ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2863/2023 от 19.12.2023 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2-2863/2023

55RS0026-01-2023-002765-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Знаменщикова В.В.,

при секретаре судебного заседания Терлеевой М.Н., помощнике судьи Тихонове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 19 декабря 2023 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО4 к ФИО16 товарищества собственников жилья «Курортный», главе Чернолучинского городского поселения ОМР Омской области, обществу с ограниченной ответственностью «Лайт», обществу с ограниченной ответственностью «Лайт-Аква» о восстановлении теплоснабжения, нечинении препятствий в пользовании тепловой энергии и восстановлении подключении к котельной,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО4 обратились в суд с названным исковым заявлением, указывая, что являются собственниками <адрес> соответственно в многоквартирном <адрес>. В отопительный сезон в их квартиру прекращена подача отопления через централизованные сети. Решение общего собрания собственников помещений в данном доме о переходе квартир в доме на индивидуальное газовое отопление нельзя признать законным, так как за это проголосовали не все собственники жилых помещений. Кроме того переоборудование и перепланировка квартир, ведущая к нарушению работы инженерных систем, не допускается. Председатель ТСЖ «Курортный» понуждала к газификации всех квартир в доме для целей отопления. Председатель ТСЖ и глава поселения путем угроз ввели в заблуждение часть собственников квартир, которые установили индивидуальные приборы отопления в своих квартирах. Ответчики являются пенсионерами и не имеют возможности перехода на индивидуальное отопление. Глава Чернолучинского городского поселения ОМР Омской области уклоняется от исполнения обязанностей и восстановлении теплоснабжения населения. Председатель ТСЖ на собрании от 20.05.2023 обнародовала на собрании уведомление ООО «Лайт-Аква» - владельца котельной об отключении теплоснабжения дома с 01.05.2023. Ссылки ООО «Лайт-Аква» принадлежность котельной и отсутствие средств на погашение задолженности перед поставщиками газа в связи с большими тратами на ремонт оздоровительного комплекса «Русский лес» (в состав которого входит котельная) противоречат требований законодательства о теплоснабжении. Полагают, что в соответствии со схемой теплоснабжения Чернолучинского г/п от действующих котельных объективных причин для приостановления теплоснабжения не имеется.

В названной связи после уточнения иска просили обязать председателя ТСЖ «Курортный», главу Чернолучинского городского поселения ОМР Омской области, ООО «Лайт», ООО «Лайт-Аква» восстановить теплоснабжение принадлежащих им квартир, не чинить препятствия в пользовании тепловой энергией и восстановить подключение к котельной.

В судебном заседании ФИО5, ФИО6, ФИО7 уточненные исковые требования поддержали.

Председатель ТСЖ «Курортный» ФИО8 в предыдущем судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель Администрации Чернолучинского г/п ОМР Омской области ФИО9, представитель ответчиков ООО «Лайт», ООО «Лайт-Аква» и третьего лица ООО «Дом отдыха «Русский Лес» Казарян Н.Д. также представили возражения по иску, указав, что территория базы отдыха «Русский Лес» ранее принадлежала тресту, имущество которого было приватизировано вместе с котельными, теплотрассой. Жилые дома, в которых проживают истицы, предназначались для работников треста. Дома отапливались котельной треста. В настоящее время территория базы отдыха «Русский Лес» закрыта на реконструкцию, котельные не функционируют. Собственники жилых помещений за 3 года предупреждались о выводе из эксплуатации котельной. В связи с чем ими было принято решение о переходе на индивидуальное газовое и электрическое отопление. Все собственники квартир, за исключением истцов, перешли на индивидуальное отопление. Им предлагалось за счет средств юридического лица обустроить электрическое отопление, от чего они отказались.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных свидетельств о государственной регистрации права ФИО5 с 31.08.2011, ФИО6 с 08.06.2006 и ФИО7 с 02.06.2006 являются собственниками <адрес>, 15 и 16 соответственно в жилом <адрес> по ул. с/п Русский Лес в д.<адрес> в <адрес>.

По делу не оспаривалось, что централизованное отопление помещений в данном доме в 2023 году прекращено и, что управление общим имуществом в указанном доме осуществляет ТСЖ «Курортный».

Судом установлена, что территория базы отдыха «Русский Лес» ранее принадлежала тресту, имущество которого было приватизировано вместе с котельными, теплотрассой. Жилые дома, в которых проживают истицы, предназначались для работников треста. Дома отапливались котельной треста.

Согласно представленных реестровых дела на квартиры истцов данные жилые помещения ранее принадлежали ОАО «Строительный трест № 1» и были приобретены гражданами у данной организации по договорам купли-продажи ( ФИО7 по договору от 28.03.2006, ФИО6 по договору от той же даты). ФИО5 приобрела квартиру у ФИО10 по договору купли-продажи от 01.08.2011

На территории Чернолучинского городского поселения утверждена схема теплоснабжения на основании постановления главы Администрации Чернолучинского городского поселения ОМР Омской области 13.06.2023 № П-23/ЧРНОМС-55, которой предусмотрены поставщики теплоснабжения и переход многоквартирных жилых домов, отапливаемых ООО «Лайт-Аква» на индивидуальные источники теплоснабжения

ООО «Лайт» с 03.04.2007 является собственником котельной на твердом топливе литера П и котельной на жидком топливе литера М, расположенных по адресу: <адрес>, д.<адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

На основании договор аренды № 1 от 01.10.2021, заключенного между ООО «Лайт» и арендатором ООО «Лайт-Аква», указанные котельные, а также сети водоснабжения протяженностью 1, 1 км. - холодное водоснабжение, 2, 2 км. - горячее водоснабжение, телоснабжения общей протяженностью 2, 2 км. переданы в пользование ООО «Лайт-Аква».

В соответствии с приказом ООО «Лайт» № 2 от 28.07.2021 деятельность общества в связи с реконструкцией корпусов временно приостановлена.

ДД.ММ.ГГГГ главе ФИО3 городского поселения ОМР <адрес> поступило сообщение от ООО «Дом отдыха «Русский Лес» о намерении с ДД.ММ.ГГГГ отказаться от аренды строения котельной на жидком топливе литера М, расположенной по адресу: <адрес>, дп. Чернолучинский, <адрес> с инженерными сетями теплоснабжения и снабжения горячей водой, в том числе для нужд ТСЖ 2231 п.м и установленным оборудованием в связи с тяжелым финансовым положением. В том же сообщении указано, что обязанность по обеспечению нужд ТСЖ горячим водоснабжением и отоплением переходит к собственнику котельной ООО «Лайт».

В ответ на данное обращение глава ФИО3 городского поселения ОМР <адрес> направил директору ООО «Дом отдыха «Русский лес» требование от 27.05.2022в соответствии ч 5 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» о приостановлении вывода котельной из эксплуатации на срока три года в связи с невозможностью найти в настоящее время альтернативный способ отопления и организации горячего водоснабжения, так как ООО «Дом отдыха «Русский лес» согласно утвержденных схем тепло и водоснабжения является единственным поставщиком коммунальных услуг в жилых домах по адресу: <адрес>, д.<адрес>, ул. с/п Русский лес, 1,2, 3 и 4.

Информация о прекращении работы котельной была доведена и до ТСЖ «Курортный».

ДД.ММ.ГГГГ проведено собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес>, д.<адрес>, ул. с/п Русский лес с участием главы ФИО3 городского поселения, где за газификацию жилого дома для целей отопления высказались 10 собственников жилых помещений из 16.

На общем собрании собственников помещений в многоквартирном <адрес>, д.<адрес>, ул. с/п Русский лес от ДД.ММ.ГГГГ из оставшихся 7 собственников квартиры за перехода на индивидуальное газовое отопление высказались 4 человека.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Лайт Аква» предлагалось истцам обеспечение электрическим обогревателями, от чего они отказались.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Лайт Аква» и ТСЖ «Курортный» подписан акт об отключении систем теплопотребления ТСЖ «Курортный», а именно домов с 1 по 4 по ул. с/п Русский лес в д.<адрес> в <адрес>.

На обращение ФИО5 в <адрес> о несогласии с отключением от централизованного теплоснабжения представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на необходимость обращения в администрацию городского поселения либо в суд.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

В силу части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация надежного обеспечения теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вопросы вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации регламентированы статьей 21 Закона о теплоснабжении, согласно которой, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5).

Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (часть 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (действовали в спорный период).

Правилами предусмотрено, в частности, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями. Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов (пункт 14).

В случае если вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей предусмотрен схемой теплоснабжения, вывод из эксплуатации осуществляется в сроки, установленные схемой теплоснабжения (пункт 15).

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (пункт 16)

Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления (пункт 18).

При этом согласование с потребителями не означает получения от них согласия на вывод из эксплуатации. Наличие разногласий потребителей не является основанием для отказа в согласовании вывода тепловых сетей из эксплуатации, а может послужить основанием для принятия решения о приостановлении вывода.

В данном случае от потребителей не поступили разногласия относительно планируемого вывода тепловых сетей из эксплуатации.

Вместе с тем, даже если бы потребители направили разногласия, это не повлекло бы отказа в выводе.

Пунктом 17 Правил N 889 прямо предусмотрено, что потребители могут направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения.

В 2020 года до сведения ТСЖ «Курортный» и собственников в жилых домах 1-4 по ул. с/п Русский лес в д.<адрес>, как на сходах граждан по инициативе органа местного самоуправления, так и на общем собрании собственников помещений в дома была доведена информация о выводе из эксплуатации котельной и сетей теплоснабжения.

ТСЖ «Курортный» к отзыву было приложено уведомление от ООО «Дом Отдыха «Русский лес», адресованное ДД.ММ.ГГГГ главе ФИО3 городского поселения ОМР <адрес>. Возражений от собственников в адрес владельца котельной и сетей не поступало.

В соответствии с пунктом 22 Правил, вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется после получения согласования на вывод из эксплуатации от органа местного самоуправления,

В случае, если от органа местного самоуправления в срок, предусмотренный пунктом 18 настоящих Правил, заявителю не поступит решение по результатам рассмотрения уведомления, заявитель вправе вывести объекты из эксплуатации в сроки, указанные в уведомлении.

Таким образом вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей произведен в согласованный с органом местного самоуправления срок и в установленном порядке.

В силу пункта 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

Таким образом, ТСЖ в силу закона несет ответственность за предоставление коммунальных услуг.

Судом установлено, что ТСЖ «Курортный» и ФИО3 городского поселения ОМР <адрес> предпринимались меры для обеспечения теплоснабжения потребителей в жилых домах 1-4 по ул. с/п Русский лес в д.<адрес>.

Проводились сходы граждан и общие собрания собственников помещений в домах

В 2020 году был возведен газопровод для обустройства альтернативного источника теплоснабжения жителей названных домов.

К моменту прекращения подачи тепловой энергии и началу отопительного сезона 2023/2024 собственники квартир в жилых домах 1-4 по ул. с/п Русский лес в д.<адрес> были переведены на индивидуальные источники теплоснабжения, за исключением истцов-собственников 3 квартир.

В рассматриваемом случае отсутствуют основания и возможность для восстановления централизованного отопления для 3 квартир.

В данной ситуации следует принять во внимание и положения ст. 10 Гражданского кодека РФ о недопустимости злоупотребление правом, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.

Истцы на протяжении 3 лет с момента, когда стало известно о предстоящем выводе котельной, бездействовали, за оспариванием действий (бездействия) ФИО3 городского поселения ОМР и собственника котельной не обращались.

В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отсутствие отопления квартир истцов нарушает права соседей, несет риск разрушения общего имущества, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле обращения собственников квартир в адрес ТСЖ «Курортный».

Учитывая изложенное и в отсутствие признаков незаконности действий (бездействия) ответчиков, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО4 к ФИО16 товарищества собственников жилья «Курортный», главе ФИО3 городского поселения ОМР <адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Лайт», обществу, обществу с ограниченной ответственностью «Лайт-Аква» о восстановлении теплоснабжения, нечинении препятствий в пользовании тепловой энергии и восстановлении подключении к котельной оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи жалобы через Омский районный суд <адрес>.

Судья В.В. Знаменщиков

Мотивированное решение изготовлено 25.12.2023