ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-286/20 от 02.07.2020 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

66RS0015-01-2020-000147-90 Решение составлено: 02.07.2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-286/2020 по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис и К» «О признании незаконными действий управляющей компании по применению в одностороннем порядке размера платы за содержания жилого помещения, возложении обязанности производить начисление оплаты за содержания жилого помещения в соответствии с решением общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, взыскании компенсации морального вреда ».

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис и К» «О признании незаконными действий управляющей компании по применению в одностороннем порядке размера платы за содержания жилого помещения, возложении обязанности производить начисление оплаты за содержания жилого помещения в соответствии с решением общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, взыскании компенсации морального вреда», указав, что управление многоквартирным домом *Номер* по *Адрес* осуществляет ООО «Дом-Сервис и К», истец является потребителем услуг, оказываемых данной организацией. Согласно договора управления от *Дата* ООО «Дом-Сервис и К» является обязанным лицом по оказанию услуги содержание жилых помещений указанного многоквартирного дома.

Истец оплачивает жилищно-коммунальные услуги в полном объеме, задолженности не имеет.

Отношения между собственником и ООО «Дом-Сервис и К» выстраиваются на основании требований Жилищного кодекса РФ, договора управления МКД от *Дата*, Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491, утв.Правила содержания общего имущества МКД.

По мнению истца, управляющая организация, в нарушение законодательных актов и условий договора управления от *Дата*, в платежном документе с *Дата* без учета решения общего собрания собственников в МКД (протокол *Номер* от *Дата*), в одностороннем порядке по статье «содержание жилого помещения», стала применять «городской» тариф, утвержденный местным органом самоуправления (Постановление администрации Асбестовского городского округа от 27.06.2019 №371-ПА «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах Асбестовского городского округа).

Согласно условиям действующего договора управления от *Дата*, размер платы за содержание, управление и текущий ремонт принимается на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений. Если собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, то он устанавливается органом местного самоуправления в силу ч. 4 ст. 158 ЖК РФ.

Таким образом, основным способом управления и изменения размера платы за содержание жилого помещения является волеизъявление собственников помещений в МКД, выраженное в принятом на общем собрании соответствующим решением.

Требование ООО «Дом-Сервис и К» об уплате за жилищные услуги в размере, не установленном на общем собрании собственников жилых помещений в МКД, нарушает права истца, в частности:

1. Нарушен порядок установления размера платы для собственников, выбравших способ управления – управляющая организация. Согласно принятого решения собственников (протокол *Номер* от *Дата*) плата за жилищные услуги по статье «содержание жилого помещения» с *Дата* составляет 18,96 руб. за 1 кв.м. ООО «Дом-Сервис и К» использует для определения размера платы по статье «содержание жилого помещения» размер платы, установленного органом местного самоуправления. Размер платы за содержание жилого помещения для собственников, выбравших способ управления – управляющая организация должен быть: индивидуальным, исходя из необходимости выполнения конкретных видов и объемов работ и услуг для данного МКД; экономически обоснованным, то есть, документально подтвержденным.

2. Нарушен порядок определения цены договора, то есть, ценообразования и утверждения на общем собрании собственников перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, установленным действующим договором управления (п. 6.3 договора управления от *Дата*).

Учитывая, что решением общего собрания собственников МКД *Номер* по *Адрес* от *Дата* была установлена плата в размере 18, 96 руб. аз 1 кв.м., иных общих собраний, изменяющих размер данной платы, собственниками не проводилось, то, соответственно, у управляющей организации отсутствовали основания для применения муниципальных тарифов.

Действия ООО «Дом-Сервис и К» свидетельствуют об одностороннем изменении условий договора в части установления размера платы за содержание жилья, выразившееся в распределении суммы платы и направлении поступивших от собственников денежных средств на финансирование работ и услуг в ином порядке и размере, нежели установлено собственниками, противоречат требованиям законодательства, что нарушает права и законные интересы истца, предусмотренные ЖК РФ в части установления экономически обоснованного тарифа оплаты за содержание и ремонт общего имущества. Решение об изменении структуры платы, объемов финансирования отдельных статей расходов не принимались в установленном порядке общим собранием собственников помещений в МКД.

Подход ООО «Дом-Сервис и К» в одностороннем порядке изменять порядок установления размера платы за содержание жилого помещения и производить начисления по муниципальным тарифам нарушает права истца на экономический, индивидуальный размер платы за содержание жилого помещения конкретного МКД по *Адрес*, поэтому управляющая организация должна исполнить волеизъявление собственников помещений МКД по начислению за содержание жилого помещения в размере 18,96 руб. за 1 кв.м.

Незаконными действиями ООО «Дом-Сервис и К» по выставлению оплаты за содержание общего имущества МКД с *Дата* заставили истца утвердиться во вседозволенности управляющей компании, от которой истец находится в экономической зависимости в силу жилищно-коммунальных отношений, усомнится в действенности законодательства. К тяжелым переживаниям, вызванной длительной процедурой доказывания своей правоты, добавилось ощущение безысходности, так как, незаконным начислением оплаты внушает мысль о невозможности законным способом защитить свои права. Таким образом, ответчик причинил истцу моральный вред.

На основании изложенного, истец просил суд:

1. Признать незаконными действия ООО «Дом-Сервис и К» по применению в одностороннем порядке размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: *Адрес*, с *Дата* в размере 24,16 руб. за 1 кв.м. в месяц.

2. Обязать ООО «Дом-Сервис и К» производить начисления платы за содержание жилого помещения с *Дата* в соответствии с протоколом *Номер* от *Дата* в размере 18,92 руб. за 1 кв.м. до принятия собственниками соответствующего решения в порядке, установленном действующим законодательством.

3. Обязать ответчика компенсировать причиненный собственнику моральный вред в размере 3 000 руб. (л.д. 5-13 том 1).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением Асбестовского городского суда от *Дата* привлечен для дачи заключения по делу Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу (л.д. 2-3 том 1).

*Дата* в ходе судебного заседания истец представил уточненное исковое заявление, просит п. 2 изложить в следующей редакции: обязать ООО «Дом-Сервис и К» производить начисления платы за содержание жилого помещения в соответствии с протоколом *Номер* от *Дата* в размере 18,96 руб. за 1 кв.м., в том числе: за содержание – 12,96 руб. за 1 кв.м., за текущий ремонт – 6 руб. за 1 кв.м., до принятия собственниками соответствующего решения в порядке, установленном действующим законодательством (л.д. 167 том 1), которое принято судом (л.д. 169-170 том 1). Привлечено в качестве третьего лица АО «Расчетный центр Урала» (л.д. 169-170 том 1).

*Дата* определением Асбестовского городского суда производство по настоящему гражданскому делу приостановлено (л.д. 204 том 1)

*Дата* определением Асбестовского городского суда производство по настоящему делу возобновлено (л.д. 222 том 1).

*Дата* определением председателя Асбестовского городского суда продлен срок рассмотрения настоящего гражданского дела на один месяц, то есть до *Дата* (л.д. 223 том 1)

В ходе судебного заседания истец ФИО1 отказался от исковых требований в части требований о возложении обязанности производить ООО «Дом-Сервис и К» начисления платы за содержание жилого помещения с *Дата* в соответствии с протоколом *Номер* от *Дата*. Определением Асбестовского городского суда от *Дата* принят отказ от исковых требований в указанной части исковых требований, в этой части исковых требований производство по гражданскому делу прекращено.

Истец – ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требованиях по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца ФИО1ФИО2, действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ООО «Дом-Сервис и К» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам и обстоятельствам, изложенным в письменном мнении (л.д. 56-62 том 1), дополнительно пояснив, по мнению ответчика, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *Адрес*, оформленное протоколом *Номер* от *Дата*, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Решение по вопросу «содержание жилого помещения» на период с *Дата* по *Дата*, в том числе в размере 18,96 руб. за 1 кв.м., на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома *Адрес* проведенном с 1 по *Дата*, оформленном протоколом от *Дата*, ка считает ответчик, не принималось.

Применение ответчиком тарифа, установленного органом местного самоуправления, при расчете платы за содержание жилого помещения в размере 24,16 руб. за 1 кв.м. является законным. Кроме того, с *Дата* ООО «Дом-Сервис и К» не предоставляет услуги по управлению многоквартирным домом *Адрес*.

Представители третьего лица – АО «Расчетный центр Урала» в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили суду письменное мнение, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 175-176 том 1).

Представители Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу - в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили суду заключение по делу, указав, что утверждая размер платы за содержание жилого помещения собственники также должны определить перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, с учетом положений п. 3 Правил №290, а также определить периодичность их выполнения. В соответствии с п. 17 Правил №491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В Департамент за период с *Дата* по настоящее время не поступали обращения собственников помещений МКД *Номер* по *Адрес*. В связи с чем, проверочные мероприятия в отношении ООО «УК «Дом-Сервис и К» на предмет соблюдения лицензионных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ в части определения цены договора управления многоквартирным домом, а именно: соблюдения требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения в указанном многоквартирном доме Департаментом не проводилось (л.д. 48-51, 53-54 том 1).

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 154 ЖК РФ, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, марка автомобиля, бытовой марка автомобиля в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником ? доли в обще долевой собственности квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: *Адрес*, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, на основании договора передачи квартиры в собственность граждан (договор приватизации) от *Дата* (л.д. 41).

С *Дата* управляющей организацией указанного дома являлось ООО «Дом-Сервис и К».

*Дата* между ФИО1 и ООО «Дом-Сервис и К» заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 239-251, том 1)

ООО «Дом-Сервис и К» осуществлял управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, а также заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг.

Согласно п. 6.1 договора управления МКД, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает себя:

-плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в случае формирование фонда капитального ремонта на специальном счете) (перечень работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома указан а Приложении №2).

-коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, водоотведение, тепловая энергия).

-плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Из п. 6.3 договора управления МКД следует, что размер платы за содержание, управление, текущий ремонт принимается на срок не менее чем на один год на общем собрании собственников помещений, чтобы обеспечить содержание общего имущества и в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения рассчитывается как произведение общей площади жилого (нежилого) помещения и размера платы за 1 кв.м. Размер платы за 1 кв.м. включает в себя расходы на услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Если собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, то он устанавливается органом местного самоуправления в силу ч. 4 ст.159 Жилищного кодекса РФ.

Как указал истец в исковом заявлении и пояснил в судебном заседании, управляющая организация в нарушение законодательных актов и условий договора управления от *Дата* в платежном документе с *Дата* без учета решения общего собрания собственников в МКД (протокол *Номер* от *Дата*), в одностороннем порядке по статье «содержание жилого помещения», стала применять тариф, утвержденный местным органом самоуправления (Постановление администрации Асбестовского городского округа от 27.06.2019 №371-ПА «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах Асбестовского городского округа). Учитывая, что решением общего собрания собственников МКД *Номер* по *Адрес* от *Дата* была установлена плата в размере 18, 96 руб. аз 1 кв.м., иных общих собраний, изменяющих размер данной платы, собственниками не проводилось, то соответственно, у управляющей организации отсутствовали основания для применения муниципальных тарифов.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с протоколом общего очередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *Адрес*, проведенного в форме очно-заочного голосования, от *Дата*, по вопросу *Номер* собственниками помещений в многоквартирном доме было принято следующее решение: принять размер платы по содержанию жилья и текущему ремонту на период с *Дата*: содержание жилья – 12,96 руб., текущий ремонт – 6 руб. Решено: принять размер платы по содержанию жилья и текущему ремонту на период с *Дата*: а) содержание жилья – 12 руб.96 коп.; б) текущий ремонт – 6 руб. (л.д. 37-40). Данный протокол вместе с приложенными к нему документами был предоставлен в ООО «Дом-Сервис и К», а так же, в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу (л.д. 63-95, т. 1).

Согласно платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг с *Дата* по *Дата* на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: *Адрес*, в графе: за «содержание жилого помещения» указан тариф в размере 24, 16 руб. (л.д. 31-36 том 1).

В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ проводится путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей (часть 1 статьи 46 ЖК РФ).

Пунктом 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирного доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что в случае непринятия решения о ставке тарифа по оказанию управляющей компании по содержанию и ремонту многоквартирного дома, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в порядке части 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливается размер оплаты для населения на указанные услуги.

Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также, пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме (Определение ВС РФ от дата N 307-ЭС19-11346).

Соответственно, для собственников жилых и нежилых помещений указанного МКД применению подлежит размер платы за содержание и ремонт для собственников жилых и нежилых помещений, принятый протоколом общего собрания собственников *Номер* от *Дата*.

Таким образом, применению подлежали цены за содержание жилого помещения, установленные в протоколе общего очередного собрания собственников помещений *Номер* от *Дата*, за период с *Дата* по день вынесения решения суда.

В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ, пунктом 31 Правил N 491 размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения.

Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Срок действия протокола общего собрания собственников помещений *Номер* от *Дата* – по настоящее время.

Таким образом, истец доказал применение ответчиком ставок и начислений, с которыми он не согласен. В материалах дела имеются платежные документы (квитанции) по квартире истца, в которых применяется тариф по статье «содержание жилого помещения» с *Дата* по *Дата* в размере 25,34 руб., с *Дата* по *Дата* в размере 24,16 руб. за 1 кв.м. (с учетом предписаний Департамента Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области) (л.д. 190-199 том 1).

В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;

4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В силу ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации (то есть специальный закон) конкретизирует лиц, которые наделены полномочиями на обжалование решения общего собрания собственников помещений в доме, при этом управляющая организация, осуществляющая только функции управления домом и предоставления жилищно-коммунальных услуг, в отсутствие у нее в собственности помещений в доме, в данный перечень не входит. Как было установлено судом, протокол общего собрания собственников помещений *Номер* от *Дата* вместе с приложенными к нему документами был своевременно предоставлен организатором собрания в ООО «Дом-Сервис и К», а так же, в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в лице отдела контроля по Южному управленческому округу, при этом, лицами, имеющими право обжаловать вышеуказанное решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, данное решение обжаловано не было.

В связи с чем суд отклоняет доводы ответчика о том, что решение по вопросу «содержание жилого помещения» на период с *Дата* по *Дата*, в том числе в размере 18,96 руб. за 1 кв.м., на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома *Адрес* проведенном с 1 по *Дата*, оформленном протоколом от *Дата* не принималось, а решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома *Адрес*, оформленное протоколом *Номер* от *Дата*, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Так же, как следует из п.п. 9.1, 9.2 вышеуказанного договора управления, настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение пяти лет. При этом, как установлено в судебном заседании, ни одна из сторон договора управления не заявляла о его прекращении, и не изменяла в установленном законом порядке его условий.

При этом управляющая компания, с целью соблюдения баланса интересов сторон, не лишена возможности, при наличии экономического обоснования, внести изменения в перечень, объем и периодичность предоставляемых по многоквартирному жилому дому услуг, соразмерно определенной собственниками помещений ставке платы за ремонт и содержание имущества многоквартирного дома.

Кроме того, указанные действия свидетельствуют об одностороннем изменении условий договора в части установления размера платы за содержание жилья, выразившиеся в распределении суммы платы и направлении поступивших от собственников сумм денежных средств на финансирование работ и услуг в ином порядке и размере, нежели установлено собственниками, противоречит требованиям законодательства, что нарушает права и законные интересы истца, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, в части установление экономически обоснованного тарифа оплаты за содержание и ремонт общего имущества.

Таким образом, исковые требования истца о признании незаконными действия ООО «Дом-Сервис и К» по применению в одностороннем порядке размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: *Адрес* с *Дата* в размере 24.16 руб. за 1 кв.м. в месяц, подлежат удовлетворению.

Поскольку правоотношения истца и ответчика связаны с оказанием услуг, они регулируются положениями Закона "О защите прав потребителей".

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае определяется судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из требований разумности и справедливости. Законодательство о защите прав потребителей, предусматривая в качестве способа защиты гражданских прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы определения размера такой компенсации, относя определение конкретного размера компенсации на усмотрение суда.

Принимая во внимание характер причиненных истцу страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, возраст истца, суд определяет ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, как отвечающую требованиям разумности и справедливости.

Таким образом, на основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает возможным удовлетворить исковые требования ФИО1, а именно:

1. Признать незаконными действия ООО «Дом-Сервис и К» по применению в одностороннем порядке размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: *Адрес* с *Дата* в размере 24.16 руб. за 1 кв.м. в месяц.

2. Взыскать с ООО «Дом-Сервис и К» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.

На основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 600 рублей, так как истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п.4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

1. Признать незаконными действия ООО «Дом-Сервис и К» по применению в одностороннем порядке размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: *Адрес* с *Дата* в размере 24.16 руб. за 1 кв.м. в месяц.

2. Взыскать с ООО «Дом-Сервис и К» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.

3. Взыскать с ООО «Дом-Сервис и К» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 1 месяца.

Судья ___________________________ И.В. Архипов