ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-287 от 18.07.2018 Каменского районного суда (Свердловская область)

66RS0013-01-2018-000338-76

Дело №2-287

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2018 года

Каменский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пономаревой О.В.

при секретаре Байновой Е.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Каменского городского округа, ФИО2, кадастровому инженеру Д.А.А. о признании результата кадастровых работ, постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка незаконными, о признании договора аренды недействительным,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском Администрации МО «Каменский городской округ», ФИО2 о признании недействительными результатов кадастровых работ по формированию земельного участка с кадастровым №***, незаконным постановления Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.>№*** «О предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2», о признании недействительным договора аренды земельного участка №*** от <*** г.>, об исключении сведений о земельном участке.

В обоснование иска указал, что на основании свидетельства о праве собственности на землю №*** от <*** г.> он является собственником земельного участка с кадастровым №***, площадью 3000 кв. метра, расположенным <адрес>. В 2017 году при проведении кадастровых работ было установлено, что на принадлежащем ему земельном участке частично расположен земельный участок с кадастровым №***, предоставленный по праву аренды ФИО2 Считает, что при формировании и предоставлении земельного участка с кадастровым №***, нарушено его право собственности на земельный участок с кадастровым №***. Просит восстановить нарушенное право.

В судебном заседании представители истца ФИО3, действующая на основании доверенности, ФИО4, действующая на основании ордера, доводы, изложенные в иске, поддержали.

Представитель ответчиков Администрации МО «Каменский городской округ» ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Указала, что <*** г.> в Администрации поступило заявление ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес>, согласно представленной схеме расположения земельного участка. Предоставление земельного участка осуществлялось в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ. Заявление и приложенная схема направлены в Комитет по управлению муниципальным имуществом Каменского городского округа с целью установления возможности образования земельного участка в соответствии с предоставленной схемой, а также проверки наличии (отсутствия) оснований для отказа в утверждении схемы. С учетом положительного заключения Комитета по архитектуре и градостроительству Каменского городского округа, принято решение о возможности образования земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ. Комитетом по управлению муниципальным имуществом опубликовано извещение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в официальном источнике опубликования нормативно-правовых актов МО «Каменский городской округ», содержание извещения соответствует требованиям ч. 2 ст. 39.18 ЗК РФ. В течение установленного срока какие-либо претензии или обращения не поступили. Руководствуясь п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, учитывая отсутствие заявлений от иных граждан о намерении участвовать в аукционе, а также необходимость образования испрашиваемого земельного участка, Главой МО принято постановление №*** от <*** г.> о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2 Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка, ФИО2 предписано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении образуемого земельного участка. ФИО2 обеспечено выполнение указанных работ. <*** г.> осуществлен кадастровый учет спорного земельного участка, что свидетельствует об образовании спорного земельному участка. <*** г.> с Альпашко заключен договор аренды спорного земельного участка. Считают, что основания изложенные истцом не могут служить основанием для удовлетворения иска. Формирование земельного участка произведено из земель находящихся в государственной не разграниченной собственности и не закрепленных за определенными лицами, в связи с чем, при формировании земельного участка нарушения прав третьих лиц допущены не были. Сведения о земельного участке, принадлежащем истцу внесены в государственный кадастр недвижимости <*** г.>, однако, сведения о границах указанного земельного участка не установлены, местоположение его неизвестно, определить фактическое местоположение участка невозможно. В связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.

Ответчик ФИО2 иск признала.

Ответчик Д.А.А., будучи надлежаще извещен о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве представленном суду иск не признал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве собственности на землю (л.д. 12) ФИО1 принадлежит по праву собственности на земельный участок с кадастровым номером №*** расположенный <адрес>, <адрес>, площадью 3000 кв. метров.

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым №***, следует, что указанный земельный участок является ранее учтенным. Сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости <*** г.>, границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством (л.д. 13).

Из схемы составленной кадастровым инженером, следует, что в результате проведения кадастровых работ выявлено наложение земельного участка с кадастровым №***, на учтенный земельный участок с кадастровым №***.

В силу ч.1 ст. 39.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Частью 2 ст. 39.6 ЗК РФ, предусмотрено, что Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: 15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 5 ст. 39. 19 ЗК РФ (в редакции на момент рассмотрения заявления ФИО6) Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Часть 6 ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Из заявления ФИО2 от <*** г.> о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 85) следует, что последняя обратилась в Администрацию МО «Каменский городской округ» с заявление о предоставлении ей земельного участка площадью 1494 кв. метров, в д. Богатенкова, с предоставлением схемы расположения земельного участка.

<*** г.> Комитетом по архитектуре дано заключение о возможности формирования земельного участка (л.д. 86).

Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Каменский городской округ» в средстве массовой информации – газета «Пламя» <*** г.> опубликовано информационное сообщение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> от земельного участка с кадастровым номером №***примерной площадью 1500 кв. метров) (л.д. 102).

Постановлением от <*** г.>№*** (л.д. 103) предварительно согласовано предоставление ФИО2 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1494 кв. метра (категория земель – земли населенных пунктов) в территориальной зоне «Ж1 – индивидуальная жилая застройка усадебного типа», с разрешенным использованием – индивидуальные жилые дом с земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый квартал №***. Утверждена схема расположения земельного участка. Установлено соотношение вида разрешенного использования земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (код классификатора – 2.2), установленным классификатором видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <*** г.>№***. На ФИО2 возложена обязанность обратиться в землеустроительную организацию, для установления границ земельного участка на местности, и обратиться для проведения кадастрового учета земельного участка.

Согласно межевому плану от <*** г.> (л.д. 32-71) произведены кадастровые работы по установлению границ земельного участка истребуемого ФИО2, о проведении кадастровых работ истец не извещался, сведения о согласовании с ним местоположения смежной границы отсутствуют (л.д. 49).

Земельный участок с кадастровым №***, поставлен на кадастровый учет <*** г.>, местоположение участка <адрес> сведения о границах земельного участка внесены (л.д. 82-83).

<*** г.> между Администрацией МО «Каменский городской округ» и ФИО2 заключен договор аренды (л.д. 76-81).

В обоснование требований истцом указано, что при проведении кадастровых работ по уточнению границ его участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:12:4701001:245, имеет наложение на его земельный участок, при этом он не был извещен о проводимых кадастровых работах. Данное обстоятельство подтверждается схемой выполненной кадастровым инженером.

Представитель ответчика Администрации в обоснование возражений указала, что на момент проведения кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым №***, сведения о границах земельного участка с кадастровым №*** отсутствовали.

В соответствии с частью 11 статьи 41 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

Требования к межевому плану установлены статьей 22 Федерального закона от "О государственной регистрации недвижимости", частью 3 которой установлено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласно пунктам 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, результаты согласования границ оформляются актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ. Споры, возникающие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании п. 9.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003 при проведении подготовительных работ при проведении межевания рекомендуется принимать во внимание, что: Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение: 1) сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках); 2) документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов); 3) каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов; 4) адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

Пункт 9.2 Методических рекомендаций При установлении на местности проектных границ объекта землеустройства дополнительно к вышеперечисленным документам добавляется проект территориального землеустройства, а при упорядочении на местности границ объекта землеустройства добавляется землеустроительная и градостроительная документация, связанная с перераспределением земель в кадастровом квартале

Согласно п. 11 Методических рекомендаций Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

Пункт 12 Методических рекомендаций предусматривает, что Извещение (Приложение 2) передается заинтересованным лицам под расписку (Приложение 3) или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам). Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что сведения земельном участке с кадастровым номером №***, местоположение - <адрес>, собственником которого является истец на момент проведения кадастровых работ (<*** г.>) в отношении земельного участка с кадастровым №***, имелись, при этом в межевом плане указанного земельного участка, отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка.

Из пояснений сторон следует, что на местности были определены фактические границы земельного участка с кадастровым номером №***, как-то наличие ограждения, посадки.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при проведении кадастровых работ земельного участка с кадастровым №***, кадастровым инженером Д.А.А. не были приняты должные меры к установлению и извещению истца как лица, права которого могут быть затронуты при проведении кадастровых работ. При этом, на момент проведения кадастровых работ сведения о земельном участке истца и о нем имелись в государственном кадастре недвижимости, на земельном участке имелось ограждение, что само по себе свидетельствует о наличии смежного землепользователя и возможности его установления.

При таких обстоятельствах права истца как владельца земельного участка были существенно нарушены, поскольку он был лишен возможности согласовать границы.

С учетом изложенного, суд считает необходимым, признать недействительным результат кадастровых работ по установлению границ земельного участка с кадастровым №*** от <*** г.>.

Поскольку, данные работы, признанные судом недействительными, явились основанием для постановки на кадастровый учет указанного земельного участка, то сведения о земельном участке с кадастровым №*** подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГК РФ Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу ст. 608 ГК РФ Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Суд установлено, что Администрация, издав постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2 и заключив договор аренды с последней распорядилась земельным участком, налагающимся на земельный участок, принадлежащий на праве собственности истцу. Факт наложения двух земельных участков подтвержден материалами дела и сторонами по существу не оспаривался.

Учитывая указанные обстоятельства, судом приходит к выводу о несоответствии требованиям закона постановления администрации от <*** г.>№*** о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2, и заключенного на основании него договора аренды №*** от <*** г.> земельного участка, как определяющих юридическую судьбу имущества, принадлежащего не муниципальному образованию, а иному лицу – истцу по делу. Судом также подлежат применению последствия недействительности сделки в виде исключения сведений об участке с кадастровым номером и сведений о регистрации прав на данный участок из ГКН и ЕГРН.

Руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительными результаты кадастровых работ от <*** г.> земельного участка с кадастровым №***.

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым №***.

Признать незаконным постановлением Главы МО «Каменский городской округ» от <*** г.>№*** «О предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2».

Признать недействительным договор аренды земельного участка №*** от <*** г.>, заключенный между Администрацией МО «Каменский городской округ», в лице Главы администрации ФИО7, и ФИО2, применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Исключить из государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации права аренды ФИО2 на земельный участок с кадастровым №***.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Каменский районный суд или непосредственно в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий О.В. Пономарева