ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2870/19 от 19.01.2019 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

УИД: 61RS0019-01-2019-003430-32

Дело № 2-2870/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» сентября 2019 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области

в составе судьи Вербицкой Е.В.,

при секретаре Плахотиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Ростовской области, Военному комиссариату г. Новочеркасска Ростовской области о признании отказа в возмещении расходов на изготовление и установку памятника ветерану-участнику ВОВ незаконным, обязать возместить расходы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что <дата>. умер инвалид II группы ветеран-участник ВОВ ФИО2, который являлся его отцом. После смерти ветерана истцом <дата>. по договоренности с ИП ФИО3 был изготовлен и установлен памятник ФИО2 на Новочеркасском городском кладбище. Истцом были собраны документы и переданы в военный комиссариат г. Новочеркасска Ростовской области для возмещения средств на установку и изготовление памятника из фонда Министерства обороны Российской Федерации ветерану-участнику ВОВ в сумме 32 000 руб. Однако, <дата>. из Новочеркасского военного комиссариата пришел ответ по заявлению истца, с копией ответа из военного комиссариата Ростовской области, о том, что документы возвращены без исполнения, так как документов, подтверждающих работу или службу ФИО2 во время ВОВ не представлено, а служба подтверждается с <дата> года по <дата> года.

Истец полагает данный отказ необоснованным, поскольку им были предоставлены: решение Новочеркасского городского суда (дело от <дата> о включении в страховой стаж период работы с <дата>. по <дата>. в управлении пароходства «Волготанкер»; решение Новочеркасского городского суда (дело от <дата>.), где было решено за работу во время ВОВ с <дата>. по <дата>. в управлении пароходства «Волготанкер» обязать Министерство транспорта Российской Федерации выдать ФИО2 удостоверение ветерана-участника ВОВ.

<дата>. Министерством транспорта Российской Федерации ФИО2 было выписано удостоверение ветерана-участника ВОВ за номером серия ВОВ-1 ).

Таким образом, ФИО2 участвовал в ВОВ с <дата>. по <дата>. в качестве военнослужащего установлен вступившими в законную силу судебными актами. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела.

Истец просит обязать ответчиков Военные комиссариаты Ростовской области и г. Новочеркасска возместить ему расходы на изготовление и установку памятника ветерану-участнику ВОВ ФИО2 в сумме 32 000,00 руб. Взыскать с ответчиков в пользу истца судебные издержки. Признать отказ о возмещении расходов на изготовление памятника незаконным.

ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, пояснил, что при обращении в Министерство транспорта Российской Федерации о возмещении расходов на изготовление памятника, он получил отказ. Компенсацию за похороны выплатил военкомат.

Представитель Военного комиссариата Ростовской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что Военный комиссариат. Новочеркасска Ростовской области не является юридическим лицом, а является структурным подразделением Военного комиссариата Ростовской области, поддержала ранее поданные письменные возражения. Указала, что из представленных ФИО1 в военный комиссариат г.Новочеркасска Ростовской области документов, период работы и службы ФИО2 в ВОВ не подтвержден. Удостоверение ветерана-участника ВОВ выдано ФИО2 министерством транспорта Российской Федерации, соответственно указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Военный комиссариат Ростовской области, Военный комиссариат г. Новочеркасска Ростовской области не могут быть надлежащими ответчиками по данному делу, так как вопросы, требующие разрешения в заявленном исковом заявлении ФИО1 не относятся к компетенции Министерства обороны Российской Федерации, в частности к Военному комиссариату Ростовской области, а относятся к компетенции Министерства транспорта Российской Федерации. При обращении в Военный комиссариат г. Новочеркасска с заявлением о выплате расходов на изготовление и установку памятника, истцом был приложен не полный пакет документов, решение суда было подано позднее.

Военный комиссариат <адрес>, о дате и времени судебного заседания, извещен.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав истца, представителя Военного комиссариата Ростовской области, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату Ростовской области, Военному комиссариату г. Новочеркасска Ростовской области о признании отказа в возмещении расходов на изготовление и установку памятника ветерану-участнику ВОВ незаконным, обязать возместить расходы, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает, в частности, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Статьей 24 Федерального закона от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В соответствии с п.2 Приказа Министра обороны РФ от <дата> "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (вместе с "Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников") порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются: на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (пп. «г»).

Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (п.35 указанного Порядка).

Согласно п. 36 «Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих…» родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.

Согласно п.38, п.39 «Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих…» для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от <дата> N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников" установить, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение: участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от <дата> N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников" установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 27016 рублей; остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 33721 рублей.

Из материалов дела следует, что решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от <дата>. исковые требования ФИО2 к Министерству транспорта Российской Федерации, третье лицо Управление труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска о признании незаконным решения комиссии Министерства транспорта РФ (протокол № от <дата>.) об отказе в выдаче удостоверения ветерана-участника ВОВ, обязании выдать удостоверение ветерана-участника ВОВ удовлетворены. Суд обязал Министерство транспорта Российской Федерации выдать ФИО2, <дата> г.р., удостоверение ветерана-участника ВОВ. Решение вступило в законную силу <дата>.

<дата>. Министерством транспорта Российской Федерации на имя ФИО2 выдано удостоверение серия ветерана-участника Великой Отечественной войны.

ФИО2 умер <дата>., что подтверждается свидетельством о смерти .

Согласно справке МКУ «СПЕЦСЛУЖБА» от <дата>., ФИО2 захоронен на старом городском кладбище по <адрес> в <адрес><дата>.

ФИО1 приходится сыном ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении.

ФИО1 были оплачены услуги по изготовлению и установке надгробного памятника на месте захоронения ФИО2 в размере 32 000,00 руб., что подтверждается квитанцией договором , квитанцией к приходному кассовому ордеру от <дата>., актом приема выполненных работ от <дата>.

<дата>. ФИО1 обратился в Военный комиссариат г. Новочеркасска Ростовской области с заявлением о выплате компенсации произведенных расходов за изготовление и установку надгробного памятника ФИО2 К заявлению были приложены: копия паспорта, подлинное и копия свидетельства о смерти, справка о месте захоронения, копия льготного удостоверения, копия военного билета, платежные документы на 1 листе, фотография памятника, копия расчетного счета для перечисления компенсации.

Согласно ответу Военного комиссариата Ростовской области № ЦСО/РПО от <дата>., документы на возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника умершему ФИО2 возвращены без исполнения. По военно-учетным документам подтверждается служба ФИО2 в период с <дата>. по <дата>. Документов, подтверждающих работу или службу в период ВОВ, родственниками умершего не представлено.

Согласно ответу Министерства транспорта Ростовской области от <дата>., для получения компенсации расходов по изготовлению и установке надгробного памятника, ФИО1 необходимо обратиться в военный комиссариат по месту захоронения или учета ветерана ВОВ с приложением соответствующих документов. Согласно Положению о министерстве транспорта Ростовской области, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от <дата>, вопрос возмещения компенсации по установке и изготовлению памятника посмертно ветерану-участнику ВОВ не относится к полномочиям министерства транспорта Ростовской области. Бюджетные ассигнования на возмещение расходов по установке и изготовлению памятников посмертно ветеранам-участникам ВОВ, министерству транспорта Ростовской области не предусматриваются.

Оценив представленные доказательства, суд отклоняет доводы представителя Военного комиссариата Ростовской области о том, что комиссариат является ненадлежащим ответчиком, а возмещение расходов на изготовление и установку памятника должно производится за счет средств Министерства транспорта, поскольку выдача удостоверений ВОВ лицам, указанным в подпункте "д" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" - федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции упраздненных министерств и ведомств, к которым в период Великой Отечественной войны были отнесены предприятия, военные объекты, наркоматы, ведомства, учреждения и организации, работниками которых являлись эти лица или которыми они были командированы в действующую армию, не является основанием для возложения на указанные федеральные органы исполнительной власти расходов на изготовление и установку памятника ветерану ВОВ и противоречит п. 35 «Порядку погребения погибших».

В соответствии с п.9 Указа Президента РФ от <дата> N 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств (п.8 Указа Президента РФ от <дата> N ).

Согласно части 1 статьи 37 ГПК РФ способностью своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) обладают организации. Таким образом, структурное подразделение не может являться ответчиком по делу, в связи с чем, требования должны быть предъявлены Военному комиссариату Ростовской области.

Доводы представителя Военного комиссариата Ростовской области о том, что истцом вместе с заявлением не было представлено документов, подтверждающих работу или службу в период ВОВ, также являются необоснованными, поскольку истцом предоставлены документы в соответствии п. 38 «Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих…», дополнительно предоставлено решение Новочеркасского городского суда от <дата>., что подтверждается штампом о принятии данного документа ответчиком.

Учитывая указанные нормы материального права, суд приходит к выводу, что отказ Военного комиссариата Ростовской области в возмещении расходов на изготовление и установку памятника ветерану-участнику ВОВ ФИО2 является незаконным.

На основании изложенного, учитывая установленные нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично, а именно, с Военного комиссариата Ростовской области в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы на изготовление и установку памятника в размере 27 016 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены частично, суд считает необходимым расходы по государственной пошлине оплаченной истцом при подаче иска возложить на Военный комиссариат Ростовской области в размере 974,00 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату Ростовской области, Военному комиссариату г. Новочеркасска Ростовской области о признании отказа в возмещении расходов на изготовление и установку памятника ветерану-участнику ВОВ незаконным, обязать возместить расходы, удовлетворить частично

Признать незаконным отказ Военного комиссариата Ростовской области в возмещении расходов на изготовление и установку памятника ветерану-участнику ВОВ ФИО2.

Взыскать с Военного комиссариата Ростовской области в пользу ФИО1 расходы на изготовление и установку памятника в размере 27 016 руб. (двадцать семь тысяч шестнадцать рублей)

Взыскать с Военного комиссариата Ростовской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 974,00 руб. (девятьсот семьдесят четыре рубля).

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.В. Вербицкая

Решение в окончательной форме изготовлено «17» сентября 2019 года.