ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2875/2012 от 04.12.2012 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

  Дело N 2-2875/2012

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 04 декабря 2012 года

 Железнодорожный районный суд г. Пензы

 в составе председательствующего судьи Г.К. Иртугановой,

 при секретаре А.В. Сабаевой,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе, в здании суда

 Дело по иску ФИО1 к ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области об установлении льготной выслуги лет для назначения пенсии,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец ФИО1 изначально обратился в суд с вышеназванным иском к УМВД России по Пензенской области, указав, что, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в отряде милиции особого назначения при УВД Пензенской области.

 В настоящее время является сотрудником ОВО по г.Пензе – филиала ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области. При ознакомлении с личным делом истцу стало известно, что ему не установлена льготная выслуга лет.

 Выслуга лет для назначения пенсии истцу засчитана из расчета один месяц службы за один месяц двадцать пять дней (в редакции п.4 Постановления Правительства РФ №2941-1993 года), вместо один день службы за полтора дня (в редакции ст.22 ФЗ «О борьбе с терроризмом» вступил в законную силу 01.08.1998 года).

 Считает, что расчет выслуги лет произведен неверно, поскольку согласно с.22 ФЗ от 25.07.1998 года №2130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции – один день службы за 3 дня, если законодательством РФ не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет.

 Правовой статус ОМОН выражен в приказе МВД РФ №2162-1997 года и приказе УВД Пензенской области №126-1998 года, действовавшими на момент несения истцом службы.

 В соответствии с Приказом МВД №162-97 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения ОВД РФ», утверждающим «Типовое Положение об отряде милиции особого назначения ОВД РФ», одними из основных задач и функций отряда милиции особого назначения являются участие совместно с другими службами и подразделениями ОВД, воинскими частями ВВ МВД России, органов ФСБ, ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами и осуществление совместных с другими службами и подразделениями ОВД и ВВ МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.

 Аналогичные задачи и функции Отряда Милиции Особого Назначения при УВД пензенской области были установлены и в приложении 1 к приказу УВД Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ № «Положение об отряде милиции особого назначения при УВД Пензенской области».

 Статьей 28 ФЗ «О борьбе с терроризмом» определено, что ФЗ и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствии с настоящим ФЗ в трехмесячный срок со дня вступления его в силу, т.е. к ДД.ММ.ГГГГ.

 Полагает, что уменьшение срока выслуги лет, в связи с отсутствием установленного законодательством РФ льготного периода при исчислении пенсии является фактически снижением размера его пенсии в связи, с чем просит суд установить ему льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в подразделении, непосредственно осуществляющем борьбу с терроризмом, для исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчета один день службы за полтора дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать УМВД России по Пензенской области засчитать ему в службу в ОМОНе при УВД Пензенской области в льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчета один день за полтора дня с ДД.ММ.ГГГГ по день окончания службы в ОМОНе.

 Определением Железнодорожного районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ УВО УМВД России по пензенской области.

 В судебном заседании истец ФИО1, поддержал исковое заявление в полном объеме. От него поступило ходатайство об исключении из числа ответчиков УМВД России по Пензенской области

 Определением суда УМВД России по Пензенской области был исключено из числа ответчиков.

 Представитель ответчика ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.25) с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать.

 Представитель третьего лица ОМОН УВД по Пензенской области ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.24) поддержал исковые требования истца ФИО1 в полном объеме, указав, что он проходил службу непосредственно с истцом ФИО1 и может подтвердить этот факт. Период службы ему был зачтен 1 день службы за 1,5 дня. Вместе с тем истцу ФИО1 засчитывают только 1 месяц службы за 1 месяц и 25 дней. Считает данные обстоятельства несправедливыми.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.

 Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшина ФИО1 проходил службу в отряде милиции особого назначения при УВД Пензенской области в должности милиционера –бойца 1-го оперативного взвода 2-ой оперативной роты, что подтверждается справкой ОРЛС УВО УМВД России по Пензенской области, послужным списком ФИО1

 В настоящее время истец является сотрудником ОВО по г.Пензе – филиала ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области, что подтверждается справкой начальника ОВО по г. Пензе -филиала ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

 Как следует из расчета выслуги лет на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-32) и обозренного в судебном заседании личного дела ФИО1, выслуга лет для назначения пенсии истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассчитана из расчета один месяц службы за один месяц двадцать пять дней, вместо один день службы за полтора дня в редакции ст. 22 Федерального Закона "О борьбе с терроризмом".

 Вместе с тем в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 Судом установлено, что в соответствии с п. 4 п.п. «в» Постановления Совета министров-Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 года "О порядке исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", служба в подразделениях Милиции Особого Назначения МВД России - с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается из расчета один месяц службы за один и одну четверть месяца в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.

 При этом, действие вышеуказанного Постановления распространено на сотрудников других федеральных органов исполнительной власти, предусматривает различные основания льготного исчисления выслуги лет, но не упоминает лица, непосредственно осуществляющего (осуществлявшего) борьбу с терроризмом.

 В соответствии со ст. 22 Федерального Закона РФ "О борьбе с терроризмом" от 25.07.1998 года (в редакции ФЗ от 07.08.2000г. №1 22-ФЗ, от 21.11.2002г. № 144-ФЗ), военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу в терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).

 В соответствии с п.3 ст. 6 вышеназванного Закона подразделениями, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство Обороны Российской Федерации; Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

 Таким образом, под льготное исчисление выслуги лет подпадают только военнослужащие и сотрудники федеральных органов, проходящие или проходившие службу в указанных подразделениях.

 Правовой статус ОМОН выражен в приказе МВД РФ N 162-1997 года и приказе УВД Пензенской области N 126-1998 года.

 В соответствии с Приказом МВД N 162-97г. "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности отрядов милиции особого назначения ОВД РФ", утверждающим "Типовое Положение об отряде милиции особого назначения ОВД РФ": основными задачи отряда милиции особого назначения являются: участие совместно с другими службами и подразделениями ОВД, воинскими частями ВВ МВД России, органов ФСБ, ВС РФ других войск, воинских формирований и органов в борьбе с террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами.

 При выполнении задач в обычных условиях на ОМОН возлагается выполнение следующих функций:

 Осуществление coвместно с другими службами и подразделениями ОВД и ВВ МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.

 При этом, обнаружение, блокирование и задержание указывают на непосредственность функции (действий) подразделения ОМОН в осуществлении специальных мероприятий.

 Аналогичные задачи и функции Отряда Милиции Особого Назначения при УВД Пензенской области были установлены и в приложении 1 к приказу УВД Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Положении об отряде милиции особого назначения при УВД Пензенской области”.

 Статьей 28 Федерального закона “О борьбе с терроризмом" определено, что Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствии с настоящим Федеральным Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в законную силу, т.е. к ДД.ММ.ГГГГ

 Однако до ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное Постановление не было приведено в соответствии с федеральным Законом "О борьбе с терроризмом”, как указано в ст. 28 вышеназванного Закона, хотя при анализе Закона и норм Положения, определяющее функции и задачи ОМОН, можно сделать вывод: что на подразделение ОМОН возложена борьба с терроризмом. Это исходит как из п. 2.5 и 3.1.4 Положения об Отряде Милиции Особого назначения, так и ст. 3 ФЗ "О борьбе с терроризмом".

 При таких обстоятельствах, суд считает, что данные нормы нормативно-правовых актов указывают на непосредственность действий подразделения ОМОН в специальных мероприятиях по борьбе с терроризмом наряду с другими функциями и задачами особого назначения, то есть ФЗ "О борьбе с терроризмом" распространяет свое действие и на ОМОН как на подразделения субъекта, осуществляющего борьбу с терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения преступлений контртеррористического характера, преследующих корыстные цели.

 Ст. 22 ФЗ «О борьбе с терроризмом» подразделяется на две части, где первая часть говорит о выслуге лет для назначения пенсии сотрудникам, проходящим (проходившим) службу в подразделениях непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, а вторая часть говорит о выслуге лет для назначения пенсии сотрудникам непосредственно участвующим в контртеррористических операциях.

 При этом суд отмечает, что в первой части нормы ст. 22 ФЗ не конкретизировано, где расположено подразделение, где оно осуществляет свою деятельность, а определена лишь функция, а именно непосредственное участие в борьбе с терроризмом, т.е. деятельность (функция) по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности. Такая деятельность МВД РФ как субъекта, осуществляющего борьбу с терроризмом, заложена и закреплена в функциях ОМОН совместно с другими подразделениями, указанными в приказе № При этом, не имеет значения где возникают такие задачи и в каком регионе Российской Федерации они разрешаются.

 Вторая часть вышеуказанной нормы, говорит о непосредственном участии в контеррористических мероприятиях, то есть специальных мероприятиях, направленных на пресечение террористических акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также минимизацию последствий террористических акций, но не подразделения, а сотрудников органов власти.

 При этом привлечение сотрудников ОМОН к задачам по борьбе с террористическими, диверсионными разведывательно-десантными группами совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, органов федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований обязательно без их согласия, поскольку это задача и функция подразделения ОМОН, тогда как привлечение сотрудников органов внутренних дел к участию в контеррористических операциях, приказом УВД Пензенской области, возможно только с их согласия, но не обязательно, поскольку в функциях других подразделений МВД не заложено осуществление совместных с другими службами и подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России специальных мероприятий по обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских формирований и других вооруженных преступников.

 Тот факт, что в постановления Правительства РФ не были внесены соответствующие изменения до ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что истец не имеет право на выслугу лет в льготном исчислении в соответствии со ст. 22 ФЗ «О борьбе с терроризмом».

 Кроме того, положение, сохраняющееся в результате бездействия органов власти в течении длительного времени, достаточного для устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорного вопроса, если от этого зависит реализация, вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

 Таким образом, ст. 22 ФЗ предусматривает исчисление выслуги лет наиболее льготным в российском законодательстве.

 Судом также установлено, что ранее действовавшим нормативно-правовым документом МВД РФ от 03 ноября 1993г. № 480 «О мерах по реализации Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N2941 ", была утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства Внутренних Дел РФ.

 Приказом МВД РФ от 9 апреля 2003 года N2238 данный Приказ МВД отменен. Однако в связи с тем, что другой порядок организации работы по пенсионному обеспечению не утвержден, в УМВД продолжают использовать ранее действующую Инструкцию.

 Из п.2.1 Инструкции следует, что оформление документов для назначения пенсий лицам, увольняемым со службы, а также уволенным до введения в действие Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", производится кадровыми аппаратами воинских частей, подразделений органов внутренних дел.

 Из п.2.7 Инструкции на основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии, которые утверждаются руководителями ФЭУ (ФЭО) МВД, ГУВД, УВД.

 Таким образом, расчет выслуги лет для назначения пенсии составляет кадровый аппарат, а работу по пенсионному обеспечению: проверку расчета выслуги лет, предоставленного кадровым аппаратом, обоснованность внесения туда записей, подтверждающих периоды службы и коэффициентов льготной выслуги, оформление пенсионного дела, начисление пенсии, и др. - осуществляет пенсионный орган.

 При таких обстоятельствах, оценив все доказательства в совокупности, суд считает, что заявленные истцом требования полностью подлежат удовлетворению, поскольку истец в соответствии со ст. 22 ФЗ "О борьбе с терроризмом" имеет право на установлении выслуги лет в льготном исчислении и на ее перерасчет для исчисления пенсии.

 Таким образом, из расчета 1 день выслуги лет за полтора дня подлежат включению периоды службы истца в ОМОН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск удовлетворить.

 Установить ФИО1 льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в подразделении, непосредственно осуществляющем борьбу с терроризмом из расчета один день службы за полтора дня в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Обязать ФГКУ УВО УМВД России по Пензенской области включить ФИО1 службу в ОМОН при УВД по Пензенской области в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один день службы за полтора дня.

 Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

 Судья Иртуганова Г.К.

 Копия верна

 Судья

 Секретарь