ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2870 от 11.05.2011 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

                                                                                    Центральный районный суд города Волгограда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-2870/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе

Председательствующего судьи Лемякиной В.М.,

При секретаре Рябовой Е.В.

С участием помощника прокурора г. Волгограда – Бородаевой И.А.,

Представителя ответчик – Департамента муниципального имущества – Спиридоновой О.Ю.

Представителя ответчика Администрации Волгограда – Полтава Е.В.

Представителя третьего лица – комитета по культуре Администрации Волгоградской области – Зайцева И.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 11 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда, Администрации Волгограда о признании памятника бесхозяйным, понуждении к совершению действий

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгограда обратился с настоящими требованиями, обосновывая их следующим. Прокуратурой г. Волгограда проведена проверка исполнения администрацией Волгограда законодательства об охране объектов культурного наследия в части организации государственной охраны памятника истории регионального значения «Братская могила моряков сводного батальона Волжской военной флотилии», расположенного в .... В соответствии со Списком объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденным Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 №62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области», объект «Братская могила моряков сводного батальона Волжской военной флотилии», расположенный в ..., является Памятником истории регионального значения.

Указанный памятник в собственности РФ, Волгоградской области, г. Волгограда не состоит, в установленном законом порядке бесхозяйным не признан. Поскольку право собственности на памятник не зарегистрировано, в настоящее время Памятник, никем не обслуживается, в муниципальную собственность не принимается, что может повлечь разрушение и впоследствии утрату исторического объекта культурного наследия регионального значения. Прокурор г. Волгограда настаивает на признании памятника бесхозяйным и понуждении Администрации Волгограда принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - объект культурного наследия регионального значения, памятника истории – «Братская могила моряков сводного батальона Волжской военной флотилии», расположенного в ....

В судебном заседании помощник прокурора г. Волгограда Бородаева И.А. поддержала заявленные требования, настаивает на том, что указанный объект культурного наследия является недвижимым имуществом и на него может быть зарегистрировано право собственности. В отношении данного имущества следует применять нормы ст. 225 ГК РФ.

Представители ответчиков Департамента муниципального имущества – Кириченко А.Г., Администрации Волгограда – Полтава Е.В. возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку основания для понуждения администрации г. Волгограда в принятию мер по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного отсутствуют. Памятник относится к объектам культурного наследия регионального значения, содержание памятника финансируется за счет средств субъекта РФ. Кроме того, объект не является недвижимым имуществом.

Представитель третьего лица комитета по культуре Администрации Волгоградской области Зайцева И.Е. поддержала исковые требования, поскольку памятник как объект культурного наследия является недвижимым имуществом, поскольку прочно связан с землей. На органы местного самоуправления возлагается ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил, кладбищ погибших при защите Отечества.

Суд, выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению в части.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Согласно Постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, включены указанные прокурором памятники истории - памятники Великой Отечественной войны, расположенные на территории г. Волгограда.

В силу ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно Положению о Комитете по культуре Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 07.11.2008 г. № 1506, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере культуры, искусства и историко-культурного наследия. Осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области обратился в Администрацию Волгограда с письмом от ДД.ММ.ГГГГ №..., в котором сообщил о том, что в период ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград. В ходе инвентаризации выяснено, что 51 памятник истории и культуры регионального значения и 56 мемориальных объектов памятных мест, являющихся объектами культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Волгограда, на данный момент не имеют установленных собственников (балансодержателей). В этой связи Комитет по культуре Администрации Волгоградской области просил Администрацию Волгограда поставить на учет органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество объекты культурного наследия регионального значения, являющиеся в настоящее время бесхозяйным имуществом. В приложенный к данному обращению Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, установленных на территории городского округа город-герой Волгоград, не имеющих собственников (балансодержателей), был включен спорный памятник Великой Отечественной войны.

В ответ на данное Письмо Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда уведомил Комитет по культуре Администрации Волгоградской области (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №...) о том, что из общего числа памятников истории и культуры регионального значения (51 единица) и мемориальных объектов памятных мест (56 единиц), являющихся объектами культурного значения, находящихся на территории Волгограда, на бухгалтерском учете муниципальных организаций Волгограда значатся: 4 памятника истории и культуры (памятники, бюст) и 8 мемориальных объектов памятных мест (мемориальные доски и памятные места). По остальным объектам, указанным в перечнях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и мемориальных объектов (досок, стел, памятников), обладающих признаками объектов культурного наследия, находящихся на территории городского округа город-герой Волгоград, департаментом проводится работа в части выявления бесхозяйных объектов. По результатам проведенной работы будет решаться вопрос о постановке на учет органом государственной регистрации права недвижимого имущества (объектов культурного наследия регионального значения), признанного бесхозяйным, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).

В силу ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.

Согласно п.п. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст 4. Закон Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти Погибших при защите Отечества» ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления.

  Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, Администрация Волгограда, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, в области управления муниципальной собственностью обладает полномочиями по управлению муниципальной собственностью Волгограда в порядке, установленном городской Думой, решению вопросов создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности Волгограда.

Согласно п. 1.1. Положения о Департаменте муниципального имущества администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №..., Департамент муниципального имущества администрации Волгограда является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества Волгограда в части и порядке, определенных в соответствии с действующим законодательством.

Согласно представленной Комитетом по культуре Администрации Волгоградской области инвентаризационной карте на объект культурного наследия «Братская могила моряков сводного батальона Волжской военной флотилии», расположенного в ..., сведения о собственнике данного объекта отсутствуют. В реестре ТУ РОСИМУЩЕСТВА по Волгоградской области сведения и Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области данный объект также не числится.

Прокурор г. Волгограда настаивает на признании указанного объекта бесхозяйным.

Однако, нормами гл. 33 ГПК РФ, предусмотрено признание движимой вещи бесхозяйной или признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Следовательно, признание недвижимой вещи бесхозяйной в судебном порядке не предусмотрено.

Отсутствие сведений о собственнике недвижимой вещи порождает возможность для постановки ее на учет качестве бесхозяйной.

В силу приведенных правовых норм только Администрация Волгограда как орган местного самоуправления в лице ее Департамента муниципального имущества наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности спорных объектов культурного наследия инициировать процесс постановки их на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.

Однако, данных о принятии ответчиками мер, направленных на установление собственников спорного объекта, а в случае отсутствия таковых – мер, направленных на постановку таких объектов на учет регистрирующим органом, в судебное заседание не представлено.

При этом соответствующая обязанность органа местного самоуправления в силу отсутствия иных лиц, уполномоченных законом на принятие подобных мер, обусловлена также требованиями Федерального закона от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», который возлагает ответственность на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за сохранение памятников Великой Отечественной войны, к которым относится спорные объекты, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Кроме того, в силу ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Таким образом, из установленных судом обстоятельств следует, что в настоящее время названный Памятник, вследствие бездействия Администрации Волгограда и Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда никем не обслуживаются и не содержатся в надлежащем состоянии, что может повлечь их разрушение и впоследствии утрату.

Согласно ст. 130 ГК РФ, - 1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

С учетом исследованных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что указанный объект культурного наследия - Братская могила моряков сводного батальона Волжской военной флотилии», расположенного в п. Водстрой г. Волгограда, является недвижимым имуществом, поскольку прочно связан с землей, а также в силу ст. ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия».

Указанное выше бездействие ответчиков нарушает интересы РФ в области сохранения, использования, и государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся памятниками Великой Отечественной войны, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, на защиту и сохранение историко-культурной среды обитания, создает предпосылки для нарушения режима сохранности указанных памятников истории и культуры, а потому исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в части понуждения ответчиков принять меры к постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании памятника бесхозяйным, понуждении к совершению действий удовлетворить в части.

Обязать Администрацию г. Волгограда принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения - памятника истории «Братская могила моряков сводного батальона Волжской военной флотилии», расположенного в ....

В удовлетворении исковых требований в части признания памятника истории «Братская могила моряков сводного батальона Волжской военной флотилии», расположенного в п. Водстрой г. Волгограда бесхозяйным - отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья