Дело №2-286/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курчатов Курской области 06 апреля 2022 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Иванниковой О.Н.,
с участием представителя истца - помощника Курчатовского межрайонного прокурора Тубольцевой К.А.,
представителя административного ответчика - директора МКОУ ДОД «Курчатовская районная детская школа искусств» ФИО1,
представителя третьего лица администрации Курчатовского района Курской области - ФИО2, действующей на основании доверенности от 21.03.2022г. №2322, сроком действия по 31.12.2022г.,
при секретаре Михайловой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курчатовского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов муниципального образования «Курчатовский район» Курской области, к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,
УСТАНОВИЛ:
Курчатовский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с иском в защиту интересов муниципального образования «Курчатовский район» Курской области к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, мотивируя тем, что в ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с приказом директора МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области от 20.03.2014 года №18 контрактным управляющим назначена ФИО1, которая не имеет высшего образования в сфере закупок. 12.03.2014 года она получила удостоверение о повышении квалификации в ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальный нужд» в объеме 120 часов, что не соответствует требованиям ст. 195.1 ТК РФ, ч. 5 ст. 39, ч. 6 ст. 38 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему ФИО1 выполнять возложенные на неё функции и полномочия в сфере закупок.
Просит обязать МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения не менее 250 часов.
В судебном заседании помощник Курчатовского межрайонного прокурора Тубольцева К.А.исковые требования поддержала по изложенным основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - директор МКОУ ДОД «Курчатовская районная детская школа искусств» ФИО1 не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что она имеет 2 высших образования и прошла повышение квалификации в ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальный нужд» в объеме 120 часов. а согласно письма Министерства финансов РФ от 27.08.2020 г. № 46-01-06/75331 работник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Должностное лицо, имеющее непрофильное высшее образование и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки, может являться работником контрактной службы, контрактным управляющим.
Представитель третьего лица - администрации Курчатовского района Курской области ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, т.к. а согласно письма Министерства финансов РФ от 27.08.2020 г. № 46-01-06/75331 работник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Должностное лицо, имеющее непрофильное высшее образование и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки, может являться работником контрактной службы, контрактным управляющим.
Выслушав в судебном заседании представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Муниципальные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
На основании п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 44-ФЗ, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона № 44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013г. № 631.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
Положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Согласно пункту 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобразования и науки России от 01.07.2013г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Приказами Минтруда России от 10.09.2015г. № 625н, № 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».
Профессиональным стандартом «специалист в сфере закупок» установлено требование к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника - уровеньзнаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона о контрактной системе.
Судом установлено, что согласно приказу директора МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области от 20.03.2014 года № 18 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактным управляющим назначена ФИО1
12.03.2014г. ФИО1 получила удостоверение о повышении квалификации, выданное частным образовательным учреждением высшего образования «Курский институт менеджмента, экономии и бизнеса» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» в объеме 120 часов, сведений о наличии высшего профессионального образования у ФИО1 не имеется.
Таким образом, в настоящее время в нарушение требований статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10.09.2015г. № 625н, № 626н, контрактный управляющий МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области не были осуществлены в полном объеме действия по соблюдению требований к уровню образования контрактного управляющего в части получения дополнительного профессионального образования в сфере закупок товаров, работ, и услуг, для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.1.5 Устава МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области, утвержденного постановлением администрации Курчатовского района Курской области от 09.03.2016 г. №347, учредителем и собственником МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области является муниципальное образование «Курчатовский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Курчатовского района Курской области.
Таким образом, в соответствии с требованиями закона МКОУ ДО «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области обязано обеспечить соответствие контрактного управляющего занимаемой должности по уровню образования, необходимого в сфере закупок и товаров, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доводы представителя третьего лица ФИО2 относительно письма Министерства финансов РФ от 27.08.2020 г. № 46-01-06/75331 суд не может принять во внимание, поскольку Министерство финансов РФ является исполнительным органом власти, не наделенным полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства РФ.
Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание необходимость дополнительного финансирования и проведения ряда действий, установленных законодательством РФ, в связи с чем, приходит к выводу об установлении срока исполнения, а именно два месяца с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Курчатовского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Курчатовская районная детская школа искусств» Курчатовского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2022 года.
Судья О.Н. Иванникова