Дело № 2-2865(2019)
24RS0002-01-2019-002991-71
РЕШЕНИЕ
ИменемРоссийской Федерации
02 сентября 2019 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи ИрбеткинойЕ.А.,
с участием представителя истца Вавиловой С.В.,
ответчика Себостьян А.Е.,
при секретаре Лукьяновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» к Себостьян А. Е. о взыскании суммы единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности, возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Ачинска» (далее КГКУ «ЦЗН г.Ачинска») обратилось в суд с иском к Себостьян А.Е. о взыскании денежных средств в сумме 77 240 руб., мотивируя тем, что между КГКУ «ЦЗНг.Ачинска» и Себостьян А.Е. 19.10.2018 был заключен договор №24 о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского(фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для осуществления государственной регистрации в размере 77 240 руб. До перечисления единовременной помощи ответчик предоставил бизнес-план, в котором отражены основные направления его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно условиям договора Себостьян А.Е. обязался не позднее 90 календарных дней с момента перечисления денежных средств предоставить в КГКУ «ЦЗН г.Ачинска» копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи на приобретение ИК-паяльной станции АСНIir 1200 стоимостью 79000 руб. С учетом того, что единовременная финансовая помощь была перечислена 30.10.2018,документы, подтверждающие целевое расходование финансовой помощи должны были быть предоставлены ответчиком не позднее 26.01.2019. Между тем, по состоянию на 26.01.2019 ответчиком документы, подтверждающие целевое расходование средств во исполнение п.2.14 договора не были представлены, в связи с чем, Себостьян А.Е. 30.01.2019 направлено уведомление о необходимости возврата единовременной финансовой помощи в полном объеме, оставленное без исполнения. Поскольку денежные средства единовременной финансовой помощи ответчиком не возвращены, учреждение просит взыскать в его пользу с Себостьян А.Е. 77 240 руб. (л.д. 2-5).
Определением суда от 19.08.2019 в качестве третьего лица привлечено Министерство Красноярского края (л.д.92).
В судебном заседании представитель истца КГКУ «ЦЗНг.Ачинска» Вавилова С.В., действующая на основании доверенности от 19.06.2019 (л.д. 6), поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, чтоСебостьян А.Е. в нарушение п.2.1.4., заключенного с ним договора в установленный срок не предоставил отчет о расходованиив полном объеме предоставленных ему целевых денежных средств.
Ответчик Себостьян А.Е. в судебном заседании по исковым требованиям возражал, пояснив, что предоставленные ему денежные средства были расходованы им по целевому назначению, через интернет-магазин с оплатой через платежнуюонлай-систему приобретена паяльная станция стоимостью 54400 руб., оставшиеся денежные средства были потрачены для приобретения необходимого оборудования, мебели и изготовлениярекламы. Сообщил, что основная часть документов передавалась им инспектору КГКУ «ЦЗНг.Ачинска»и 28.01.2019 он обратился с просьбой продлить ему срок исполнения договора. В связи с отсутствиемв продажена момент покупки заявленной в бизнес-плане модели он приобрел другую аналогичную станцию с улучшенным характеристиками, получив накладную 29.01.2019, ранее этой модели на складе продавца не имелось. После получения паяльной станции он предоставил истцу копию товарной накладной, которую он, исходя из текста 2.1.4 договора, в совокупности с ранее представленными чеками и квитанциями посчитал достаточным документом, подтверждающим надлежащее расходование средств финансовой помощи. Полагал, что с его стороны нарушений договора не допускалось, вся предоставленная финансовая помощь израсходована с целю осуществления предпринимательской деятельности, а срок предоставления им документов подлежит исчислению в соответствии со ст. 191 ГК РФ с01.11.2018 по 29.01.2018 включительно, поскольку денежные средства были перечислены на его счет 30.10.2018.
Представитель третьего лица Министерства Красноярского края в судебное заседание не явился, извещался о рассмотрении дела надлежащим образом (л.д.93), в отзыве представитель Волкова Н.А., действующая по доверенности от 09.01.2019, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, исковые требования удовлетворить, полагая, что неисполнение ответчиком обязанности по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование денежных средств, установленной в договоре о предоставлении единовременной финансовой помощи, заключенном с КГКУ «ЦЗН г.Ачинска», влечет право требовать их возврата в краевой бюджет.
Выслушав представителя истца, ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований КГКУ «ЦЗНг.Ачинска» отказать по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013г. №502-п утверждена государственная программа Красноярского края "Содействие занятости населения" Согласно п. 3.1. которого исходя из тенденций развития экономики и рынка труда в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2012г. №429-п утверждена утверждены порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечень расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядок подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядок возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, согласно приложению. (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 04.03.2014 N 65-п).
Пунктами 1.2, 1.3 Постановления Правительства Красноярского края от 30 августа 2012г. №429-п предусмотрено, что предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации осуществляется получателям центрами занятости населения за счет средств краевого бюджета в пределах доведенных до них главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Получатель имеет право на получение единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации один раз в 5 лет. (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2014 N 434-п)
Согласно п. 2.9. указанного постановления единовременная финансовая помощь при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства направляется на: аренду нежилых помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности; реконструкцию, капитальный ремонт зданий, помещений, сооружений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и находящихся в собственности получателя, в том числе приобретение строительных и отделочных материалов в указанных целях; текущий ремонт зданий, помещений, сооружений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности и находящихся в собственности получателя или предоставленных ему в аренду (если обязанности по текущему ремонту возложены на получателя условиями договора аренды), в том числе приобретение строительных и отделочных материалов в указанных целях; приобретение (строительство) зданий, помещений, сооружений, земельных участков; приобретение (изготовление, производство, сборку, установку) основных средств (оборудования, мебели (в том числе офисной), инструментов, электронно-вычислительной техники и иного оборудования для обработки информации, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования, контрольно-кассовой техники, факса); изготовление и размещение рекламных материалов.
Пункт 3.1Постановления Правительства Красноярского края от 30 августа 2012г. №429-п устанавливает, в соответствии с условиями договора получатель не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на лицевой счет представляет в центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (кассовый чеки копия кассового чека, договор, счет-фактура, платежное поручение, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), расписка о передаче денежных средств, квитанция к приходному кассовому ордеру и (или) квитанция-бланк строгой отчетности и товарный чек, договор аренды (купли-продажи), копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, акт приема-передачи нежилого помещения, строительная смета, путевой лист, расчет стоимости перевозки).
В силу п.п. 4.1., 4.3. названного постановления Единовременная финансовая помощь подлежит возврату в краевой бюджет в следующих случаях: представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение единовременной финансовой помощи; невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи; (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 30.04.2015 N 201-п); несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре; ликвидация юридического лица или прекращение получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации получателя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства; фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, учредителем которого являлся получатель, без прекращения получателем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Центр занятости населения в течение 5 календарных дней с момента возникновения нарушений условий предоставления единовременной финансовой помощи, указанных в разделе 2 настоящего Порядка, направляет получателю уведомление о возврате единовременной финансовой помощи в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления.
В случае если получатель не возвратил средства единовременной финансовой помощи в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, денежные средства подлежат возврату в краевой бюджет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Себостьян А.Е. (л.д.8), между ответчиком и КГКУ «ЦЗН г.Ачинска» 19 октября 2018 года заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности безработному гражданину (л.д.(л.д.32-42).
Согласно п.1.1, предметом договора является предоставление гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также на подготовку документов для соответствующей регистрации в размере 77 240 руб.
В соответствии с п.2.1.1. договора Себостьян А.Е. обязался в течение 30 дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по виду деятельности, который соответствует деятельности, указанной в предоставленном бизнес-плане «ремонт электронной бытовой техники»и предоставить в Центр занятости населения выписку из ЕГРИПа и документы, подтверждающие произведенные расходы на подготовку учредительных документов.
На основании п.2.1.3. ответчик обязался произвести целевое расходование средств единовременной помощи в соответствии с бизнес-планом на приобретение оборудования и не позднее 90 календарных дней представить в Центр занятости населения документы, подтверждающие целевое расходование единовременной финансовой помощи.
При составлении бизнес-плана для предоставления в Центр занятости населения по виду деятельности «Ремонт электронной бытовой техники», Себостьян А.Е. указал в качестве необходимых расходов для предоставления ему единовременной финансовой приобретение паяльной станции АСНIir 1200 стоимостью 79000 руб. (л.д.34).
На основании Приказа №255 от 29.10.2018 КГКУ «ЦЗНг.Ачинска» Себостьян А.Е. была назначена и впоследствии перечислена единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 76 440рублей и 800 рублей на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечисленная на счет получателя платежным поручением от 30.10.2018 (л.д. 45,46,48).
Во исполнение условий соглашения Себостьян А.Е. 19.09.2018 г. встал на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (л.д.44).
30.01.2019 КГКУ «ЦЗНг.Ачинска» в адрес Себостьян А.Е. было направлено уведомление о необходимости возврата единовременной финансовой помощи на осуществление предпринимательской деятельности в краевой бюджет в связи невыполнением им условий п.2.1.4 договора в части предоставления в установленный срок документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств (л.д. 47).
Ачинским городским прокурором на основании заявления директора КГКУ «Центр занятости населения г.Ачинска» от 07.03.2019 с просьбой обратиться в суд с иском к Себостьян А.Е. о взыскании денежных средств в сумме 77 240 рублей проведена проверка, которой установлено, что условия предоставления единовременно финансовой помощи Себостян А.Е. не нарушены (л.д.54-55,57-58).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Себостьян А.Е. в интернет-магазинесделал заказ паяльной станции АСНIIRPRO-SC стоимостью 54 400 руб. и 29.01.2019 произвел оплату через онлайн-систему с помощью банковской карты, что подтверждается товарной накладной, информационным письмом ООО «РИАЛЬТО» с приложенной квитанцией от 29.01.2019, а также выпиской по счету (л.д.61,62,63)
Согласно товарной накладной паяльная станция была получена Себостьян А.Е. 11.02.2019 (л.д.65).
Фактическая стоимость приобретенной ответчиком паяльной станции существенно меньше размера предоставленнойфинансовой помощи. ОднакоСебостьян А.Е.дополнительнов соответствии с бизнес-планом приобретены, в том числе на оставшиеся денежные средства финансовой помощи, оборудование и мебель, используемые для предпринимательской деятельности,в подтверждение чего представлены чеки на приобретение товаров и оплату услуг по рекламе на общую сумму 68960,02 руб., а именно: изготовление и монтаж баннера и визиток стоимостью 8310 руб.,покупку принтералазерногоBROTHERHL-1212WRстоимостью7350руб.,полок, балок, подпятников, плинтуса, опор плоских, заднихстенок, кронштейнов общей стоимостью 15 652,02 руб., микроскопаYX-АК 21 стоимостью 7500 руб., шуруповёртаBOSCH стоимостью 7900 руб., двух столов СП-03 по 1600 руб., кресла Мебель Сити FH-330 и двух стульев ФОРМА общей стоимостью 10280 руб., оплату рекламы с ноября 2018 года по февраль 2019 года в общей сумме 10368 руб. (л.д. 66-77).
Истец в обоснование своих исковых требований ссылается на то обстоятельство, что Себостьян А.Е. в нарушение императивного требования, изложенного в пункте 2.1.4 договора, не представил в Центр занятости населениядля отчета документы, подтверждающие целевое использование средств финансовой помощи.
Согласно объяснениям ответчика,платежные документы, в том числе копия товарной накладной в подтверждение приобретения паяльной станции29.01.2019 были предъявлены инспектору КГКУ «ЦЗН г.Ачинска» для отчета, однако, в их принятии было отказано, поскольку отсутствовал подлинник товарной накладной.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля <данные изъяты> КГКУ «Центр занятости населения г.Ачинска» <данные изъяты> суду пояснила, что, действительно, СебостьянА.Е. 26.01.2019 предоставил документы для отчета, однако, платежныйдокумент, подтверждающий приобретение паяльной станции согласно бизнес-планупредоставлен им не был, в связи с чем соответствующий акт ею не составлялся, документы позднее были возвращены ответчику. Повторно документы были предъявлены ответчиком через несколько дней по окончании установленного срока, поэтому приняты не были.
Таким образом, в отношении заявленного в бизнес-плане оборудования- паяльной станции стоимостью 54 400 руб.,а также дополнительно приобретенного оборудования,используемогов целях осуществления предпринимательской деятельности, и расходов на рекламу в общей сумме 68 960,02 руб. СебостьянА.Е.представил необходимыедокументы, подтверждающие ихприобретение, т.е.денежные средства, полученные им в качестве финансовой единовременной помощи для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и приобретения оборудования для осуществления деятельности «Ремонт электронной бытовой техники», использованы ответчиком в полном объеме.
Тот факт, что документы ответчиком в Центр занятости населения могли быть предоставлены позже срока, предусмотренного пунктом 2.1.4 Договора от 19.10.2018, нельзя признать существенным нарушением договора, влекущим его расторжение в одностороннем порядке стороной -КГКУ «Центр занятости населения г.Ачинска» и соответственно, истребование денежных средств у гражданина обратно в краевой бюджет.
При этом суд полагает, что истцом неверно исчислен 90-дневный срок, в течение которого Себостьян А.Е. обязан предоставить документы об использовании средств финансовой помощи. Так, при перечислении денежных средств 30.10.2018 срок начинал свое течение на следующий день 31.10.2018 и истекал 28.01.2019.
Как следует из пункта 4.1 договора о предоставлении единовременной финансовой помощи, заключенного с Себостьян А.Е., он вступает в силу с момента подписания и действует до момента полного исполнения сторонами обязательств, предусмотренных им.
На основании ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Как установлено п. 4 ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, принимая во внимание, что субсидии предоставляются получателям (безработным гражданам) на безвозмездной и безвозвратной основе, а факт целевого использования средств подтвержден ответчиком в судебном заседании документально, бюджетные средства истрачены по целевому назначению, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средствпо мнению суда не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Следовательно, поскольку выплаченные Себостьян А.Е. денежные средства в виде единовременной финансовой помощи на открытие предпринимательской деятельности, несмотря на незначительные нарушения им условий договора, использованы им в полном объеме и достигли своей цели, обозначенной в договоре о предоставлении финансовой помощи, то в данном случае взыскание с ответчика заявленной истцом суммы приведет к материальным затруднениям, что поставит под угрозу осуществление им активно развивающейся предпринимательской, общественно востребованной деятельности, тогда как целевая программа «Содействия занятости населения» была разработана для создания условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность на территории Красноярского края.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований КГКУ «ЦЗН г.Ачинска».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Ачинска» к Себостьян А. Е. о взыскании суммы единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности, возмещении судебных расходов отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина