Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 июля 2019 год <адрес> Советский районный суд <адрес> РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Губакиной Н.В., при секретаре судебного заседания Кусаевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Купеевой А.К. к ГУ-ОПФ РФ по РСО-Алания о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки, у с т а н о в и л: Купеевой А.К. обратилась в суд с иском ГУ-ОПФ РФ по РСО-Алания о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки, обязании ГУ-ОПФ РФ по РСО-Алания зачислить денежные средства на ее лицевой счет. В обосновании заявленных требований указала, что после рождения четвертого ребенка ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. По ее заявлению о распоряжении средствами МСК на улучшение жилищных условий по заключенному договору с ЗАО «СТМ» ГУ-ОПФ РФ по РСО-Алания были перечислены денежные средства в размере 429408,50 руб. на расчетный счет ЗАО «СТМ». В дальнейшем в связи с расторжением договора долевого участия, заключенного с ЗАО «СТМ», денежные средства МСК были возвращены ЗАО «СТМ» на расчетный счет ГУ-ОПФ РФ по РСО-Алания. 16.05.2019г. она, Купеева А.В. , обратилась с письменным заявлением в ГУ-ОПФ РФ по РСО-Алания о возврате ее средств на принадлежащий ей государственный сертификат в чем ей было отказано со ссылкой на то, что Законом не установлены нормы, предусматривающие восстановление прав гражданина на дополнительные меры государственной поддержки в случае распоряжения средствами МСК в полном объеме и рекомендовано обратиться в суд. Ссылаясь на ч.ч.1,6,6 ст.7, ст.ст.8,10 ФЗ №256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семе, имеющих детей», п.п.51,52 Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ №р от 12.03.2014г. «Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки», Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на МСК, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в иске просила восстановить права на дополнительные меры государственной поддержки, обязать ГУ-ОПФ РФ по РСО-Алания зачислить денежные средства в размере 453 026,00 руб. на ее лицевой счет. В судебное заседание истец Купеева А.В. не явилась, была надлежащим образом в порядке ст.113 ГПК РФ извещена судом о времени и месте судебного заседания, направила в суд своего представителя по доверенности. В судебном заседании представитель истца Купеева А.В. - Мостиева З.К., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 05.06.2019г., требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме заявленных требований. Представитель ответчика ГУ- ОПФ РФ по РСО-Алания Цховребова Е.А., действующая на основании доверенности№ от 09.01.2019г., исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. В обосновании своих возражений сослалась на то, что истец в рамках Федерального закона от ... N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" реализовала свое право и распорядилась средствами материнского (семейного) капитала, направила их на оплату второго взноса стоимости квартиры по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. Также указала, что законом не установлены нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ч. 1 ст. 39). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от ... N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее Федеральный закон от ... N 256-ФЗ) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возникают при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ..., независимо от места их жительства. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от ... N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 ФЗ, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с ФЗ. В силу ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Лица, получившие сертификат, наделены федеральным законодателем правом направлять средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, как на приобретение, так и на строительство жилых помещений, с соблюдением Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... N 862 (с изм. от ...). В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч.ч.3,4 и 6 ст. 3 указанного Федерального закона. Судом установлено, что Купеевой А.К. является обладательницей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Серия МК-2 №, который дает ей право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с ФЗ РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Установлено, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что ГУ-ОПФР по РСО-Алания платежным поручением № от 05.05.2014г. на счет ЗАО «СТМ» перечислило средства материнского капитала в сумме 429 408,50 руб. в счет оплаты квартиры по ранее заключенному между ЗАО «СТМ» и Купеевой А.К. , действующей в своих интересах, а также в интересах своих несовершеннолетних детей, ее мужем Кайтовым Т.В., договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 16.07.2013г. Указанный договор 08.04.2015г. был расторгнут на основании соглашения сторон о расторжении договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома от 16.07.2013г., денежные средства в размере 429 408,50 руб., перечисленные ГУ-ОПФР по РСО-Алания на счет ЗАО «СТМ», были возвращены на счет ГУ- Отделения ПФР по РСО-Алания 29.01.2015г. платежным поручением №. Расторгнув вышеуказанный договор от 16.07.2013г. истица не приобрела жилое помещение, не улучшила жилищные условия. Заявление Купеевой А.К. о восстановлении ее права на дополнительные меры государственной поддержки и зачислении средств МСК на лицевой счет Купеевой А.К. ГУ- ОПФ РФ по РСО-Алания было оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что Федеральный закон от 29.12.2006г. N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не содержит нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме. Суд, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу, что денежные средства, выделенные Купеевой А.К. в качестве меры социальной поддержки в виде материнского капитала были возвращены на счет Отделения ПФР РФ поРСО-Алания, в связи с чем Купеевой А.К. своим правом на материнский капитал не распорядилась. Лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала (п.9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016г.). В связи с указанным суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что законом не установлены нормы, предусматривающие механизм восстановления права на дополнительные меры государственной поддержки, поскольку п. 51 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ... N 94р "Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки" прямо предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки. В указанных случаях дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления (п. 52 Распоряжения). При этом, в случае удовлетворения требования о восстановлении права истца на материнский капитал, требования о зачислении денежных средств на финансовый лицевой счет заявителя также подлежит удовлетворению, поскольку средства материнского капитала являются именными денежными средствами, в связи с чем предполагается, что в случае восстановления в правах - должно быть зачисление в финансовый лицевой счет лица, имеющего на это право, в определенной сумме. Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что истец не утратила право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку данное право она не реализовала, жилое помещение с использованием средств материнского (семейного) капитала не приобретено и жилищные условия не улучшены, в связи с чем приходит к выводу о том, что исковые требования Купеева А.В. подлежат удовлетворению, поскольку согласуется с позицией, отраженной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал", утв. Президиумом Верховного Суда РФ ... (п. 9). Согласно справке ГУ-УПФ РФ по <адрес>№ от 23.07.2019г. со ссылкой на п.п.1,4 ст.6 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается ФЗ «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год и на плановый период, в связи с чем размер материнского капитала Купеева А.В. в настоящее время составляет 453 026,00 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Купеевой А.К. удовлетворить. Восстановить Купеевой А.К. право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от ... N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Обязать ГУ-ОПФ РФ по РСО-Алания зачислить денежные средства материнского (семейного) капитала в размере 453 026,00 рублей на лицевой счет Купеевой А.К. . Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения. Судья Губакина Н.В. |