ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2860/2022740017-01-2022-003445-10 от 21.09.2022 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-2860/2022 74RS0017-01-2022-003445-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2022 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Барашевой М.В.,

при секретаре Дербеневой Н.Н.,

с участием прокурора Казаковой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2860/2022 по иску прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйной сети,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее – ОМС «КУИ ЗГО»), в котором просит:

признать бесхозяйным имуществом инженерное сооружение: сеть водоотведения от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес>, ориентировочная протяженность 76 м;

возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление федеральной службы с заявлением и документами о постановке на учет в качестве бесхозяйного: сеть водоотведения от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес>, ориентировочная протяженность 76 м.

В обоснование исковых требований указал на то, что в результате проведенной прокуратурой города Златоуста проверки по информации Министерства строительства и инфраструктуры на предмет бездействия органа местного самоуправления по своевременному принятию на учет бесхозяйных сетей установлено, что на территории Златоустовского городского округа имеется объект жилищно-коммунальной сферы, собственники у которого отсутствуют. В муниципальную собственность объект не принят, в реестре муниципального имущества городского округа не состоит, на баланс и обслуживание организациям коммунального комплекса администрацией города не передан, документы, подтверждающие право собственности, отсутствуют. В адрес Главы ЗГО ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении допущенных нарушений закона. До настоящего времени меры по устранению нарушений не приняты. К компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, именно ответчик обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, и в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ проведена замена третьего лица Златоустовского отделения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее Управление Росреестра по Челябинской области) (л.д. 3об.).

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ответчик до настоящего времени не принял меры к постановке на учет указанных объектов инфраструктуры, в связи с чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика ОМС «КУИ ЗГО» ФИО1, действующий на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), в судебном заседании не отрицал наличие бесхозяйных объектов. Комитет в добровольном порядке предпринимает меры для постановки таких объектов на учет: объявлен конкурс по изготовлению кадастровых паспортов, после чего ОМС «КУИ ЗГО» обратиться в Управление Росреестра для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного. Все ответы были направлены в Прокуратуру г. Златоуста.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 20), направил в адрес суда письменное мнение (л.д. 23-24).

Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой г. Златоуста проверки выявлено, что на территории Златоустовского городского округа имеется 21 объект жилищно-коммунальной сферы, в том числе сеть водоотведения от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес> ориентировочной протяженностью 76м, в муниципальную собственность который не принят, в реестре муниципального имущества не состоит, на баланс и обслуживание организациям коммунального комплекса администрацией городского округа не передан, документы, подтверждающие право собственности, отсутствуют. Администрация ЗГО не обратилась в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества спорный объект коммунальной инфраструктуры, не определила организацию, которая будет их содержать.

Прокуратурой города Златоуста в адрес Главы Златоустовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении нарушений закона в жилищно-коммунальной сфере путем принятия конкретных мер: обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, а после обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности (л.д. 9).

На данное представление был дан ответ (л.д. 10) о рассмотрении представления, планировании ОМС «КУИ ЗГО» на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключить со специализированной организацией муниципального контракт на оказание услуг по проведению работ на 21 выявленный бесхозяйный объект жилищно-коммунальной сферы и предоставить технические планы, необходимые для постановки их на кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества и в дальнейшем признать право муниципальной собственности в судебном порядке.

ОМС «КУИ ЗГО» в прокуратору г. Златоуста ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ о том, что Комитетом со специализированной организацией будет заключен муниципальный контракт на оказание услуг по проведению кадастровых работ в отношении 20 бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной сферы (л.д. 11).

Распоряжением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Златоустовский Водоканал» определено эксплуатирующей организацией для бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения, указанных в приложении, до момента признания права собственности на бесхозяйные объекты; утвержден перечень бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения в приложении, на ОМС»КУИ ЗГО» возложена обязанность обеспечить постановку на учет бесхозяйного имущества и подача иска о признании муниципальной собственностью данных объектов; заместителю Главы ЗГО по инфраструктуре возложена обязанность обеспечить передачу ООО «Златоустовский Водоканал» по акту бесхозяйных сетей, перечисленных в приложении, на период до признания права муниципальной собственности, контроль за надлежащим содержанием и обслуживание бесхозяйных сетей (л.д. 12).

Согласно приложению распоряжению (л.д. 12об.) в перечень бесхозяйных объектов водоснабжения и возведения под включена инженерная сеть: канализационная сеть от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес>, диаметр – 200 мм, материл – керамика, протяженностью 76 п/м, канализационные колодцы 3шт.

ООО «Златоустовский «Водоканал» на запрос суда сообщило, что документы на эксплуатацию для бесхозяйного объекта у общества отсутствуют, такой участок в пользование не передавался (л.д. 17).

В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. (п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ)

Согласно ст.226 Гражданского кодекса РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.Уставом Златоустовского городского округа вопросы организации в границах городского округа электроснабжения населения отнесены к предмету ведения местного самоуправления (п.п.4 п.2 ст.6 Устава).

В структуру органов местного самоуправления Городского округа входит Администрация Златоустовского городского округа и Комитет по управлению имуществом ЗГО. (п.п.3,5 п.1 ст.15 Устава)

К полномочиям Администрация округа относится: организация в границах городского округа электроснабжения населения (п.п.7 п.2ст.27 Устава). К полномочиям Комитета по управлению имуществом ЗГО относится: осуществления приема в муниципальную собственность движимого и недвижимого имущества; передает имущество, находящееся в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление, безвозмездное пользование, аренду, наем и контролирует его использование (п.п.2,3 п.1 ст.30 Устава).

В соответствии с п.6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с Порядком принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (п. 2 Порядка).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (п. 3 Порядка).

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (п. 4 Порядка).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей:

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов (п. 5 Порядка).

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (п. 8,9 Порядка).

В силу ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Следовательно, именно орган местного самоуправления должен обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом обязанностей.

Однако ОМС «КУИ ЗГО» свою обязанность не исполнил, до настоящего времени не обратился в предусмотренном порядке в Управление Росреестра с заявлением о постановке на учет спорного объекта недвижимости.

Отсутствие собственника объекта жилищно-коммунального хозяйства влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке на учет как бесхозяйной вещи объекта недвижимости – канализационная сеть от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес>, диаметр – 200 мм, материл – керамика, протяженностью 76 п/м, канализационные колодцы 3шт., в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости признания инженерной сети: канализационная сеть от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес>, диаметр – 200 мм, материл – керамика, протяженностью 76 п/м, канализационные колодцы 3шт., бесхозяйным объектом недвижимости.

Следовательно, на ОМС «КУИ ЗГО» следует возложить обязанность обратиться в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением и документами о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости инженерную сеть: канализационная сеть от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес>, диаметр – 200 мм, материл – керамика, протяженностью 76 п/м, канализационные колодцы 3шт

С учетом принципа разумности и необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, процедуры заключения муниципальных контрактов на проведение кадастровых работ, суд считает возможным установить срок исполнения обязанности ОМС «КУИ ЗГО» по выполнению данной обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 68, 103, 198-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Златоуста удовлетворить.

Признать бесхозяйным объект недвижимости – инженерную сеть: канализационная сеть от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес>, диаметр – 200 мм, материл – керамика, протяженностью 76 п/м, канализационные колодцы 3шт.

Возложить на Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйной объекта недвижимости – инженерной сети: канализационная сеть от КК1 у <адрес> до КК4 на магистральном коллекторе по <адрес>, диаметр – 200 мм, материл – керамика, протяженностью 76 п/м, канализационные колодцы 3шт.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий М.В. Барашева

Решение не вступило в законную силу