№ 2-2868/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 25 октября 2017 года
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Власюка М.А.,
с участием представителей ответчика – ФИО1 и ФИО2, действующих по доверенностям № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Васильевой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО <адрес> к ФИО3 об изъятии в принудительном порядке земельного участка и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО3 об изъятии в принудительном порядке земельного участка и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд, указав в обоснование иска следующее.
В связи со строительством транспортной развязки на пересечении Бирского тракта с железнодорожными путями в <адрес> ГО <адрес> принято решение Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии для муниципальных нужд садовых земельных участков, жилых и нежилых помещений «№№ в СНТ «Ягодка-1» в <адрес> ГО <адрес> РБ». Заказчиком по строительству данного объекта является Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО <адрес>.
Решение об изъятии земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Вечерняя Уфа».
Земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, Орджоникидзевский <адрес>, СНТ «Ягодка-1», <адрес>, участок 84, принадлежит на праве собственности ФИО3 на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ
На указанном земельном участке находятся жилые дома, принадлежащие ФИО3 на праве собственности: жилой дом, общей площадью 15 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом общей площадью 10 кв.м. с кадастровым номером №.
ФИО3 была уведомлена о принятии решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд земельного участка № по <адрес> в СНТ «Ягодка» и расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно ответу об оценке рыночной стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка составляет 280 852 руб., жилого дома площадью 15 кв.м. – 70 965 руб., жилого дома площадью 10 кв.м. – 47 310 руб.
На основании изложенного, истец просит изъять в принудительном порядке земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости для муниципальных нужд: 1. Обязать ФИО3 получить сумму возмещения в размере 399 127 руб. за земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом, общей площадью 15 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом общей площадью 10 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, СНТ «Ягодка-1», <адрес>, уч. 84. Прекратить право собственности ФИО3 на указанные объекты недвижимости, признать право собственности на указанные объекты недвижимости за муниципальным образованием городской округ <адрес> РБ.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление, о причинах неявки не сообщил. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя истца.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила. Суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования признали в части изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых домов, с выводами судебной экспертизы согласились.
Выслушав объяснения представителей ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 части 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
Частью 3 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу части 6 статьи 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Статьей 281 ГК РФ предусмотрено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).
В части 1 ст. 56.4 ЗК РФ, перечислены организации, которые вправе обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), на основании которых может быть принято решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления ходатайства об изъятии выполняют одно из следующих действий: 1) направляют запрос в орган регистрации прав в целях выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию или из земельных участков которых образуются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд (далее также - земельные участки, подлежащие изъятию), и которым принадлежат расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества; 2) принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии при наличии оснований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, и направляют принятое решение организации, подавшей данное ходатайство, с указанием причины принятого решения (ч. 10. ст. 56.4 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества (ч. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 11 ст. 56.6 ЗК РФ, правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
Согласно ч. 1 ст. 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласно ч. 2 ст. 56.7 ЗК РФ, согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
В силу частей 1 и 2 ст. 56.8 ЗК РФ, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В соответствии с ч. 2 ст. 56.9 ЗК РФ, соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 56.10 ЗК РФ, Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Согласно ч.ч. 9. и 10 ст. 56.10 ЗК РФ, Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности (п. 1 ч. 1 ст. 56.11 ЗК РФ).
В случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения (ч. 2 ст. 56.11 ЗК РФ).
Судом установлено, что в связи со строительством транспортной развязки на пересечении Бирского тракта с железнодорожными путями в <адрес> ГО <адрес> на основании обращения Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО <адрес>, Управлением земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии для муниципальных нужд садовых земельных участков, жилых и нежилых помещений «№№ в СНТ «Ягодка-1» в <адрес> ГО <адрес> РБ».
В установленный законом 10-ти дневный срок: ДД.ММ.ГГГГ Решение об изъятии земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано в газете «Вечерняя Уфа».
Земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, Орджоникидзевский <адрес>, СНТ «Ягодка-1», <адрес>, участок 84, принадлежит на праве собственности ФИО3, что подтверждается Выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
На указанном земельном участке находятся жилые дома, принадлежащие ФИО3 на праве собственности: жилой дом, общей площадью 15 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом общей площадью 10 кв.м. с кадастровым номером №. Право собственности ФИО3 на указанные жилые дома подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было направлено уведомление о принятии решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд земельного участка № по <адрес> в СНТ «Ягодка» и расположенных на нем объектов недвижимости, которое было получено ею ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 направлено соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. Данное Соглашение получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ Однако, ФИО3 не подписала соглашение и не обратилась в Управление с предложениями относительно изменений условий соглашения.
В соответствии с условиями данного соглашения, сумма возмещения за изымаемый земельный участок и расположенные на нем объекты составляет 399 127 руб. (рыночная стоимость земельного участка составляет 280 852 руб., жилого дома площадью 15 кв.м. – 70 965 руб., жилого дома площадью 10 кв.м. – 47 310 руб.), которая была определена на основании Отчета №, подготовленного ОО «Уфа-Оценка» по заказу Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вышеизложенная процедура, установленная гражданским и земельным законодательством для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, истцом соблюдена надлежащим образом, а именно: имеется решение об изъятии, установлена цена выкупа, ответчику направлено соглашение об изъятии с необходимыми документами, полученное ответчиком.
Определением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчика было назначено проведение судебной оценочной экспертизы в целях определения рыночной стоимости жилого дома, общей площадью 15 кв.м., жилого дома, общей площадью 10 кв.м. и земельного участка по адресу: <адрес>. Проведение экспертизы было поручено ООО «Партнер-Оценка».
Согласно выводам заключения эксперта №, рыночная стоимость жилого дома, общей площадью 15 кв.м., жилого дома, общей площадью 10 кв.м. и земельного участка по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 586 000 руб.
Оценивая указанное заключение экспертизы, суд принимает его как допустимое и относимое доказательство, поскольку оно отвечает требованиям статей 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробный анализ документации, ссылки на нормативные документы и специальную литературу.
Суд также принимает во внимание, что выводы экспертизы сторонами по делу не оспорены.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о возможности изъятия испрашиваемых жилого дома, общей площадью 15 кв.м. с кадастровым номером №, жилого дома общей площадью 10 кв.м. с кадастровым номером № и земельного участка общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, с установлением размера возмещения стоимости и убытков в размере 586 000 руб., согласно судебной оценочной экспертизе.
Следовательно, право собственности ФИО3 на жилой дом, общей площадью 15 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом общей площадью 10 кв.м. с кадастровым номером № и земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> подлежит прекращению, с последующим признанием за муниципальным образованием городской округ город Уфа РБ права собственности на указанные объекты недвижимости.
Также, согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Судом не установлено оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины. Поэтому с ответчика в бюджет Городского округа город Уфа подлежит взысканию гос.пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО г. Уфа к ФИО3 об изъятии в принудительном порядке земельного участка и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд, удовлетворить частично.
Обязать ФИО3 получить сумму возмещения в размере 586 000 руб. за земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом, общей площадью 15 кв.м. с кадастровым номером № жилой дом общей площадью 10 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, СНТ «Ягодка-1», <адрес>, уч. 84.
Прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом, общей площадью 15 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом общей площадью 10 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, СНТ «Ягодка-1», <адрес>, уч. 84.
Признать право собственности на земельный участок общей площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, жилой дом, общей площадью 15 кв.м. с кадастровым номером 02№, жилой дом общей площадью 10 кв.м. с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>, СНТ «Ягодка-1», <адрес>, уч. 84 за муниципальным образованием городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Взыскать с ФИО3 в бюджет Городского округа город Уфа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.
Судья М.А. Власюк