Куйтунский районный суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Куйтунский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2010г. Р.п. Куйтун
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Яковец Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-286 (10) по заявлению Клочкова Л.Л. об оспаривании распоряжения Правительства Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Клочков Л.Л. обратился с заявлением к Губернатору Иркутской области об оспаривании распоряжения Правительства Иркутской области № 164-рп от 18.08.2010г. В обоснование своего требования указал, что Губернатор Иркутской области Мезенцев Д.Ф. принял единоличное решение, опубликованное в газете «Областная» № 95 от 20.08.2010г. Считает, что указанное решение не основано на законе, предусматривает создание «рабочих групп» из должностных лиц «четверки» государственных организаций, осуществляющих деятельность на общественных началах по полномочиям должностных лиц государственной службы. Полагает, что безопасность движения, техника безопасности и охрана окружающей среды при эксплуатации тракторов и иных машин, а также реализация требований правил регистрации машин вытекают из каждодневных должностных полномочий лиц указанных в распоряжении Губернатора № 164-рп. Считает, что законодательством РФ Губернатор не руководствовался. Правила государственной регистрации тракторов…» принятые за основу единоличного распоряжения № 164-рп от 18.08.2010г. не содержат нормы на проведение профилактической операции Трактор. Статья 67 Устава Иркутской области по смыслу далека от внеочередного вмешательства государства в частную жизнь гражданина. Считает, что такими действиями Губернатор создал препятствия естественному ходу жизни на один месяц и возможность коррупции не ограниченную сроком. Заявитель xxxxxxx, опасается, что на его самодельный трактор «члены рабочей группы» навлекут непригодное к эксплуатации состояние. Полагает, что указанным распоряжением создана дискриминация, целесообразность намерений Губернатора в данном случае не предусмотрена законом. Нарушено право равенства перед законом, правосубъектность заявителя (ст. 19 конституции РФ), поставлена под сомнение, и это препятствует ее применению. Считает, что Губернатор Иркутской области оказывает неуважение частной жизни гражданина, вопреки ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так как собственников тракторов и самоходных машин созданная «четверка» с помощью мэра Куйтунского района будет «отлавливать» и выжимать … в распоряжении не указано что. Тем самым считает, что в газете «Областная» № 95 от 20.08.2010г. публично объявлено неуважение человеческому достоинству заявителя государством в лице Губернатора Иркутской области, нарушены гарантированные ч. 1 ст. 21 Конституции РФ права. Просит суд признать создание «рабочей группы» из должностных лиц государственной службы с целью обеспечения безопасности движения, техники безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации тракторов и иных машин незаконным л.д. 3).
Клочков Л.Л. извещенный судом, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания л.д. 25), в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие л.д. 27).
Представитель Правительства Иркутской области - Губернатор Иркутской области на основании Устава Иркутской области доверенностью от 01.07.2010г. № 02-01-724/10 уполномочил заместителя начальника главного правового управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Еремину Ж.В. представлять интересы Правительства Иркутской области л.д. 34).
Представитель Правительства Иркутской области по доверенности № 02-01-724/10 от 01.07.2010г. Еремина Ж.В. в возражениях на заявление Клочкова Л.Л. просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Просила провести судебное разбирательство в отсутствие представителя Правительства Иркутской области. В обоснование возражений указано, что распоряжение Правительства Иркутской области не противоречит законодательству и не нарушает права и свободы гражданина, не создает препятствий к осуществлению прав и свобод. Не возлагает какую-либо обязанность, не привлекает к ответственности Клочкова Л.Л. Распоряжением Правительства Иркутской области дано поручение службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области в период с 1 сентября по 1 октября 2010г. организовать и обеспечить профилактической операции «Трактор» и на период проведения данной операции создать в городах и районах Иркутской области рабочие группы в составе главных государственных инженеров-инспекторов городов и районов по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники службы Гостехнадзора Иркутской области, представителей министерства сельского хозяйства Иркутской области, представителей агентства лесного хозяйства Иркутской области, представителей службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, а также по согласованию представителей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Иркутской области, Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, государственной инспекции труда в Иркутской области. Также в распоряжении Правительства Иркутской области даны рекомендации главам муниципальных образований Иркутской области принять участие в проводимой профилактической операции «Трактор». Считает, что, таким образом, распоряжение Правительства Иркутской области не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина и является актом ненормативного характера. Распоряжение правительства Иркутской области принято в рамках установленных законодательством полномочий. Распоряжение Правительства Иркутской области от 18.08.2010г. № 164-рп «О проведении профилактической операции «Трактор» официально опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 20.08.2010г. № 95. Заявление подано 21.08.2010г. до начала профилактической операции «Трактор» и доказательств нарушения оспариваемым актом прав и свобод заявителя не представлено л.д. 29-33).
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, приходит к следующему.
Установлено, что заявитель Клочков Л.Л. имеет в собственности самоходное шасси самодельное л.д. 11).
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).
Судом установлено, что 18.08.2010г. принято Распоряжение Правительства Иркутской области № 164-рп «О проведении профилактической операции «Трактор», которое официально опубликовано в общественно-политической газете «Областная» от 20.08.2010г. № 95. В распоряжении указано, что оно издано в целях обеспечения безопасности движения, техники безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также реализации требований Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995г. Руководствуясь ст. 67 Устава Иркутской области: 1. Службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области а) в период с 1 сентября по 1 октября 2010г. организовать и обеспечить проведение профилактической операции «Трактор»; б) на период проведения профилактической операции "Трактор" создать в городах и районах Иркутской области рабочие группы в составе главных государственных инженеров-инспекторов городов и районов по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Службы Гостехнадзора Иркутской области, представителей министерства сельского хозяйства Иркутской области, представителей агентства лесного хозяйства Иркутской области, представителей службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, а также по согласованию представителей государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Иркутской области, Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственной инспекции труда в Иркутской области; 2. Рекомендовать главам муниципальных образований Иркутской области принять участие в проводимой профилактической операции "Трактор" л.д. 9).
Клочков Л.Л. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, просит признать создание «рабочей группы» из должностных лиц государственной службы с целью обеспечения безопасности движения, техники безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации тракторов и иных машин незаконным, то есть просит признать незаконным подпункт «б» пункта 1 указанного распоряжения Правительства Иркутской области.
Поскольку фактически заявителем было оспорено в части Распоряжение Правительства Иркутской области определением суда о подготовке и назначении гражданского дела к судебному разбирательству было привлечено к участию в деле в качестве лица, чьи действие обжалуются - Правительство Иркутской области л.д. 1).
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Распоряжением Правительства Иркутской области, как справедливо указано в возражениях представителя Правительства Иркутской области дано поручение службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области в период с 1 сентября по 1 октября 2010г. организовать и обеспечить профилактической операции «Трактор» и на период проведения данной операции создать в городах и районах Иркутской области рабочие группы в составе главных государственных инженеров-инспекторов городов и районов по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники службы Гостехнадзора Иркутской области, представителей министерства сельского хозяйства Иркутской области, представителей агентства лесного хозяйства Иркутской области, представителей службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, а также по согласованию представителей Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Иркутской области, Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, государственной инспекции труда в Иркутской области. Также в распоряжении Правительства Иркутской области даны рекомендации главам муниципальных образований Иркутской области принять участие в проводимой профилактической операции «Трактор».
Согласно абз. 3 п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.12.1993г. № 1391 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» в систему органов Гостехнадзора входят государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.
Согласно п. 4 указанного Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации органы Гостехнадзора в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 27.01.1998г. № 38 «Об итогах профилактической операции «Трактор» в 1997г.» утверждено Положение о проведении ежегодной профилактической операции под условным наименованием «Трактор». Согласно п. 1.1. указанного Положения профилактическая операция - месячник под условным наименованием "Трактор" проводится в целях обеспечения безопасности движения, техники безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". В соответствии с п. 1.3. указанного Положения по решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на период проведения операции "Трактор" создаются рабочие группы по предложению государственных инспекций гостехнадзора.
В состав группы включаются представители государственных инспекций гостехнадзора, отраслевых органов государственного управления, внештатные инспекторы гостехнадзора, а также при согласовании с МВД, ГУВД, УВД - представители подразделений Госавтоинспекции. Для участия в работе группы целесообразно привлечь работников территориальных органов Госстандарта России, Минприроды России, служб безопасности движения и охраны труда организаций, средств массовой информации и представителей общественности.
Согласно п. 1.4. Положения операция - месячник "Трактор" проводится в приемлемый по времени для субъектов Российской Федерации месяц в течение периода (июнь - сентябрь) с представлением отчетов в Главгостехнадзор России до 1 ноября текущего года.
Согласно подпунктам 56, 57 п. 2 ст. 26.3. Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов:
осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
осуществления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что распоряжение Правительства Иркутской области принято в рамках его компетенции.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
Согласно ч. 1 ст. 64 Устава Иркутской области Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим свою деятельность в коллегиальных и единоначальных формах.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 66 Устава Иркутской области и ч. 6 ст. 12 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Губернатор Иркутской области, осуществляя общее руководство деятельностью Правительства Иркутской области, подписывает правовые акты, постановления и распоряжения Правительства Иркутской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Устава Иркутской области и ч. 1 ст. 12 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Правительство Иркутской области принимает правовые акты в форме постановлений Правительства Иркутской области и распоряжений Правительства Иркутской области.
Согласно ч. 4 ст. 67 Устава Иркутской области и ч. 1 ст. 12 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» распоряжения Правительства Иркутской области являются актами индивидуального правового регулирования, принимаются по оперативным и другим текущим вопросам, не требующим нормативного правового регулирования.
Довод представителя лица, чьи действия оспариваются о том, что заявление подано 21 августа 2010г. до начала профилактической операции «Трактор» и доказательств нарушения оспариваемых актом прав и свобод заявителем не представлено полностью нашел свое подтверждение в судебном заседании.
В остальной части доводы заявителя сводятся к неверному пониманию и толкованию положений федерального и областного законодательства.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Правительства Иркутской области принято в установленном законодательством порядке, не нарушает каких-либо прав заявителя, является законным и обоснованным, соответствует федеральному законодательству.
Кроме того, действие оспоренного распоряжения Правительства Иркутской области распространялось на период с 1 сентября по 1 октября 2010г.
Согласно ст. 60 закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» правовой акт области или его часть прекращает свое действие в случае истечения срока, на который было рассчитано действие правового акта или его части временного характера.
Таким образом, на момент вынесения решения действие оспариваемого распоряжения Правительства Иркутской области прекращено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Клочкова Льва Леонидовича о признании создания «рабочей группы» из должностных лиц государственной службы с целью обеспечения безопасности движения, техники безопасности и охраны окружающей среды при эксплуатации тракторов и иных машин незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, начиная с 10 ноября 2010 года, через Куйтунский районный суд.
Председательствующий судья: С.Г. Балабан
Решение не вступило в законную силу