УИД 55RS0016-01-2022-000419-13
Дело № 2 - 285/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года р.п. Кормиловка
Кормиловский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Дементьевой Е.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием истца Иванова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Алексея Александровича к Казенному учреждению Омской области «Центру учета и содержания собственности Омской области», Министерству имущественных отношений Омской области о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Иванов А.А. обратился в суд с иском к Казенному учреждению Омской области «Центру учета и содержания собственности Омской области» (далее по тексту - КУ Омской области « ЦУС»), Министерству имущественных отношений Омской области о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, в обоснование которого указал, что на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлена квартира располроженная по адресу: <адрес>. В настощий момент квартира находится в собственности КУ Омской области « ЦУС». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» с заявлением о приватизации жилого помещения, истцу было отказано, в связи с тем, что не представлена справка подтверждающая регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истцу ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет, был выпускником ПТУ-14 <адрес>, до момента исполнения 18-лет находился в детском доме, жилого помещения не имел, возможности встать на регистрационный учет не было. Просит признать за Ивановым А.А. право собственности в порядке приватизации жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле, в качестве соответчика привлечено Министерство Имущественных отношений Омской области.
Истец Иванов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанными в исковом заявлении, просил требования удовлетворить, дополнительно пояснив, что период нахождения без регистрации по месту жительства сотавляет 11 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ (момент исполнения 18-летнего возраста ) по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика КУ«ЦУС» Д.Г. Добшиков, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, а также письменный отзыв, указывая, что КУ«ЦУС» распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О передаче Казенному учредждению Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» недвижимого имущества, находящегося в казне Омской области» указанное жилое помещение, отнесено к специализированному жилищному фонду Омской области и передано на баланс КУ«ЦУС» для обеспечения жильем детей-сирот по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р, КУ«ЦУС» ДД.ММ.ГГГГ заключило договор социального найма жилого помещения № с нанимателем Ивановым А.А. Поскольку спорное жилое помещение за КУ«ЦУС» не закреплено ни на праве хозяйственного ведения, ни на праве оперативного управления, а передовалось на баланс, как объект казны Омской области для заключения соответсвующего договора найма по поручению собственника –Министертсва имущественных отношений Омской области, у КУ«ЦУС» отсутвуют полномочия заниматься вопросами передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. КУ«ЦУС» является не надлежащим ответчиком, просит отказать в удовлетворении требований к ответчику КУ«ЦУС» в связи с тем, что прав истца КУ«ЦУС» не нарушало (л.д. 59-61).
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участия не принимал, изначально привлено к участию в деле в качестве третьего лица, ДД.ММ.ГГГГ представитель Д.Д. Черных, действующий на основании доверенности №ИСХ-22/МИО/02-02-01/3 от ДД.ММ.ГГГГ, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, а также письменный отзыв, указывая, что жилое помещение предоставлено Иванову А.А. на основании распоряжения Минимущества №-р от ДД.ММ.ГГГГ и догвоора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом не были представлены документы о регистрации по месту пребывания или месту жительства, в связи с чем БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» правомерно отказало в приватизации спорного жилого помещения.
Представитель третьего лица БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, а также письменный отзыв, указывая, что истцом не были представлены документы подверждающие регистрацию по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также не не представлендокументы, подверждающие факт не использования истцом права на приватизацию в период проживания на территорри Черниговского сельского поселения кормиловского района, в связи с чем заявление было возвращено, одновременно разъяснялось о возможности повторного обращения после предоставления указанных документов.
Представители третьих лиц Администрация Кормиловского муниципального района Омской области, Администрация Кормиловского городсколго поселения Кормиловского муниципального района Омской области, в судебное заседание представителя не направили, в представленном суду ходатайстве, просили рассмотреть дело без участия представителя.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ч. 5 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как следует из норм ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений..
В соответствии со ст. 6 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях.
Из разъяснений, данных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8, "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что при отказе в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения возникает спор о праве гражданском и потому он должен разрешаться судом в порядке искового производства.
В ходе судебного заседания установлено, что истец Иванов А.А. проживает в квартире по адресу: <адрес>, р.<адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Договор социального найма заключен на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ4 года №-р о предоставлении жилого помещения по догвоору социального найма(л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» с заявлением о приватизации данной квартиры, ДД.ММ.ГГГГ представил дополнительные сведения. На свое заявление получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором ему сообщили, что Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п « Об утверждении Условий приватизации жилых помещений жилищного фонда социального использования Омской области» определен перечень документов необходимых для приватизации жилых помещений. Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определены требования к субъектам приватизации. Ивановым А.А. не представлены документы подверждающие регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также не представлена справка из Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района о том, что за период проживания на территорри указанного поселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не использовано право приватизации муниципального жилого помещения.
Как следует Справки выданной Администрацией Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегестрирован по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегестрирован по месту жительства: <адрес> (л.д. 10).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной Администрацией Черниговского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской области Иванов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегестрирован по месту жительства: <адрес>. За указанны йпериод на территоррии Черниговского сельского поселения Кормиловского района Омской области право приватизации не использовал (л.д. 9).
Как следует из копии лицевого счета представленной Администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, Иванов А.А. по адресу: <адрес> зарегестрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Таким образом период отсутвия регистрации по месту жительства у Иванова А.А. составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» № от ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.А. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территоррии Омской области не использовал.
Таким образом, истец обладает правом на участие в приватизации жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, поскольку в силу вышеприведенных норм закона право на участие в приватизации имеют только граждане Российской Федерации.
Дополнительно судом отмечается, согласно п.4 Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-п, К заявлению на приватизацию жилого помещения прилагаются: ордер (при вселении граждан в жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ); договор социального найма жилого помещения; выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении жилого помещения; копия финансового лицевого счета, выдаваемая органом управления многоквартирным домом, либо иной документ, содержащий сведения о размере общей и жилой площади занимаемого жилого помещения, об основании вселения в жилое помещение, о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его жительства, выданные не ранее чем за десять рабочих дней до дня подачи заявления на приватизацию жилого помещения; выписка из Единого банка данных объектов собственности Омской области, подтверждающая нахождение жилого помещения в собственности Омской области; справка об использовании права на приватизацию жилья лицами, участвующими в приватизации жилого помещения, выданная бюджетным учреждением Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации", либо иной документ, подтверждающий однократность приобретения жилья в собственность бесплатно в порядке, установленном федеральным законодательством; копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, каждого гражданина, участвующего в приватизации жилого помещения; разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения (в случаях, установленных федеральным законодательством); заявление (заявления) об отказе от участия в приватизации жилого помещения в случаях, предусмотренных настоящими Условиями.
Таким образом законом не предусматривается обязательное условие предоставления документов подтчверждающих регистрацию истца по месту жительства. Наличие периодов, в которые истец не имел регистрации по месту жительства, не должно влиять на предоставленное законом право на приватизацию занимаемого истцом в установленном порядке жилого помещения.
На основании ст. 10 ЖК РФ Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
Рассматривая довод КУ«ЦУС» согласно которому, не является собственником имущества, квартира расположенная по адресу: <адрес> передана на баланс КУ«ЦУС» на основании распоряжения Минестерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения жильем детей-сирот, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Как отмечалось ранее, спорное жилое помещение предоставлено Иванову А.А. по договору социального найма.
Спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, Основанием возникновения права собственности Омской области является Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№.304432,. На основании Распоряжения отДД.ММ.ГГГГ№-р «О передаче Казенному учреждению Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» недвижимого имущества, находящегося в казне <адрес>» жилое помещение <адрес> передано КУ«ЦУС». Согласно п. 3 недвижимое имущество передано как уполномоченной организации в сфере управления казенным имуществом Омской области.
Между тем ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Таким образом, заявленные требования истца подлежат удовлетворению каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа в приватизации не имеется. Спорное жилое помещение предоставлено истцу на условиях социального найма; истец ранее не участвовал в приватизации занимаемых им жилых помещений, не имеет на праве собственности жилых помещений, имеет подтверждение регистрации в ДД.ММ.ГГГГ, отсутвие регистрации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванова Алексея Александровича к Казенному учреждению Омской области «Центру учета и содержания собственности Омской области», Министерству имущественных отношений Омской области о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение удовлетворить в полном объеме.
Признать за Ивановым Алексеем Александровичем право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для регистрации или прекращения регистрации права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Решение суда в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд Омской области.
Судья Е.Т. Дементьева
Мотивированное решение суда изготовлено: 16 мая 2022 года
Судья Е.Т. Дементьева