ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2872/2022 от 18.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД 04RS0007-01-2022-004460-21

Дело № 2-2872/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 августа 2022 г г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Осеевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ действующего в интересах ФИО1 к ПАО «ТГК-14» о признании начисления услуги отопления незаконной и обязании произвести перерасчет,

Установил:

Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «ТГК-14» о признании незаконным начисления платы за отопление квартиры

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: , в которой отсутствуют радиаторы отопления. Обогрев жилого помещения осуществляется посредством электрических приборов отопления, стояки отопления заизолированы. В связи с отсутствием в квартире стояков и радиаторов отопления с момента приобретения квартиры ФИО1 не является потребителем коммунальной услуги по отоплению и начисление ей платы за отопление производится ответчиком необоснованно.

В судебном заседании помощник прокурора Оленникова Е.А., истец ФИО1 исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополняя, что ФИО1 перешла на альтернативный способ отопления, используя электрообогреватели, в связи с чем, обратилась в *** в муниципальные органы за согласованием. Также Муниципальной жилищной инспекцией истцу произведен расчет платы за отопление, которым учтено отсутствие в ее квартире отопительных приборов, который показывает, что размер оплаты будет меньше, чем начисляется ответчиком. Исковые требования просят удовлетворить в полном объеме.

Представители ПАО «ТГК-14» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности в судебном заседании возражали относительно требований прокурора, указывая на их необоснованность, представив отзыв на исковое заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Судом установлено, что ФИО1 является собственником ... доли жилого помещения, расположенного по адресу: .

Актами обследования указанного жилого помещений, установлено, что в указанном помещении отсутствуют отопительные приборы.

Судом установлено, что данный дом подключен к централизованной системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14».

Согласно пояснениям ответчика, ФИО1 производится начисление оплаты за отопление указанной квартиры в соответствии с нормативами в порядке, регламентированном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Однако истец не согласна с действиями ответчика по начислению ей платы за указанную услугу, указывая, что начисление платы за отопление принадлежащей ей на праве собственности квартиры необоснованно ввиду отсутствия в квартире радиаторов отопления.

Таким образом, характер заявленного спора предполагает необходимость установления в качестве юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств изначальное отсутствие в помещении ответчика элементов отопления, либо демонтаж системы отопления в установленном законом порядке с переходом на иной вид теплоснабжения; надлежащая изоляция проходящих через помещение ответчика внутридомовой системы отопления; фактическое поступление или непоступление в помещение ответчика тепловой энергии от центрального отопления, в том числе через плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Ч. 1 ст. 153 ЖК РФ определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из п.п. 2, 32, 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, следует, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возлагается на лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.

Ст. 539 ГК РФ установлена обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом самовольное переоборудование помещений, демонтаж радиаторов отопления и установка альтернативных источников обогрева, не освобождает ответчика от оплаты тепловой энергии.

В силу п. п. 1, 2 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.

Система теплоснабжения - это совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления.

Система теплопотребления - это комплекс теплопотребляющих установок с соединительными трубопроводами и тепловыми сетями.

Под теплопотребляющей установкой понимается комплекс устройств, использующих теплоту для отопления и горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха и тепловых нужд, а под тепловой сетью - совокупность трубопроводов и устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии.

Согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Как разъяснялось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2021 г. № 16-П, принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 39 ЖК РФ), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 46-П).

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов, относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования, введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. № 823-ст).

Такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.

Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы (аналогичная правовая позиция высказана и в п. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г.).

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Исходя из положений ст. ст. 26 и 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Согласно п.п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Подп. «в» п. 53 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, действовавших до 31 августа 2012 г. потребителю также запрещалось самовольно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный жилой дом, либо технический паспорт жилого помещения.

Из сообщения Комитета городского хозяйства следует, что решение о согласования переустройства и (или) перепланировки по адресу: не выдавалось.

Таким образом, учитывая явный законодательный запрет на переход отопления помещений на иной способ отопления, при наличии технологического присоединения общедомовой системы отопления к централизованной отопительной городской сети, при отсутствии в материалах дела доказательств согласования демонтажа системы, либо изменения схемы теплоснабжения, суд приходит к выводу о наличии оснований для начисления истцу платы за теплоснабжение в порядке статей 309, 539, 544 ГК РФ.

При этом само по себе отсутствие радиаторов и заизолированных стояков центрального отопления в помещениях квартиры истца, расположенной в многоквартирном доме, построенном и введенном в эксплуатацию с наличием центральной системы отопления, подключенном к централизованной системе теплоснабжения ПАО «ТГК-14», не освобождает истца от обязанности по оплате коммунальной услуги отопления, рассчитанной по нормативу, вне зависимости от причин не установления (либо демонтажа) радиаторов и стояков центрального отопления, а также лица, не установившего, либо демонтировавшего систему центрального отопления без соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

В связи с указанным доводы стороны истца относительно того, что батареи были демонтированы в результате незаконных действий работников ПАО «ТГК-14» юридического значения не имеет.

Более того, согласно материалам дела, для урегулирования конфликта, ПАО «ТГК-14» неоднократно обращалось к ФИО1 о возобновлении подачи тепловой энергии в квартиру истца путем монтажа отопительных приборов, однако она на указанные действия согласие не дала.

Ст. 1 ГК РФ предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Таким образом, суд полагает необходимым отметить, что ФИО1 не возобновляя поступление в жилое помещение тепловой энергии, посредством установки отопительных приборов, добровольно отказалась от получения указанной услуги. Доказательств того, что в спорный период многоквартирный дом не получал отопление либо был отключен от центрального отопления, а также, что истец в спорный период надлежащим образом оформила переход на альтернативные способы отопления, не представлено.

Доводы стороны истца относительно завышенного тарифа, некачественно оказываемой ответчиком услуги, также не может свидетельствовать о законности действий истца по отказу от оплаты услуг отопления. Тариф на услугу устанавливается соответствующим органом, а при некачественно оказанной услуге, закон определяет порядок перерасчета платы за нее. Кроме того, ФИО1 не лишена возможности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в жилом помещении, позволяющих оплачивать фактически потребленную услугу.

В ходе судебного разбирательства прокурор просил отложить судебное заседание, для необходимости согласования перехода ФИО1 на альтернативные способы отопления жилого помещения.

Однако судом не установлено оснований для отложения, в связи с тем, что обращение истца в компетентные органы за получением согласования о переходе на альтернативные способы отопления своей квартиры, не свидетельствует о законности ее требований. Более того, при получении данного согласования, последнее будет иметь значение на отношения, возникшие между сторонами, в будущем.

Доводы относительно того, что Муниципальной жилищной инспекцией произведен расчет платы за отопление за спорный период, в связи с чем, сторона истца просила отложить судебное заседание для уточнения исковых требований, судом не приняты, в отложении судебного заседания отказано.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

При изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение срока рассмотрения дела, предусмотренного настоящим Кодексом, начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия.

В соответствии с ч. ч. 1, 1.1 ст. 169 ГПК РФ отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи. Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий двух месяцев, по ходатайству сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, а также в случае принятия сторонами предложения суда использовать примирительную процедуру.

Однако предусмотренных в законе оснований для отложения судебного разбирательства по делу не имеется. При этом, как следует из материалов дела, настоящее исковое заявление поступило в суд ***, по делу была назначена подготовка к судебному разбирательству на ***, судебное заседание по делу было назначено на ***, т.е. через 3 недели после подготовки и указанного времени, по мнению суда, было достаточно для получения соответствующих сведений и оформления заявления об уточнении исковых требований. Более того, наличие перерасчета, произведенного МЖИ, с учетом установленных судом обстоятельств, не свидетельствует о незаконности действий ответчика по начислению платы за отопление.

Относительно неполучения копии возражений на исковое заявление, следует отметить, что при подготовке к судебному разбирательству сторона ответчика озвучила свою позицию. На подготовке присутствовали все стороны и их представители, при этом возражения ответчика основаны на тех же доказательствах, которые истцом были приложены к исковому заявлению.

Отказ ПАО «ТГК-14» от исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности за тепловую энергию за определенный период, свидетельствует о реализации юридическим лицом процессуального права, предусмотренного ст. 39 ГПК РФ, а не о признании действий ПАО «ТГК-14» по начислению истцы платы за указанную услугу не законными

Таким образом, судом не установлено оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ действующего в интересах ФИО1 к ПАО «ТГК-14» о признании начисления услуги отопления незаконной и обязании произвести перерасчет, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 25 августа 2022 г.

Судья: М.В. Кудряшова