ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2872/2022 от 21.06.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи Губка Н.Б.

при секретаре Батракановой А.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Пахомова В.И., представителя ответчика военного комиссариата Челябинской области ФИО1, гражданское дело по иску Военного прокурора Челябинского гарнизона в интересах ФИО2 , ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» о признании права на получение минимального размера оплаты труда и возложении обязанности произвести выплату минимального размера оплаты труда за периоды прохождения тренировочных занятий и за период нахождения на военных сборах,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Челябинского гарнизона в интересах ФИО2, обратились с исковыми требованиями к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» ( с учетом уточнений) о признании права на получение минимального размера оплаты труда и возложении обязанности произвести выплату минимального размера оплаты труда за периоды прохождения тренировочных занятий и за период нахождения на военных сборах, указав в обосновании заявленных требований на то, что ФИО2 в период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ проходил тренировочные занятия с 08 по ДД.ММ.ГГГГ военные сборы в войсковой части , что подтверждается данными, представленными военным комиссариатом г. Златоуста и Кусинского района Челябинской области. Истец обратился с заявлением к военному комиссару о выплате ему минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» за период прохождения тренировочных занятий и в период нахождения на военных сборах, однако ему был выплачен минимальный размер оплаты труда исходя из рублей.

Прокурор Пахомов В.И. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика военного комиссариата Челябинской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что все выплаты ФИО2 произведены в полном объеме, правовых оснований для выплат минимального размера оплаты труда в ином размере не имеется.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в лице ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был заключен контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве Российской Федерации ( воинская часть что подтверждается заявлением ФИО2 о рассмотрении его кандидатуры для заключения контракта на добровольное пребывание в резерве Вооруженных Сил Российской Федерации; выпиской из книги протоколов от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой ФИО2 отобран в мобилизационный резерв воинская часть ; контрактом.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ рядовой ФИО2 зачислен в списки личного состава войсковой части (развертываемой на базе войсковой части с выплатой месячного оклада в размере 12% от суммы оклада по воинскому званию и воинской должности и районный коэффициент в размере 1,15% к окладу денежного содержания (оклад по воинской должности - руб., оклад по воинскому званию – руб.)

Факт перечисления указанных сумм ФИО2 подтверждается расчетными листами за период с ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 в период с 04 по ДД.ММ.ГГГГ проходил тренировочные занятия, а с 08 по ДД.ММ.ГГГГ военные сборы в войсковой части , что подтверждается сведениями, предоставленными военным комиссариатом города Златоуста и Кусинского района Челябинской области; справкой о прохождении военного сбора; выписками из приказов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно; именным списком граждан, призванных на военные сборы; выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на тренировочные занятия мобилизационного людского резерва

Исходя из Справки Главного управления по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27 оборотная сторона) ФИО2 по состоянию на указанную дату по вопросам трудоустройства в ОКУ ЦЗН г. Златоуста не обращался; в сведениях о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации трудовая деятельность истца не значится; трудовая книжка истца также сведений о трудоустройстве в спорные периоды не содержит.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением к ответчику о выплате ему МРОТ в сумме руб. за период прохождения военных сборов с 08 по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответом военного комиссариата Челябинской области ФИО2 разъяснено, что минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ исходит из базовой суммы равной рублям.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 перечислена сумма в размере . –МРОТ за время прохождения тренировочных занятий и военных сборов.

Согласно ч.1 ст. 54 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.

В статье 56 указанного Федерального закона установлено, что порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.

В соответствии со ст. 57.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» утверждено Положение о проведении военных сборов (далее Положение).

Согласно п.3 Положения под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

В соответствии с п. 4 Положения военные сборы подразделяются на: учебные сборы; сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

В силу подп. «д» п. 8 Положения на военные комиссариаты возлагается функция по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.

Подпунктом «в» пункта 24 "Положения о проведении военных сборов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" установлено, что материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 25 Положения, установлено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время прохождения военных сборов в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения: оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части (далее - оклад по воинской должности), и оклада по воинскому званию; коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях; среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения; командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Согласно пункту 26 Положения, осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 настоящего Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению N 2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. Гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, военные комиссариаты производят возмещение соответствующих расходов до убытия из военного комиссариата (пункта сбора) к месту жительства.

Исходя из буквального толкования вышеуказанного Положения, следует сделать вывод, что выплату минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, военные комиссариаты обязаны производить до убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту жительства.

При этом заявительный порядок выплаты минимального размера оплаты труда за участие в военных сборах, предоставление дополнительных справок, копии трудовой книжки, Положением о проведении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", не регламентирован.

В соответствии с п. 49 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333», начальники отделов (муниципальных) военных комиссариатов отвечают за своевременную компенсацию расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов, а также своевременную выплату минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения, за время участия в мероприятиях, связанных с прохождением ими военных сборов.

Как следует из статьи 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Исходя из буквального толкования вышеперечисленных норм, природа выплат компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" для работающих и неработающих граждан имеет одинаковый характер который приравнен к заработной плате (для работающих- средний заработок, для неработающих- минимальный размер оплаты труда).

Таким образом, поскольку ФИО2, в спорные периоды на учете в качестве безработного не состоял, пособие по безработице не получал, то финансовое обеспечение, предусмотренное в виде минимального размера оплаты труда военный комиссариат обязан был произвести с учетом времени его пребывания на тренировочных занятиях и военных сборах, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Челябинского гарнизона в интересах ФИО2 , ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» о признании права на получение минимального размера оплаты труда и возложении обязанности произвести выплату минимального размера оплаты труда, установленного ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» за периоды прохождения тренировочных занятий и за период нахождения на военных сборах удовлетворить.

Признать за ФИО2 (паспорт: серия выдан ДД.ММ.ГГГГ. ГУ МВД России по Челябинской области) право на получение минимального размера оплаты и возложить на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Челябинской области» (ИНН ОГРН ) обязанность произвести выплату минимального размера оплаты труда, установленного ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» за периоды прохождения тренировочных занятий с 06 по ДД.ММ.ГГГГ и за период нахождения на военных сборах в период с 08 по ДД.ММ.ГГГГ исходя из минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:п/пН.Б. Губка

Мотивированное решение суда изготовлено 28 июня 2022 года

Копия верна

Судья

Секретарь