ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2870/18 от 25.09.2018 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-2870/2018

Мотивированно решение изготовлено 25 сентября 2018 года.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 сентября 2018 года город Екатеринбург

Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Гребенщиковой Н.А.,

при секретаре Ведерниковой А.В.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности по совершению действий, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности применять дифференцированный размер платы за содержание жилого помещения многоквартирного *** в ***, вернуть незаконно переплаченные денежные средства в сумме 2 693 рубля 08 копеек, исполнить предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 08 июня 2018 года; взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, штрафа в размере 50% от цены иска.

В обоснование заявленных требований указал, что 28 октября 2017 года он обратился в ООО «ЕРЦ» с заявлением о неправильном исчислении платы за содержание жилья и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поскольку начисляется плата за содержание, ремонт и уборку в его подъезде лифта, который в подъезде отсутствует. Согласно поступившему ответу, ООО «ЕРЦ» уведомило истца о том, что в адрес управляющей компании направлен запрос о необходимости изменения тарифа (ставки) платы за содержание жилого помещения либо предоставления скидки в связи с отсутствием в подъезде лифта. Также 18 февраля 2018 года истец обратился в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с жалобой о неправильном исчислении платы за содержание жилья. По результатам проверки жалобы установлено применение неправомерного размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома, в адрес управляющей компании вынесено предписание об устранении выявленных нарушений путем применения дифференцированного размера платы за содержание жилого помещения в соответствии с техническими характеристиками и конструктивными особенностями дома. Однако предписание ответчиком исполнено не было. 28 апреля 2018 года истец направил в адрес ответчика претензию с предложением возвратить переплату по состоянию на 01 мая 2018 года в размере 1 657 рублей 28 копеек, а также уплатить штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить. Вместе с тем, из ответа ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» следует, что ответчиком нарушения порядка расчета платы за содержание жилого помещения не допущены, оснований для выплаты штрафа также не имеется. Полагает, что действия ответчика являются незаконными, нарушающими его права. В результате незаконных действий ответчика, ему был причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, который он оценивает в сумме 15 000 рублей.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, поддержала доводы письменного отзыва.

Представитель третьего лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства уведомлялся надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направил.

Суд, с учетом мнения участников процесса, положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нашел возможным, рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения – *** в ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 75-77).

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ***, договора управления многоквартирным домом *** от *** ООО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» (ранее ЗАО «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района») по заданию собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, в течение установленного в Договоре срока выполняет работы и оказывает услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД, предоставляет коммунальные услуги собственникам и лицам, пользующимся помещениями в МКД, осуществляет иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

Согласно представленным в материалы дела квитанциям на оплату услуг, ответа ООО «ЕРЦ» ставка платы за содержание жилья за период с июля 2017 года по август 2017 года установлена в размере 20 рублей 85 копеек, с сентября 2017 года по июнь 2018 года – 26 рублей 51 копейка как для газифицированных домов, оборудованных лифтами, без мусоропроводов (недействующими мусоропроводами)

Возражая, против установленной ставки по оплате содержания жилья, истец ссылается на отсутствие в его подъезде лифта, полагает, что подлежит применению ставка платы за содержание жилья, утвержденная Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 22.06.2017 № 1091 и от 06.07.2018 № 1535, применяемая для газифицированных домов, не оборудованных лифтами и мусоропроводами в размере 20 рублей 85 копеек до июля 2018 года, с июля 2018 года в размере 21 рубль 85 копеек.

Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему, содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.

Гражданский кодекс Российской Федерации также предусматривает право общей долевой собственности собственников квартир в многоквартирном доме на общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (часть 1 статьи 290).

Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее – Правила содержания).

Данные Правила предусматривают, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме.

Приведённые нормы в их системном единстве позволяют сделать вывод о том, что лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, расходы на содержание которого обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от расположения таких помещений в доме, включая помещения, расположенные на первом этаже.

Согласно представленному ЕМУП «БТИ» техническому паспорту здания по адресу: ***, установлено, что многоквартирный дом состоит из трех подъездов высотой в пять этажей (2,3,4 подъезды) и одного подъезда (подъезд №1) высотой в девять этажей, фундамент единый для всего здания, в девяти-этажной секции имеется пассажирский лифт. Многоквартирный дом имеет один технический паспорт, последовательную нумерацию квартир и один адрес.

В составе подъездов дома с №1-№4 имеются элементы общего имущества, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что обследованное здание является одним многоквартирным домом, в связи с чем вопреки доводам истца расходы на содержание общего имущества должны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от расположения таких помещений в доме, а также независимо от фактического пользования этим имуществом.

До 01.09.2017 управляющей компанией применялся дифференцированный размер платы за содержание жилого помещения в отношении собственников помещений многоквартирного дома, с учетом конструктивных особенностей дома, а именно для собственников помещений в подъездах № 2,3,4 применялся тариф как для негазифицированных домов, необорудованных лифтами, мусопроводами, для собственников помещения подъезда № 1 применялся тариф как для негазифицированных домов, оборудованных лифтами и мусоропроводами, с 01.09.2017 управляющей компанией применятся единый размер за содержание жилого помещения для всех собственников помещений многоквартирного дома, который составляет 26,51 руб. / кв.м., в соответствии с Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 22.06.2017 № 1091, с июля 2018 года - 27,72 руб./кв.м. в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 06.07.2018 № 1535.

В силу ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

При рассмотрении дела установлено, что решение собственников многоквартирного дома по вопросу утверждения платы за содержание жилого помещения отсутствует. Управляющая компания также пояснила, что на момент начисления размера платы за содержания общего имущества решение собственников об установлении дифференцированного размера платы за содержание имущества отсутствовало. При таких обстоятельствах действия ответчика по начислению платы за содержание жилья по ставке, установленной Постановлением Администрации города Екатеринбурга являются законными и обоснованными, оснований для проведения перерасчета не имеется.

Согласно предписанию Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 08 июня 2018 года ***, вынесенному в адрес ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района», управляющей компании предписано применять дифференцированный размер платы за содержание жилого помещения собственникам помещений многоквартирного дома в соответствии с техническими характеристиками и конструктивными особенностями дома. Срок для выполнения предписания установлен до 05 сентября 2018 года. За невыполнение в срок предписания ответчик предупрежден об административной ответственности, предусмотренной частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, законом установлен соответствующий порядок исполнения требований государственного органа, а также порядок привлечения к ответственности за неисполнение таких требований. С учетом изложенного у истца отсутствует право требования исполнения предписания в установленный в нем срок, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» исполнить предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области также не имеется.

Поскольку требование истца о возложении на ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» обязанности по совершению действий суд признал необоснованными, оснований для взыскания компенсации морального вреда, штрафа также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности по совершению действий, компенсации морального вреда, взыскании штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.

Судья Н.А. Гребенщикова