Дело № 2-2873/14 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации29 июля 2014 года. г.Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Фаустовой Г.А.
при секретаре Аслановой В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ростовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Некоммерческому партнертсву «Межрегиональный союз оценщиков», Черных Л.А., третье лицо – Управление федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по РО об обязании прекращения трудового договора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к НП «Межрегиональный союз оценщиков», Черных Л.А. (далее ответчики) об обязании некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» прекратить трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №03, заключенный с Черных Л.А..
В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой Ростовской области на основании обращения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по <адрес>) проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности в Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» (далее - НП «МСО»).
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между НП «МСО» и Черных Л.А., ранее замещавшей должность государственной гражданской службы в Управлении Росреестра по Ростовской области, заключен трудовой договор № 03-к, в соответствии с которым последняя принята на постоянное место работы в качестве старшего юрисконсульта.
Вопреки требованиям антикоррупционного законодательства, Черных Л.А. при трудоустройстве в НП «МСО» не получила согласие комиссии Управления Росреестра по <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит п. 3.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 821).
Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, заключенного с указанным гражданином.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/108 (действовавшего на момент осуществления трудовой деятельности ответчика) утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие территориальных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В упомянутый перечень (пункт 7) включена должность заместитель начальника отдела территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ранее занимаемая Черных Л.А.
Проверкой установлено, что Черных Л.А. до ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заместителя начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Ростовской области и уволена по собственному желанию на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №№
Должность заместителя начальника отдела относится к ведущей группе должностей категории «руководители» и поименована в перечне должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Управления Росреестра по Ростовской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с должностным регламентом, утвержденным руководителем Управления Росреестра по Ростовской области, и доведенным под роспись Черных Л.А. 16.12.2010, в должностные обязанности ответчика как заместителя начальника отдела входило принятие участия в проведении проверок деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций оценщиков (пункт 2.1.16).
Заместитель начальника отдела наделен широким кругом властных полномочий по принятию вопросов, затрагивающих организацию деятельности саморегулируемых организаций оценщиков. Учитывая, что подобные управленческие распоряжения могут повлиять на осуществление организацией предусмотренных уставными документами деятельности, законодатель причислил заместителей начальников отдела, в том числе Управления Росреестра по РО, к числу государственных служащих, обязанных получать согласие специализированной комиссии при трудоустройстве в организации, в отношении которых они осуществляли функции государственного управления.
Опрошенные в прокуратуре области Черных Л.А. и и.о. начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по РО Манукян С.А. факт отсутствия согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов Управления Росреестра по <адрес> на трудоустройство ответчика в НП «МСО» подтвердили.
Истец ссылается на то, что поскольку Черных Л.А., устраиваясь на работу в НП «МСО» и заключая со вторым ответчиком трудовой договор, не выполнила требования вышеуказанных положений законодательства, трудовой договор с ней должен быть расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ, в связи с чем и обратился с настоящими исковыми требованиями в суд.
В судебное заседание явилась прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Кобзарь А.Ю., действующая на основании удостоверения ТО 137010, исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Ответчик Черных Л.А. и она же, действующая также по доверенности как представитель ответчика НП «Межрегиональный союз оценщиков» исковые требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав истца, ответчика и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что <адрес> на основании обращения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности в Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков», расположенного по адресу: <адрес> оф.606.
Проверкой установлено, что Черных Л.А. до ДД.ММ.ГГГГ работала в должности заместителя начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Ростовской области и уволена по собственному желанию на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №283-к.
Согласно статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В статье 84 Кодекса установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" также предусмотрено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Так, согласно выписке из приказа № 316-к от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Черных Л.А., главного специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области переведена 07.12.2010г. на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с месячным должностным окла<адрес> рублей, ежемесячной надбавкой к месячному должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120 % месячного должностного оклада. С Черных Л.А. заключен срочный служебный контракт сроком на один год (л.д.12).
Из выписки из приказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что служебный контракт с Черных Л.А. прекращен, она освобождена от замещаемой должности заместителя начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и уволена с ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между НП «МСО» и Черных Л.А., ранее замещавшей должность государственной гражданской службы в Управлении Росреестра по <адрес>, заключен трудовой договор № 03-к, в соответствии с которым последняя принята на постоянное место работы в качестве старшего юрисконсульта.
Так, в соответствии с ч.1 ст.64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит п. 3.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
При этом указанная комиссия, оценив конкретные обстоятельства, может дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой организации либо отказать в получении такого согласия (пункты 16, 24 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №821).
Судом установлено, что ответчик Черных Л.А. при трудоустройстве в НП «МСО» не получила согласие комиссии Управления Росреестра по <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, а также раздел III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о ««миссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 821.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/108 (действовавшего на момент осуществления трудовой деятельности ответчика) утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие территориальных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно п. 7 перечня, в указанный перечень включена должность заместитель начальника отдела территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ранее занимаемая ответчиком Черных Л.А.
Должность заместителя начальника отдела относится к ведущей группе должностей категории «руководители» и поименована в перечне должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Управления Росреестра по <адрес> обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ функции государственного, муниципального (административного) управления организацией -полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Согласно должностному регламенту заместителя начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> утвержденным руководителем Управления Росреестра по <адрес>, и доведенным под роспись Л.А. 16.12.2010г., в должностные обязанности ответчика как заместителя начальника отдела входило принятие участия в проведении проверок деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций оценщиков (л.д. 13-17).
Так, в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции заместитель начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по поручению Росреестра принимает участие в проведении проверки деятельности саморегулируемых организаций оценщиков.
Так, за период работы ответчик Черных Л.А. по поручению центрального аппарата Росреестра приняла участие в проведении трех внеплановых проверок деятельности НП «МСО» по вопросам: соблюдения требований п. 4 ст. 130 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при подготовке экспертного заключения на отчет об оценке № от 13.05.2011, относительно доводов, изложенных в обращении Территориального управления Росимущества <адрес>, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-24).
Как видно из материалов дела, также с участием Черных Л.А. была проведена проверка соблюдения требований ст.130 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части представления в течение 14 дней конкурсному управляющему ОАО «Самарский комбинат по ремонту вещевого имущества» Блохину С.В. и в адрес Территориального управления Росимущества в <адрес> экспертного заключения по отчету об оценке № от 07.10.2011, выполненного оценщиком Тимофеевым А.А., с обоснованием его соответствия или не соответствия требованиям к данному отчету, с даты получения отрицательного заключения уполномоченного органа, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ г.(л.д. 20-21)
Кроме того, по поручению Правительства РФ была проведена проверка на предмет соблюдения требований п. 14 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 315-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О саморегулируемых организациях» по раскрытию информации на официальном сайте НП «МСО» в сети Интернет, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19).
По результатам двух обращений Территориального управления Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ инспекторами, в том числе Черных Л.А., выявлены факты несоблюдения п. 4 ст. 130 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ, в связи с чем, руководителем Управления Росреестра по <адрес> вынесено 2 предписания об их устранении.
Из указанного следует, что в период работы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ответчик Черных Л.А. осуществляла в отношении будущего работодателя НП «МСО» отдельные функции государственного управления.
В связи с этим суд приходит к выводу, что Черных Л.А. подпадает под категорию бывших государственных служащих, обязанных получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на заключение трудового договора с организацией, подконтрольной Федеральной службе, сотрудником которой он являлся.
Согласно п.1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В силу абз. 5 п. 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор должен быть прекращен вследствие заключения его в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Факт отсутствия согласия комиссии по урегулированию конфликта интересов Управления Росреестра по <адрес> на трудоустройство ответчика в НП «МСО» подтвержден также объяснениями самой Черных Л.А. и и.о. начальника отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по РО Манукян С.А., данных ими органам прокуратуры (л.д. 25-28).
В Письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 17-1/10/1-248 "О разъяснении практики применения статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" указано, что принятие решения о необходимости получения согласия комиссии (на замещение должности в организации на условиях трудового договора) является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). При этом необходимо учитывать, что несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.
В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.
Таким образом, несоблюдение ответчиками требований антикоррупционного законодательства создает благоприятные условия для различного рода безнаказанных коррупционных проявлений и влечёт за собой нарушение основополагающих принципов противодействия коррупции - неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений и приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, регламентированных п.п.4, 6 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ и направленных на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации и юридических лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, исковые требования законны, обоснованны нашли свое подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» прекратить трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № 03-к, заключенный с Черных Л.А.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 августа 2014 года.
Судья: Г.А. Фаустова