ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2862/2021(УИД440001-01-2021-004659-84 от 22.11.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2862/ 2021(УИД 44RS0001-01-2021-004659-84)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2021 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.

при секретаре Богуш Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту строительства, топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области об обязании произвести выплату субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению жилищно- коммунального хозяйства администрации города Костромы и Департаменту строительства, топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области об обязании произвести выплату субсидии.

В обоснование заявленных требований указал, что в 2019 г. в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> была произведена замена лифтового оборудования по подпрограмме «Модернизация или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», утверж. Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014г. № 100-а.27 мая 2019 г. в адрес Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Костромы была направлена заявка о предоставлении субсидии на замену лифтового оборудования. Субсидии от Управления жилищно- коммунального хозяйства были получены: 31 января 2020 г. в размере 100000 руб., 05 февраля 2020 г. в размере 100000 руб.,10 февраля 2020 г. в размере 100000 руб., 13 февраля 2020 г. в размере 100000 руб. и 18 февраля 2020 г. в размере 91770 руб. 50 коп.Согласно порядка получения субсидии из городского и областного бюджетов, после получения компенсации из городского бюджета в полном объёме, ООО «Управляющая компания «Костромской дом» в январе 2020 г. направила заявку о компенсации части затрат за выполненные работы по модернизации и замене лифтового оборудования по вышеуказанному адресу. В Департамент топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области, который компенсировать затраты отказался, сославшись на положения п. 9 приложения № 7 Постановления администрации Костромской области от 26.03. 2014 № 100-а, предусматривающего, что до 10 декабря текущего финансового года должны быть предоставлены платёжные поручения, подтверждающие поступление субсидий из местного бюджета. Однако неисполнение данного требования произошло по обстоятельствам, независящим от собственников помещений и управляющей организации, т.к. окончанием оплаты субсидии из местного бюджета является дата 18 февраля 2020 г. Со ссылкой на положения ст. 15 ГК РФ, истец просил суд признать действия Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Костромы по несвоевременному перечислению субсидий в отношении многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> незаконными. Просит также обязать Департамент строительства, топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области произвести выплату субсидии в размере 25% по выполненным работам по замене лифтового оборудования в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования уточнил, отказавшись от заявленных исковых требований к Управлению жилищно- коммунального хозяйства администрации города Костромы. Исковые требования к Департаменту строительства, топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области об обязании произвести выплату субсидии поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика- Управления жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Костромы ФИО2.(действующая по доверенности) обоснованность исковых требований не признала. В обоснование заявленной позиции указала, что в целях реализации мероприятий, предусмотренных региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утверждённой постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 г. № 100-а, постановлением администрации г. Костромы от 26 сентября 2017 г. № 2593, утверждён Порядок предоставления субсидий из бюджета г. Костромы на финансовое обеспечение( возмещение части) затрат, связанных с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Костромы. Во исполнение условий предоставления субсидий, предусмотренным вышеназванным Порядком, 15 июля 2019 г. между Управлением и ООО «УК «Костромской дом» заключено соглашение № 1 о предоставлении из бюджета г.Костромы субсидии управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирными домами. Предметом Соглашения является предоставление управляющей компании субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с модернизацией или заменой лифтового оборудования. Реестром получателей субсидий № 2 от 17 июля 2019 г. определён размер субсидии, подлежащей перечислению- 1 310 977, 50 руб. Согласно п.3.3 Соглашения и пунктов 1.6.2.8 Порядка, перечисление субсидии осуществляется единовременно на счёт получателя не позднее 17 рабочего дня, следующего за днём предоставления получателем в Управление документов, указанных в п.3.1.2 Соглашения в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Субсидия была перечислена на расчётный счёт УК в полном объёме в период с 02.12.2019 по 18.02.2020, что подтверждается платёжными поручениями. Обязательства перед получателями субсидии исполнены. Считает, что истцом не доказано нарушение его прав, подлежащих восстановлению в судебном порядке.

Представитель ответчика, Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, ФИО3 (действующий по доверенности) обоснованность исковых требований не признал. В судебном заседании и письменном отзыве указал, что Порядок предоставление субсидий из областного бюджета управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на возмещение части затрат на модернизацию или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области был утверждён Приложением № 7 к постановлению администрации Костромской области от 26 марта 2014 г. № 100-а «Об утверждении региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы». В силу п.8 Порядка для получения субсидии получатель субсидии в срок до 10 декабря текущего финансового года представляет главному распорядителю как получателю бюджетных средств( Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области) документы, в том числе копии платёжных поручений, подтверждающих поступление субсидии из местного бюджета на возмещение части затрат на модернизацию лифтового оборудования на счёт получателя субсидии. Истец не оспаривает тот факт, что окончание выплаты субсидий из местного бюджета приходится на 18 февраля 2020 г.. В силу данного обстоятельства, истец не смог обратится в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, в предусмотренный срок- до 10 декабря текущего финансового года. Вместе с тем, департамент не мог принять иное решение в силу п. 12 Порядка. Каких-либо исключений из данного правила Порядком не предусмотрено. В настоящее время постановлением администрации Костромской области от 21.12.2020 № 599а Порядок признан утратившим силу, предоставление субсидий в отношении работ, выполненных до 2019 г. в настоящее время не осуществляется.

Представитель третьего лица- ООО «Управляющая компания «Костромской дом» Рубан В.Л. ( действующая по доверенности) в судебном заседании считает требования ФИО1 законными и обоснованными. В обоснование заявленной позиции указала, что дом в котором собственником является истец, находится в управлении УК. Управляющей компании был предоставлен протокол общего собрания собственников на котором было решено произвести модернизацию лифтов. Был заключен договор подряда. Модернизацию двух лифтов подрядчик закончил 27.03.2019, ремонт третьего лифта был закончен в марте 2019 года. После оформления документов, УК обратилась с заявкой на получение субсидии. Было заключено соглашение о предоставлении субсидий. Последний платёж от администрации города Костромы поступил 18.02.2020 года. Без получения платёжных поручений и перечисления всей суммы Управляющая компания не может обратиться в департамент строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области. Понимая, что может пропустить срок, предусмотренный на обращение с заявлением о предоставлении субсидии, Управляющая компания написала в Департамент письмо с просьбой чтобы они предусмотрели выплаты. Но в последующем, в связи с нарушением срока, в выплате субсидии, было отказано.

Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 22 ноября 2021 г. производство по исковому заявлению ФИО1 к Управлению жилищно- коммунального хозяйства администрации города Костромы о признании действий незаконными- прекращено.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 г. № 100-а «Об утверждении региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы», утверждён Порядок предоставления субсидий из областного бюджета управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на возмещение части затрат на модернизацию или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области(Приложение № 7).

Утверждённый Порядок регулировал предоставление субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям на финансовое обеспечение затрат в связи с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области.

Субсидии предоставлялись некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат в связи с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации либо превысившего срок эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области ( п.2 Приложения).Субсидии предоставлялись в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Костромской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области как получателя средств областного бюджета (далее - главный распорядитель как получатель бюджетных средств), на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка( п.3 Приложения).

Субсидии предоставлялись в размере 25% от стоимости работ по модернизации лифтового оборудования в соответствии с проектной документацией и договором подряда на выполнение работ по модернизации лифтового оборудования( п.8).

Для получения субсидии некоммерческая организация до 10 декабря текущего финансового года должна предоставить главному распорядителю как получателю бюджетных средств по адресу: 156013, <адрес>, в числе прочих документов: платежное поручение, подтверждающее поступление на счет некоммерческой организации субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение части затрат в связи с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, в размере, предусмотренном подпунктом 4 пункта 6 настоящего Порядка ( п.9 Приложения).

Копии документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, представляются некоммерческой организацией с предъявлением оригиналов документов для обозрения. Главный распорядитель как получатель бюджетных средств проверяет копии документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, на их соответствие оригиналам и возвращает оригиналы документов некоммерческой организации( п. 10).

22 декабря 2020 года Постановлением администрации Костромской области от 21.12.2020 N 599-а Приложение № 7 признано утратившим силу.

Постановлением Администрации города Костромы от 26 сентября 2017 г. № 2593 утверждён Порядок предоставления субсидий из бюджета города Костромы некоммерческим организациям на финансовое обеспечение затрат, связанных с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы.

Согласно Порядка представления субсидий… субсидии предоставляются некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения затрат, связанных с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации либо превысившего срок эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы…(п.1.2 Порядка).

Поручателями субсидии являются некоммерческие организации, указанные в пункте 4 Порядка определения объёме и предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям на финансовое обеспечение затрат в связи с модернизацией или заменой лифтового оборудования…( п.1.3).

Возмещению за счёт средств субсидии подлежат обоснованные и документально подтверждённые затраты, понесённые получателями субсидий в связи с выполнением работ, указанных в п. 1.2 Порядка, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств( п.1.5).

Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Костромы на соответствующий финансовый год в пределах бюджетных ассигнований( п.2.2. Порядка).

Управление жилищно- коммунального хозяйства г. Костромы в течение 07 рабочих дней со дня регистрации документов, при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии, заключает с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии по форме, утверждённой Управлением финансов администрации г. Костромы, направляет в Управление финансов администрации г. Костромы реестр получателей субсидии с указанием наименования получателя субсидии, его банковских реквизитов и размера субсидии, а также платёжное поручение для перечисления средств субсидии в порядке, определённой соглашением в пределах остатка лимитов бюджетных обязательств( п.2.4).

Управление финансов с соответствии с предоставленным Управлением реестром получателей субсидий перечисляет средства субсидии на расчётный счёт, не позднее десятого рабочего дня после принятия решения о предоставлении субсидии( п.2.5).

Субсидии предоставляются в размере 25% от стоимости работ по модернизации лифтового оборудования в соответствии с проектной документацией и договором на выполнение работ по модернизации лифтового оборудования(п.2.8).

Истец ФИО1 является собственником жилого помещения, <адрес>(? доля в праве), расположенной в <адрес>.

Протоколом б\н общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> ФИО1 избран председателем совета многоквартирного дома.

Сторонами в судебном заседании не отрицалось, что в 2019 году в жилом <адрес> в <адрес>, по решению собственников, по договору подряда был осуществлён ремонт 3 лифтов.

В целях возмещения части затрат, связанных с модернизацией или заменой лифтового оборудования в количестве 3 штук по вышеназванному адресу, между Управлением жилищно- коммунального хозяйства администрации города Костромы и ООО «УК «Костромской дом»( в управлении которого находится жилой <адрес>) заключено Соглашение №1 о представлении из бюджета города Костромы субсидии управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирными домами на возмещение части затрат, связанных с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы от 15 июля 2019 г( п.1.1 Соглашения).

Соглашением предусмотрено, что перечисление субсидии осуществляется единовременно на счёт получателя, открытый в отделении № 8640 Сбербанка России г. Кострома, не позднее 17 рабочего дня, следующего за днём представления Получателем в Управление Документов, указанных в пункте 3.1.2 настоящего соглашения( п.3.3).

Реестром получателей субсидий от <дата> определено, что размер субсидии, подлежащей перечислению ООО «Управляющая компания «Костромской дом» по адресу: <адрес> составляет 1 310 977, 50 руб.

Как следует из представленных копий платёжных поручений; от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> от <дата>, от <дата>, от <дата> от <дата>, от <дата> субсидия была перечислена на расчётный счёт УК Управлением жилищно- коммунального хозяйства администрации города Костромы в полном объёме.

Анализ вышеназванных обстоятельств, свидетельствует о том, что ответчик -Департамент строительства, топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области, в связи с не предоставлением до 10 декабря текущего финансового года платежных поручений, подтверждающих поступление на счет некоммерческой организации (ООО УК «Костромской дом») субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение части затрат в связи с заменой лифтового оборудования, обоснованно отказал в предоставлении субсидии собственникам <адрес>.

Доводы истца о том, что в данном случае отсутствует вина в несвоевременном обращении с документами со стороны ООО «УК « Костромской дом»( действующей по поручению собственников), которое было лишено данной возможности в силу несвоевременного перечисления части субсидий из местного бюджета, судом оценены. Данные доводы не могут быть приняты во внимание, т.к. срок предоставления документов установлен действующим нормативно- правовым актом Костромской области, он является обязательным, исключений в данном акте не содержится.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 к Департаменту строительства, топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области об обязании произвести выплату субсидии- подлежат оставлению без удовлетворения.

Суд считает необходимым отметить, что Приложением № 14 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы утверждён Порядок определения объёма и предоставления в 2021 г. субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям на возмещение части затрат в связи с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, который регулирует порядок определения объема и предоставления в 2021 году субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям на финансовое обеспечение затрат в связи с заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области.

Согласно п.п.2-4 вышеназванного Приложения в целях возмещения части затрат в связи с модернизацией или заменой лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации либо превысившего срок эксплуатации, ремонтом лифтовых шахт в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, произведенных в рамках реализации мероприятий подпрограммы до 30 ноября 2019 года, предоставляются субсидии. В данном случае к категории получателей субсидий относятся некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), являющиеся региональным оператором и осуществляющие деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора либо на специальном счете, в качестве владельца которого выступает региональный оператор и в срок до 30 ноября 2019 года выполнившие работы по модернизации лифтового оборудования в рамках мероприятий подпрограммы.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту строительства, топливно- энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Костромской области об обязании произвести выплату субсидии- оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова

Решение принято в окончательной форме: 29 ноября 2021 г.

Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова