ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2874/19 от 03.10.2019 Находкинского городского суда (Приморский край)

Мотивированное решение суда

составлено 03.10.2019 года

Дело № 2-2874/19

25RS0010-01-2019-003926-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Находка Приморского края 26 сентября 2019 года

Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Дубовик М.С.,

при секретаре Чемериской Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к администрации Находкинского городского округа о признании незаконным решения администрации Находкинского городского округа и признании семьи нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

30.03.2018 г. решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Находкинского городского округа от протокол № 9, утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 18.05.2018 г. № 887 семья ФИО10 в составе из 4-х человек признана нуждающейся в жилом помещении в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.».

07.05.2019 г. брак между ФИО2 и ФИО7 прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № 48 судебного района г.Находки Приморского края от 01.04.2019 г.

10.06.2019 г. ФИО2 обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о включении семьи в составе 3-х человек: ФИО2, ФИО3 и ФИО2 в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа» на 2015-2017 годы и на период до 2020 г.».

Письмом от 11.07.2019 г. № 40-16/1203 администрацией Находкинского городского округа ФИО2 было отказано в признании семьи нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 г. № 1611, как не соответствующей определению «молодая семья».

ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Находкинского городского округа о признании незаконным отказа в признании семьи ФИО10 в составе: ФИО2, ФИО3, ФИО2 нуждающимися в жилом помещении, изложенным в письме от 11.07.2019 г. № 40-16/1203, признании нуждающейся в жилом помещении семьи ФИО10 в составе ФИО2, ФИО3, ФИО2 в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.».

Истец ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, также пояснила, что после расторжения брака она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее семьи в составе из 3 человек в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.». Письмом от 11.07.2019 г. № 40-16/1203 администрацией Находкинского городского округа ей было отказано в признании семьи нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме, как не соответствующей определению «молодая семья». При этом в соответствии с п. 6 Правил, являющимися приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. участником целевой программы может быть, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ и имеющего одного ребенка и более. Полагала отказ администрации НГО в признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» необоснованным, нарушающим ее жилищные права, а также права несовершеннолетних детей. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Находкинского городского округа Ижко О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, поддержала письменные возражения, также пояснила, что определение «молодая семья» дано в Распоряжении Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года") где «молодая семья» – это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке. По мнению администрации НГО, семья ФИО10 под определение «молодая семья» не подходит так, как по результатам рассмотрения документов, представленных истцом, было установлено, что ФИО2 состояла в двух зарегистрированных браках, которые в настоящее время прекращены. Бывший супруг истца ФИО7 также неоднократно состоял в браке, что противоречит определению «молодая семья». Определить нуждаемость в жилом помещении семьи истца не представляется возможным, так как сведения о разделе совместно нажитого имущества в двух браках ФИО2 представлено не было. Кроме того, у бывшего супруга ФИО7 имеется доля в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные в Партизанском районе. В связи с чем, постановлением администрации НГО от 24.09.2019 г. № 1556 семья истца в составе из 4-х человек исключена из списка граждан признанных нуждающимися в жилых помещениях с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.». Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.

В силу п.п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В силу Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", одним из обязательных условий участия в программе является наличие факта постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, в случае, соответствующая условиям, указанным в данном пункте. При этом, одним из условий участия в подпрограмме является факт признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 N 1611 утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Находкинского городского округа" на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года" осуществляется посредством предоставления социальных выплат молодым семьям, признанным в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете при администрации Находкинского городского округа.

Судом установлено, что в период с 18.08.2012 г. по 26.05.2015 г. истец ФИО10 (Сыряная) А.С. состояла в зарегистрированном браке с ФИО9, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГ., свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ.ФИО10 (ФИО11) А.С. вступила в брак с ФИО7, от которого имеют двух несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГ. года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГ. года рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГ., свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГ. и от ДД.ММ.ГГ.,

Согласно выписке из поквартирной карточки от 12.08.2019 г. истец ФИО2, бывший супруг истца ФИО7 и несовершеннолетние дети ФИО3 и ФИО2 зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире общей площадью 35,9 кв.м, расположенной по адресу: <.........>, <.........> проспект, <.........>.

Собственником указанной квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22.09.2012г., договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ. является ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ., выпиской из ЕГРПН от ДД.ММ.ГГ.

01.06.2018 г. семья ФИО10 в составе 4-х человек: ФИО2, ФИО7 и несовершеннолетних ФИО3 и ФИО7 обратились в администрацию Находкинскому городскому округу с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.».

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Находкинского городского округа от 30.03.2018 г. протокол № 9, утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 18.05.2018 г семья ФИО10 в составе из 4-х человек признана в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.».

Постановлением администрации Находкинского городского округа от 18.05.2018 г. № 887 утвержден список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.».

Согласно указанному списку семья ФИО10 значится под .

На момент обращения ФИО2 в суд указанное постановление администрации Находкинского городского округа не отменено.

ДД.ММ.ГГ. брак между ФИО2 и ФИО7 прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка судебного района <.........> края от ДД.ММ.ГГ., что подтверждается свидетельством о расторжении брака от ДД.ММ.ГГ.

После расторжения брака, ФИО7 был снят с регистрационного учета по адресу: <.........>, <.........> проспект, <.........>ДД.ММ.ГГ., что подтверждается выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГ.

В связи с изменением семейного положения, ДД.ММ.ГГ.ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о включении семьи в составе 3-х человек: ФИО2, несовершеннолетние ФИО3 и ФИО2 в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа» на 2015-2017 годы и на период до 2020».

Письмом от 11.07.2019 г. № 40-16/1203 администрацией Находкинского городского округа ФИО2 было отказано в признании семьи нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 г. № 1611, как не соответствующей определению «молодая семья».

Иных оснований отказа не указано.

Кроме того, Постановлением администрации Находкинского городского округа № 1556 от 24.09.2019 г. «О внесении изменений в постановление администрации НГО от 18.05.2018 г. № 887 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации НГО от ДД.ММ.ГГ.» в отношении семьи ФИО2 в составе из 4-х человек внесены изменения в список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.», признав утратившей силу позицию № списка.

Из пояснений представителя ответчика следует, что, данный отказ обусловлен тем, что семья ФИО10 не соответствует понятию молодая семья, которое определено в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года") где "молодая семья – это семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет). Администрация полагает, что, так как истец состояла в двух зарегистрированных браках, бывший супруг истца также ранее состоял в браке, истец с детьми не может подпадать под понятие «неполная молодая семья». Кроме того, возможно истец имеет право на какое либо совместно нажитое в первом браке недвижимое имущество, а бывший супруг истца ФИО10 до вступления в брак осуществлял сделку по распоряжению недвижимым имуществом, чем ухудшил свои жилищные условия.

Данные доводы представителя истца суд находит несостоятельными и не основанными на законе.

На момент обращения истца 10.06.2019 г. к ответчику с заявлением о признании семьи ФИО10 состоящей из 3-х человек, истец в браке не состояла, семья имеет статус неполной семьи.

Согласно разъяснениям, изложенным в <Письме> Минстроя России от 07.09.2015 N 28617-ВМ/05 <О разъяснении изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 N 889>, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не превышает 35 лет (то есть не достиг 36 лет).

Законодательно понятие «неполная молодая семья» содержит указание лишь о возрасте единственного родителя в такой семье, не связывая данное понятие с наличием в прошлом зарегистрированных браков и их количеством, отсылка ответчика к понятию «молодая семья» является произвольной, не основанной на законе.

Таким образом, расторжение брака, а также количество ранее зарегистрированных и расторгнутых браков ФИО2 до обращения в орган местного самоуправления с заявлением 10.06.2019 г. о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» не может служить основанием для отказа в признании семьи ФИО2 в составе из 3-х человек нуждающейся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.», утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 г. , как не соответствующей определению «молодая семья».

В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают ФИО2, несовершеннолетние ФИО3 и ФИО2, на каждого зарегистрированного в жилом помещении приходится по 11,97 кв.м жилой площади, что меньше нормы (12,5 кв.м.), утвержденной решением Думы Находкинского городского округа от 20.09.2015 на каждого зарегистрированного в жилом помещении.

Иных объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья на территории Находкинского городского округа, Уссурийского городского округа <.........> за ФИО2, а также за ФИО3 и ФИО2 не значится, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по <.........> от ДД.ММ.ГГ., уведомлением об отсутствии в ЕГРПН запрашиваемых сведений от 13.06.2019 г., справкой КГКУ «УЗИ» от ДД.ММ.ГГ.

Таким образом, на момент подачи заявления о признании семьи ФИО10, нуждающейся жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.» семья ФИО10 состоящая из 3-х человек отвечала предъявленным требованиям для включения молодой семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.».

Отказ администрации в признании семьи ФИО10 из 3-х человек нуждающейся в жилом помещении, безусловно влечет нарушение жилищных прав истца и ее несовершеннолетних детей.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

При таких обстоятельствах, суд находит отказ администрации Находкинского городского округа в признании семьи ФИО2 нуждающейся в жилом помещении, с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.», выраженный в письме от ДД.ММ.ГГ.-/1203, незаконным и полагает необходимым признать семью ФИО2 в составе из

3-х человек: одного родителя ФИО2, несовершеннолетних детей: ФИО3 и ФИО2, нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.», утвержденной Постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 г. № 1611.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, удовлетворить.

Признать решение администрации Находкинского городского округа об отказе в признании семьи ФИО2 нуждающейся в жилом помещении, оформленное письмом от 11.07.2019 г. № 40-16-/1203, незаконным.

Признать семью ФИО2 в составе из трех человек: одного родителя ФИО2, несовершеннолетних детей: ФИО3, ФИО4, нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020г.г.» муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа на 2015-2017 г.г. и на период до 2020 г.г.», утвержденной Постановлением администрации Находкинского городского округа от 29.08.2014 г. № 1611.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Находкинский городской суд.

Судья Дубовик М.С.