ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2870/2013 от 07.11.2013 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

                                                                                                                  Дело № 2-2870/2013

Решение

Именем Российской Федерации

07 ноября 2013 года                                                                                             город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Котляровой А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Панюшкиной М.В.,

с участием:

старшего помощника Саратовского транспортного прокурора Головкова П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя транспортного прокурора Саратовской области к обществу с ограниченной ответственности «Саратоввторстальмет» о запрещении эксплуатации подъездного пути,

                      установил:

Саратовский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственности «Саратоввторстальмет» (далее - ООО «Саратоввторстальмет») о запрете эксплуатации подъездного пути.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта на подъездных путях установлено, что подъездной железнодорожный путь от стрелки 11 до упора 7 длинной 130,5 м, литер 12, расположенный по адресу: станция Саратов-2, принадлежит на праве аренды ООО «Саратоввторстальмет».

В ходе проверки используемых ООО «Саратоввторстальмет» подъездных путей выявлены нарушения п. 9 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), утвержденных приказом Минтранса России от <Дата> <№>, а именно ширина рельсовой колее пути <№> за хвостом крестовины стрелочного перевода <№> мм, при нормативе не более 1548 мм.

Вышеуказанные нарушения в соответствии с п. 9 приложения № 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), запрещают эксплуатацию вышеуказанного железнодорожного пути.

Данные нарушения, учитывая выход на пути общего пользования подвижного состава с подъездных железнодорожный путей, используемых ООО «Саратоввторстальмет», ставят под угрозу жизнь и здоровье пассажиров, а также жителей г. Саратова и нарушают указанные права.

На основании изложенного, Саратовский транспортный прокурор просил суд запретить ООО «Саратоввторстальмет» эксплуатацию подъездного железнодорожного пути на станции Саратов-2, от стрелки 11 до упора 7, протяженностью 130,5 м., литер 12, расположенный по адресу: <адрес> до устранения нарушений п. 9 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286.

В судебном заседании старший помощник Саратовского транспортного прокурора Головков П.Н. поддержал исковые требования и настаивал на их удовлетворении, при этом дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ООО «Саратоввторстальмет» в суд не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений Конституции Российской Федерации и требований действующего законодательства Российской Федерации защита прав и свобод человека - обязанность государства. В качестве одного из способов защиты статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необгцего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с п. 9 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (ред. от 13.06.2012) «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» ширина колеи менее 1512 мм и более 1548 мм не допускается. Нахождение и курсирование железнодорожного подвижного состава, предназначенного для использования на железнодорожных путях общего пользования, по железнодорожным путям, не соответствующим указанным нормам, не допускается.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:

- безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;

- безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;

- безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- экологическую безопасность.

В судебном заседании установлено, что собственником подъездного железнодорожного пути на станции Саратов-2, от стрелки 11 до упора 7, протяженностью 130,5 м., литер 12, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ЗАО «ВТОРИЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ».

В рамках проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта на подъездных путях установлено, что в настоящее время вышеуказанный подъездной железнодорожный путь принадлежит на праве аренды ООО «Саратоввторстальмет», согласно договору аренды № ВМ-СВСМ от <Дата>.

<Дата> Саратовской транспортной прокуратурой была проведена проверка используемых ООО «Саратоввторстальмет» подъездных путей, в ходе которой выявлены нарушения п. 9 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от <Дата> <№>, а именно ширина рельсовой колеи пути <№> за хвостом крестовины стрелочного перевода <№> мм, при нормативе не более 1548 мм.

В опровержение указанных обстоятельств ответчиком, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, доказательств не представлено.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающий такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что допущенные ООО «Саратоввторстальмет» нарушения, учитывая выход на пути общего пользования подвижного состава с подъездных железнодорожный путей, используемых ООО «Саратоввторстальмет», ставят под угрозу жизнь и здоровье пассажиров, а также жителей г. Саратова и нарушают указанные права.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.

При таких обстоятельствах суд находит требования заместителя транспортного прокурора Саратовской области к ООО «Саратоввторстальмет» о запрещении эксплуатации подъездного пути подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Запретить обществу с ограниченной ответственности «Саратоввторстальмет» эксплуатацию подъездного железнодорожного пути станции Саратов-2, от стрелки 11 до упора 7, протяженностью 130,5 м., литер 12, расположенного по адресу: <адрес> до устранения следующих нарушений п. 9 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от <Дата> <№>:

подъездной путь <№> за хвостом крестовины стрелочного перевода <№>:

- в нарушении п. 9 ПТЭ, ширина рельсовой колее 1553 мм, при нормативе не более 1548 мм.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Саратовский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.

Судья                 А.Ф. Котлярова