ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2870/18 от 12.12.2018 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2-2870/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 12 декабря 2018 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Батищевой Н.И.,

при секретаре Фирсовой А.Н.,

с участием представителя истца Самургановой Ю.В., действующей на основании доверенности от 12.03.2018.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТУ Росимущества в Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

ТУ Росимущества в Оренбургской области обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование исковых требований указало, что апелляционным определением Оренбургского областного суда от 09 августа 2017 года отменено решение Советского районного суда г. Орска от 26 февраля 2016 года в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ТУ Росимущества в Оренбургской области о признании незаконным бездействия и устранения нарушения законодательства о гражданской обороне. В указанной части принято новое решение, которым заявление прокурора Советского района г. Орска удовлетворено, признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества, а именно убежища , расположенного по адресу: <адрес>, в бытовом корпусе .

На Территориальное управление возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в указанном убежище.

06 сентября 2017 года в отношении должника ТУ Росимущества в Оренбургской области возбуждено исполнительное производство

19 октября 2018 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании с ТУ Росимущества в Оренбургской области, исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое было получено Управлением 30 октября 2018 года.

Полагает, что вина Управления в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, так как были приняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда в целях устранения нарушение законодательства о гражданской обороне.

Территориальное Управление является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета, а выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете и (или) сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, а также в связи с проведением работы по снятию убежища с учета в качестве объекта гражданской обороны.

Считает, что имеются объективные причины, не зависящие от воли ТУ Росимущества в Оренбургской области, препятствующие своевременному исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, а также, что виновное противоправное бездействие должника отсутствует.

Просит освободить ТУ Росимущества в Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства , возбужденного 06 сентября 2017 года.

Представитель истца Самурганова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что территориальным Управлением Росимущества предпринимаются все меры для надлежащего исполнения обязательств, умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда нет. Кроме того, Территориальное управление является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.

Согласно частей 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Частью 2 ст. 112 этого Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничительных сроков для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора

В соответствии с частью 6 статьи 112 указанного Федерального Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что решением Советского районного суда г.Орска от 26 февраля 2016 года удовлетворены частично заявленные прокурором Советского района г. Орска в интересах Российской Федерации, к <данные изъяты><данные изъяты>», ТУ Росимущества в Оренбургской области, ГУ ГО ЧС МЧС России по Оренбургской области, которым на ООО <данные изъяты> возложена обязанность в срок до 01 июля 2016 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, гражданской обороне по адресу: <адрес>, кроме объектов гражданской защиты (убежищ), находящихся в федеральной собственности.

В иске к ТУ Росимущества в Оренбургской области отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 августа 2017 года решение Советского районного суда г. Орска от 26 февраля 2016 года отменено в части отказа в иске к ТУ Росимущества а Оренбургской области о признании незаконным бездействия и устранении нарушений законодательства о гражданской обороне.

Принято новое решение, которым в указанной части иск удовлетворен.

Бездействия ТУ Росимущества в Оренбургской области, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества – убежища , расположенного по адресу: <адрес>, в бытовом корпусе , признаны незаконными.

На ТУ Росимущества в Оренбургской области возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище , расположенном по адресу: <адрес> бытовой корпус : в помещениях убежища осуществить монтаж оборудования электрических двигателей систем вентиляции, привести в исправное техническое состояние инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны, закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, провести окраску и ремонт помещений, оборудование систем жизнеобеспечения, провести проверку убежища на герметичность, осуществить монтаж контрольно-измерительных приборов для замера подпора воздуха и других параметров, привести в исправное техническое состояние фильтр гермоклапана, устранить его закрашивание.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

На основании исполнительного листа ФС от 29 августа 2017 года, выданного Советским районным судом г.Орска, 06 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП возбуждено исполнительное производство -ИП, в постановлении установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Факт получения истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства им не оспаривался.

Определением Советского районного суда г.Орска от 07 ноября 2017 года ТУ Росимущества в Оренбургской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01 июля 2018 года.

На основании определения Советского районного суда г.Орска от 19 июля 2018 года ТУ Росимущества в Оренбургской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от 19 октября 2018 года по исполнительному производству -ИП с должника ТУ Росимущества в Оренбургской области был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п.3 ст. 174.2 БК РФ установлено, что планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг (выполнение работ) бюджетными учреждениями осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (3 года). Федеральным законом РФ от 19.12.2016 №415-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019г.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.

Как следует из материалов дела на момент вынесения апелляционного определения от 09 августа 2017 года Управление Росимущества по Оренбургской области не располагало свободными денежными средствами необходимых для исполнения указанного решения суда на содержание и восстановление убежища ,расположенного по адресу: <адрес>, в бытовом корпусе .

Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом принимались необходимые меры к исполнению судебного решения об устранении нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище , при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

В соответствии с разд.4 «оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны» Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583, оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется с привлечением организаций, имеющих лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдать заключения, а при обнаружении неисправностей и дефектов – составлять ведомости дефектов.

ТУ Росимущества по Оренбургской области в адрес лицензируемых организаций (<данные изъяты> ООО «<данные изъяты> ООО <данные изъяты>) были направлены запросы коммерческих предложений о стоимости выполнения предусмотренных решением суда работ по приведению в надлежащее техническое состояние объекта гражданской обороны, составляющего государственную казну РФ: - убежище ,расположенного по адресу: <адрес>, в бытовом корпусе .

С учетом коммерческих предложений в адрес Росимущества были направлены запросы по выделению дополнительных бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения решения суда.

Согласно информации, предоставленной Федеральным агентством по управлению государственным имуществом от 07 февраля 2017 года, учитывая ограниченное финансирование, выделенное на содержание и обслуживание объектов казны, Росимущество не согласовывает расходование денежных средств, выделенных на 2017 год, по ЦРС 381 03 99999 ВР 244 КНД 0900100 на содержание и восстановление ЗС ГО. Выделение денежных средств на содержание и восстановление ЗС ГО после окончания работ по разграничению права собственности на ЗС ГО.

Письмом от 19 июня 2018 года Росимущество проинформировало Территориальное Управление о проводимых совместно с МЧС России мероприятиях по проведению инвентаризации объектов гражданской обороны на территории Российской Федерации в 2018 году, а также повторно указало, что выделение денежных средств на содержание ЗС ГО целесообразно осуществить исключительно после окончания мероприятий по инвентаризации и разграничению права собственности на ЗС ГО по каждому субъекту РФ.

Главное управление МЧС России по Оренбургской области письмом, исх. №3944-4-3-2 от 10 мая 2018 года направило в адрес ТУ Росимущества по Оренбургской области перечень защитных сооружений гражданской обороны Оренбургской области, потребность для укрытия населения в которых отсутствует.

Убежище содержится в указанном перечне.

Территориальным управлением было принято решение о проведении заседания комиссии по вопросу снятия убежища с учета в качестве объекта гражданской обороны.

Решение комиссии оформлено актом о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны, составляющего казну РФ от 17 мая 2018 года для дальнейшего направления на согласование в МЧС России.

Суд принимает во внимание то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 августа 2017 года не установлен конкретный срок его исполнения. Также надлежит учитывать, что ТУ Росимущества в Оренбургской области является бюджетным учреждением, финансируемом за счет средств федерального бюджета, а Федеральным агентством по управлению государственным имуществом выделение денежных средств во исполнение указанного судебного акта в объеме бюджетных ассигнований не предусмотрено до окончания работ по разграничению права собственности на ЗС ГО. При этом, в настоящее время проводятся работы по снятию убежища с учета в качестве объекта гражданской обороны.

ТУ Росимуществапо Оренбургской области проведена должная работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью устранения нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище , расположенном по адресу: <адрес> бытовом корпусе и исполнению решения суда.

Планирование бюджетных ассигнований на оказание услуг (выполнение работ) бюджетными учреждениями осуществляется на очередной финансовый год и плановый период (3 года). Федеральным законом РФ от 19.12.2016 №415-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы.

Истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия) должника в неисполнении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 августа 2017 года в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года №13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника в неисполнении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 09 августа 2017 года, приходит к выводу, что истцом принимались все возможные меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка устранения нарушений законодательства о гражданской обороне, исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.

В связи с изложенным, исковые требования ТУ Росимущества по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного с Управления на основании постановления от 19 октября 2018 года в рамках исполнительного производства -ИП подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от 19 октября 2018 года по исполнительному производству -ИП, возбужденному 06 сентября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 17 декабря 2018 года

Судья Батищева Н.И.