ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2872/2015 от 01.12.2015 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

№ 2-2872/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Орск 1 декабря 2015 года

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе

председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,

при секретаре Сукиасян А.Г.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ИФНС России по г.Орску ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области об обязании произвести перерасчет земельного налога,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила обязать ответчика ИФНС России по г.Орску произвести перерасчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ года из расчета кадастровой стоимости <данные изъяты> руб., установленной Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины.

В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году она получила налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о расчете земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год. Сумма начисленного налога составила <данные изъяты> руб., налоговая база – <данные изъяты> руб. По сравнению с прошлыми годами сумма исчисленного налога возросла в раз. До ДД.ММ.ГГГГ года сумма налога составляла <данные изъяты> руб., налоговая база – <данные изъяты> руб. В течение всего периода владения земельным участком, разрешенный вид использования земельного участка не менялся, в связи с чем, основания для изменения кадастровой стоимости отсутствовали, об иных основаниях изменения кадастровой стоимости истца не информировали. Согласно справке ФГБУ «Ф, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, составила <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Добровольно ИФНС России по г.Орску отказалась произвести корректировку суммы неверно исчисленного земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год. ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была изменена и стала равна <данные изъяты> руб. Данное постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ИФНС России по г.Орску ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал. Пояснил, что в соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Ст.390 НК РФ устанавливает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Согласно ч.4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков-физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ФГБУ «Ф области предоставила в ИФНС России по г.Орску предоставлены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость земельного участка установлена в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области». В целях налогообложения Постановление -п от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. На основании полученных сведений налоговым органом произведен расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которому сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет <данные изъяты> руб. Согласно ч.2 ст.390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Согласно абзацу 2 п.2 Постановления Правительства Оренбургской области -п от ДД.ММ.ГГГГ, данное постановление в той части, в какой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени регламентируется ст.5 НК РФ. Согласно п.5 ст.5 НК РФ, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Пункт 1 ст.5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 –го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Таким образом, положения Постановления Правительства Оренбургской области -п от ДД.ММ.ГГГГ вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 71 Конституции Российской Федерации предусматривает, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом, регламентируется главой 31 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Статья 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.

Согласно ч.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно ч.4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков-физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу п. 10 которых утверждение результатов кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложениям .

Указанным Постановлением было рекомендовано органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам применять результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

Согласно п.6 указанного Постановления, Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Названное Постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" ДД.ММ.ГГГГ ().

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 Налогового Кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 Кодекса в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Указанная правовая позиция позднее нашла закрепление в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ). Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный ДД.ММ.ГГГГ, для целей налогообложения подлежит применению с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Таким образом, исходя из изложенного, Постановление -п от ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая вышеизложенное, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> руб., соответственно ИФНС России по г.Орску обоснованно исчислил земельный налог на ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб.

Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области".

Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу ФИО1, определена в размере <данные изъяты> руб.

Доводы истца ФИО1 о том, что данное Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб., не основаны на законе.

Согласно п.2 Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом абзаца второго настоящего пункта.

Согласно абзаца второго п.2 Постановления настоящее постановление в той части, в какой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.5 Налогового Кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п.4 ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Изданное Правительством Оренбургской области постановление от ДД.ММ.ГГГГ прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.

При таких обстоятельствах суд считает, что при расчете земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением , в связи с чем, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области об обязании произвести перерасчет земельного налога, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Сбитнева Ю.Д.

Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2015 года

Судья Сбитнева Ю.Д.