ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2865/20 от 14.12.2020 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

дело № 2-2865/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,

помощник судьи – Кручик М.В.,

с участием:

истца – Шолоховой М.А.,

представителя ответчика – Немира Ю.Б., на основании доверенности,

рассмотрев|розгледівши| в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шолоховой Марины Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» о признании действий незаконными, компенсации морального вреда,

установил:

Шолохова М.А. обратилась в суд с иском к ООО «Благоустройство города «Севастополь» о признании незаконными действий ответчика по начислению за обращение с ТКО по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения и возложении обязанности произвести полный перерасчет оплаты услуги по обращению с ТКО по л/с в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения; понуждении ответчика не направлять истцу квитанции об оплате за обращение с ТКО до момента заключения письменного договора с ООО «БГС» на оказание услуг; взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.; взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Также истец просит взыскать с ответчика компенсацию расходов на юридические услуги в размере 15 000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в г.Севастополе оказывает региональный оператор – ООО «Благоустройство города «Севастополь». Домовладение истца в Территориальную схему размещения мест (площадок) накопления ТКО не входит. Ответчик как региональный оператор согласно Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ обязан подать письменное заявление/предложение в Департамент городского хозяйства города Севастополя на утверждение и внесение места (площадки) для накопления ТКО, и после согласования установить контейнер на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м от дома истца. Ближайший контейнер для ТКО расположен на расстоянии 650 м, что нарушает СанПин «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов». Проект договора в соответствии с пунктом 3.1 Соглашения истцу не направлялся, альтернативный способ сбора ТКО (в пакеты и другие емкости) ответчиком предложен не был.

Кроме того, истец указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ не проживает по адресу: <адрес> таким образом ТКО по указанному адресу не образуются, услуга по сбору, транспортировке и обработке ТКО в период с начала организации и осуществления деятельности ООО «БГС», то есть с ДД.ММ.ГГГГ и до момента подачи иска в суд фактически не оказывается, следовательно, ответчик производит начисление платы за услугу по обращению с ТКО неправомерно.

Истец неоднократно обращалась к ответчику письменно с просьбами устранения выявленных недостатков по не оказываемой услуге по обращению с ТКО и перерасчете начислений, но получала необоснованные законом отказы.

В судебном заседании истец заявленные требования подражала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменном виде, считает требования истца необоснованными.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в из совокупности, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства города Севастополя и ГУП города Севастополя «Благоустройство города «Севастополь» заключено соглашение об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного Соглашения региональный оператор принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории города Севастополя. Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с ТКО на территории города Севастополя в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 13.10.2016 № 976-ПП (пункт 1.2 Соглашения).

Согласно пункту 3.1 Соглашения региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора направляет все потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в ЕГРИП, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, проект такого договора.

В совей деятельности региональный оператор руководствуется Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (пункт 3.2 Соглашения).

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и Региональным оператором в соответствии с формой типового договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (пункт 4.4. Соглашения).

В соответствии с пунктом 6.1 Соглашения в обязанности регионального оператора входит, в частности: обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории города Севастополя в установленном порядке в соответствии с территориальной схемой; реализация территориальной схемы и региональной программы в области обращения с отходами; заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, находящихся в зоне деятельности регионального оператора, с учетом обоснованного единого тарифа на оказание услуг по обращению с ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В обязанности Департамента городского хозяйства города Севастополя входит, в том числе, рассмотрение предложений регионального оператора об определении мест расположения контейнерных площадок, количестве и объеме размещенных на них контейнеров, по результатам согласования с органами местного самоуправления, для внесения изменений в территориальную схему (пункт 6.3 Соглашения).

Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему Соглашению в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7.2 Соглашения).

Как следует из материалов дела, ФИО2 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником жилого дома по адресу: г.<данные изъяты>

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Действующая территориальная схема обращения с отходами города Севастополя утверждена постановлением Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 6598-ПП. Согласно разделу 11 данного постановления, в соответствии с Соглашением, зоной деятельности регионального оператора определена вся территория города Севастополя в границах муниципальных образований. Перечень муниципальных образований, входящих в состава города-региона, определяющих зону деятельности регионального оператора, представлен в таблице 41 «Перечень муниципальных образований, входящих в состав города Севастополя, определяющих зону деятельности регионального оператора». Границы деятельности регионального оператора являются административными границами города Севастополя. Подпунктом 4 данного перечня указан гагаринский муниципальный округ.

Таким образом, <адрес> входит в зону деятельности регионального оператора.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО утверждены приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 25.03.2019 № 125-ОД, в соответствии с которым места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления города Севастополя. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями Правил благоустройства территорий города Севастополя, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Какой-либо обязанности по созданию контейнерной площадки по инициативе регионального оператора данное постановление не содержит.

Истец полагает, что ответчик как региональный оператор на основании Соглашения об организации и осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории города Севастополя обязан подать письменное заявление (предложение) в Департамент городского хозяйства города Севастополя на утверждение и внесение мест накопления ТКО, а в дальнейшем установить контейнер. Однако, обязанности регионального оператора по подаче таких заявлений (предложений) в Департамент городского хозяйства города Севастополя в указанном Соглашении не содержится. Имеющаяся обязанность по направлению в Департамент предложений для внесения изменений в территориальную схему не предполагает обязанности регионального оператора обращаться в органы местного самоуправления по заявлению потребителя по вопросу установления мест размещения контейнерных площадок.

В обоснование требований о признании незаконными действий по начислению оплаты за обращение с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец ссылается, в том числе, на фактическое проживание по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, заключенного с сестрой, проживающей в Германии. Плата по договору за пользование квартирой определена безвозмездной. Ежемесячно истец обязана самостоятельно производить оплату коммунальных услуг. Срок действия договора – 10 лет. Указывает, что именно по данному адресу оплачивает услуги по обращению с ТКО.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897).

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).

Пункт 148(36) Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

При этом представленный истцом договор аренды жилого помещения не свидетельствует о факте непроживания, постоянного отсутствия и неполучения коммунальной услуги по месту нахождения собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Шолоховой М.А. в адрес ответчика направлена досудебная претензия с требованием прекратить начисления за услугу по обращению с ТКО до момента ее фактического предоставления; рассмотреть вопрос о предоставлении возможности складирования ТКО в пакеты или другие емкости до момента размещения контейнеров в месте (площадке) накопления ТКО, которой должно быть предусмотрено территориальной схемой для месторасположения домовладения по адресу: <адрес>; заключить с истцом договор в письменной форме с указанием способа складирования ТКО и места (площадки) накопления ТКО.

В ответ на указанную претензию ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу дан ответ с разъяснениями порядка начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, порядка установки контейнерной площадки, а также два экземпляра договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Шолоховой М.А. договор подписан не был.

Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», которым установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Указывает, что услуги по обращению с ТКО оказываются на основании договора публичной оферты в понимании статьи 437 ГК РФ, размещенного на официальном сайте ООО «БГС».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что Шолоховой М.А. конклюдентные действия совершены не были, поскольку, как усматривается из квитанций на оплату за обращение с ТКО, и не оспаривается ответчиком, истец ни разу данную услугу не оплатила условия публичной оферты не приняла, в связи с чем договор между сторонами по указанным основаниям не может быть признан заключенным.

Однако, согласно пунктам 8(11) и 8(12) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Проект договора истец получила ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, договор считается заключенным сторонами ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из счетов-извещений на оплату жилищно-коммунальных услуг Шолоховой М.А., расчетного листа абонента, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у истца имеется долг по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в размере 3 126,67 руб.

Таким образом, у Шолоховой М.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ существует задолженность по оплате указанной коммунальной услуги в размере 300,85 руб. (96,15 руб. х 3 месяца + 12,40 руб. за 4 дня августа).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части признания незаконными действия ответчика по начислению ей задолженности в размере 2 825,82 руб. (3 126,67 руб. – 300,85 руб.).

Требования Шолоховой М.А. в части понуждения ООО «БГС» не направлять истцу квитанции об оплате за обращение с ТКО до момента заключения письменного договора с ООО «БГС» на оказание услуг суд считает необоснованными, поскольку, как усматривается из представленного истцом договора купли-продажи земельного участка с жилым домом и строениями от ДД.ММ.ГГГГ и сведений из ЕГРН, Шолохова М.А. с указанного времени не является собственником <адрес>.

Также суд полагает не подлежащими удовлетворению требования Шолоховой М.А. о компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств того, что в результате действий ООО «БГС» при начислении платы за обращение с ТКО ей были причинены реальные нравственные страдания.

Штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя взысканию с ответчика в пользу истца также не подлежит, поскольку судом установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами считается заключенным только ДД.ММ.ГГГГ, следовательно только с указанного времени на их правоотношения распространяются положения Закона о защите прав потребителей. Однако, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе рассмотрения дела, нарушения прав истца ответчиком своего подтверждения не нашли, и истцом не доказаны.

С учетом вышеизложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Заявление Шолоховой М.А. о взыскании с ООО «БГС» расходов на оплату юридических услуг в размере 15 000 руб. удовлетворению не подлежит, поскольку истцом не был представлен оригинал документа, свидетельствующий о фактической оплате данных услуг, в данном случае – расписки от ДД.ММ.ГГГГ о получении ФИО6 от Шолоховой М.А. по договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ 15 000 руб.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» по начислению Шолоховой Марине Александровне платы за обращение с твердыми бытовыми отходами по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 825,82 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Судья

<данные изъяты>