ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2876/2022 от 21.07.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-2876/2022

УИД 60RS0001-01-2022-005788-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Ю.В.,

при секретаре Терентьевой А.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 -ФИО2, представителя ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Псковской области - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Псковской области по Псковской области об обязании перечислить средства материнского капитала на расчетный счет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Псковской области об обязании направить средства материнского (семейного) капитала ФИО1, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии от ДД.ММ.ГГГГ, на оплату жилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , приобретенного по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, путем перечисления денежных средств в размере 524527 (пятисот двадцати четырех тысяч пятисот двадцати семи) рублей 90 копеек на расчетный счет № , открытый на имя ФИО в Псковском отделении №8630 ПАО Сбербанк, БИК 045805602, ИНН <***>.

В обоснование указано, что 11 сентября 2018 года на основании решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области от 11.09.2018 №889 ФИО1 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии , подтверждающий ее право на получение материнского (семейного) капитала, в соответствии с ФЗ № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и её мужем ФИО12, действующими от себя и как законные представители дочерей ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был заключен договор купли-продажи квартиры на приобретение жилого помещения – квартиру с кадастровым номером площадью расположенную по адресу (далее – Квартира) в долевую собственность. Согласно пункту 4,4.2 Договора стоимость приобретенного жилого помещения составила 2500000,00 руб., и часть стоимости в размере 524527,90 руб. подлежала перечислению Пенсионным Фондом Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня обращения владельца государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в ОПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и после регистрации права по Договору в Едином государственном реестре недвижимости путем перечисления на расчетный счет продавца.

30 марта 2022 года ФИО1 во исполнение пункта 4.2 договора купли-продажи обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от № , в котором просила перечислить денежные средства в размере 524 527,90 рублей на расчетный счет продавца.

Решением ОПФР по ПО №1856 от 04.04.2022 ей было отказано в удовлетворении ее заявления в связи с тем, что фамилия имя и отчество супруга истца ФИО15 не совпадает со сведениями ЕГР ЗАГС, согласно которым его отчество записано как «Федорович», то есть через букву «Е», что отличается от его паспортных данных, по которым его отчество записано с буквой «Ё» - «Фёдорович».

Полагая, что действия ответчика являются незаконными, нарушающим права ФИО1 на улучшение жилищных условий ее семьи посредством реализации ее неотъемлемых прав на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ, истец обратилась в суд с указанным иском.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, доверила представлять свои интересы представителю.

Представитель истца ФИО2 настаивал на удовлетворении требований по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Псковской области - ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Пояснила, что Пенсионный фонд не наделен полномочиями по идентификации личности и принадлежности правоустанавливающих документов гражданину, установив несоответствие в написании отчества в представленных гражданином документах, вправе принять решение в соответствии с пенсионным законодательством. Таким образом, решение ответчика является законным и обоснованным.

Третье лицо - ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором поддержал исковые требования.

Третье лицо – ФИО5 в судебном заседании поддержал исковые требования.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

Согласно подпунктам б)-г) пункта 6 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 №862, при личном обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявление о распоряжении подается в письменной форме с предъявлением следующих документов:

- основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания;

- основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия, - в случае подачи заявления через представителя;

- основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, - в случае если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат.

Частью 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

Согласно частям 2-3 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных данным Законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807 1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 3 Закона о государственном языке при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании и (или) о квалификации, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. №714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации.

В соответствии с положениями Главы IV Правил русской орфографии и пунктуации, утвержденных Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году и применяемых в настоящее время, буква «Ё» пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова.

Таким образом, написание букв «Е» и «Ё» приравнивается, при этом буква «Ё» является обязательной к написанию в тех случаях, когда она выступает в качестве смыслоразличительной, в случае же с фамилией, именем или отчеством указанные буквы идентичны по смыслу, так как различное написание соответствующего слова с их употреблением представляет собой варианты одного и того же имени собственного.

Указанная позиция закреплена в Письме Минобрнауки России от 01.10.2012 №ИР-829/08 «О правописании букв «е» и «ё» в официальных документах» и Письме ФНП от 15.02.2013 №279/06-06 «О написании имен собственных в официальных документах».

Судом установлено, что 11 сентября 2018 года на основании решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области от 11.09.2018 №889 ФИО1 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии , подтверждающий ее право на получение материнского (семейного) капитала, в соответствии с ФЗ № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

12.03.2022 ФИО1 и её мужем ФИО16, действующими в интересах в том числе своих несовершеннолетних детей заключили договор купли-продажи квартиры (далее также – Договор) с гражданами ФИО17 и ФИО18

По условиям Договора ФИО19 приобрели жилое помещение – квартиру с кадастровым номером площадью м., расположенную по адресу: (далее – Квартира) в долевую собственность.

Согласно пункту 4 Договора стоимость приобретенного жилого помещения составила 2500000, 00 руб., на основании п.4.2 Договора часть стоимости в размере 524527,90 руб. подлежала перечислению Пенсионным Фондом Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня обращения владельца государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в ОПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и после регистрации права по Договору в Едином государственном реестре недвижимости путем перечисления на расчетный счет № , открытый на имя ФИО20 в Псковском отделении №8630 ПАО Сбербанк, БИК 045805602, ИНН <***>.

30 марта 2022 года ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от №, в котором просила перечислить денежные средства в размере 524 527,90 руб. на вышеуказанный расчетный счет ФИО21

Решением ОПФР по ПО №1856 от 04.04.2022 ей было отказано в удовлетворении ее заявления в связи с тем, что фамилия имя и отчество супруга истца ФИО23 не совпадает со сведениями ЕГР ЗАГС, согласно которым его отчество записано как «Федорович», то есть через букву «Е», что отличается от его паспортных данных, по которым его отчество записано с буквой «Ё» - «Фёдорович».

Вместе с тем, установившийся в вышеуказанной правоприменительной практике подход основан на том, что написание буквы «е» вместо «ё» и наоборот в фамилии, имени и отчестве не искажает данных владельца документов, при условии, что данные, на основании которых можно идентифицировать лицо в таких документах, соответствуют.

При обращении в ОПФР по ПО истцом были представлены такие документы как паспорт заявителя серии , паспорт её супруга ФИО24 серии свидетельство о заключении брака I-ДО

В названных паспортах истца и её супруга проставлены штампы о регистрации брака, данные штампы содержат идентичные между собой и идентичные свидетельству о регистрации брака данные о дате регистрации брака (07.07.2012), органе, осуществившем регистрацию брака (Управление ЗАГС Струго-Красненского р-на Псковской обл.), и номере записи акта гражданского состояния (№34), из чего с следует, что лицом, состоящим в браке с истцом и являющимся участником сделки по приобретению Квартиры, является ФИО25

Кроме того, 14 мая 2022 года ФИО26 Отделом ЗАГС города Пскова Комитета юстиции Псковской области было отказано во внесении изменений в запись акта гражданского состояния о заключении брака, а также в записи актов гражданского состояния о рождении дочерей, в которых также данные супруга истца записаны с буквой «е» вместо буквы «ё» по причине отсутствия оснований для внесения исправлений в указанные записи в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Закона об актах гражданского состояния.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при обращении в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, ФИО1 не допустила нарушения установленного порядка такого обращения, перечень поданных ею документов и их содержание отвечало требованиям, установленным Законом о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, и принятым во исполнение данного Закона подзаконным актам, а написание в свидетельстве о регистрации брака истца отчества супруга через буквы «Е» вместо буквы «Ё» не свидетельствует о том, что данное свидетельство выписано на иное лицо.

Поскольку решение Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области от 04.04.2022 №1856 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от № , нарушает права ФИО1 на улучшение жилищных условий ее семьи посредством реализации ее неотъемлемых прав на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ, иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделения Пенсионного фонда РФ по Псковской области, удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области направить средства материнского (семейного) капитала ФИО1, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-10 №0295848 от 11.09.2018, на оплату жилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , приобретенного по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года, путем перечисления денежных средств в размере 524527 (пятисот двадцати четырех тысяч пятисот двадцати семи) рублей 90 копеек на расчетный счет № открытый на имя ФИО28 в Псковском отделении №8630 ПАО Сбербанк, БИК 045805602, ИНН <***>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2022 года.

Судья Ю.В. Дорошенко