Дело № 2-2866/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 09 сентября 2020 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Запара М.А.,
при секретаре Чунихиной А.Ю.,
с участием истца Ошевой Н.И., представителя истца Логиш О.В. по устному ходатайству,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ошевой Н. И. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Ошева Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав, что истец заключила с Индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> договор на оказание услуг с частным дошкольным образовательным учреждением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, предметом договора являются оказание ребенку услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее-ФГОС ДО), присмотр и уход за ребенком. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением № о направление части материнского капитала на получение образования и оплату присмотра и ухода за ребенком <данные изъяты> в образовательной организации в сумме 91 600 руб. за период с февраля 2020 г. по август 2020 г. включительно. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получено Уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала № от ДД.ММ.ГГГГ Истец считает, что отказ в удовлетворении ее заявления неправомерен. Ответчик, отказывая истцу в распоряжениями средствами материнского капитала, в связи с заключением договора с индивидуальным предпринимателем не учитывает, что согласно п.1 ст. 11 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг. Из данного основания для отказа в удовлетворении заявления истца усматривается, что если бы истец обратилась за заключением аналогичного договора к юридическому лицу, то ответчик принял бы положительное решение по заявлению истца. Таким образом, ответчик неправомерно злоупотребляет своими правами, предоставляя преимущества по оплате образовательных услуг за счет средств материнского капитала лицам, заключившим договор с юридическим лицом на оказание соответствующих услуг, по сравнению с лицами, заключившими договор на оказание аналогичных услуг с индивидуальным предпринимателем (при условии предоставления и теми, и другими одинакового пакета документов). Закон наделяет индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, всеми правами и обязанностями образовательных организаций, что диаметрально противоположно позиции ответчика.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе, изложенное в Уведомлении об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми за счет средств материнского капитала согласно представленным документам, произвести оплату образовательных услуг (оплату присмотра и ухода), оказываемых Индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> сыну истца <данные изъяты>.
Истец в судебном заседании уточнила исковые требования, в части размера оплаты образовательных услуг, просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе, изложенное в Уведомлении об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми за счет средств материнского капитала произвести оплату образовательных услуг (оплату присмотра и ухода), оказываемых Индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> сыну истца <данные изъяты>, в размере 24 560 руб., указав, что сумма фактически оказанных услуг определяется, из расчета по 10 000 руб. за февраль и март 2020 г., это родительская оплата в месяц по присмотру и уходу за ребенком, а также стоимость питания в размере 120 руб. за день (19 смен), за февраль и март 2020 года, поскольку ребенок посещал учреждение 19 дней в феврале и 19 дней в марте 2020 г.
Представитель истца поддерживает исковое заявление, с учетом уточнения суммы оплаты образовательных услуг, в размере 24 560 руб.
Представитель ответчика государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми» (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен, надлежащим образом, исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме, представлен письменный отзыв на иск, согласно которому, законом №256-ФЗ прямо предусмотрено направление средств МСК на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, а организация, осуществляющая обучение это юридическое лицо, индивидуальные предприниматели не относятся к юридическим лицам, соответственно средства МСК не могут быть направлены на получение образования ребенком у индивидуальных предпринимателей. Кроме того, Управление отмечает, что сумма стоимости услуг в п. 4.1. Договора от 01.02.2020г., рассчитана неверно. В п.п. 4.1.3. Договора оплата за питание воспитанника указана - 120 руб. в день. Тогда как в п. 4.2 Договора сумма за питание в месяц указана из расчета суммы - 150 руб. в день. Так, например, в п. 4.2. Договора в феврале плата за питание за 19 дней указана - 2 850,00 руб., однако при произведении расчета 120 руб. * на 19 дней = 2 280,00 руб. Аналогичные ошибки допущены в расчете каждого месяца. Учитывая, что в договоре имеются не точности, а также учитывая обстоятельства связанные с введенными в Пермском крае Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 N 23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" карантинными мерами (приостановка образовательного процесса с 28 марта 2020 года), сумма договора является завышенной и должна быть уточнена.
Выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с рождением второго ребенка <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ошевой Н. И. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ между Ошевой Н.И. и Центром раннего развития ребенка «Милый дом» ИП <данные изъяты>. заключен договор на оказание услуг частным дошкольным образовательным учреждением, в отношении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из данного договора, следует, что образовательная деятельность осуществляется ИП Масленниковой Ю.С., зарегистрированной в качестве ИП, согласно свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Министерством образования и науки Пермского края, родительская оплата в месяц по присмотру и уходу за ребенком составляет 10 000 руб., оплата за питание воспитанника 120 руб. в день, оплата за содержание ребенка по договору производится посредством перечисления средств на расчетный счет ИП Масленникова Ю. С. из средств Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серия №№ Территориального органа Пенсионного фонда РФ (л.д. 15-20).
ДД.ММ.ГГГГОшева Н.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала для оплаты услуг за присмотр и уход своего ребенка в размере 91600 руб.
ДД.ММ.ГГГГ от Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми истцом получен отказ №, в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ№ в направлении средств материнского капитала в сумме 91600 руб. на оплату присмотра и ухода за ребенком в образовательной организации отказано, отказ мотивирован тем, что оплата образовательных услуг за счет средств материнского капитала возможна только при заключении договора с юридическим лицом, перечисление средств материнского капитала на получение образования ребенком на расчетные счета индивидуальным предпринимателям противоречит нормам ФЗ от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ. (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ ИП <данные изъяты> выдана лицензия № на осуществление образовательной деятельности, на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направления подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии (л.д. 21-22).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ), средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком.
Статьей 11 Закона N 256-ФЗ предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов (далее - Правила), которые устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющим право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.
Согласно пункта 2 Правил, средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг. Средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг (пункт 4 Правил). В соответствии с п. 5 указанных Правил, при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг. В соответствии с п. 8(1) Правил, средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Как следует из Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, средства материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) могут быть направлены: на оплату образовательных услуг (платных), предоставляемых образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательной программы; на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Таким образом, одним из обязательных условий для направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком является то, что это должна быть образовательная организация на территории Российской Федерации, имеющая право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) цели.
Определение понятия образовательная организация дано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в законную силу 01 сентября 2013 года.
В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В силу ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
С учетом положений ст. 32 данного Федерального закона, индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно получение лицензии в силу пункта 2 статьи 91 Федерального закона не требуется. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
В силу положений пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Учитывая требования действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оплата образовательных услуг за счет средств материнского капитала допустима и в случае заключения договора с индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию, а отказ государственного органа лишает возможности реализации истцом права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом N 256-ФЗ.
Таким образом, доводы ответчика о том, что распоряжение средствами материнского капитала на оплату оказываемых индивидуальным предпринимателем платных образовательных услуг, не предусмотрено действующими Правилами, основаны на неправильном толковании правовых норм.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
Материалы дела доказательств, что истцом нарушен установленный порядка подачи заявления о распоряжении, не содержат.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Доводы истца о расчете суммы оказанных по договору услуг для перечисления Пенсионным фондам средств материнского (семейного) капитала ИП <данные изъяты>. в размере 24 560 руб., нашли свое подтверждение, подтверждаются, в том числе, представленными ИП <данные изъяты>. графиками посещений ребенка дошкольного учреждения в период февраль, март 2020 года, ответчиком не опровергнуты, доказательств иного материалы дела не содержат.
Учитывая вышеизложенное, рассматривая дело по заявленным истцом требованиям, суд, приходит к выводу, что решение Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) об отказе в удовлетворении заявления Ошевой Н.И. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, на оплату платных образовательных услуг, в размере в сумме 24 560 руб., не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в связи с чем, в соответствии со ст.13 ГК РФ, данное решение является незаконным и подлежит отмене, на Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) следует возложить обязанность направить средства материнского (семейного) капитала Ошевой Н.И. в сумме 24 560 руб., в счет оплаты по договору от ДД.ММ.ГГГГ оказания услуг частным дошкольным образовательным учреждением, в отношении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИП <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении заявления Ошевой Н. И. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, на получение образования ребенком (детьми), на оплату предоставляемыми образовательными организациями платных образовательных услуг в размере в сумме 24 560 руб., отменить.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Индустриальному району г. Перми (межрайонное) направить средства материнского (семейного) капитала в сумме 24 560 руб., на оплату платных образовательных услуг в отношении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ошевой Н. И. и индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> (ИНН № ОГРН №).
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: М.А.Запара