Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2013 год
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.
При секретаре Додоновой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>», МУП <адрес> «Астрводоканал», ОАО «МРСК Юга-Астраханьэнерго», индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным и обязании подключить горячее, холодное водоснабжение, отопление и электроснабжение
У С Т А Н ОВ И Л :
<адрес> обратился в суд с вышеуказанными требованиями и указывает, что прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в жилые помещения общежития по <адрес>, подача холодного и горячего водоснабжения, отопления, предоставление услуг водоотведения не осуществляется. Горячее и холодное водоснабжение отсутствует, обязанность по организации надлежащего водоснабжения населения муниципального образования возложена на администрацию муниципального образования «<адрес>», надлежащих действий по устранению причин отсутствия горячего и холодного водоснабжения органом местного самоуправления не предпринято.
Проверкой также установлено, что администрацией муниципального образования «<адрес>» ненадлежащим образом организовано электроснабжение в жилые помещения общежития по вышеуказанному адресу. Фактически подача электроэнергии осуществляется посредством присоединения жилого объекта к электросети, состоящей на балансе ОАО «Астраханский гидротехнический проектно-изыскательский институт по проектированию воднохозяйственного строительства», индивидуального предпринимателя ФИО1, данное подключение является самовольным, потребление электроэнергии производится в отсутствии правовых оснований. Потребленные услуги оплачиваются балансодержателю сетей по неурегулированному тарифу. Таким образом, сложившаяся ситуация, при которой в целях обеспечения электроснабжением нарушаются требования законодательства, регламентирующего порядок предоставления данного вида услуги, не свидетельствует об исполнении администрацией <адрес> обязанности по организации электроснабжения в соответствии с возложенными п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на орган местного самоуправления обязанностями. При отсутствии холодного водоснабжения администрация <адрес> в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.9 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не организовала холодное водоснабжение на территории расположения указанного объекта как с использованием централизованной, так и нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об" общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Несмотря на неоднократные обращения жильцов общежития по <адрес> в администрацию <адрес>, администрацию <адрес> по вопросу обеспечения коммунальными услугами в период 2012 года - истекший период 2013 года должностными лицами администраций должных мер к организации электро-, водо-, теплоснабжения, водоотведения граждан, проживающих в указанном общежитии, не принято.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, прокурор просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>», выразившееся в непринятии мер к организации горячего и холодного водоснабжения, отопления, электроснабжения жилого <адрес> незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» принять меры к организации горячего и холодного водоснабжения, отопления, электроснабжения жилого <адрес>
На судебном заседании помощник прокурора Моралева К.А. требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представители администрации <адрес> К.Р., ФИО2 в удовлетворении заявления просили отказать. Дополнительно суду пояснили, что данное общежитие никогда не принадлежало муниципальному образованию «<адрес>», а является частной собственностью. Кроме того, в данном общежитии не было отопления и горячего водоснабжения. Полагают, что собственники квартир должны самостоятельно обращаться в организации, поставляющие определенные коммунальные услуги и заключать договора.
Представитель МУП <адрес> «Астрводоканал» ФИО3 в удовлетворении заявления просила отказать. Дополнительно суду пояснила, что ранее общежитие было по <адрес> было подключено к системе технического водопровода <адрес>, в настоящее время водоснабжение отсутствует. Ближайшая точка подключения к сетям МУП <адрес> «Астрводоканал» находится на пересечении <адрес> (расстояние 500 п.м).
Представитель ОАО «МРСК Юга-Астраханьэнерго» ФИО4 в удовлетворении заявления просила отказать. Дополнительно суду пояснила, что присоединение жилого <адрес> к сетям филиала было произведено опосредованно через сети ОАО «Астраханский гидротехнический проектно- изыскательский институт по проектированию водохозяйственного строительства». В настоящее время для присоединения к сетям ОАО «МРСК Юга-Астраханьэнерго» собственникам необходимо самим заключать соответствующие договора.
Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1, будучи надлежащим образам извещен, в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:
а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно:
с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам;
с момента предоставления жилого помещения жилищным, жилищно-строительным кооперативом - члену жилищного, жилищно-строительного кооператива и проживающим с ним лицам;
со дня заключения договора найма - нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам;
со дня заключения договора аренды - арендатору жилого помещения и проживающим с ним лицам;
б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения; горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме; отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления ( п. 4 Правил).
В соответствии с п. 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.
Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
- в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
- в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.( п. 10 Правил).
Судом установлено, что по <адрес> в <адрес> расположено здание общежития.
ДД.ММ.ГГГГ общежитие было введено в эксплуатацию на основании Решения исполнительного комитета Астраханского городского совета народных депутатов № 200. исполнительным комитетом было решено передать данное общежитие на баланс института «Астраханьгипроводхоз».
На основании плана приватизации от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Астраханский гидротехнический проектно-изыскательский институт по проектированию водохозяйственного строительства» приобрело в собственность в целом указанное общежитие, площадью 911,4 кв.м.
Установлено и не отрицалось сторонами, что подача электроэнергии абонентам, проживающем в данном общежитии, производилась от трансформаторной подстанции, располагающейся на территории производственной базы, принадлежащей вышеуказанному проектному институту. Водоснабжение осуществлялось от ветки центрального водопровода, проходящего по <адрес>
Исходя из пояснений представителя администрации <адрес>, и данный факт не отрицался помощником прокурора, в данном общежитие всегда отсутствовало центральное отопление по причине отсутствия ветки тепловой сети в данном микрорайоне, в связи с чем жители общежития отапливались с помощью электроприборов.
Согласно п.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-Ф3 «Об электроэнергетике», технологическое присоединение носит однократный характер.
По заявке от 11.11.2010г. № 3097, поданной уполномоченным многоквартирного <адрес> О.С. филиалом ОАО «МРСК Юга-Астраханьэнерго» были выданы технические условия в составе договора № об осуществлении технологического присоединения объекта к сетям филиала. Направленная оферта договора не была своевременно акцептована заявителем, она была аннулирована и технические условия являются недействительными.
Таким образом, в настоящее время технологическое присоединение жилого <адрес> к сетям филиала было произведено опосредованно, через сети ОАО «Астраханский гидротехнический проектно-изыскательский институт по проектированию воднохозяйственного строительства» при вводе объекта в эксплуатация.
Сбор средств с собственников помещений в общежитии на оплату электроэнергии производится без выдачи квитанций по тарифам, установленным для промышленных предприятий - 6,50 руб. за 1кВт.
МУП <адрес> «Астрводоканал» ДД.ММ.ГГГГ произведена проверка водоснабжения общежития, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ Проверка показала, что водоснабжение общежития осуществляется технической водой от водопровода сетей МО «Карагали». Поставку технической воды осуществляет ООО «Астстрой» на основании распоряжения главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и договора о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщения МУП <адрес> «Астрводоканал» следует, что ближайшая точка подключения к сетям МУП <адрес> «Астрводоканал» находится на пересечении <адрес> (расстояние 500 п.м). Для обеспечения водоснабжения общежития, необходимо подключиться к сетям питьевой воды, находящихся в хозяйственном ведении <адрес>, которые расположены на расстоянии 30 п.м. Для этого необходимо получить согласие в администрации МО «<адрес>».
Судом установлено, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ общежитие по <адрес> было продано в целом частному лицу: ФИО5, который реализовал гражданам помещения в нем по договорам купли-продажи.
Согласно представленных свидетельств о государственной регистрации права собственности, граждане, обращающиеся, в том числе в прокуратуру, за разрешением вопроса о подаче коммунальных услуг, являются собственниками помещений в общежитии.
Таким образом, установлено, что общежитие по <адрес> не принадлежало МО «<адрес>», а является в целом собственность ФИО5, при этом часть квартир принадлежит гражданам на праве собственности.
Как следует из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было поведено рабочее совещание, по итогам которого было принято решение о нецелесообразности подачи искового заявления в суд о присвоении дому <адрес> статуса многоквартирного жилого дома ввиду наличия по факту нескольких собственников жилых помещений в данном доме. Собственникам было рекомендовано выбрать форму управления домом, несмотря на отсутствие МКД в технической документации, а также определить уполномоченное лицо, которое будет предоставлять интересы собственников при заключении договором с поставщиками коммунальных услуг.
В соответствии с положениями ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально- бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
В силу п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности...механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Обращаясь в суд с требованиями к администрации МО «<адрес>», прокурор руководствуется 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Теплоснабжение и электроснабжение как публичные услуги, связанные с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечиваются в Российской Федерации как социальном государстве (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения и электроснабжения населения - а именно их организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Исходя из буквального толкования указанной нормы закона, на администрацию в данном случае, могла быть возложена обязанность по организации водоснабжения, отопления, электроснабжения, что предполагает под собой принятие организационных решений, направленных на обеспечение населения данными услугами.
Прокурором заявлены требования о восстановлении подачи питьевой воды, электроснабжения (уже имеющегося, но по высоким тарифам), а также отопления, подачи которого не было ранее, что предполагает за собой выполнение иных действий, представляющих собой выполнение фактических работ иными лицами, но не администрацией МО «<адрес>», с целью восстановления подачи, а также осуществление новых услуг, нежели осуществление организационных мероприятий, связанных с водоснабжением населения муниципального образования в целом.
Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что требования прокурора к администрации МО «<адрес>» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления прокурора <адрес> отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: