ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-286/19 от 23.08.2019 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

По делу №2-286/2019

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

23 августа 2019 года г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Звягенцева С.Н., при секретарях судебного заседания Корневой Г.А., Новоселеовой Ю.В., с участием истца ФИО1, его представителя по доверенности ФИО2, представителя ответчика ФИО5 по доверенности ФИО3, представителя ответчика комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области в лице председателя комитета имущественных, земельных отношений природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО5, комитету имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании протокола об отказе в допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка, результатов аукциона по продаже земельного участка недействительными, применении последствий недействительности аукциона в виде недействительности договора купли-продажи заключенного по результатам аукциона,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, действуя по доверенности в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к ФИО5, комитету имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании протокола об отказе в допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка, результатов аукциона по продаже земельного участка недействительными, применении последствий недействительности аукциона в виде недействительности договора купли-продажи заключенного по результатам аукциона.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 05 сентября 2018 года № 360 «О проведении аукциона по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности» постановлено организовать проведение торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

31.10.2018 года на официальном сайте https://torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности. Согласно извещению о проведении названного аукциона: Организатор аукциона: Комитет имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области. Место, дата, время и порядок проведения аукциона: аукцион состоится по адресу: <...> (2-й этаж) в 9:00 часов 04 декабря 2018 года. Предмет аукциона: земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование (назначение) – объекты гаражного назначения (согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости). Начальная цена предмета аукциона: начальный размер цены продажи земельного участка 312 104 рубля (НДС не облагается) установлена с учетом отчета № 07/10-818 от 07.08.2018 года по определению рыночной стоимости земельного участка независимого оценщика. Дата, время и место определения участников аукциона: определение участников аукциона (признание претендентов участниками аукциона или отказ в допуске претендентов к участию в аукционах) осуществляется по месту приема заявок «28» ноября 2018 года в 9:00 час. Время, дата и место подведения итогов аукциона: 9:00 час. «04» декабря 2018 года по адресу: <...> (2-й этаж Комитет ИЗОПРИЭ администрации района).

В период с 01 ноября 2018 года по 26 ноября 2018 года организатором аукциона комитетом имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принимались заявки для участия в аукционе. На 28 ноября 2018 года на 09 часов установлено определение участников аукциона, а на <дата> в 09 часов 00 минут подведение итогов конкурса. На участие в аукционе поступило две заявки: истца ФИО1 и ответчика ФИО5.

28 ноября 2018 года в 09 часов 00 минут состоялось рассмотрение заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, о чем составлен протокол № 5.1. Из данного протокола следует, что истцу ФИО1 отказано в допуске к участию в аукционе в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ, а ответчик ФИО5 допущен к участию в аукционе и признан участником такового. Основанием для отказа в допуске ФИО1 к участию в аукционе послужило мнение комиссии о том, что им представлена копия только двух страниц своего паспорта, а не всех. Вместе с тем, мнения членов комиссии относительно допуска заявки ФИО1 разделились, и первоначальный протокол признан недействительным. Комиссией изготовлен новый протокол № 5.1 от 28.11.2018 года, в соответствии с которым ФИО5 и ФИО1 допущены к участию в аукционе и признаны участниками данного аукциона.

Как установлено из решения от 24.05.2019 года Пучежского районного суда Ивановской области, вынесенного по гражданскому делу № 2-236 и размещенному на официальном сайте суда, в соответствии с п. 11 Положения о Комиссии для принятия решения необходимо простое большинство голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

Из Протокола № 5.1 следует, что при рассмотрении заявки ФИО1 за его допуск проголосовали три члена комиссии (С.С.П.. Л.Г.А., Р.Л.Е.), против – четыре члена комиссии С.М.Е.Л.А.В., К.А.Ю., П.В.А.), воздержался один член комиссии (Б.С.В.). За допуск ФИО5 все члены комиссии проголосовали «за». Вместе с тем при подписании протокола 29 ноября 2018 года Л.А.В., П.В.А., К.А.Ю. от подписания данного протокола отказались, что свидетельствует о том, что данные члены комиссии не были согласны с результатами их голосования, занесенными в протокол, а три члена комиссии подписали протокол с особым мнением.

Протокол № 5.1. от 28 ноября 2018 года, согласно которому в допуске истцу ФИО1 отказано и не подписанный членами комиссии, был размещен на официальном сайте https://torqi.gov.ru, не установленными лицами, не имеющими на это полномочия. 29 ноября 2018 года протокол № 5.1. от 28 ноября 2018 года, согласно которому ФИО5 и ФИО1 допущены к участию с подписями всех членов комиссии был официально размещен на сайте https://torgi.gov.ru. В последующем и ФИО5, и ФИО1 были вручены уведомления о том, что они допущены к участию в проведении аукциона.

В соответствии с протоколом № 5.1 от 04 декабря 2018 года об итогах аукциона в составе комиссии правомочной осуществлять свои функции принято решение в соответствии с ч. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ о том, что аукцион по продаже земельного участка признан не состоявшимся по причине регистрации единственного участника аукциона. Комиссией постановлено заключить договор купли-продажи с единственным принявшим участие в аукционе его участником ФИО1.

Не согласившись с указанным выше решением комиссии, отраженным в протоколе № 5.1 от 04 декабря 2018 года об итогах аукциона, ФИО5 обратился в УФАС по Ивановской области с жалобой на действия Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района, которое, рассмотрев жалобу, приняло решение о выдаче Комитету предписания об отмене всех протоколов, изготовленных в процессе аукциона, возврате на стадию рассмотрения, поданных заявок.

Во исполнение предписания УФАС по Ивановской области Комитетом имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района издан приказ от 14.12.2018 года № 1 об отмене всех протоколов заседаний комиссии от 28.11.2018 года и 04.12.2018 года и возврате на стадию рассмотрения поданных заявок.

17 декабря 2018 года, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, комиссией постановлено отказать ФИО1 в допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности. Напротив, ответчик ФИО5 был допущен к участию в проведении аукциона и признан его единственным участником, о чем ему было вручено соответствующее уведомление.

08 февраля 2019 года между ФИО5 и администрацией Пестяковского муниципального района Ивановской области заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности.

Учитывая вышеизложенное, сторона истца считает, что отказ ФИО1 в его допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, отраженный в протоколе № 5.1. от 17 декабря 2018 года рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, является незаконным, нарушающим права истца, создающим условия для признания в целом результатов торгов недействительными, влекущими за собой последствия недействительности аукциона в виде недействительности договора купли-продажи, заключенного по результатам аукциона, по следующим причинам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

При этом незаконный отказ в участии в аукционе может служить основанием для признания его результатов недействительными. Оценка нарушений с точки зрения их существенности и степени влияния на результаты торгов является обязанностью суда.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 названного кодекса (п. 2).

Статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, пункт 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень испрашиваемых документов и согласно п. 3 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации представление иных документов, за исключением документов, указанных в п. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается.

Из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в извещении о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности следует, что претенденты на участие в аукционе представляют заявку на участие в аукционе, платежный документ о внесении задатка, копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан), при этом в извещении не содержится указание на то, что должны быть представлены копии всех страниц паспорта.

При непосредственной подаче ФИО1 заявки и приложенных документов паспорт им предъявлялся, но к торгам истец допущен не был, и, соответственно, представление документов при подаче заявки на участие в торгах было произведено истцом в полном соответствии с требованиями информационного сообщения и оснований для недопуска истца к торгам в связи с непредставлением им всех страниц паспорта у организатора торгов не имелось.

Обращает внимание на то, что с учетом информационного сообщения, согласно которому заявки, представленные без необходимых документов, к рассмотрению не принимается, комиссия по проведению торгов, приняв заявку истца и документы для рассмотрения, своими действиями фактически подтвердила признание заявки истца об участии в торгах соответствующей установленной форме и требованиям, указанным в информационном сообщении. Кроме того, аукционная комиссия не была лишена возможности своевременно в день приема документов, либо в разумный срок до начала проведения торгов вернуть документы для устранения имеющихся, по мнению комиссии, недостатков. Однако этого сделано не было.

Представленная истцом ФИО1 копия паспорта позволяла определить фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства физического лица. Названных сведений достаточно для идентификации его личности и составления договора купли-продажи в случае признания его победителем торгов.

Согласно решению УФАС по Ивановской области копия паспорта должна быть представлена участником аукциона в количестве 20 страниц, с точным воспроизведением текста и размера документа. Однако при этом, как следует из копии описи документов представленных ФИО5, для участия в аукционе им представлена копия паспорта на 12 страницах, что не соответствует Положению о паспорте гражданина РФ. Следовательно, заявку ФИО5 также необходимо было рассматривать как не соответствующую требованиям закона, и не допускать его к аукциону. Но данное обстоятельство не послужило организатору препятствием для допуска ФИО5 к аукциону.

Фактически сложилась ситуация, при которой положение закона, направленное на обеспечение прав лиц, желающих принять участие в аукционе, истолковано организатором торгов не в соответствии с его назначением. Наибольшее количество участвующих в аукционе лиц, проявивших интерес к отчуждаемому имуществу путем подачи заявки, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество. Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов. Отсечение же претендентов на стадии определения участников аукциона по формальным основаниям не соответствует целям реализации имущества, в связи с чем торги и заключенный по их итогам договор подлежат признанию недействительными.

Сторона истца считает, что истцом ФИО1 выполнены все требования, указанные в информационном сообщении, что позволяло признать его участником торгов по продаже спорного недвижимого имущества, а у организатора торгов не имелось законных оснований для отказа ему в допуске к участию в торгах, что на основании ст. ст. 448 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для признания торгов по продаже объекта недвижимого имущества недействительными, как проведенных с нарушением правил, установленных законом, и, как следствие, признании недействительным договора купли-продажи, заключенного между администрацией Пестяковкого муниципального района Ивановской области и ФИО5.

Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, подтвердил доводы, указанные в исковом заявлении. Дал пояснения, подтверждающие доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнил, что председатель комиссии оказывал на него давление, предлагал сняться с торгов. 28.11.2018 года узнал, что его пытаются снять с торгов, он подал жалобу. После проведения окончательных торгов он узнал о решении УФАС. Оказываемое давление со стороны председателя комиссии никто подтвердить не может. В правоохранительные органы обращался, но ему сказали, что это дело администрации. Письменный ответ из прокуратуры имеется. В прокуратуру жалобу писал на С.М.Е.. Аукцион был проведен 04.12.2018 года, он его выиграл. Земельный участок не оформил, так как в течение месяца ему не выдали договор купли-продажи. Ждал, когда ему выдадут договор купли-продажи, в администрацию не обращался. О решении УФАС и обращении ФИО6 в УФАС он не знал. О решении УФАС узнал позже, после 20 декабря 2018 года, а точнее после 17 декабря 2018 года. 26.11.2018 года он представил полную копию паспорта. Извещение о том, что он выиграл аукцион, ему вручили 04.12.2018 года, так как он был один. О решении УФАС не знал и о проведении вторых торгов, также не знал. Поскольку о решении УФАС не знал, поэтому его своевременно не обжаловал. Позже решение УФАС не обжаловал, так как решили обжаловать действия административного органа – комитета, что является их правом.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердил, изложенное в исковом заявлении, дополнил, что торги проведены с пороком, истец незаконно не допущен к торгам. Согласен, что первоначальные протоколы были отменены. Протоколом № 5.1 от 17.12.2018 года нарушены права истца. В извещении содержалось сообщение по предоставлению документов. Истец решил реализовать свое право, пришел с пакетом документов, которые приняли 28.11.2018 года. Была проведена проверка по председателю комиссии С.М.Е., на истца оказывалось давление о том, чтобы он не участвовал в аукционе. 26.11.2019 года истец принес полную копию паспорта, то есть до принятия решения о допуске к торгам. В ст. 39.12 ЗК РФ указан перечень документов: заявка – представлена; копия документа, подтверждающего личность – представлена, в законе не указано, сколько по количеству листов; документ, подтверждающий внесение задатка – представлен. 26.11.2018 года истец принес копию всех страниц паспорта, которая была принята, но не приобщена к перечню документов истца. ФИО1 изначально был допущен к торгам и выиграл торги. Закон о приватизации не относится к спорным правоотношениям, что звучит из закона, поэтому применяться не может. К спорным правоотношениям применяется Земельный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ. По проверке многие говорят при подаче 2-х листов паспорта. В жалобе ФИО6 были указаны основания по неопределенности и неясности, так как на сайте было размещено 2 разных протокола комиссии. УФАС признало незаконным составление двух протоколов. Относительно копии паспорта заявления не было, но УФАС был рассмотрен вопрос и по паспорту. Считает, что требования закона применимы к оригиналу документа, а не к копии. ГОСТ не может регламентировать права участия истца в аукционе. УФАС предписал возвратиться на стадию подачи заявок. ФИО1 не допущен из-за отсутствия полной копии паспорта. На 17.12.2018 года было уже все представлено. Паспорт во всех копиях был представлен в срок. Решение УФАС не является преюдициальным для разрешения данного дела, было принято без истца, чем нарушены его права. Решение не направлялось истцу, поэтому он не мог его обжаловать. УФАС дальнейшие обстоятельства торгов не изучал. Из каких источников истец узнал о решении УФАС, ему не известно. Уведомление о дате и месте проведения заседания УФАС, переданное на электронную почту истца, не является надлежащим уведомлением. Заинтересованность С.М.Е. одна, чтобы ФИО6 участвовал в торгах один. Аналогия права применяется, когда отсутствуют действующие нормы. Оценку оплатил С., поэтому считают, что была его заинтересованность в проведении и результатах аукциона. Протокол не подписан. С. ввел всех в заблуждение. Считает, что ФИО6 номинальная фигура в торгах.

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя. Доводы, указанные в отзыве на иск, поддерживает в полном объеме, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика ФИО5 – ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, подтвердив доводы отзыва на иск. Дополнил, что все было проведено по закону. Было подано 2 заявления на аукцион. Предписанием УФАС процедура торгов была возвращена на стадию рассмотрения заявок. В это время ФИО7 дополнительно подает полную копию паспорта и документов. Практика по паспорту по аналогии с законом № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Земельный участок приобретен и зарегистрирован ФИО6 в законном порядке. В отношении права собственности на земельный участок истцом требования не выставлены. Служебная проверка в отношении председателя комиссии С. также не является процессуальным документом. Со стороны администрации нарушений законодательства не было. С. был изначально против допуска к участию в аукционе ФИО7 из-за отсутствия полной копии паспорта. По заявлению ФИО7 проведена проверка прокуратурой, по результатам которой никаких нарушений не выявлено. По заявлению ФИО7 УФАС проводило проверку и нарушений не нашло. В решении Пучежского районного суда от 24.05.2019 года указано, что в ходе проведения служебной проверки основания для применения к С.М.Е. дисциплинарной ответственности отсутствуют. Кроме того, имелось решение УФАС, которое администрация была обязана выполнить. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Согласно представленному отзыву считают исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 02 декабря 2018 года ФИО5 обратился с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на действия Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района, при проведении аукциона по продаже земельного участка, в которой указал на то, что организатор торгов разместил на официальном сайте https://torgi.gov.ru сразу два протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. Согласно первому протоколу, размещенному 29.11.2018 в 12:43, принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе ФИО1 и о допуске к участию ФИО5. Согласно второму протоколу, размещенному 29.11.2018 в 17:50, оба заявителя ФИО5 и ФИО1 допущены к участию в аукционе. ФИО6 указывал, что разместив два протокола с различными решениями, организатор торгов внес неясность и неопределенность в результат рассмотрения заявок. Оба протокола заседания комиссии от 28.11.2018 года опубликованы на официальном сайте Пестяковского муниципального района и на официальном сайте https://torgi.gov.ru.

Решением Ивановского УФАС России от 11.12.2018 года жалоба ФИО5 от 02.12.2018 года на действия Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района при проведении аукциона по продаже земельного участка признана обоснованной. Организатор торгов признан нарушившим п. 1 ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ при рассмотрении заявки ФИО1. Комитету имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района выдано предписание об устранении допущенного нарушения до 20 декабря 2018 года. Предписание было исполнено. Аукцион был проведен в четком соответствии с предписанием, в результате которого, единственным участником и победителем торгов стал ФИО5.

Протокол внесения изменений в итоги торгов, был подписан комиссией 17.12.2018 года и размещен на официальном сайте Пестяковского муниципального района Ивановской области, а так же официальном сайте https://torgi.gov.ru. Одним из оснований к отмене протокола об отказе в допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка истец считает отсутствие оснований у комиссии не допускать истца к участию в аукционе по продаже земельного участка, выразившееся в указании истцу на отсутствие полного комплекта документов к заявке в участии в торгах (отсутствие всех страниц паспорта). Ответчик считает указанный довод надуманным и направленным на введение в заблуждение суда.

Заявки потенциальных участников торгов должны соответствовать нормам законодательства и требованиям, определяемым организатором торгов в извещении об их проведении, в противном случае указанные лица не допускаются к участию в торгах.

Так в соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Общий порядок организации и проведения торгов установлен ст. 448 ГК РФ.

Специальные нормы, определяющие порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, закреплены в ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), п. 8 которого содержит перечень оснований для отказа претенденту в участии в аукционе, являющийся исчерпывающим. Так, претендент не допускается к участию в аукционе, в том числе, если представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона N 178-ФЗ одновременно с заявкой претенденты – физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов. Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных данной статьей, а также требовать представление иных документов.

Также истец просит суд обратить внимание на то обстоятельство, что с учетом информационного сообщения, согласно которому заявки, представленные без необходимых документов, к рассмотрению не принимаются, комиссия по проведению торгов, приняв заявку истца и документы для рассмотрения, своими действиями фактически подтвердила признание заявки истца об участии в торгах соответствующей установленной форме и требованиям, указанным в информационном сообщении. Кроме того, аукционная комиссия не была лишена возможности своевременно, в день приема документов, либо в разумный срок до начала проведения торгов вернуть документы для устранения имеющихся, по мнению комиссии, недостатков. Считает, что указанный довод не основан на законе и изложен в связи с неправильным пониманием материальной нормы правил по проведению торгов по продаже муниципального имущества.

Так, согласно п. 4, 5 ст. 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

Согласно п.п. 1 п. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений. В соответствии с п.п. 10 п. 8 указанной статьи заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, организатор торгов имел все правовые основания направить истцу уведомления об отказе к его допуску в аукционе на следующий день после подачи заявки на участие в аукционе, что и было сделано. Не принять заявку к рассмотрению организатор не может в силу закона. И переиначивать понятия правил принятия и рассмотрения заявок на участие в аукционе у истца нет никаких оснований.

Также несостоятельным является довод истца о том, что представление ФИО5 к заявке копий 12 страниц своего паспорта, является также основанием к отказу в его допуске к участию в аукционе. ФИО5 представил 12 альбомных листов формата А4 с копией всех страниц своего паспорта, что не противоречит положениям п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Обращает внимание суда на точное и буквальное указание УФАС в своем решении от 11.12.2018 года, что копия паспорта гражданина РФ должна быть представлена в количестве 20 страниц, а не листов. Имеется в виду количество страниц самого паспорта гражданина РФ, а не количество страниц и листов снятых копий с самого оригинала.

Под правилами проведения торгов необходимо понимать те процедурные требования, которые должны быть соблюдены для обеспечения возможности всем заинтересованным лицам принять участие в представлении своих конкурентных заявок на торгах, надлежащего проведения торгов и определения победителя. Условием для признания торгов недействительными является существенный характер нарушения порядка организации и проведения торгов, его возможность повлиять на результат торгов.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие у него защищаемого субъективного гражданского права с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством, а также возможность восстановления нарушенного права способом, отраженным в предмете искового требования.

Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. Следовательно, если заключённый на торгах договор исполнен, и приведение сторон в первоначальное положение невозможно, тем самым нарушенные права истца не могут быть восстановлены, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Обращает внимание суда на то, что после подписания договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, от 08.02.2019 года, ФИО5 зарегистрировал переход права собственности на земельный участок в установленном порядке, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП от 21.02.2019 года, выданная Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.

К лицам, заинтересованным в оспаривании торгов, относятся их участники, не ставшие победителями, а также лица, подавшие заявки, но не допущенные к участию в торгах. Таким образом, правом на иск о признании результатов торгов недействительными обладает субъект при одновременном наличии двух условий: нарушение его субъективного гражданского права в ходе организации и проведения торгов и возможность восстановления нарушенного права. Ответчик считает, что в данном случае при проведении торгов права истца нарушены не были и правовых оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1 не имеется.

Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Представитель ответчика комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области в лице председателя комитета имущественных, земельных отношений природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, подтвердив доводы отзыва на иск. Дополнила, что с 07.11.2018 года они принимали документы в комитет. 26.11.2018 года последний день приема заявок. К обеду ФИО7 принес полную копию паспорта. Секретаря комиссии на месте не было, поэтому разрешение вопроса по паспорту не было принято. Прием велся до 16:00 часов. Разрешение вопроса о приобщении полной копии паспорта истца к ранее представленным документам, оставили до комиссии. Члены комиссии отказали в приобщении паспорта. 29.11.2018 года трое из членов комиссии отказались подписать протокол заседания комиссии, пояснив, что на них оказывалось давление. При размещении протоколов на сайте оказалось 2 протокола. На сайте торгов были внесены изменения. Аукцион проведен 04.12.2018 года, а жалобу в УФАС послали на электронную почту ФИО7 05.12.2018 года, как и уведомление о заседании УФАС на 11.12.2018 года. На заседание УФАС ФИО7 не явился. УФАС рассмотрел процедуру по допуску. Возможно, о заседании УФАС уведомляли представителя истца С. Ранее принимали копию паспорта на двух страницах. Федеральный закон № 178-ФЗ применяется при продаже государственного и муниципального имущества. По земле применяется Земельный кодекс РФ. В извещении не указывают, какое количество страниц паспорта должно быть представлено. В извещении был указан срок принятия документов. Истец не опоздал по сроку для подачи документов по паспорту. Жалоба была на действия комитета, поэтому о заседании УФАС, согласно закона, извещали они. Решение УФАС рассылалось самим органом. Комиссия выполняла решение УФАС, которым были отменены все протоколы, составленные в ходе торгов от 28.11.2018 года и 04.12.2018 года, и было предписано вернуться на стадию рассмотрения заявок, поданных для участия в торгах, а не на стадию приема документов. Председатель комиссии С. оплатил оценку земельного участка, который стал предметом торгов. Согласно закона № 135 проводилась независимая оценка. Заявка была от администрации района, а оплата оценки была произведена С. из личных средств. Считает, что это было сделано для ускорения процедуры, так как в бюджете на тот момент денег не было. Участок продали по начальной цене аукциона, то есть по оценке земельного участка. Кадастровая стоимость была высокая, поэтому глава администрации и решил провести оценку земельного участка для аукциона.

Согласно отзыву на иск, Комитет имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрация Пестяковского муниципального района (далее Комитет), считает исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 28.11.2018 года Комиссией по проведению торгов рассмотрены поступившие на участие в аукционе заявки и составлен протокол № 5.1. от 28.11.2018 года в соответствии с которым ФИО8 отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что поданная заявка не соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ, а ФИО9 допущен к участию в аукционе и признан единственным участником аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности. При подписании данного протокола выяснились обстоятельства оказания давления председателем Комиссии С.М.Е. на принятие решения в пользу ФИО5 на двух членов Комиссии, в связи с чем трое членов Комиссии отказались от подписания протокола, и просили их голоса не учитывать при подведении итогов голосования. На этом основании данный протокол признан недействительным и подготовлен новый протокол, в соответствии с которым ФИО5 и ФИО1 допущены к участию в аукционе и признаны участниками данного аукциона. ФИО5 и ФИО1 надлежащим образом уведомлены о допуске к участию в аукционе. Однако 04 декабря 2018 года в аукционе по продаже земельного участка принял участие только один претендент ФИО8. В соответствии с протоколом 5.1 от 04 декабря 2018 года об итогах аукциона Комиссией принято решение в соответствии с ч. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ о том, что аукцион по продаже земельного участка признан не состоявшимся по причине регистрации единственного участника аукциона и заключить договор купли-продажи с единственным принявшим участие в аукционе его участником ФИО1. Вместе с тем, Ивановское УФАС России рассмотрело жалобу ФИО5 от 02.12.2018 года на действия Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии при проведении аукциона по продаже земельного участка и пришло к выводу, что указанными действия организатор торгов нарушил ч. 9 ст. 39.12 ЗК РФ, поскольку порядок рассмотрения заявок не предусматривает возможности составления двух и более протоколов, изменения первоначального протокола и пересмотра принятого решения с последующим принятием нового решения, и приняло решение о выдаче Комитету предписания об отмене всех протоколов изготовленных в процессе аукциона, возврате на стадию рассмотрения поданных заявок, с учетом выводов сделанных в решении УФАС по Ивановской области. Во исполнение предписания УФАС по Ивановской области Комитетом издан приказ от 14.12.2018 года № 1 об отмене всех протоколов заседаний комиссии от 28.11.2018 года и 04.12.2018 года и возврате на стадию рассмотрения поданных заявок. 17.12.2018 года Комиссией повторно рассмотрены поданные заявки в соответствии с ч. 1 и ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ и с учетом выводов, сделанных в решении УФАС по Ивановской области, принято решение ФИО1 отказать в допуске к участию в аукционе, а ФИО5 допустить к участию в аукционе и признать его единственным участником аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности. На основании изложенного Комитет считает, что в его действиях нет нарушения действующего законодательства в связи с законным и обоснованным выполнением требования УФАС по Ивановской области. Считают требования ФИО1 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 05 сентября 2018 года № 360 «О проведении аукциона по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности» постановлено организовать проведение торгов по продаже земельных участков из категории земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности до разграничения прав на землю, открытого по составу участников и по форме подачи предложения о цене земельного участка, в том числе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (Лот 1) (л.д. 17-18).

31.10.2018 года на официальном сайте https://torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности. Организатор аукциона: Комитет имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области. Основание проведения аукциона: постановление администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 05 сентября 2018 года № 360. Место, дата, время и порядок проведения аукциона: аукцион состоится по адресу: <...> (2-й этаж) в 9:00 часов 04 декабря 2018 года. Проведение аукциона осуществляется в порядке, установленном статьей 39.12. Земельного кодекса Российской Федерации. Предмет аукциона: земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование (назначение) – объекты гаражного назначения (согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости). Начальная цена предмета аукциона: начальный размер цены продажи земельного участка <данные изъяты> рубля (НДС не облагается) установлена с учетом отчета № 07/10-818 от 07.08.2018 года по определению рыночной стоимости земельного участка независимого оценщика. Начало приема заявок для участия в аукционе: 08:00 часов 01 ноября 2018 года. Окончание приема заявок для участия в аукционе: 16:00 часов 26 ноября 2018 года. Дата, время и место определения участников аукциона: определение участников аукциона (признание претендентов участниками аукциона или отказ в допуске претендентов к участию в аукционах) осуществляется по месту приема заявок «28» ноября 2018 года в 9:00 час. Время, дата и место подведения итогов аукциона: 9:00 час. «04» декабря 2018 года по адресу: <...> (2-й этаж Комитет ИЗОПРИЭ администрации района). Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка (л.д. 19-20).

На участие в аукционе поступило две заявки: 06.11.2018 года от ФИО1 (истец по делу), принята 07.11.2018 года в 08:10 часов (л.д. 22-25); 26.11.2018 года от ФИО5 (ответчик по делу), принята 26.11.2018 года в 15:45 часов (л.д. 26-27).

28 ноября 2018 года в 09 часов 00 минут комиссией по проведению аукциона по продаже земельных участков, образованной и действующей на основании положения о комиссии, утвержденного постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 28.06.2018 года № 231 (л.д. 12-16), состоялось рассмотрение заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, о чем составлен протокол № 5.1.

Согласно решению Пучежского районного суда Ивановской области от 24.05.2019 года, вынесенного по гражданскому делу № 2-236/2019 по иску С.М.Е. к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, вступившему в законную силу 02.07.2019 года, из протокола № 5.1 следует, что ФИО1 отказано в допуске к участию в аукционе, ФИО5 допущен к участию в аукционе и признан участником такового. Основанием для отказа в допуске ФИО1 к участию в аукционе послужило представление им только копий двух страниц паспорта, а не всех. В соответствии с п. 11 Положения о Комиссии для принятия решения необходимо простое большинство голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. Из протокола № 5.1 следует, что при рассмотрении заявки ФИО1 за его допуск проголосовали три члена комиссии (С.С.П.Л.Г.А., Р.Л.Е.), против – четыре члена комиссии (С.М.Е., Л.А.В., К.А.Ю., П.В.А.), воздержался один член комиссии (Б.С.В.). За допуск ФИО5 все члены комиссии проголосовали «за». Вместе с тем при подписании протокола 29 ноября 2018 года Л.А.В., П.В.А., К.А.Ю. от подписания данного протокола отказались, что свидетельствует о том, что данные члены комиссии не были согласны с результатами их голосования, занесенными в протокол, а три члена комиссии подписали протокол с особым мнением. Учитывая отраженные в данном протоколе результаты голосования, Комитетом подготовлен второй протокол рассмотрения заявок за № 5.1, из которого следует, что за допуск ФИО1 к участию в аукционе проголосовали 3 члена комиссии, против – один (С.М.Е.), воздержались четыре члена комиссии. За допуск ФИО5 проголосовали все члены комиссии, при этом из протокола следует, что оба участника допущены к аукциону. Данный протокол подписан всеми членами комиссии, за исключением С.М.Е.. (л.д. 50-59, 28-30).

Протокол № 5.1. от 28 ноября 2018 года, согласно которому в допуске истцу ФИО1 отказано и не подписанный членами комиссии, был размещен на официальном сайте https://torqi.gov.ru. 29 ноября 2018 года протокол № 5.1. от 28 ноября 2018 года, согласно которому ФИО5 и ФИО1 допущены к участию с подписями всех членов комиссии был официально размещен на сайте https://torgi.gov.ru. 29.11.2018 года и ФИО5, и ФИО1 направлены уведомления о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона (л.д. 31, 32).

В соответствии с протоколом № 5.1 от 04 декабря 2018 года об итогах аукциона в составе комиссии правомочной осуществлять свои функции принято решение в соответствии с ч. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ о том, что аукцион по продаже земельного участка признан не состоявшимся по причине регистрации единственного участника аукциона. Комиссией постановлено заключить договор купли-продажи с единственным принявшим участие в аукционе его участником ФИО1 по начальной цене предмета аукциона (л.д. 33, 34).

Не согласившись с решением комиссии, ФИО5 обратился в Управление федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (УФАС по Ивановской области) с жалобой на действия Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района.

Рассмотрев жалобу ФИО5, УФАС по Ивановской области своим решением от 11.12.2018 года признало ее обоснованной, признало организатора торгов – Комитет имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района нарушившим п. 1 ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ при рассмотрении заявки ФИО1, решено выдать Комитету имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района предписание об устранении допущенного нарушения, для чего в срок до 20.12.2018 года отменить все протоколы, составленные в ходе проведения торгов; вернуться на стадию рассмотрения поданных заявок; рассмотреть заявки в строгом соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ и с учетом выводов, сделанных в настоящем решении (л.д. 43-49).

Во исполнение предписания УФАС по Ивановской области Комитетом имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района издан приказ от 14.12.2018 года № 1 об отмене всех протоколов заседаний комиссии от 28.11.2018 года и 04.12.2018 года и возвращении на стадию рассмотрения поданных заявок (л.д. 60).

В соответствии с протоколом, рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка от 17 декабря 2018 года № 5.1 комиссией по проведению аукциона по продаже земельных участков ФИО1 отказано в допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности. ФИО5 допущен к участию в проведении аукциона и признан его единственным участником. Решение принято присутствующими членами комиссии единогласно (л.д. 38-40).

ФИО1 и ФИО5 направлены соответствующие уведомления (л.д. 41, 42).

08 февраля 2019 года между ФИО5 и администрацией Пестяковского муниципального района Ивановской области заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование (назначение) – объекты гаражного назначения (л.д. 10-11).

Сторона истца считает, что отказ ФИО1 в его допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности, отраженный в протоколе № 5.1. от 17 декабря 2018 года рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка, является незаконным, нарушающим права истца, создающим условия для признания в целом результатов торгов недействительными, влекущими за собой последствия недействительности аукциона в виде недействительности договора купли-продажи, заключенного по результатам аукциона.

В соответствии с п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Организация и порядок проведения торгов установлены в ст. 448 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

- кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

- на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

- продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

- были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Оценка нарушений с точки зрения их существенности и степени влияния на результаты торгов является обязанностью суда.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 названного кодекса (п. 2).

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В п. 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», разъяснено, что приведенный в п. 1 ст. 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (п. 2 ст. 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах.

Согласно ч. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Аналогичные требования были указаны в извещении о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка (л.д. 19-20).

Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке (ч. 2 ст. 39.12.ЗК РФ).

Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи (ч. 3).

В соответствии с ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ заявители должны представлять, в том числе, копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).

Согласно п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее по тексту – Положение о паспорте гражданина РФ), паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, бланк паспорта имеет размер 88 х 125 мм, состоит из обложки, приклеенных к обложке форзацев и содержит 20 страниц, из них 14 страниц имеют нумерацию в орнаметальном оформлении, продублированную в центре страницы в фоновой сетке.

Согласно п. п. 23 п. 3.1 «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст), копия документа – это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.

Таким образом, участник аукциона в качестве копии документа, удостоверяющего личность, предоставляя копию паспорта гражданина РФ, обязан предоставить копии всех 20-ти страниц данного паспорта с точным воспроизведением текста и размера документа.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ответчиком ФИО5 к заявке на участие в аукционе были представлены копии всех страниц паспорта, истцом ФИО1 представлены копии только двух страниц паспорта, что является нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ и послужило основанием для отказа комиссией по проведению аукциона ФИО1 в допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной собственности при рассмотрении заявок на участие в аукционе 17.12.2018 года.

Доводы стороны истца о том, что ФИО1 впоследствии были донесены копии всех страниц паспорта, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку УФАС по Ивановской области своим решением от 11.12.2018 года по жалобе ФИО5 признало организатора торгов – Комитет имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района нарушившим п. 1 ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ при рассмотрении заявки ФИО1, решено выдать Комитету имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района предписание об устранении допущенного нарушения, для чего в срок до 20.12.2018 года отменить все протоколы, составленные в ходе проведения торгов; вернуться на стадию рассмотрения поданных заявок; рассмотреть заявки строгом соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ и с учетом выводов, сделанных в настоящем решении (л.д. 43-49). Во исполнение предписания УФАС по Ивановской области Комитетом имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района издан приказ от 14.12.2018 года № 1 об отмене всех протоколов заседаний комиссии от 28.11.2018 года и 04.12.2018 года и возвращении на стадию рассмотрения поданных заявок (л.д. 60).

Возврат на стадию рассмотрения поданных заявок не предусматривает прием дополнительных документов от заявителей, поэтому рассмотрение, уже поданных заявок комиссией по проведению аукциона проводилось по первоначально представленным заявителями документам.

После подачи заявки на участие в торгах с приложением документов, определенных положениями ст. 39.12 ч. 1 Земельного кодекса Российской Федерации 26.11.2018 года до истечения срока окончания приема заявок в 16.00 часов этого же дня, истец представил в администрацию копию паспорта в полном объеме, однако указанная копия паспорта не была приобщена к документам для участия в аукционе по решению комиссии.

Решение УФАС по Ивановской области от 11.12.2018 года являлось для администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области в лице Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии обязательным для исполнения.

Стороной истца указанное решение не обжаловалось.

Уведомление о заседании УФАС 11.12.2018 года в 13 часов 10 минут по рассмотрению жалобы ФИО5 по адресу: <адрес> было направлено Комитетом имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района в лице С.С.П. на электронный адрес истца в 09 часов 55 минут 05 декабря 2018 года, что подтверждается предоставленным суду скрин-шотом.

В соответствие с заявкой на участие в аукционе от 07.11.2018 года, поданной ФИО1 он обязался соблюдать условия аукциона, содержащиеся в информационном сообщении о проведении аукциона, опубликованном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу: www.torgi.gov.ru, на официальном сайте администрации Пестяковского муниципального района www.pestyaki.ru от 13.09.2018 года (л.д. 22), что свидетельствует о том, что истец знал о месте размещения и получения информации по торгам, на которые он подал заявку.

Не проверка истцом, поступающей информации на электронную почту или не обращение для получения информации в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по указанным выше адресам суд не может признать нарушением прав истца на участие в торгах.

При надлежащей реализации, предоставленных прав и желании контролировать происходящее по торгам ФИО1 вполне мог сам получить любую информацию, касающуюся торгов, на которые он подал заявку, на сайте администрации Пестяковского муниципального района www.pestyaki.ru или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.torgi.gov.ru.

Неучастие истца в заседании УФАС не ограничивало его прав на обжалование, принятого решения УФАС по Ивановской области от 11.12.2018 года в установленные законодателем сроки, 3 месяца даже с момента, 20.12.2018 года, когда истец с его слов узнал о состоявшемся решении.

Доводы стороны истца о незаконности действий председателя комиссии С.М.Е. его заинтересованности в проведении аукциона по продаже земельного участка также не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований. Хотя по результатам служебной проверки в действиях первого заместителя главы администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области по вопросам ЖКХ С.М.Е. были установлены нарушения и протоколом комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Пестяковского муниципального района от 24.06.2019 года № 6 установлено, что муниципальный служащий не соблюдал требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов, главе администрации рекомендовано уволить С.М.Е. в связи с утратой доверия, а также решением Пучежского районного суда Ивановской области от 24.05.2019 года, вынесенного по гражданскому делу № 2-236/2019 в удовлетворении исковых требований С.М.Е. к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании распоряжения от 04.12.2018 года № 302 «О проведении служебной проверки» незаконным со дня его принятия; о признании распоряжения от 04.12.2018 года № 303 «Об отстранении от исполнения должностных обязанностей» незаконным со дня его принятия; о признании незаконным абз. 6 п. 1.3 Регламента, утвержденного постановлением администрации от 26.11.2018 года № 489, со дня его принятия; признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от 09 января 2019 года со дня его вынесения; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей отказано, однако указанные факты не могут являться основанием для признания недействительным протокола № 5.1 рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка от 17 декабря 2018 года комиссии по проведению аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, об отказе в допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка; признания недействительными результатов аукциона по продаже земельного участка, применении последствий недействительности аукциона в виде недействительности договора купли-продажи земельного участка, поскольку при принятии решения комиссии 17 декабря 2018 года С.М.Е. не присутствовал и не голосовал. Указанное решение принято членами комиссии большинством голосов в соответствии с положением о комиссии, утвержденного постановлением администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области от 28.06.2018 года № 231.

Доводы стороны истца о том, что на истца ФИО1 со стороны председателя комиссии С.М.Е. оказывалось давление в том, чтобы он не участвовал в аукционе, не подтверждены доказательствами.

При указанных обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах, суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО5, комитету имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании недействительным протокола № 5.1 рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка от 17 декабря 2018 года комиссии по проведению аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, об отказе в допуске к участию в аукционе по продаже земельного участка; признании недействительными результатов аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; применении последствий недействительности аукциона в виде недействительности договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, от 08 февраля 2019 года, заключенного между администрацией Пестяковкого муниципального района Ивановской области и ФИО5, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Чкаловский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий С.Н.Звягенцев.. Решение не вступило в законную силу.