ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2861/13 от 28.11.2013 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2-2861/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2013 года г. Моршанск

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

федерального судьи Моисеевой О.Н.,

с участием прокурора г.Моршанска Алехиной Е.Ю.

при секретаре К.Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению   прокурора <адрес>, действующего в интересах Ч.Е.С., к администрации <адрес> о признании решения администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным и возложении на администрацию <адрес> обязанности восстановить семью в списках участников указанной подпрограммы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах Ч.Е.С. обратился в суд с заявлением к администрации <адрес> о признании решения администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным и возложении на администрацию <адрес> обязанности восстановить семью в списках участников указанной подпрограммы.

В обоснование своих требование указал, что прокуратурой города проведена проверка по заявлению Ч.Е.С. о нарушениях жилищного законодательства, связанных с исключением её семьи из списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

При проведении проверки было установлено, что в связи с отсутствием жилья постановлением администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Ч.Е.С. вместе с сыном Ч.Б.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения была поставлена на очередь по улучшению жилищных условий.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семья Ч.Е.С. была исключена из списка участников районной целевой Программы «Обеспечение жильём молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» в связи с несоответствием семьи одному из условий программы -достижением Ч.Е.С. возраста 36 лет.

По факту нарушения жилищных прав Ч.Е.С. прокуратурой города в адрес главы <адрес> было внесено представление с требованием о восстановлении её семьи в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» с сохранением первоначальной хронологической последовательности.

Однако, по   результатам рассмотрения представления требования прокуратуры были отклонены, жилищные права Ч.Е.С. восстановлены не были, что явилось основанием для обжалования решения администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в судебном порядке.

На основании ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные и иные денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений.

Правительством Российской Федерации было принято постановление № от 13.05.2006, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Указанные Правила устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 685.

Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной - выплаты в планируемом году
не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для
оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Молодежи - доступное жилье» областной целевой программы «Жилище» органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> осуществляют формирование списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату.

<адрес> формирует список молодых семей -участников федеральной и областной программ, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию «<адрес>».

Порядок и условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей», и в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № которым утверждена областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> на 2011 - 2015 годы», включающая подпрограмму "Молодёжи -доступное жильё».

Установленные в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, соответствуют условиям, ранее указанным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семья Ч.Е.С.в количестве 2-х человек (Ч.Е.С. и несовершеннолетнего Ч.Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как молодая семья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» с 24.04.2009.

Таким образом, на момент принятия решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» (постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № 275) семья Ч.Е.С. отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - участников подпрограммы.

При этом решение межведомственной комиссии по предоставлению субсидии на приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации района об исключении семьи Ч.Е.С. из списков участников подпрограммы не отвечает целям действующего законодательства, поскольку и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, не предусматривали возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме, в том числе по признакам достижения предельного возраста.

В соответствии с п.п. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, несоответствие молодой семьи требованиям,

предусмотренным п.6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей. При этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста также не является.

Поскольку семья Ч.Е.С. на момент первоначального включения в подпрограмму в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в подпрограмме, подлежащей реализации в 2011 -2015 годах, оснований для ее исключения с учетом изложенного выше не имелось.

Более того, в связи с исключением семьи Ч.Е.С. из списка участников подпрограммы, она была лишена возможности получения впоследствии социальной выплаты на приобретение жилья.

Просит признать решение администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из списков подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным и обязать администрацию <адрес> восстановить семью Ч.Е.С. в списках участников подпрограммы«0беспечение жильем молодых семей».

В судебном заседании прокурор Алехина Е.Ю. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила признать решение администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из списков подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным и обязать администрацию <адрес> восстановить семью Ч.Е.С. в списках участников подпрограммы«0беспечение жильем молодых семей».

Ч.Е.С. исковые требования, заявленные прокурором поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика-<адрес>, действующая по доверенности, Т.С.В. вопрос об удовлетворении исковых требований о признании решения администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из списков подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным и понуждении администрации <адрес> восстановить семью Ч.Е.С. в списках участников подпрограммы«0беспечение жильем молодых семей», исковые требования признала в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора <адрес> в интересах Ч.Е.С. подлежащим удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города проведена проверка по заявлению Ч.Е.С. о нарушениях жилищного законодательства, связанных с исключением её семьи из списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

При проведении проверки было установлено, что в связи с отсутствием жилья постановлением администрации Куликовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № Ч.Е.С. вместе с сыном Ч.Б.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения была поставлена на очередь по улучшению жилищных условий.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семья Ч.Е.С. была исключена из списка участников районной целевой Программы «Обеспечение жильём молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы» в связи с несоответствием семьи одному из условий программы -достижением Ч.Е.С. возраста 36 лет.

По факту нарушения жилищных прав Ч.Е.С. прокуратурой города в адрес главы <адрес> было внесено представление с требованием о восстановлении её семьи в списках участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» с сохранением первоначальной хронологической последовательности.

Однако, по   результатам рассмотрения представления требования прокуратуры были отклонены, жилищные права Ч.Е.С. восстановлены не были, что явилось основанием для обжалования решения администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в судебном порядке.

На основании ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные и иные денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений.

Правительством Российской Федерации было принято постановление № от 13.05.2006, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Указанные Правила устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 685.

Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной - выплаты в планируемом году
не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для
оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Молодежи - доступное жилье» областной целевой программы «Жилище» органы местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> осуществляют формирование списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату.

<адрес> формирует список молодых семей -участников федеральной и областной программ, изъявивших желание получить социальную выплату, по муниципальному образованию «<адрес>».

Порядок и условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей», и в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № которым утверждена областная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в <адрес> на 2011 - 2015 годы», включающая подпрограмму "Молодёжи -доступное жильё».

Установленные в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, соответствуют условиям, ранее указанным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семья Ч.Е.С.в количестве 2-х человек (Ч.Е.С. и несовершеннолетнего Ч.Б.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как молодая семья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» с 24.04.2009.

Таким образом, на момент принятия решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» (постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № 275) семья Ч.Е.С. отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей - участников подпрограммы.

При этом решение межведомственной комиссии по предоставлению субсидии на приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации района об исключении семьи Ч.Е.С. из списков участников подпрограммы не отвечает целям действующего законодательства, поскольку и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, не предусматривали возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме, в том числе по признакам достижения предельного возраста.

В соответствии с п.п. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1050, несоответствие молодой семьи требованиям,

предусмотренным п.6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей. При этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста также не является.

Поскольку семья Ч.Е.С. на момент первоначального включения в подпрограмму в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в подпрограмме, подлежащей реализации в 2011 -2015 годах, оснований для ее исключения с учетом изложенного выше не имелось.

Более того, в связи с исключением семьи Ч.Е.С. из списка участников подпрограммы, она была лишена возможности получения впоследствии социальной выплаты на приобретение жилья.

  При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора <адрес>, действующего в интересах Ч.Е.С., к администрации <адрес> о признании решения администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным и возложении на администрацию <адрес> обязанности восстановить семью в списках участников указанной подпрограммы -подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Ч.Е.С., к администрации <адрес> о признании решения администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным и возложении на администрацию <адрес> обязанности восстановить семью в списках участников указанной подпрограммы- удовлетворить.

Признать решение администрации <адрес> об исключении семьи Ч.Е.С. из списков подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» незаконным.

Обязать администрацию <адрес> восстановить семью Ч.Е.С. в списках участников подпрограммы«0беспечение жильем молодых семей».

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Моршанский районный суд.

Решение принято в окончательной форме: 03 декабря 2013 года.

Федеральный судья: О.Н.Моисеева.