Гражданское дело № 2- 2875/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2016 года г.Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики, в составе: председательствующего судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания – Узденовой З.М.,
с участием: истца ФИО5, представителя истца ФИО5 - ФИО6, действующей на основании доверенности, представителя ответчика Министерства образования и науки КЧР – ФИО7, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства имущественных и земельных отношений КЧР – ФИО8, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО9 ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР, Мэрии МО г.Черкесска, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Министерству финансов КЧР об обязании приобретении и предоставлении во внеочередном благоустроенное жилое помещение в г.Черкесске на основании договора социального найма, обязании заключить договора социального найма. В обосновании иска указала, что она является сиротой, при этом не имеет собственного жилья, договор найма мной также не заключался, в связи с чем она находится в очень тяжёлом социальном положении. С момента установления над ней опеки, и по сегодняшний день, она нуждалась и нуждается в жилом помещении. В настоящее время проживает у своего бывшего опекуна (абсолютно чужого человека) Шнир ФИО2, в связи с тем, что ей негде жить. Дальнейшее проживание истца с бывшим опекуном невозможно, так как помимо нее в данном жилом помещении проживают и другие лица. Не смотря на то, что она прописана в общежитии предоставленной матери (лишенной родительских прав) по договору социального найма, однако считает невозможным совместное проживания с ней по следующим основаниям: Ее мать никогда не участвовала в воспитании своих детей, тем самым злоупотребляла своими родительскими правами, вела аморальный образ жизни и неоднократно привлекалась к уголовной ответственности. В 2010г. она была осуждена по ч.1 ст. 161 УК РФ сроком на шесть месяцев лишения свободы; в 2013 году приговором Преображенского районного суда г.Москвы по ст. 161 ч.1 УК РФ была осуждена сроком на 8 месяцев лишения свободы (справка ФСИНУ по г.Москве); в 2012 году была осуждена Мещанским районным судом г.Москвы по ст.30 ч.3, ст.158 ч.2 УК РФ к 2 годам лишения свободы (уведомление МВД России по г.Черкесску). Считает, что нахождение детей рядом с такой матерью ни к чему хорошему не может привести. В соответствии с п.10 абз.2 Постановления Правительства КЧР №243 от 18.07.2013 «О порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот, лиц из числа детей сирот, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» подтверждением невозможности проживания в жилом помещении, является: - справка органа внутренних дел о наличии у лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается, судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении указанного лица по нереабилитирующим основаниям за преступления. Истец вместе со своей младшей сестрой, Шнир ФИО3, прописаны в общежитии, общей площадью 26 кв.м., предоставленной их матери по договору социального найма на основании ордера №224, выданного Постановлением главы города от 14.08.2003г. №3523 по адресу: КЧР, <адрес>. Однако считаю невозможным проживание в таких условиях. С 2012 года как ФИО5 приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, по сегодняшний день проживает в принадлежащей ее бывшему опекуну - Шнир ФИО2, квартире по адресу: КЧР, <адрес>, так как она не имеет в собственности никакого жилого помещения, во владение или в пользование ей жилое помещение также не передавалось и никакое помещение за ней не закреплено. С момента установления над ней опеки и по сегодняшний день она нуждалась и нуждается в жилом помещении. Сейчас истцу негде жить, она практически осталась на улице и находится в тяжелом социальном положении. Обращает внимание суда на то, что Постановлением мэрии муниципального образования г.Черкесска от 12.02.2014 года №190, ФИО9 ФИО1 признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Подтверждением является выданная справка 07.04.2016года. На основании личного заявления ФИО5 от 25 марта 2014 года приказом Министерства образования и науки КЧР от 10 апреля 2014 года №365, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, что подтверждается ответом за запрос от 14.04.2016года №1504. Неоднократные обращения в Мэрию г.Черкесска, а затем и в Министерство образования КЧР о предоставлении жилья к положительным результатом не привели. Истец считает, что действия Министерства образования и науки КЧР незаконными, нарушающими конституционное право ФИО5 на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 1 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно ст. 2 закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 №34-РЗ (ред. от 16.01.2015) «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики» Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии следующего условия: лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения. При этом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - ребенок-сирота, дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из числа детей-сирот), и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Таким образом, она как претендент на получение жилого помещение специализированного государственного жилищного фонда, соответствует требованиям закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года и № 34-РЗ от 25.06.2013 года. При этом, в вышеуказанных законах такого основания к отказу в предоставлении жилья как «отсутствие финансирования», нет. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2014 №7-КГ14-2. Истец после уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просит суд: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики предоставить ФИО9 ФИО1 по договору специализированного найма за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г.Черкесске общей площадью не менее 28 кв.м.
Определением Черкесского городского суда 27.07.2016г. производство по делу в части требований к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Министерству финансов КЧР прекращено, в связи с отказом истца от требований, предъявляемым к ответчикам Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Министерству финансов КЧР.
Определением Черкесского городского суда 27.07.2016г. Министерство имущественных и земельных отношений КЧР и Министерство финансов КЧР было привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно иска на стороне ответчика.
В судебное заседание не явился истец, был надлежаще извещен, в материалах дела имеется заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.
В судебном заседании истец ФИО5 и ее представитель – ФИО6 полностью поддержали уточненные исковые требования по доводам, изложенным в заявлении и просили их удовлетворить. Кроме того, пояснили, что ФИО5 выросла без родителей, была на попечении чужого ей человека, постановлена на учет для обеспечения жилым помещением из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> где проживает ее брат с невестой, с которым у нее неприязненные отношения на протяжении всей жизни, из мест лишения свободы возвращается ее мать, которая по телефону сообщила, чтобы все из ее жилья убирались. Ее бывший опекун не выгоняет ее на улицу, так как ФИО10 просто добрый и хороший человек, более того, у нее на попечении еще младшая сестра ФИО9. Окончила К-Ч ГБОУ среднего профессионального образования «Карачаево-Черкесский энергетический техникум», присвоена квалификация «Бухгалтер». В настоящее время работает в фитнес клубе, как стажер, получает заработную плату в размере 6,5 т.р. Никакого недвижимого имущества за ней не значиться ни в собственности, ни по договору социального найма. Указанный факт подтверждается многочисленными справками БТИ и уведомлениями об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений.
Представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР – ФИО7 в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям указанных в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР – ФИО8 в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям указанных в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Мэрии МО г.Черкесска в судебное заседание не явился, судом извещены о времени и месте слушания дела, не ходатайствовали о рассмотрении иска в их отсутствие, о переносе слушания дела на другой срок не заявляли.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Министерства финансов КЧР в судебное заседание не явились, судом извещены о времени и месте слушания дела, не ходатайствовали о рассмотрении иска в их отсутствие, о переносе слушания дела на другой срок не заявляли. В возражениях на иск Министерство финансов КЧР просит в иске отказать.
С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав мнение истца, его представителя, представителя ответчика и третьего лица, изучив возражения по заявленным требованиям, представленные доказательства, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Конституционный Суд РФ, в своих решениях указывает, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года №20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17- О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшего также до 1 января 2013г., предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с 1 января 2013 года утратили силу. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО5, родилась ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>. На основании приказа Министерства образования и науки КЧР от 10.04.2014г. №365, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда. Согласно письма мэрии МО г.Черкесска (отдел по учету, обмену, распределению и приватизации жилья) за №196 от 07.04.2016 года, ФИО5 сообщено, что она признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении на основании постановления мэрии МО г.Черкесска от 12.02.2014 года 3190.
Мать истца – ФИО9 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, решением Черкесского городского суда 04 июня 2012 года лишена родительских прав. Отец истца - ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Черкесского городского суда 09 сентября 2004 года также лишен родительских прав. Данные обстоятельства подтверждаются представленными копиями судебных актов.
Постановлением Мэрии МО г.Черкесска №1869 от 30.09.2011 года над ФИО5 была установлена опека. Опекуном назначена Шнир ФИО2.
Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой мэрии МО г.Черкесска №234 от 06.03.2014 года. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по состоянию на указанную дату в справке ФИО5 состоит под №4667, номер льготной очереди 873(малоимущая, сирота).
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от 31 марта 2014г. №, №, №, от 28.03.2016 года №, справкой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.04.2014 №, справкой КЧР ГУ Предприятие «Техинвентаризация» от 19.03.2014 №, ФИО5, ее мать - ФИО12, ее отец - ФИО11, не имеют в собственности недвижимого имущества.
Истцом при подачи иска в суд был указан: адрес <адрес>, как пояснила в судебном заседании истец, она там временно проживает у бывшего опекуна, так как иного жилья у нее нет, а в малосемейном общежитии проживает ее родной брат со своей невестой, с которым они не общаются, он не позволяет ей там жить, оскорбляет и обижает ее постоянно.
Вышеуказанные данные достоверно установлены в судебном заседании и ни кем в суде не оспорены.
Таким образом, по данным КЧР ГУП «Техинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, за ФИО5 какое - либо недвижимое имущество, в том числе жилое помещение по Карачаево-Черкесской Республики и по Российской Федерации в целом не зарегистрировано.
Согласно копии паспорта серии <...>, выданного Отделом ОФМС России по КЧР в г.Черкесске, ФИО5 с 13.09.2008 г. зарегистрирована по адресу: <адрес>
Согласно ордера на жилое помещение № от 14.08.2003 года, выданного администрацией города Черкесска, квартиросъемщиком жилого помещения №№<адрес>, является ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ площадь помещения 26 кв.м. на пять членов семьи. Никто в приватизации жилья не участвовал.
Как установлено в судебном заседании, ФИО5 с 13.09.2008 г. зарегистрирована по адресу: КЧР, <адрес>. Договор найма не заключала. Окончила К-Ч ГБОУ среднего профессионального образования «Карачаево-Черкесский энергетический техникум», ей присвоена квалификация «Бухгалтер». В настоящее время работает в фитнес-клубе, как стажер, получает заработную плату в размере 6,5 т.р. Никакого недвижимого имущества за ней не значиться ни в собственности, ни по договору социального найма. Указанный факт подтверждается многочисленными справками БТИ и уведомлениями об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиками, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потребность в обеспечении жилым помещением у него возникала по достижению 18 лет. Таким образом, у ФИО5 имеется право на обеспечение жилым помещением в порядке установленном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам социального найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации
Вступившая с 01 января 2013 года в законную силу часть 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
К законодательству РФ относится в данном случае ст. 8 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На территории КЧР вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом КЧР от 25 июня 2013года №34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» (закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года).
Закон КЧР от 16 декабря 2008 № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в КЧР» со дня вступления в силу вышеуказанного Закона признан утратившим силу.
Согласно статье 2 Закона КЧР от 25 июня 2013 года № 34-РЗ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории КЧР, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий: 1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения; 2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом КЧР отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами КЧР. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - ребенок-сирота, дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из числа детей-сирот), и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.2).
В соответствии со статьей 3 указанного Закона реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот (далее также - специализированный государственный жилищный фонд для детей-сирот, специализированные жилые помещения) по договору социального найма специализированных жилых помещений (п.1); формирование специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей-сирот осуществляется уполномоченным Главой КЧР органом исполнительной власти КЧР (п.2); жилые помещения приобретаются уполномоченным органом (п.3); приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР (п. 4); стоимость приобретаемого жилого помещения определяется исходя из установленной нормы предоставления в соответствующем муниципальном образовании КЧР и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, определяемой уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства по соответствующим муниципальным районам и городским округам на полугодие.
Как следует из ст.8 указанного Закона функции наймодателя специализированных жилых помещений осуществляются уполномоченным органом. Не позднее пятнадцати дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования принято решение о предоставлении специализированного жилого помещения, заключается договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет. В период действия договора найма предоставленное жилое помещение используется только для личного проживания и проживания членов семьи нанимателя. Наниматели специализированных жилых помещений несут ответственность за содержание жилых помещений в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии, не вправе сдавать их в поднаем или распоряжаться иным способом. Наймодатель совместно с органами опеки и попечительства осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда для детей-сирот, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В силу ч.5 ст.19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На осуществление переданных государственных полномочий, в соответствии со ст.11 этого же Закона, органам местного самоуправления предоставляются в пределах бюджетных ассигнований из республиканского бюджета КЧР.
В силу ст.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Как указано в ст.11 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Перечень участников бюджетного процесса приведен в статье 152 Бюджетного кодекса РФ. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.
Содержащееся в п.7 ст.5 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» указание на то, что очередность включения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список определяется по дате регистрации заявления с документами, указанными в ч.4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя.
Из п.4. ст.7 указанного Закона КЧР специализированного жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности исходя из даты включения их в Список.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР» (статья 4), учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования, путем формирования списка на основании поступивших заявлений от лиц, указанных в частях 2 и 3 ст.5 настоящего Закона. 3. Формирование Списка в бумажном виде осуществляется путем внесения сведений в Книгу регистрации заявлений лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением (их законных представителей), о постановке на учет для предоставления жилого помещения согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Формирование Списка в электронном виде осуществляется путем внесения представленных сведений о детях-сиротах и лицах из числа детей-сирот в единую базу данных, а также систематизации и обновления указанных сведений. Далее включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти КЧР в области образования (п.6). Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременным представлением законными представителями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот заявлений о включении детей-сирот в Список (п. 7).
В случае непредставления законными представителями в установленный срок заявлений о включении детей-сирот в Список органы опеки и попечительства обязаны в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения детей-сирот в Список. Список подлежит уточнению уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования, ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля и направлению в срок до 15 января и 15 июля в уполномоченный орган для последующего обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учетных делах, возлагается на перечисленные органы.
Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Суд учитывает, что действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
В связи с изложенным суд считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения у него такого права.
Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 02.06.2015 №78 «Об утверждении Положения и структуры Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики» уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим функции в области приватизации имущества и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления республиканской собственностью Карачаево-Черкесской Республики является Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики. В состав республиканской собственности Карачаево- Черкесской Республики входит имущество, необходимое для детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование специализированного государственного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики для детей-сирот также осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений - Карачаево-Черкесской Республики. Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в республиканскую собственность Карачаево-Черкесской Республики, как выше указывалось в соответствии с законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 №34-Р3 «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями» Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от имени наймодателя заключает договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Статьей 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ст. 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ.
Основания предоставления специализированных жилых помещений установлены статьей 99 ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
С учетом вышеизложенного, судом установлено, что ФИО13 в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, воспитывался в семьях опекунов, в настоящее время женат, имеет двоих несовершеннолетних детей, недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжелом социальном положении. Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.
Разрешая вопрос об обязанности ответчиков по отношению к ФИО5, суд руководствуется положениями ст.3 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», согласно которой жилые помещения приобретаются уполномоченным органом, то есть Министерством образования КЧР, приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность КЧР.
Решение о предоставлении лицу, указанному в части 1 настоящей статьи, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области образования в форме правового акта (ст. 7 п. 5). Не позднее пятнадцати дней с момента государственной регистрации права собственности КЧР на жилое помещение, приобретенное в целях предоставления ребенку-сироте, лицу, из числа детей-сирот в отношении которого Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от имени наймодателя заключает договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме сроком на пять лет.
Истец просит суд, обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики предоставить ФИО5 по договору специализированного найма за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г.Черкесске общей площадью не менее 28 кв.м. Судом установлено, что ФИО5 зарегистрирована и проживает в г.Черкесске, КЧР.
Согласно п. 3 ст. 7 Закона КЧР «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории КЧР и о внесении изменений в отдельный законодательный акт КЧР», специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной органом местного самоуправления норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории КЧР; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории КЧР; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории КЧР при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В соответствии со статьей 7 Конституцией РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из системного толкования приведенных конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очередности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у истца возникла.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Согласно закону КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Министерство образования и науки КЧР является главным распорядителем средств республиканского бюджета (Приложение №11 к Закону). Ведомственной структуре расходов республиканского бюджета КЧР на 2015 год (приложение №14 к Закону КЧР «О республиканском бюджете КЧР на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в КЧР на 2014-2016 годы» государственной программы «Развитие образования КЧР на 2014-2016 годы».
В соответствии со ст.11 Закона КЧР от 25.06.2013 №34-Р3 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Из смысла названных норм следует, что Министерство образования и науки КЧР как главный распорядитель бюджетных средств, выделенных на предоставление специализированных жилых помещений из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает самостоятельным полномочием по предоставлению такого жилого помещения за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики.
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО5 признана нуждающейся в жилом помещении еще в 2014 году, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ей предоставлено не было, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО9 ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в установленном порядке приобрести ФИО9 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики, отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в г.Черкесске, общей площадью не менее 28 кв.м.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2016 года.
Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева