ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2876/2021УИД от 11.11.2021 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

ДЕЛО № 2-2876/2021 УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Черткова М.Е., при секретаре Коротковой Е.В., с участием представителя истца адвоката ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Логинова ФИО7 к СНТ «Экран», Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области об обязании не чинить препятствий в пользовании земельным участком, признание незаконным разрешения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Логинов ФИО8 обратился с исковым заявлением к ответчикам СНТ «Экран», Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, в котором, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просит обязать СНТ «Экран» не чинить ему препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, общей площадью кв.метров, расположенным по адресу: <адрес> путем переноса площадки ТБО на расстояние не менее м от границ земельного участка с кадастровым номером , признать незаконным разрешение Администрации Наро-Фоминского городского округа <адрес> на размещение объекта от ДД.ММ.ГГГГ, выданное СНТ «Экран» для размещения площадки ТБО на землях государственная собственность на которые не разграничена по адресу: <адрес>, рядом с участком , кадастровый квартал .

Исковые требования обоснованы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, общей площадью кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>. Правлением СНТ «Экран» построена площадка для сбора мусора и установлены контейнеры, предполагается, что собственники земельных участков в СНТ «Экран» будут утилизировать туда мусор. Данная площадка расположена в 5 метрах от границ земельного участка Логинова ФИО9 Администрация Наро-Фоминского городского округа <адрес> выдала разрешение на размещение объекта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому СНТ «Экран» разрешено размещение площадки ТБО на землях государственная собственность на которые не разграничена по адресу: <адрес>, Наро-Фоминский г.о., у <адрес>, рядом с участком , кадастровый квартал , а также утвердила схему границ земельного участка на кадастровом плане территории площадью кв.метров. На основании п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ было выдано вышеуказанное разрешение и составлена схема границ земельного участка площадью кв.метров, на котором должна быть размещена площадка ТБО. На момент выдачи разрешения Администрацией, 12 сентября 2019 года, действовали «СП 53.13330.2011 Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849). Документ утратил силу с 15.04.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр, утвердившего новый Свод правил СП 53.13330.2019. Согласно п. 5.11 СП 53.13330.2011 (действующего на момент выдачи разрешения), на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. С 15 апреля 2020 года действует "СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр). Согласно п.5.10 СП 53.13330.2019 на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков. Истец полагает, что размещение площадки ТБО в 5 метрах от границы земельного участка истца повлечет за собой чинение препятствий в пользовании земельным участком со стороны СНТ «Экран». Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 03 декабря 2014 года №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" в перечень видом объектов, размещение которых может осуществляется на землях неразграниченной государственной собственности входят, в том числе, элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики). На основании вышеуказанного пункта была составлена Схема расположения земельного участка под размещение данной площадки ТБО. Однако в элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы, которые могут быть размещены на землях неразграниченной собственности, площадка ТБО не входит, в связи с чем истец полагает, что разрешение Администрацией на размещение данного объекта выдано незаконно. В уведомлении Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского г.о. Московской области «Об установлении платы за размещение объекта», указано, что СНТ «Экран» производит оплату за размещение площадки ТБО на земельном участке площадью 50 кв.метров, по адресу: Московская область, г. Наро-Фоминск, пл. Свободы, кадастровый номер . Город Наро-Фоминск площадь Свободы находится на значительной удаленности от д. Афинеево, рядом с которой расположено СНТ «Экран». ДД.ММ.ГГГГ года истцом в адрес СНТ «Экран» направлена претензия с требованием в течение 10 дней с даты получения претензии принять меры по переносу площадки для сбора мусора в другое место на расстояние не менее м от границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Логинову ФИО10 Согласно сведениям почты со ДД.ММ.ГГГГ года претензия ожидает получения. Кроме того, имелись неоднократные устные обращения к правлению СНТ «Экран».

Истец Логинов ФИО11., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебном заседании отсутствовал.

Представитель истца по ордеру и доверенности адвокат ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, указывая также на то, что доводы истца подтверждаются представленным в материалы дела заключением эксперта, согласно которому фактическое местоположение площадки для сбора мусора не соответствует границам, согласованным Администрацией. От фактических границ земельного участка истца до фактических границ площадки для сбора мусора расстояние составляет от м до м. От кадастровых границ земельного участка истца до фактических границ площадки для сбора мусора расстояние составляет от м до м. От фактических границ участка истца до выделенных границ под площадку ТБО расстояние составляет от м до м. От кадастровых границ участка истца до выделенных границ под площадку ТБО расстояние составляет от м до м. Эксперт пришел к выводу, что фактическое местоположение площадки для сбора мусора и выделенные границы под размещение площадки ТБО не соответствуют действующему своду правил планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства.

Представитель ответчика СНТ «Экран» ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что площадка находится на землях неразграниченной государственной собственности, возможно не в том месте, что указано Администрацией, однако причиной этого является отсутствие технических средств у СНТ, позволяющих определить место площадки ТБО в соответствии со схемой, утвержденной Администрацией. Что расстояние необходимо измерять не от границы участка, а от жилого строения.

Представитель ответчика Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцу Логинову ФИО12. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, общей площадью кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области Логиновым ФИО13 направлена претензия с требованием принять меры по переносу площадки для сбора мусора в другое место на расстояние не менее 20 м от границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Логинову ФИО14 а также провести осмотр данной местности с составлением Акта осмотра. В случае отказа в удовлетворении требований Логинов ФИО17. сообщал, что будет вынужден обратится в суд о нечинении препятствий в пользовании земельным участком с возложением судебных расходов на Администрацию, что подтверждается претензией от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией почты от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений указанная претензия была вручена Администрации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес СНТ «Экран» Логиновым ФИО18 направлена претензия с требованием принять меры по переносу площадки для сбора мусора в другое место на расстояние не менее 20 м от границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Логинову ФИО16 В случае отказа в удовлетворении требований Логинов ФИО15 сообщал, что будет вынужден обратится в суд о нечинении препятствий в пользовании земельным участком с возложением судебных расходов на СНТ «Экран», что подтверждается претензией от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией почты от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений указанная претензия поступила в почтовое отделение СНТ «Экран» ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-22).

СНТ «Экран» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь кв.метров, расположенный по адресу: <адрес> земли общего пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН (л.д. 41,64-69).

Протоколом общего собрания СНТ «Экран» от ДД.ММ.ГГГГ председателем СНТ избрана ФИО4, что подтверждается указанным протоколом и выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 12-16,45,59-63).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Наро-Фоминского г.о. Московской области выдано разрешение на размещение объекта , согласно которому СНТ «Экран» разрешено размещение площадки ТБО на землях государственная собственность, на которые не разграничена по адресу: <адрес>, рядом с участком с кадастровым номером , кадастровый квартал сроком на месяцев (л.д.42).

В материалы дела представлена утвержденная схема границ земельного участка на кадастровом плане территории на объект – площадка ТБО (л.д. 43).Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского г.о. установлен размер платы за размещение объекта – площадки ТБО на земельном участке государственная собственность на который не разграничена площадью кв.метров в размере рублей, что подтверждается уведомлением (л.д. 44).

Для проверки доводов сторон по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «НАРАКАДАСТР» ФИО5

В заключение эксперта (л.д. 131-189) в области землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ экспертом сделаны следующие выводы.

План земельного участка с кадастровым номером , площадью кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> схематически указать расположение площадки для сбора мусора у границ данного земельного участка, представлен на рис. 1 Приложения.

При выезде на место экспертом определены границы и координаты земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и границы площадки для сбора мусора.

В результате анализа и обработки данных, полученных при выезде на место, экспертом определено расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером до границы площадки для сбора мусора.

Также по результатам замеров было выявлено, что фактическое местоположение площадки для сбора мусора не соответствует границам, согласованным Администрацией Наро-Фоминского городского округа <адрес> (л.д. 42-43). Площадка ТБО фактически расположена в кадастровых границах земельного участка с К.

От фактических границ земельного участка с кадастровым номером до фактических границ площадки для сбора мусора составляет от м до м.

От кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером до фактических границ площадки для сбора мусора составляет от м до м.

От фактических границ земельного участка с кадастровым номером до выделенных границ под площадку ТБО составляет от м до м.

От кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером до выделенных границ под площадку ТБО составляет от м до м.

В соответствии с п. 5.10 СП 53.13330.2019: «На территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.»

Учитывая вышеизложенное, эксперт пришел к выводу, что фактическое местоположение площадки для сбора мусора и выделенные границы под размещение площадки ТБО не соответствуют действующему своду правил планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 45 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

12 сентября 2019 года, действовали «СП 53.13330.2011 Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849).

Документ утратил силу с 15.04.2020 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр, утвердившего новый Свод правил СП 53.13330.2019.

Согласно п. 5.11 СП 53.13330.2011 (действующего на момент выдачи разрешения), на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

С 15 апреля 2020 года действует "СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр).

Согласно п.5.10 СП 53.13330.2019 на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 03 декабря 2014 года №1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" в перечень видом объектов, размещение которых может осуществляется на землях неразграниченной государственной собственности входят, в том числе, элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Поскольку площадка ТБО расположена на расстоянии меньшем, чем предусмотрено действующим законодательством, то необходимо обязать ответчика не чинить истцу полноценно пользоваться своим земельным участком путем переноса площадки ТБО на расстояние не менее 20 м. от границ земельного участка истца. Также имеются все основания для признания незаконным разрешения Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области на размещение объекта № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года, выданного СНТ «Экран» для размещения площадки ТБО на землях, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку по данному разрешению площадка для сбора мусора должна располагаться на расстоянии м до м. от кадастровых границ земельного участка истца, что является недопустимым и противоречит действующему законодательству.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Логинова ФИО19 к СНТ «Экран», Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области об обязании не чинить препятствий в пользовании земельным участком, признание незаконным разрешения – удовлетворить.

Обязать СНТ «Экран» не чинить препятствий Логинову ФИО20 в пользовании земельным участком с кадастровым номером . категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, общей площадью кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, путем переноса площадки ТБО на расстояние не менее 20 м. от границ земельного участка с кадастровым, номером .

Признать незаконным разрешение Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области на размещение объекта от ДД.ММ.ГГГГ, выданное СНТ «Экран» для размещения площадки ТБО на землях, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: <адрес> рядом с участком , кадастровый квартал

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: М.Е. Чертков

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.