ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-286/2022 от 26.04.2022 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело

УИД 30RS0-74

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года <адрес>

Трусовский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Спицыной В.А..,

при секретаре Барковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 ФИО5 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности перенести красную линию,

установил:

ФИО3 обратился в Трусовский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о возложении обязанности перенести красную линию.

В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» отказало ФИО3 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Реконструкция здания по <адрес>/пер. <адрес> лит.Б в <адрес>». Одним из оснований отказа указано следующее: согласно схеме планировочной организации земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположение реконструируемого здания за местом допустимого размещения застройки, на землях общего пользования, за красными линиями, установленными в составе проекта планировки и межевания территории линейного объекта « Кабельная линия связи АГПЗ- Камыш-Бурун» в границах муниципальных образования «<адрес>», Икрянинского, Красноярского, Лиманского, <адрес>ов <адрес>, утвержденного распоряжением <адрес> от 21.08.2015-<адрес> данной схеме красная линия проходит по середине земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, который принадлежит ФИО1 на праве собственности по договору купли продаж от ДД.ММ.ГГГГ На кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ. С ФИО1 никто не согласовывал межевание п прохождение красной линии через его земельный участок, на котором находится здание 1952 года постройки. Просил суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, перенести красную линию за пределы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>/пер. <данные изъяты>. принадлежащего ФИО1 в целях получения разрешения на строительство объекта капитального строительства «Реконструкция здания по <адрес>/пер. <данные изъяты> в <адрес>».

Определением от 04.03.2022г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>».

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, извещена судом надлежащим образом.

Представитель истца – представитель по доверенности исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Учитывая надлежащее извещение сторон, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Заслушав представителя истца, исследовав, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в составе документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) предполагается строительство линейного объекта «Кабельная линия связи АГПЗ- Камыш-Бурун» в границах муниципальных образований «<адрес>», Икрянинского, Красноярского, Лиманского, <адрес>ов <адрес>, утвержденной распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Пр (далее - Документация).

Размещение указанного линейного объекта предусмотрено по <адрес>, которая согласно Генеральному плану развития <адрес> до 2025 года, утвержденному решением Городской Думы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, утвержденными решениями Городской Думы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, и проекту «Комплексная транспортная схема <адрес>», утвержденному постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-м, имеет классификацию «Магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная» и предполагается к реконструкции путем ее расширения до четырех полос движения.

Для данной классификации улицы нормативная ширина поперечного профиля составляет 35 м, минимальная - 20 м. В связи с этим Документацией установлена ширина поперечного профиля <адрес> - 25 м.

В адрес Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>»ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) поступило обращение ФИО4, действующего в интересах ФИО3 о внесении изменений в красные линии, установленные в составе Документации.

Данное обращение было направлено по принадлежности в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), так как согласно статье 13.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в <адрес>» (с изменениями и дополнениями) уполномоченный орган <адрес> принимает решения о внесении изменений, отмене, признания не подлежащей применению документации по планировке территории или ее отдельных частей, разработанной в отношении объектов регионального значения.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> проинформировало управление (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), что частью 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность принятия органами местного самоуправления правовых актов об отмене красных линий, которые обозначают границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

При этом правовой акт органа местного самоуправления не может вносить какие-либо изменения в правовые акты высших инстанций, о чем свидетельствуют, например, Правила внесения изменений в документацию по планировке территории, указанную в части 18 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах правового регулирования градостроительной деятельности в <адрес>» (с изменениями и дополнениями) не содержит аналогичный порядок отмены документации и (или) ее частей, признания документации по планировке территории (в отношении объектов регионального значения) или ее частей, не подлежащей применению, утвержденной исполнительным органом государственной власти <адрес>, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сфере градостроительства, в связи с принятием органом местного самоуправления городского округа решения об отмене красных линий.

Также в адрес управления ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) поступило обращение ФИО4, действующего по доверенности за ФИО3, о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Реконструкция здания по <адрес>/пер. Образцовый/<адрес> лит. Б в <адрес>». Письмом управления от ДД.ММ.ГГГГ (исх.. N207-04-01-2628) заявителю было отказано в выдаче ранее указанного разрешения в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а так же разрешенному использованию земельного участка.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - кадастровые отношения).

Согласно части 1 статьи 42.8 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории проект межевания территории.

Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

На основании части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

Проект по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) в составе которого предполагается строительство линейного объекта «Кабельная линия связи АГПЗ- Камыш-Бурун» в границах муниципальных образований «<адрес>», Икрянинского, Красноярского, Лиманского, <адрес>ов <адрес>, утвержденной распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Пр (далее - Документация), не оспорен, то есть действует и имеет юридическую силу.

При этом, указанный нормативный правовой акт в установленном законном порядке опубликован, находится в общем доступе, в связи с чем оснований для признания его недопустимым доказательством нет.

Порядок внесения изменений в документацию по планировке территории, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются Градостроительным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 20 ст. 45 ГрКРФ).

Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (ч. 21 ст. 45 ГрК РФ).

ФИО3 не лишен возможности обращения в соответствии с ч. 21 ст. 45 ГрК РФ с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект планировки территории с проектом межевания.

Также ФИО3 как административный истец вправе оспорить в судебном порядке, утвержденную органами местного самоуправления документацию по планировке территории.

Доводы представителя истца, о том, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, его границы определены на местности, в отношении земельного участка ранее было оформлено право собственности на объекты недвижимости и земельный участок, в связи с чем имеется спор о праве подлежащий рассмотрению по правилам искового производства, основаны на неверном толковании норм права.

В порядке искового производства рассматриваются дела возникающие из гражданских правоотношений при наличии между сторонами спора о праве т.е. объективно выраженного противоречия волеизъявлений двух сторон, состоящее из требования одной стороны, которому противостоит правовое положение второй стороны. В данном же случае какого либо спора о праве на земельный участок, или линию связи расположение которой планируется на земельном участке, как и возможность фактического переноса красной линии не имеется, иных требований представителем истца не заявлялось.

Руководствуясь статьями 194-199, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 ФИО6 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности перенести красную линию оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Трусовский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Спицына В.А.