Дело № 2-286/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» октября 2021 года г. Котовск
Котовский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Толмачева П.С., при секретарях Зиминой Е.В., Свиридовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к управлению топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области о признании дома многоквартирным и изменении статуса дома в реестре аварийных домов,
у с т а н о в и л:
в своем исковом заявлении ФИО1 просит аварийный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, г. Котовск, Тамбовская область, признать многоквартирным и обязать управление топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области изменить статус дома в реестре аварийных домов в Тамбовской области на многоквартирный с внесением в адресную программу переселения аварийного жилья.
В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что он является собственником квартиры <данные изъяты> в вышеуказанном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от 05.05.2015 г. № 798. Информация о доме размещена на портале Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, представляющей целевые средства на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья.
Также истец указал, что обратился в вышеуказанный Фонд и в управление ТЭК и ЖКХ по вопросу расселения из названного аварийного дома. В ответ ему было разъяснено, что этот дом отнесен к категории домов блокированной застройки, соответствующих требованиям пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не был включен в программу переселения.
ФИО1 считает изменения, внесенные в реестр аварийных домов в части изменения статуса многоквартирного дома <данные изъяты> по проезду <данные изъяты> города Котовска на статус дома блокированной застройки, с последующим исключением его из адресной программы переселения, некорректными и неверными по следующим основаниям:
Дома блокированной застройки должны содержать автономные жилые блоки для проживания одной семьи, то есть не иметь общих помещений, общего имущества, общих коммуникаций. В свою очередь многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений.
Аварийный дом <данные изъяты> города Котовска полностью соответствует определению многоквартирного дома, поскольку по проекту имеет: общую холодную пристройку, разделенную перегородкой из досок; общий чердак; общую крышу; общую коммуникацию электрических сетей; общие газовые трубы с общим вводом газового снабжения. Вся общая коммуникация проходит через холодную пристройку. Из-за отсутствия централизованного подвода воды собственники квартир пользовались общими колонками подачи воды.
При этом, истец просил учесть, что соседние дома, построенные по аналогичному проекту (3, 4, 6) попали под действие прежней программы переселения из аварийного жилья.
Представитель ответчика – врио начальника управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области ФИО2 подала в суд возражения на данное исковое заявление, в котором указала, что ответчик считает заявленные ФИО1 исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Порядок формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее Порядок) утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 г. № 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными». Согласно пункту 5 данного Порядка формирование аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, путем внесения данных в экранные формы автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Фонд). При формировании реестра ввод данных в систему осуществляется на основании данных органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Порядка в реестры многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными (далее реестры аварийных домов), включаются данные о домах следующего типа: многоквартирные дома; жилые дома блокированной застройки; жилые дома; специализированный жилищный фонд.
В пункте 2 Правил даны понятия каждому из указанных выше типов.
Исходя из этих понятий и положений, указанных в пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в котором перечислены элементы общего имущества в многоквартирных домах, оснований считать спорный дом многоквартирным не имеется. Данный дом является двухквартирным, обе квартиры находятся в собственности граждан. Согласно техническому паспорту общая площадь квартир составляет 38,8 кв.м., помещения общего пользования в доме отсутствуют. Ранее дом относился к объектам индивидуального жилищного строительства. Право на дом было изменено по соглашению о прекращении общей долевой собственности в праве на жилой дом и выделении объектов в отдельные квартиры от 16.01.2015 г. Земельный участок под данным домом согласно записи в ЕГРН отведен под индивидуальное жилищное строительство. Дом одноэтажный, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Каждый блок в доме предназначен для проживания одной семьи, блоки разделены общей стеной и проемов между ними не имеется. Таким образом, данный дом полностью соответствует определению дома блокированной застройки.
Также в возражениях на исковое заявление указано, что согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из домов блокированной застройки не предусмотрено и, соответственно, требования статьи 16 данного Закона по включению многоквартирных домов в программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на дома блокированной застройки не распространяются.
С учетом изложенного, ФИО2 просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. По его мнению, квартиры в спорном доме не являются автономными жилыми блоками, поскольку разделены не капитальной стеной, а деревянной перегородкой. Из квартир имеются выходы в пристройку к дому, которая является общим имуществом собственников квартир, а из неё имеются выходы на земельный участок, который находится в общей долевой собственности его (истца) и ФИО3 Квартиры в доме предоставлялись исполкомом для проживания двум семьям на основании ордеров.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, ФИО3 в судебном заседании заявленные ФИО1 исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика, управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении настоящих исковых требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление ФИО1 По его мнению, спорный дом не может относиться к многоквартирным, так как в нем не имеется общего имущества собственников жилых помещений, в том числе помещений общего пользования.
Представитель третьего лица, администрации города Котовска Тамбовской области, по доверенности ФИО5 оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Суд, изучив материалы дела, учитывая позиции лиц, участвующих в деле, консультацию специалиста, пришёл к выводу, что иск ФИО1 следует удовлетворить.
Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В силу части 4 той же статьи жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 49 ГрК РФ дано понятие домов блокированной застройки. Ими являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно определению, содержащемуся в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено предоставление финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года.
В целях реализации данного закона администрацией Тамбовской области вынесено постановление от 4 апреля 2019 г. N 443 "Об утверждении областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 годы".
Во исполнение пункта 13.1 комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1743-р в целях организации учета сведений о многоквартирных домах и жилых домах, признанных аварийными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации издан приказ от 30 июля 2015 г. № 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными» (далее Методические рекомендации).
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на ведение реестра многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными, в Тамбовской области определено управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области (далее управление ТЭК и ЖКХ).
Согласно пункту 2 Методических рекомендаций для целей этих рекомендаций используются следующие понятия:
1) многоквартирные дома - совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
2) жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
3) жилые дома - индивидуально-определенные здания, которые состоят из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
4) специализированный жилищный фонд - жилые помещения государственного и муниципального жилищных фонда, отнесенные к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, понятие домов блокированной застройки не соотносится в полной мере с понятиями, закрепленными в Жилищном кодексе Российской Федерации. Однако, данные в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и в вышеуказанных Методических рекомендациях определения таких домов являются специальным при ведении учета сведений о многоквартирных домах и жилых домах, признанных аварийными.
Истцом представлен технический паспорт на жилой дом <данные изъяты> 5 по проезду <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области, составленный по состоянию на 25.06.2007 г., имеющий инвентарный номер <данные изъяты>, кадастровый номер №_________, дата внесения сведений в реестр – 05.03.1965 г., наименование объекта – объект индивидуального жилищного строительства.
Дом имеет площадь <данные изъяты> кв.м., общую площадь жилых помещений – <данные изъяты> кв.м., жилую площадь – <данные изъяты> кв.м. и состоит из двух изолированных друг от друга помещений: квартира № <данные изъяты> – кухня, коридор, две жилые комнаты, хол.пристройка (всего площадь <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м.); квартира № <данные изъяты> – кухня, две жилые комнаты, хол.пристройка (всего площадь <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м.).
Указанные помещения предназначены для отдельного проживания двух семей и находились в общей долевой собственности истца и третьего лица – ФИО3, которые 16.01.2015 г. заключили соглашение о прекращении общей долевой собственности в праве общей долевой собственности на жилой дом, о выделении объектов в отдельные квартиры. На основании данного соглашения было зарегистрировано право собственности ФИО3 на квартиру № <данные изъяты> и право собственности ФИО1 на квартиру № <данные изъяты>.
Карточка технической инвентаризации составлена 05.03.1965 г. Согласно данной карточке дом был построен в 1963 году, его владельцем являлось домоуправление горкомхоза. В доме имелось две квартиры площадью <данные изъяты> кв.м. каждая.
В инвентарном деле имеется копия ордера № <данные изъяты>, выданного 30.11.1983 г. исполнительным комитетом Котовского городского Совета народных депутатов ФИО6 на право проживания с семьей, состоящей из трех человек, в квартире № <данные изъяты> дома <данные изъяты> по проезду <данные изъяты>. Ордер выдан на основании решения исполкома городского Совета от 16.11.1983 г. № <данные изъяты>
Также в инвентарном деле имеется отметка о том, что квартира № <данные изъяты> в указанном доме была предоставлена для проживания ФИО7 на основании ордера <данные изъяты> от 03.09.1979 г.
Впоследствии квартиросъемщики приватизировали жилые помещения и дом был оформлен ими в общую долевую собственность.
Земельный участок на котором расположен данный дом находится в общей долевой собственности ФИО1 и ФИО3, их права зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно чертежу границ земельного участка под указанным домом, составленному специалистом ООО «Тамбов-Инфоцентр» 12.12.2001 г., зарегистрированному 22.05.2007 г., на данном участке определен порядок пользования – он разделен на две части, на которых расположены соответствующие части дома. Выходы из жилых помещений осуществляются на данные части земельного участка.
Постановлением администрация города Котовска Тамбовской области от 05.05.2015 г. № <данные изъяты> многоквартирный дом, расположенный на земельном участке по адресу: г. Котовск, проезд <данные изъяты>, <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Анализируя вышеприведенные нормы и установленные в судебном заседании обстоятельства суд пришел к выводу, что спорный дом не может быть признан домом блокированной застройки и является многоквартирным.
На момент постройки указанного дома действовавшим законодательством термин «дом блокированной застройки» отсутствовал. Дом строился за счет государственных средств и состоял из двух квартир, которые впоследствии были предоставлены для проживания двум семьям на основании ордеров.
Таким образом, данный дом не может относится к объектам индивидуального жилищного строительства.
Согласно представленным истцом в суд техническим заключениям <данные изъяты> и <данные изъяты>, составленным ООО «АРХГРАДО», имеющим свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № <данные изъяты>, и консультации специалиста ФИО8 в судебном заседании дом <данные изъяты> в проезде <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области является двухквартирным домом и не может являться жилым домом блокированной застройки, так как блоки хоть и представляют собой два отдельных друг от друга объема, имеющих отдельные входы, инженерные конструкции, но не имеют между собой общую капитальную глухую стену. Имеющаяся в доме ограждающая конструкция является каркасной, без заполнения (брус, обшитый доской толщиной 10 мм), что по всем признакам не может быть конструкцией стены. Разделяя две жилые квартиры, она не является несущей, не имеет сопряжения к другим стенам и на нее не передается нагрузка от балок перекрытия, что соответственно делает её не несущей. Следовательно, обследуемая стена выполняет функцию перегородки.
По мнению специалиста, автономность жилых блоков в домах блокированной застройки характеризуется возможностью пользоваться и содержать блоки их владельцами изолированно друг от друга. Тогда как в спорном доме имеющаяся перегородка не может обеспечить такую изоляцию ввиду отсутствия несущей нагрузки.
Суд согласился с приведенными выводами данных технических заключений и мнением специалиста.
Также суд учел, что согласно указанному выше определению домов блокированной застройки каждый блок в таких домах должен быть расположен на отдельном земельном участке и иметь выход на территорию общего пользования. Между тем, спорный дом расположен на одном земельном участке и выходы из квартир осуществляются не на территорию общего пользования, а на данный земельный участок, который в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, согласно п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в доме <данные изъяты> в проезде <данные изъяты> города Котовска следует отнести крышу, чердачное помещение, не имеющее перегородок внутри, фундамент, на котором установлены наружные стены из деревянных бревен.
С учетом признания судом указанного дома многоквартирным на ответчика следует возложить обязанность изменить статус данного дома в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в Тамбовской области, с жилого дома блокированной застройки на многоквартирный дом.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать дом № <данные изъяты> по проезду <данные изъяты> города Котовска Тамбовской области многоквартирным и обязать управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области изменить статус данного дома в реестре многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными в Тамбовской области, с жилого дома блокированной застройки на многоквартирный дом.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.С. Толмачев
Мотивированное решение составлено 08.11.2021 г.
Судья П.С. Толмачев