КОПИЯ
Дело № 2-286/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Казакова М.В.,
при секретаре Кучевой А.С.,
с участием помощника прокурора Пермского района Чугаева А.С., представителя ответчика администрации Кондратовское сельское поселение ФИО1, представителя третьего лица Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Пермского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кондратовского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Прокурор Пермского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации Кондратовского сельского поселения о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по предоставлению осужденным мест отбывания наказания в виде обязательных работ, возложении обязанности по предоставлению осужденным мест для отбывания наказания в виде обязательных работ по согласованию с Пермским МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Пермского района проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района. Так, ДД.ММ.ГГГГ из Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю в прокуратуру Пермского района поступила информация о том, что администрацией Кондратовского сельского поселения не исполнены обязанности по предоставлению осужденному ФИО5 места для отбывания обязательных работ. ДД.ММ.ГГГГ аналогичная информация о бездействии администрации поступила из Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по <адрес> в отношении осужденных ФИО8, ФИО9 Постановлением главы Пермского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД№.С-185 «Об утверждении Перечня предприятий и учреждений для определения мест отбывания осужденными наказаний в виде обязательных и исправительных работ» администрации сельских поселений Пермского муниципального района являются учреждениями, определяющими места для отбывания осужденными наказаний в виде обязательных работ по согласованию с Пермским МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю, руководители указанных учреждений обязаны обеспечить исполнение законодательства об отбывании наказания лицами, осужденными к обязательным и исправительным работам, по направлению Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. Данный нормативный акт не являлся предметом обжалования, действует на данный момент. Таким образом, на администрацию Кондратовского сельского поселения возложены обязанности по обеспечению исполнения законодательства об отбывании осужденными наказания в виде обязательных работ, осуществлению контроля за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомлению Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю о количестве отработанных часов и об уклонении осужденных от отбывания наказания. На учете в Пермском МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю состоит ГасымовВ.Д.о., осуждённый приговором Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пост. 264.1 УК РФ к наказанию в виде 180 часов обязательных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 1 год 6 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ осужденный поставлен на учет, ему выдано направление для отбывания наказания в администрацию Кондратовского сельского поселения, однакообъект и виды работ не были определены, на работу ФИО5 принят не был.ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Кондратовского сельского поселения ФИО6 направление Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю перенаправлено в адрес главы Пермского муниципального района ФИО3 в связи с тем, что полномочия по обеспечению исполнения законодательства об отбывании наказании лицами, осужденными к обязательным работам, не относятся к вопросам местного значения сельских поселений. ДД.ММ.ГГГГ главой Пермского муниципального района ФИО4 направление Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по <адрес> возвращено главе администрации Кондратовского сельского поселения для исполнения. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Кондратовского сельского поселения ФИО6 направление Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю повторно перенаправлено в адрес главы Пермского муниципального района ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ направление повторно возвращено в адрес главы администрации Кондратовского сельского поселения. Аналогичные факты установлены в августе-октябре 2021 года в отношении осужденных ФИО8 и ФИО9, состоящих на учете в Пермском МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю. Неисполнение органом местного самоуправления своих полномочий лишает возможности исполнить решение суда в установленный законом срок, в связи с чем невозможно исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений.
В соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88) суд перешел к рассмотрению данного административного дела по правилам гражданского судопроизводства.
Представитель истца помощник прокурора Пермского района Чугаев А.С. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Кондратовское сельское поселение ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, письменный отзыв приобщен к материалам дела (л.д. 39-41, 80-82, дополнительные возражения приобщены в ходе судебного разбирательства).
Представитель третьего лица Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО2 поддержал заявленные требования.
Представитель третьего лица администрации Пермского муниципального района в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, письменный отзыв на исковое заявление в материалах дела (л.д. 56-57).
Выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (часть 1 статьи 25 УИК РФ, часть 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)).
Согласно статье 28 УИК РФ на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.
Согласно статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Пермского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД№.С-185 утвержден перечень предприятий и учреждений для определения мест отбывания осужденными наказаний в виде обязательных и исправительных работ. Администрации сельских поселений Пермского муниципального района, помимо прочих учреждений, включены в перечень учреждений для определения мест отбывания осужденными наказаний в виде обязательных работ(л.д. 26-31, 67-70).
На учете в Пермском МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю состоят ГасымовВ.Д.о., ФИО8, ФИО9, осужденные к отбыванию наказания в виде обязательных работ (л.д. 17, 18, 33, 63-64).
Из переписки администрации Пермского муниципального района и администрации Кондратовского сельского поселения следует, что направление, выданной ФИО5, дважды (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) было переадресовано главе Пермского муниципального района со ссылкой на отсутствие соответствующих полномочий у администрации поселения, а также на отсутствие законодательного урегулирования порядка трудоустройства осужденных к обязательным работам. Указанные письма дважды были возвращены для исполнения администрацией Пермского муниципального района в администрацию Кондратовского сельского поселения (л.д. 58, 59, 60-61, 62).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Кондратовского сельского поселения прокурором Пермского района внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (л.д. 10-13).
ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление администрацией Кондратовского сельского поселения дан ответ, суть которого сводится к тому, что постановление администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ вынесено за пределами компетенции администрации района. Администрацией Кондратовского сельского поселения направлено письмо в адрес администрации Пермского муниципального района с просьбой исключить администрацию Кондратовского сельского поселения из перечня предприятий и учреждений, утвержденного постановлением администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, по причине того, что администрация поселения не давала согласия на включение в данный перечень (л.д. 14-15).ДД.ММ.ГГГГ начальником Пермского МФ ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю в адрес прокурора Пермского района направлены письма по фактам нарушения администрацией поселения сроков исполнения направлений, отсутствия соответствующих распоряжений о принятии ФИО8, ФИО9 на работу (л.д. 21-22, 23-24, 25-26).
ДД.ММ.ГГГГ направления в отношении ФИО8, ФИО9 возвращены администрацией Кондратовского сельского поселения без рассмотрения (л.д. 19, 20).
Таковы установленные по делу обстоятельства, которые позволяют суду сделать следующие выводы.
Как было указано выше, наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных, при этом вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В данном случае органом местного самоуправления – администрацией Пермского муниципального района – утвержден и согласован с уголовно-исполнительной инспекцией перечень учреждений, где осужденный к обязательным работам должны отбывать назначенное им наказание. В данный перечень включены администрации сельский поселений, в том числе администрация Кондратовского сельского поселения. Перечень утвержден постановлением администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ является действующим правовым актом органа местного самоуправления, а потому является обязательным для исполнения. Вопрос о законности данного правового акта предметом судебного разбирательства не является.
Согласие администрации Кондратовского сельского поселения на то, чтобы администрация поселения была включена в соответствующий перечень объектов, где возможно отбытие наказания в виде обязательных работ, не требуется. Действующее законодательство не предусматривает необходимость получения согласия того или иного учреждения для того, чтобы в данном учреждении осужденный к обязательным работам мог отбывать назначенное судом наказание. Закон предписывает, что орган местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией определяет объект, где может быть отбыто наказание. Данное предписание закона администрацией района исполнено. При этом в качестве объектов могут выступать администрации поселений наряду с другими объектами, в качестве которых могут выступать иные учреждения. Это прямо следует из положений статьи 28 УИК РФ, в которой закреплены обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы. Таким образом, под объектами, где осужденные отбывают наказание в виде обязательных работ, понимаются именно организации, в числе которых могут быть администрации поселений. Стороной ответчика доказательств обратного не представлено. При таких обстоятельствах, доводы ответчика об отсутствии согласия администрации поселения на включение в утвержденный администрацией района перечень учреждения для отбывания наказания в виде обязательных работ правового значения при разрешении заявленного иска не имеют. Аналогичной оценки заслуживают доводы ответчика о соотношении понятий объект и организация. Оценка этих доводов приведена выше.
Доводы ответчика о том, что в данном случае имеет место быть делегирование полномочий, предоставленных органу местного самоуправления района, органу местного самоуправления поселения, подлежат отклонению. В данном случае администрации сельских поселений включены в перечень учреждений (т.е. объектов, где происходит отбывание наказания в виде обязательных работ, либо иными словами организаций, где происходит отбывание наказания) наряду с другими учреждениями, не обладающими властными полномочиями. Организация отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ осуществляется в этом случае не в связи с исполнением каких-либо властных полномочий, а в связи с тем, что администрации поселений, а равно иные учреждения на территории того или иного сельского поселения, будучи максимально приближенными к месту проживания осужденного, определены в качестве объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ, что предопределено постановлением администрации района как компетентного при решении этого вопроса органа местного самоуправления. В данном случае отношения между администрацией района и администрацией поселения основываются не на положениях Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а на положения постановления администрации Пермского муниципального района от 26.04.2021. В соответствии с данным постановлением администрация Кондратовского сельского поселения наряду с другими юридическими лицами выступает как организация, обязанная предоставлять места для отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ, а не как орган публичной власти, соответственно, какое-либо делегирование властных полномочий при этом исключено.
Доводы ответчика о законодательной неурегулированности при оформлении трудовых отношений с осужденными к отбыванию наказания в виде обязательных работ правового значения при разрешении заявленного спора также не имеют, поскольку обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (статья 49 УК РФ). Таким образом, особенностью обязательных работ является бесплатность труда осужденного лица, направленная на формирование у него уважения к обществу и общественным интересам. Обязанности осужденных к обязательным работам регламентированы статьей 26 УИК РФ, обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, закреплены в статье 28 этого же Кодекса. Положения УИК РФ не предусматривают необходимость оформления трудовых отношений между осужденным к обязательным работам и администрацией организации, где происходит отбывание наказание, как условие для отбывания наказания.
В частности, в силу положений статьи 28 УИК РФ на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль над выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.
Трудовые отношения базируются на ряде принципов, среди которых и свобода права на труд, и возмездность труда, в то время как осужденный обязан выполнить бесплатно общественно-полезную работу, а не выполнить трудовую функцию. Несомненно, осужденный обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка организации, где отбывает наказание в виде обязательных работ (статья 26 УИК РФ), но и выполнение этого требования не относит его к категории работников, поскольку связано с культурой поведения в организации и исполнением наказания в период установленного рабочего времени в соответствии с графиком работы конкретной организации. Таким образом, оформление трудовых отношений в данном случае не требуется, а потому соответствующие доводы ответчика не влияют на обоснованность исковых требований прокурора.
Доводы об отсутствии обязанности предоставить осужденному к обязательным работам места работы подлежат отклонению по основаниям, указанным выше, поскольку в данном случае речь идет не об оформлении трудовых отношений, а об исполнении постановления администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика об оспаривании постановления администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению, поскольку несогласие ответчика с данным предписанием не свидетельствует о его оспаривании.
Доводы об том, что в спорных правоотношения ответчика выступает как властный орган, подлежат отклонению, по основаниям, указанным выше.
Доводы об отсутствии бюджетного финансирования также подлежат отклонению, поскольку, как было указано выше, обязательные работы заключаются в выполнении бесплатного труда, не требующего финансирования из бюджета.
Согласно статье 392 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принципы обязательности и исполнимости судебных решений, в том числе приговоров, являются основополагающими правовыми принципами. Неисполнение приговора, являющегося итоговым судебным решением по уголовному делу, непосредственно препятствует реализации принципа неотвратимости наказания, влечет нарушение установленных законом сроков приведения приговора в исполнение. На администрацию сельского поселения администрацией муниципального района возложена соответствующая обязанность, нормативный акт, регулирующий данные правоотношения, оспорен ответчиком не был, несмотря на выраженное в ходе судебного разбирательства несогласие о включении в перечень. Соответственно постановление главы администрации Пермского муниципального района является действующим, подлежащим применению в данных правоотношениях. Доказательств обратного суду не представлено.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что со стороны администрации Кондратовского сельского поселения имеется незаконное бездействие в части непринятия мер по предоставлению осужденным мест для отбывания наказания в виде обязательных работ. Данное бездействие допущено несмотря на внесенное прокурором представление, неоднократное возвращение на исполнение документов администрацией Пермского муниципального района, а также на включение администрации поселения как организации, обязанной исполнять наказание в виде обязательных работ, в соответствующий перечень. Таким образом, исковые требования прокурора Пермского района о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения подлежат удовлетворению.
Восстановление нарушенного права возможно путем возложения обязанности на администрацию Кондратовского сельского поселения предоставлять осужденным места для отбывания наказания в виде обязательных работ по согласованию с Пермским МФ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Пермского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по предоставлению осужденным мест для отбывания наказания в виде обязательных работ.
Обязать администрацию Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района предоставлять осужденным места для отбывания наказания в виде обязательных работ по согласованию с Пермским МФ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (4 февраля 2022 года).
Судья: Подпись М.В. Казаков
Копия верна. Судья: М.В. Казаков
Мотивированное решение составлено
Судья: М.В. Казаков
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-286/2022 Пермского районного суда
УИД 59RS0008-01-2021-004734-83