэродромной территории с учетом принятия Распоряжения Правительства Российской Федерации о закрытии аэродрома «Светлогорск» и дальнейшего функционирования его в статусе посадочной площадки приведет к неисполнимости судебного акта (л.д. 92-97).
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Красноярское МТУ Росавиации и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» ФИО2, действующий на основании доверенности, направил отзыв по делу, согласно которому требования прокурора законны и обоснованы.
В силу ст. 233 ГПК РФ с согласия истца суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Установление приаэродромной территории осуществляется в соответствии с основными характеристиками сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, содержащимися в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации или аэродрома экспериментальной авиации (п. 3 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории (далее - Правила), согласно пункту 1 которых в отношении аэродромов гражданской авиации решение об установлении приаэродромной территории принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.
В силу п. 4 Правил проект решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в законную силу Федерального закона от 01.07.2015 № 135 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», подготавливается оператором аэродрома.
При этом, согласно пункту 6 вышеуказанных Правил подготовка проекта решения и пояснительной записки к данному проекту, содержащей, среди прочего, общую характеристику приаэродромной территории; обоснование предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека; обоснование предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, осуществляется на основе результатов проведенных исследований, в том числе научно-исследовательских работ в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэродрома и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
После подготовки проекта решения об установлении приаэродромной территории оператор аэродрома направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствующий территориальный орган указанной службы (п. 7 Правил).
В соответствии с п. 8 Правил проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется оператором аэродрома в Федеральное агентство воздушного транспорта для его утверждения.
Федеральный закон от 01.07.2017 № 135 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» вступил в законную силу со дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, то есть с 01.07.2017.
Согласно ч. 5 ст. 4 вышеуказанного закона по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования (с 26.06.2018) нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полета воздушных судов, влекущим возможность приостановления воздушных перевозок.
Судом установлено, что аэродром Светлогорск включен в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации аэродрома Светлогорск, его эксплуатацию осуществляет ООО «Аэропорт «Норильск», что подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем ООО «Аэропорт «Норильск» мер к разработке и утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск до настоящего времени не принимало, что подтверждено представлением Красноярской транспортной прокуратуры от 23.05.2019 (л.д. 19, 20),ответом ООО «Аэропорт «Норильск» на данное представление от 24.06.2019 (л.д. 21-26), иными материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В силу пункта 3 статьи 8 ВК РФ операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.
Согласно пункту 4 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утверждёнными приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, сертификат выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
Проверкой Красноярской транспортной прокуратуры установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Аэропорт «Норильск» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Светлогорск при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил.
23.05.2019 в связи с непринятием оператором аэродрома Светлогорск - ООО «Аэропорт «Норильск» мер к получению сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил, Красноярским транспортным прокурором генеральному директору ООО «Аэропорт «Норильск» вносилось представление, по результатам рассмотрения которого предприятие меры к устранению нарушений не приняло.
Бездействие ООО «Аэропорт «Норильск» влечет нарушение требований безопасности полетов воздушных судов, создает угрозу возникновения авиационных событий и, как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обращаться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что со стороны ответчика имеет место нарушение требований законодательства о безопасности полетов, что свидетельствует о создании угрозы возникновения авиационных событий, в связи с чем затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами воздушного транспорта, а также лиц, проживающих либо осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории, прилегающей к аэродрома Светлогорск.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные Красноярским транспортным прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, подлежат отклонению, исходя из следующего.
02.03.2016 закончился срок действия Свидетельства № от 01.09.2006 в отношении аэродрома «Светлогорск» (л.д. 28), приказом Красноярского МТУ Росавиации от 02.03.2016 № аэродром «Светлогорск» был исключен из Реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (л.д. 11).
Сертификат аэродрома и сертификат эксплуатанта в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 25.08.2015 № «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» не переоформлялись.
01.10.2018 Приказом Красноярского МТУ Росавиации № был отменен ранее изданный приказ от 02.03.2016 №, посадочная площадка «Светлогорск» восстановлена в Реестре в качестве аэродрома (л.д. 16, 17).
22.10.2018 ООО «Аэропорт «Норильск» письмом № обратилось в адрес Красноярского МТУ Росавиации с просьбой инициировать исключение аэродрома «Светлогорск» из Реестра, а также проинформировало о том, что прием и обслуживание ВС типа Ан-24, Ан-32, Ми-8 планируется осуществлять в статусе посадочной площадки (л.д. 18).
Согласно ч. 4 ст. 41 ВК РФ данные об аэродроме гражданской авиации исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ВК РФ аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.
Соответственно, только решение Правительства Российской Федерации о закрытии аэродрома для обслуживания воздушных судов, оформленное распоряжением, является основанием для последующего исключения аэродрома из Реестра.
Как указано выше, на момент рассмотрения дела решение о закрытии аэродрома «Светлогорск» и, соответственно, о его исключении из Реестра уполномоченным государственным органом не принималось.
Таким образом, в настоящее время ООО «Аэропорт «Норильск» является оператором аэродрома «Светлогорск», в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению ввиду их соответствия закону и обстоятельствам дела.
При этом ответчик не лишен права в случае принятия уполномоченным государственным органом решения об исключении аэродрома «Светлогорск» из Реестра заявлять требование о прекращении исполнительного производства.
Доводы ответчика об экономической неэффективности эксплуатации аэродрома Светлогорск как об основании отказа в удовлетворении иска судом отклоняются как противоречащие закону.
В силу ст. 103 ГПК РФ суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в доход местного бюджета государственной пошлины 300 рублей.
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» о возложении обязанности устранить нарушения требований федеральных авиационных правил – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Аэропорт «Норильск», выразившееся в непринятии мер к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск, а также к получению в Росавиации документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома Светлогорск – ООО «Аэропорт «Норильск» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат).
Обязать ООО «Аэропорт «Норильск» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Росавиации документ, подтверждающий соответствие оператора аэродрома Светлогорск – ООО «Аэропорт «Норильск» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат).
Обязать ООО «Аэропорт «Норильск» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск самостоятельно либо посредством заключения соответствующего договора на оказание услуг по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Светлогорск.
Взыскать с ООО «Аэропорт «Норильск» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в районе Кайеркан Красноярского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в районе Кайеркан Красноярского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.В. Крючков
Мотивированное решение принято 11.09.2020