Решение
Именем Российской Федерации
08 мая 2018 г. <адрес>
Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе председательствующего ФИО17 при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, понуждении к установлению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры о признании незаконным решения и об обязании назначить социальную пенсию. В обоснование исковых требований указала, что она родилась в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Ее отец ФИО6 по национальности татарин, мать ФИО7 по национальности манси. Она всегда считала себя манси, по паспорту гражданина СССР она была манси, но, к сожалению, его копия у нее не сохранилась. Она всегда состояла во всех национальных общинах коренных малочисленных народов Севера, имеет благодарственное письмо Общественной организации «Спасение Югры» ХМАО-Югры за активную работу в становлении и укреплении общественного движения коренных малочисленных народов Севера, также ей было вручено благодарственное письмо Объединенной редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима Сэрипос» за плодотворное сотрудничество с мансийской газетой, желание содействовать сохранению и развитию языков коренных малочисленных народов Югры.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-ПФ России по <адрес> ХМАО-Югры с заявлением об установлении социальной пенсии по старости, как малочисленным народам Севера, на основании п.1 ст. 11 Федерального закона №-ФХ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Решением Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии ей было отказано по причине: в Российской Федерации национальность устанавливается по отцу, а не по матери. С указанным решением она не согласна. Со ссылкой на пп.4 п.1 ст.11 Федерального закона № 166-ФЗ, п.1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, истец просит: признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда России в <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, обязать установить ей пенсию с момента обращения (л.д.5-7). ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 увеличила исковые требования, просит установить факт своей национальной принадлежности к манси (л.д.27).
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала. Просит установить факт своей национальной принадлежности к манси, признать незаконным решение ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязать ответчика назначить ей социальную пенсию с даты первоначального обращения в Пенсионный фонд.
Представитель истца - ФИО8, действующая на основании ордера, на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивала, ссылаясь на то, что на момент обращения в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении социальной пенсии истец относилась к национальности манси, в нарушение Федерального закона ответчик не запросил у органа местного самоуправления соответствующие сведения о принадлежности истца к национальности манси, а также не разъяснил заявителю право на предоставление дополнительных документов, подтверждающих данный факт.
Представитель ответчика ФИО9 исковые требования не признала и в письменном отзыве пояснила, что в соответствии с подп.4 п.1 ст.11 Федерального закона №166-ФЗ граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) имеют право на социальную пенсию.
В соответствии с п.6 ст.11 Федерального закона № 166-ФЗ, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены исчерпывающие перечни малочисленных народов Севера и районов проживания малочисленных народов Севера.
Перечень документов, необходимых для установления, в том числе пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н. В соответствии с п.2 Перечня документов для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные Перечнем документов, а также соответствующее заявление об установлении пенсии.
При этом пунктом 114 Перечня документов установлено, что принадлежность к малочисленным народам Севера подтверждается свидетельством о рождении, а при отсутствии в нем требуемых сведений- документом, выдаваемым общинами малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления.
ФИО1 на момент подачи заявления в Управление ПФР «О назначении пенсии», не представлен документ, устанавливающий национальную принадлежность ее к малочисленным народам Севера. Управление ПФР правомерно отказано в назначении пенсии.
На основании вышесказанного, руководствуясь вышеуказанными законами, считает действия УПФ в <адрес> правомерными, так как основаны на требованиях законодательных актов, доводы истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д.30-32).
В судебном заседании представитель ответчика ФИО10, действующая на основании доверенности (л.д.26), не возражала против удовлетворения искового требования об установлении факта национальной принадлежности истца к манси, в остальных исковых требованиях просила отказать, ссылаясь на то, что при обращении за социальной пенсии ФИО1 не предоставила документы, подтверждающие ее принадлежность к национальности манси, и данный факт установлен только в настоящем судебном заседании.
Представитель третьего лица - городского поселения Березово в лице администрации <адрес>ФИО11, действующей на основании доверенности (л.д.25), в судебном заседании пояснила, что орган местного самоуправления не ведет реестры и списки, подтверждающие национальную принадлежность граждан района к коренным малочисленным народам Югры, никаким нормативным правовым актом не предусмотрены выдача органом местного самоуправления справок о принадлежности к национальности. Однако, на основании списков администрации в округе распределяются квоты для организации рыбной ловли в целях ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре, куда ежегодно включается ФИО1
Председатель Березовского отделения общественной организации «Спасение Югры» ФИО12 в судебном заседании пояснила, что ФИО1 является активным членом данной организации. У ФИО1 мама по национальности манси. ФИО4 является членом фольклорного коллектива, училась а ЮГУ на филологическом факультете по национальному (мансийскому) языку, она заинтересована, поднимает национальный язык и культуру манси. Про нее писали в двух газетах на мансийском и хантыйском языке. В их общественной организации принимают участие не только лица, принадлежащие к коренным малочисленным народам Югры, но ФИО1 относится к национальности манси. Подтверждает, что ФИО1 относится к национальности манси.
Член общественной организации «Спасение Югры» ФИО13 в судебном заседании пояснила, что она относится к национальности манси. ФИО1 является ее двоюродной сестрой. Ей известно, что ФИО4 воспитывалась в семье с национальным укладом. Родители ФИО14 всегда занимались традиционной хозяйственной деятельностью манси: содержание птиц, овец, коров, а также рыбный промысел и национальное шитье. Ее мать шила национальную одежду, а сама ФИО1 выступала в этой одежде. ФИО4 является носителем мансийской культуры.
Выслушав истца, его представителя - адвоката ФИО8, действующую на основании ордера, представителя ответчика, представителей общественной организации «Спасение Югры» ФИО12 и ФИО13, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.6 ст.5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп.8 п.1 ст.4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В силу подп.4 п.1 ст.11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее – малочисленные народы) – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Из статьи 3 указанного Федерального закона следует, что действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (с последующими изменениями). В этот перечень включены манси, проживающие на территории <адрес>, районах <адрес>, Республики Коми.
Манси включены также в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов.
В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» было издано распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, которым утверждён Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В этот Перечень включены, в числе прочих, Березовский муниципальный район (городские поселения Березово, Игрим, сельские поселения Саранпауль, Приполярный, Светлый, Хулимсунт, межселенная территория муниципального района).Указанным распоряжением также утверждён Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который входят:
1. Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
2. Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
3. Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
4. Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
5. Бортничество, пчеловодство.
6. Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
7. Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
8. Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
9. Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
10. Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
11. Добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
12. Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
13. Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Таким образом, манси, проживающим на указанных территориях, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем, они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Предусматривая возможность назначения социальной пенсии для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определённого возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
В соответствии со свидетельством о рождении истца (повторным), свидетельством о заключении брака, ФИО1 (добрачная фамилия ФИО16) родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родители: отец ФИО2 – татарин, мать ФИО3 – манси (л.д.12, 14).
Пояснениями представителей общественной организации «Спасение Югры» ФИО12 и ФИО13 о занятии ФИО1 традиционными видами деятельности народа манси, подтверждается, что ФИО1 по прежнему соблюдает традиции манси, привитые родителями. Занималась рыболовством и животноводством – держали крупный рогатый скот, овец, птиц. ФИО1 обладает навыками шитья национальной одежды манси. Знает язык и культуру манси. Обладает навыками приготовления национальной кухни манси. Принимает участие в празднике манси «Вороний День».
В честь 85-летия <адрес>-Югры за взаимное плодотворное сотрудничество, за активную работу в становлении и укреплении общественного движения коренных малочисленных народов Севера награждена Благодарственным письмом Президента общественной организации «Спасение Югры» (л.д.15).
За плодотворное сотрудничество с мансийской газетой «Луима сэрипос», желание содействовать сохранению и развитию языков коренных малочисленных народов Югры, имеет Благодарственное письмо Главного редактора Бюджетного учреждения ХМАО-Югры (л.д.16).
Законом <адрес> – Югры «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов на территории <адрес>-Югры»
- основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в федеральном законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, животном мире, коренных малочисленных народах Севера, водном законодательстве (ст.2).
- к полномочиям Правительства <адрес> - Югры в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов относятся: 4) распределение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, а также промышленных квот в пресноводных водных объектах между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст.8);
- на территории <адрес> - Югры могут осуществляться следующие виды рыболовства, установленные федеральным законодательством: 6) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (ст.10)
- распределение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах на территории <адрес> - Югры осуществляется <адрес> в пределах утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целом по автономному округу (ст.11).
Согласно Приложению к постановлению Правительства <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 6-п «О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществления традиционной хозяйственной деятельности Коренных малочисленных народов севера в <адрес> - Югре на 2017 год, ФИО1 (<адрес>) включена в качестве пользователя водных биологических ресурсов (л.д.46-49).
Совокупность вышеуказанных доказательств, а также объяснения в ходе судебного разбирательства членов общественной организации «Спасение Югры» свидетельствуют о занятии ФИО1 традиционными видами деятельности народа манси, подтверждается, что ФИО1 по прежнему соблюдает традиции манси привитые матерью:
Совместно с родителями занималась животноводством – держали крупный рогатый скот, овец, птиц. ФИО1 обладает навыками шитья национальной одежды манси. Знает язык и культуру манси. Обладает навыками приготовления национальной кухни манси. Принимает участие в празднике манси «Вороний День».
На основании ч.1 ст.26 Конституции Российской Федерации каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
При принятии решения суд учитывает, что национальная принадлежность – это явление, определяемое совокупностью ряда факторов, в том числе языком, приверженностью к традициям, обычаям и культуре определённого народа, фактически это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит доказанным факт национальной принадлежности ФИО1 к манси.
Как следует из копии выплатного дела №ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры с заявлением о назначении социальной пенсии как гражданин из числа малочисленных народов Севера на основании п.1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 в установлении указанной пенсии отказано со ссылкой на то, что в Российской Федерации национальность определяется по отцу, а так как у ФИО1 в свидетельстве о рождении отец - татарин, мать-ханты, следовательно ее национальность- татарка (л.д.11)
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что у ФИО1 возникло право на назначение социальной пенсии, поскольку она принадлежит к числу коренных малочисленных народов Севера – манси, проживает на территории городского поселения Березово муниципального образования «<адрес>» ХМАО-Югры, которое отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, занимается традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В соответствии со ст.23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от её вида, за некоторыми исключениями, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё.
Согласно свидетельству о рождении истца, и данных, указанных в её паспорте, ДД.ММ.ГГГГФИО1 достигла возраста 50 лет.
Как следует из разъяснений третьего лица, орган местного самоуправления не выдает какие-либо документы о принадлежности граждан <адрес> к национальности коренных малочисленных народов Югры. В отсутствии в свидетельстве о рождении ФИО1сведений о ее национальности, и документов подтверждающих национальность, выдаваемых общинами малочисленных народов Севера или органами местного самоуправления (п.114 Перечня), Пенсионный фонд, являющийся правоприменительным органом, был не вправе устанавливать юридический факт национальной принадлежности на основании свидетельства о рождении, в котором не указана национальность истца и на основании сведений администрации <адрес> о предоставлении квоты на рыболовство.
Поскольку факт национальной принадлежности ФИО1 к манси установлен судом только в ходе судебного разбирательства, социальная пенсия ей подлежит назначению не с 1-го числа месяца, в котором она обратилась за назначением социальной пенсии, а с даты вступления данного решения суда в законную силу.
Кроме того, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры истцу отказано в назначении социальной пенсии по тем основаниям, что в Российской Федерации национальность определяется по отцу, что противоречит действующему законодательству, в связи с чем, оспариваемое решение не может быть признано законным.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Установить факт национальной принадлежности ФИО1 к манси.
Признать незаконным решение ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №.5141/18
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры назначить ФИО1 социальную пенсию с даты вступления данного решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Березовский районный суд.
Федеральный судья/ подпись/ ФИО18
Копия верна
М.П.
Судья ФИО19
Решение изготовлено на компьютере ДД.ММ.ГГГГ.