Дело № 2-343/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Тверь 26 февраля 2020 года
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Никифоровой А.Ю.,
при секретаре Грабовой М.С.
с участием представителя истца администрации города Твери и третьего лица департамента ЖКХ и строительства администрации города Твери – ФИО1, действующей на основании доверенностей,
представителя ответчика ФИО2
представителя третьего лица ООО «Тверская генерация» ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью «Лазурь» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить замечания,
установил:
Администрация города Твери обратилась в суд с исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к обществу с ограниченной ответственностью «Лазурь» с требованиями признать незаконным бездействие ООО «Лазурь» по не устранению замечаний, указанных в акте проверки готовности ООО «Лазурь» к отопительному периоду 2019 - 2020 годов от 04.09.2019 года и обязать ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов, содержащиеся в акте проверки готовности ООО «Лазурь» к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства (по адресу: <адрес>) график реструктуризации задолженности, согласованный поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД.
В обоснование уточненных требований указано, что в соответствии с п. 6 постановления администрации города Твери от 29.04.2019 № 478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов» (далее - Постановление) управляющим организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к отопительному периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170) (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда № 170), и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила эксплуатации тепловых энергоустановок № 115).
Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления администрации города Твери от 20.09.2019 № 1168 «О пуске отопления в городе Твери» обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация», теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности на территории города Твери и (или) имеющим источники тепловой энергии, обслуживающие жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери и прочих потребителей необходимо приступить с 23.09.2019 к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2019 год.
В соответствии с п. 6.3. Постановления управляющим компаниям, расположенным на территории города Твери, в срок до 06.09.2019 надлежало представить в департамент ЖКХ и строительства оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду и выписку из реестра лицензии, выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.
При этом установлено, что срок предоставления документов может быть продлен до 15.09.2019 с учетом этапов гидравлических испытаний, утвержденных сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2019 год.
Департамент ЖКХ и строительства в течение пяти рабочих дней со дня получения от потребителей (управляющих компаний) документов, предусмотренных пунктом 6.3 Постановления осуществляет их проверку и, при наличии замечаний, руководствуясь пунктом 17 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду) обеспечивает подписание акта проверки готовности к отопительному периоду с приложением перечня замечаний с указанием сроков их устранения (п 9.1 Постановления).
Согласно требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, и приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 24.06.2019 № 78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов» оценка готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2019-2020 годов осуществляется комиссией при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к отопительному периоду 2019 - 2020 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии (далее - Комиссия) в составе, утвержденном Постановлением.
Пунктом 5 Программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 24.06.2019 № 78-ОД, установлено, что в ходе проведения проверки потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду комиссией по проверке готовности потребителей тепловой энергии (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК) города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов проверяются документы, согласно Приложения № 3 к Программе, а при необходимости проводится выезд с целью осмотра объектов проверки, по результатам которого составляется акт по форме согласно Приложения № 5.1 к Программе.
К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (п. 3 Правил оценки готовности к отопительному периоду).
В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, уполномоченным органом должны быть проверены, в том числе, отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией (подп. 14 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду).
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным Правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе, готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Исходя из Правил оценки готовности к отопительному периоду, обязанность по подготовке к отопительному периоду возложена именно на потребителя (управляющую организацию).
Анализируя вышеназванные нормы права, техническая готовность теплооборудования, теплоустановок и тепловых сетей к началу отопительного сезона состоит в выполнении потребителем всего комплекса технических мероприятий по проверке и обеспечению надежной и безопасной эксплуатации теплосистем, а также соответствие их технического состояния установленным правилам и требованиям.
Ответчик, являясь потребителем по договору теплоснабжения, перед началом отопительного периода 2019-2020 годов обязан выполнить предусмотренные выше мероприятия, по итогам которых представить в адрес Департамента ЖКХ и строительства акт готовности к отопительному периоду, а в случае выявления в ходе проверки представленного акта замечаний устранить их в установленные сроки.
По итогам проведения оценки готовности ООО «Лазурь» к отопительному периоду 2019 - 2020 годов Комиссией выдан акт проверки готовности от 04.09.2019 с указанием замечаний и сроков для их устранения.
Несмотря на требования действующего законодательства общество, являющееся потребителем тепловой энергии, при наличии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, не представило в департамент ЖКХ и строительства документы, подтверждающие устранение, содержащихся в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019 - 2020 годов, замечаний и в срок до 20.09.2019 не устранило выявленные замечания.
Полагает, что нарушение требований по подготовке жилого фонда к работе в осеннее - зимний период может привести к опасности для жизни людей.
Ссылаясь на положения ч. ч. 2, 5 ст. 17 Федерального закона № 190-ФЗ указывает, что в случае, если потребители тепловой энергии не будут своевременно и в полном объеме вносить плату за оказанные теплоснабжающей организацией услуги по передаче тепловой энергии, теплоснабжающая организация будет вынуждена сокращать расходы, предусмотренные в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии, в том числе в части проведения текущего ремонта тепловых сетей, что, в свою очередь, отразится на качестве предоставляемой услуги по горячему водоснабжению и отоплению, что приведет к нарушению прав граждан - жителей города Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественных коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель истца и третьего лица департамента ЖКХ и строительства поддержала заявленные требования, с учетом их уточнения, обосновав доводами изложенными в иске и уточненном иске.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, дополнительно пояснил, что между ООО УК «Лазурь» и ООО «Тверская генерация» существуют правоотношения по иным договора, договор ресурсоснабжения № 790224 от 01.05.2019 года в адрес управляющей компании не направлялся, и не заключался обществом с ООО «Тверская генерация». В связи с чем по данному договору не может быть задолженность и соответственно предъявлен график реструктуризации в администрацию г.Твери.
Представитель третьего лица ГУ «ГЖИ» Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представителем Главного управления предоставлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение представителя истца и третьего лица департамента ЖКХ и строительства ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ООО «Тверская генерация» ФИО3, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Статьей 6 названного Федерального закона установлены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в частности п. 4 ч. 1 данной статьи установлены полномочия по выполнению требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Частями 2, 3 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления, соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти
Частью шестой вышеприведенной статьи установлено, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе, готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения установлен Правилами оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103).
В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено, в числе прочего, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель (подп. 14 п. 16 Правила оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103).
В целях своевременной и качественной подготовки городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 – 2020 годов администрацией города Твери 29.04.2019 принято постановление №478 «О подготовке городского хозяйства к работе в отопительный период 2019 - 2020 годов», в соответствии с пунктом шестым которого, управляющим организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери, предписано проводить подготовку жилищного фонда к отопительному периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115.
В соответствии с п. 6.3 постановления №478 от 29.04.2019 управляющим организациям, расположенным на территории города Твери предписано в срок до 06.09.2019 предоставить в департамент ЖКХ и строительства оформленный акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов с представлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду и выписку из реестра лицензии, выданную Главным управлением «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.
При этом установлено, что срок предоставления документов может быть продлен до 15.09.2019 с учетом этапов гидравлических испытаний, утвержденных сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2019 год.
Приказом департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 №78-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 – 2020 годов» утверждена Программа проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 – 2020 годов и утверждены составы комиссий по проверке готовности потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 – 2020 годов.
Пунктом 5 данной программы установлено, что в ходе проведения проверки потребителей тепловой энергии города Твери комиссиями проверяются документы, подтверждающие выполнение требований раздела IV Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115).
Сторонами по делу не оспаривается, что ООО «УК Лазурь» является организацией, осуществляющей основной вид деятельности - деятельность по управлению эксплуатации жилого фонда за вознаграждение, в управлении которой находятся многоквартирные дома. Вышеуказанные обстоятельства так же подтверждаются сведениями ЕГРЮЛ и сведениями ГИС «ЖКХ».
Также сторонами не оспаривается, что ООО «УК Лазурь» является потребителем тепловой энергии, на которого возложена обязанность по подготовке к отопительному периоду, и что такая готовность подлежит соответствующей проверке, что так же следует из пункта 38 Перечня управляющих организаций города Твери, объекты которых подлежат проверке по оценке готовности к отопительному периоду 2019 – 2020 годов (Приложение 1 к программе проведения проверки готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019 – 2020 годов).
Ответчиком 04.09.2019 в адрес департамента ЖКХ и строительства, для подписания, представлен акт проверки готовности ООО «УК Лазурь» к отопительному периоду 2019 – 2020 годов.
Из представленного в материалы дела акта о проверки готовности ООО «УК Лазурь» к отопительному периоду 2019 – 2020 годов от 04.09.2019 следует, что в ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила, что основные требования по подготовке обществом не выполнены, в связи с чем сделан вывод о неготовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду.
Из перечня замечаний предъявленных ООО «УК Лазурь» по оценке готовности к отопительному периоду 2019 – 2020 годов (приложения к акту от 04.09.2019) следует, что отсутствует график реструктуризации задолженности, согласованный с поставщиком тепловой энергии (п. 2 замечаний). Установлен срок исправления замечаний до 20.09.2019.
При этом сторонами не оспаривается, что в установленный срок замечания исправлены не были.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Под реструктуризацией долга следует понимать любое изменение первоначальных договоренностей кредитора и должника в связи с затруднительностью погашения долга прежним способом. Цель реструктуризации - получить исполнение обязательств иным способом, отличным от установленного договором.
При этом следует учитывать, что стороны свободны как в выборе условий соглашения о реструктуризации имеющейся задолженности, так и имеют возможность согласиться либо не согласиться с условиями, предложенными каждой из сторон.
Кроме того, необходимо учитывать, что заключение соглашения о реструктуризации долга является правом, а не обязанностью кредитора.
Заявляя требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности согласованного с поставщиком тепловой энергии истец, по сути просит обязать ответчика совершить действия, которые не могут быть выполнены только волеизъявлением должника.
Возложение на ответчика такой обязанности может привести к нарушению свободы в заключении договора, в частности принятия условий кредитора невыгодных для должника или с которыми, при иных обстоятельствах он мог бы не согласиться.
Так же суд приходит к выводу, что заявляя требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению графика реструктуризации задолженности, согласованного с поставщиком тепловой энергии, истец исходит, в числе прочего, из положений подп. 14 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103) в соответствии с которым, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду подлежит проверке отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
При этом данные положения Правил не определяют порядок установления факта наличия задолженности за тепловую энергию, а так же порядок погашения такой задолженности, а устанавливает обязательные требования, выполнение которых подлежит проверке уполномоченным органом в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному сезону.
Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что в материалы дела представлен проект договора ресурсоснабжения № 79024 от 01 мая 2019 года, заключаемый между ООО «Тверская генерация» и ООО «УК Лазурь».
В ходе судебного разбирательства представителем ООО «УК Лазурь» указано на то, что данный договор не был направлен в управляющую компанию для согласования условий и подписания, в связи с чем считается незаключенным, а следовательно, отсутствует какая –либо по нему задолженность. Документов, свидетельствовавших о том, что стороны считают договор действительным, между сторонами не подписывалось.
В качестве доказательств свидетельствующих о направлении проекта договора управляющей компании, ООО «Тверская генерация» ссылается на направления по почте по адресу: <адрес>, что подтверждается реестр отправки с отметкой почтового отделения от 31.05.2019 года.
Вместе с тем, согласно отчета об отслеживании Почта России трек-№, 03 июля 2019 года проект договора возвращен отправителю с отметкой почтового отделения по иным обстоятельствам, который получен последним 04.07.2019 года
Кроме того, судом учтено, что с 23.05.2019 года юридический адрес регистрации ответчика ООО «УК Лазурь»: <адрес> оф. 17, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика также оспаривалось заключение указанного выше договора и наличия задолженности по указанному договору у управляющей компании.
Доказательств свидетельствующих об обратном в материалах дела не имеется.
Пунктом 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Принимая во внимание указанные нормы права и установив, что проект договора не направлялся в адрес управляющей организации, существенные условия договора не согласованы между ООО «Тверская генерация» и ООО «УК Лазурь», то не имеется оснований полагать о заключении между сторонами договора № от 01 мая 2019 года, а следовательно, и наличия задолженности по договору.
При таких обстоятельствах, требования искового заявления администрации г.Твери в части возложения на ответчика обязанности устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверки готовности ООО «УК Лазурь» к отопительному периоду и о предоставлении в департамент ЖКХ и строительства графика реструктуризации задолженности по договору № 79024 от 01 мая 2019 года, согласованного с поставщиком тепловой энергии, в соответствии с пунктом 10 Приложения 3 к Программе проведения проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2019-2020 годов, утвержденной приказом Департамента ЖКХ и строительства от 24.06.2019 № 78-ОД не подлежат удовлетворению.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд так же приходит к выводу, что не предоставление ответчиком графика реструктуризации задолженности не может быть признано незаконным бездействием.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Администрации города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Лазурь» о признании незаконным бездействие по не устранению замечаний, указанных в акте поверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от 04.09.2019 года для получения паспорта готовности к отопительному периоду, обязании в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить замечания, выявленные при проверке готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов и содержащиеся в акте проверке готовности к отопительному периоду и представить в Департамент ЖКХ и строительства документы, подтверждающие отсутствие задолженности за потребленную тепловую энергию перед теплоснабжающей организацией, предусмотренные подпунктом 14 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня изготовления в окончательном виде.
Мотивированное решение суда изготовлено 04 марта 2020 года.
Председательствующий: А.Ю.Никифорова