ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2872/2013 от 08.07.2013 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

  Дело № 2-2872/2013              08 июля 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е                Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря для детей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску» (далее - ГКУ АО «ОСЗН по г.Архангельску») о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря для детей.

В обоснование заявленных требований указала, что ее семья является многодетной и имеет право на социальную поддержку в виде единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. С ДД.ММ.ГГГГ ее дети, ФИО8 и ФИО3, принимали участие в V международном фестивале-конкурсе народного песенно-танцевального искусства детей, молодежи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая» в составе ансамбля народной пенсии «Морошка». Данное мероприятие было организовано Министерством культуры РФ, творческой мастерской ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении единовременной выплаты, в чем ей было отказано по тем основаниям, что данный фестиваль не предусмотрен перечнем мероприятий Министерства культуры РФ. Полагала отказ незаконным и просила суд обязать ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельску» назначить данную выплату на двоих детей в размере 60000 руб. 00 коп.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельску» ФИО5, действовавший на основании доверенности, с иском не согласился. Указал, что истцу было отказано в производстве единовременной выплаты, поскольку учредителем V международного фестиваля-конкурса народного песенного и танцевального искусства детей, молодежи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая» является автономная некоммерческая организация «Творческая мастерская ФИО4». В перечне мероприятий Министерства культуры Российской Федерации данного фестиваля-конкурса нет, а министерство культуры Архангельской области не располагает сведениями об участии фольклорного ансамбля «Морошка» в конкурсе-фестивале.

Представитель третьего лица министерства культуры Архангельской области ФИО6, действовавший на основании доверенности, с иском не согласился, полагая, что у ГКУ АО «ОСЗН по г. Архангельску» имелись предусмотренные законом основания для отказа истцу в назначении единовременной выплаты.

Третьи лица министерство финансов Архангельской области, министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что семья истца ФИО2 является многодетной, что подтверждается удостоверением многодетной семьи № от ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» (Ломоносовский территориальный округ) с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря на дочерей ФИО8 и ФИО3, принимавших участие в V международном фестивале-конкурсе народного песенно-танцевального искусства детей, молодежи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая» в составе ансамбля народной пенсии «Морошка».

Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года № № ФИО2 было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты, поскольку учредителем V международного фестиваля-конкурса народного песенного и танцевального искусства детей, молодежи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая» является автономная некоммерческая организация «Творческая мастерская ФИО4». В перечне мероприятий Министерства культуры Российской Федерации данного фестиваля-конкурса нет, а министерство культуры Архангельской области не располагает сведениями об участии фольклорного ансамбля «Морошка» в конкурсе-фестивале.

Разрешая инициированный истцом спор о законности принятого ответчиком решения, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 года № 184 - ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года № 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Статьей 1 Областного Закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» от 22 июня 2005 года № 55 - 4 - ОЗ (далее - Областной Закон от 22 июня 2005 года № 55 - 4 - ОЗ) установлено, что многодетная семья - это семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Членами многодетной семьи являются родители и дети (усыновители и усыновленные).

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Областного закона от 22 июня 2005 года № 55 - 4 - ОЗ в качестве дополнительных мер поддержки многодетным семьям предоставляется единовременная денежная выплата в размере 30000 рублей на ребенка на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях.

Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях утвержден постановлением Администрации Архангельской области «О мерах по реализации областного закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» от 24 сентября 2007 года № 166-па.

Согласно вышеупомянутому порядку единовременная денежная выплата назначается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Архангельской области, семья которых имеет статус многодетной, ранее не реализовавшим право на получение единовременной денежной выплаты.

Единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря выплачивается одному из родителей (усыновителей) по их выбору, единственному родителю (усыновителю), воспитывающему детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, проводимых в соответствии с решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере образования, культуры и спорта.

Спортивные соревнования должны быть включены в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации или в календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Архангельской области, или в календарный план всероссийских федераций по видам спорта.

Право на единовременную денежную выплату возникает у лиц, дети которых будут представлять Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях после 1 сентября 2012 года.

Лица, претендующие на единовременную денежную выплату на приобретение инвентаря, подают заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты и документы, подтверждающие право на выплату, в государственные казенные учреждения Архангельской области - отделения социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что для получения единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря на ребенка законодатель требует одновременного соблюдения следующих условий: ребенок должен воспитываться в многодетной семье и представлять Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, проводимых в соответствии с решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере образования, культуры и спорта.

Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, министерство культуры Архангельской области решения о проведении фестиваля-конкурса народного танцевального искусства детей, молодежи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая» не принимало, данное мероприятие в ведомственную целевую программу Архангельской области «Развитие сферы культуры Архангельской области в 2012 году», утвержденную распоряжением министерства культуры Архангельской области № 11 от 17 мая 2012 года, не включено, в плане мероприятий министерства культуры Архангельской области на 2012 год не входило.

Министерство культуры Архангельской области ансамбль «Морошка», в составе которого выступали дочери истца, для участия в фестивале-конкурсе народного танцевального искусства детей, молодежи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая» не направляло.

В то время как именно министерство культуры, в соответствии с подпунктом 68 пункта 8 Положения о министерстве культуры Архангельской области, организует работу конференций, семинаров, конкурсов, выставок, фестивалей и иных мероприятий в пределах своей компетенции.

Таким образом, несмотря на то, что проведение фестиваля-конкурса народного танцевального искусства детей, молодежи и студентов «Танцуй и пой, Россия молодая» имело место и дочери истца ФИО7 принимали участие в данном фестивале в составе ансамбля «Морошка», решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере культуры о направлении данного ансамбля на конкурс принято не было.

На основании изложенного, права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря в соответствии с областным законом от 22 июня 2005 года N 55-4-ОЗ у истца не возникло.

Поскольку в силу пункта 41 Постановления Администрации Архангельской области «О мерах по реализации областного закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» от 24 сентября 2007 года № 166-па одним из оснований для отказа в назначении единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря является отсутствие права на единовременную денежную выплату в соответствии с областным законом от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ, ответчик правомерно отказал ФИО2 в предоставлении единовременной выплаты.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение инвентаря для детей - отказать

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                        Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 15 июля 2013 года

Копия верна

Судья                                                                                                           Н.С. Моисеенко