Дело № 2-74/2019
24RS0028-01-2018-003085-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2019 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ремезова Д.А.,
при секретаре Ерофееве В.А.,
с участием представителя истца – Белинского В.В., действующего на основании доверенности от 28.03.2018 г. № 24/237-н/24-2018-2-388,
представителя ответчика ООО «Сеть Связной» – Пищугина Д.Г., действующего на основании доверенности от 29.12.2018 г. № 273/2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворцова Евгения Александровича к ООО «Сеть Связной» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что 18.07.2017г. по договору купли продажи приобретен сотовый телефон Iphone 7 стоимостью 52 790 рублей. Факт заключения договора подтверждается кассовым чеком и гарантийным талоном. Гарантийный срок- 12 месяцев. Продавцом был продан товар со скрытыми недостатками производственного характера – аппарат не включался. 21.05.2018г. истец передал телефон на гарантийный ремонт ответчику, срок ремонта превысил 45 дней, в связи с чем ответчику 06.07.2018г. направлена претензия об отказе от договора купли-продажи и возврате средств за некачественный товар. Спустя 10 дней, телефон не был отремонтирован, а заменен на новый. Истец потребовал от ответчика вернуть деньги за товар, так право выбора возврата либо обмена товара принадлежит потребителю. Однако требования истца до настоящего времени не удовлетворены, в связи с чем истец, руководствуясь п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», просит взыскать с ответчика денежные средства, уплаченные за телефон, в размере 52 790 руб., неустойку за период с 16.07.2018г. по 17.09.2018г. (1%/100%*64 дня*52790) в размере 33 785 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., судебные расходы в размере 10 000 руб.
В судебном заседании представитель истца Белинский В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Пищугин Д.Г. в иске просил отказать, ссылаясь на доводы, приведенные в возражениях на исковое заявление. Согласно отзыву на иск, ответчик подтверждает факт заключения 18.07.2017г. договора купли продажи телефона Apple Iphone 7 128Gb Jet Black Imei № стоимостью 52 790 руб., а также передачу истцом 21.05.2018г. на гарантийный ремонт данного телефона. В соответствии с актом авторизованного АСЦ «Сигма», 22.06.2018г. аппарат был отремонтирован, посредством его замены на новый телефон, поскольку из гарантии Apple следует, что компания может по своему усмотрению – либо отремонтировать Iphone, либо заменить его на аналогичный продукт. Новый телефон находится на торговой точке. В связи с этим 11.07.2018г. на претензию истца был дан ответ соответствующего содержания. При этом сотовый телефон, приобретённый истцом по договору купли-продажи, не мог быть передан ответчиком для проверки качества товара на экспертизу, во исполнение определения суда от 24.10.2018г., поскольку находился на ремонте в ООО «Сигма» и в настоящее время утилизирован. Истец не вправе требовать расторжения договора купли-продажи товара, так как, согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», такое право у него возникает только в случае обнаружения недостатков в товаре. Потребителем было предъявлено требование о гарантийном ремонте товара, срок ремонта которого ответчиком нарушен на 6 дней (21.05.2018г. аппарат сдан в ремонт, 06.07.2018г. истек срок, 11.07.2018г. истцу дан ответ о завершении ремонта и нахождении телефона на торговой точке). Следовательно, истец, на основании ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», имеет право только на взыскание неустойки с ответчика за 6 дней (с 06.07.2018г. по 11.07.2018г.), из расчета: 52 790*6*1%=3167 руб. 40 коп. Предъявленные истцом к взысканию неустойка, судебные расходы, компенсация морального вреда явно завышены и подлежат снижению.
Истец, представители третьих лиц ООО «Эппл Рус», ООО «Сигма», будучи надлежащим образом извещенными о слушании дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В силу п. 3 ст. 492 ГК РФ, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.
Из ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» следует, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно п. 6 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 924, к таким товарам относятся оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
Смартфон «Apple Iphone», согласно п. 6 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 924, относится к технически сложным товарам.
На основании п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Пунктом 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Установлено, что 18.07.2017г. у ответчика по договору купли продажи приобретён смартфон Apple Iphone 7 128Gb Jet Black Imei № стоимостью 52 790 руб. Срок гарантии на указанный товар определен одним годом. Данные обстоятельства подтверждаются кассовым чеком от 18.07.2017г. и гарантийным талоном. В ходе эксплуатации указанного смартфона истцом в течение гарантийного срока обнаружены недостатки товара – смартфон не включался, в связи с чем телефон 21.05.2018г. сдан в ремонт ответчику, что следует из квитанции о приёме оборудования №NY25LND985М0036. Ремонт смартфона производился ответчиком с привлечением сервисного центра ООО «Сигма», которым заявленные недостатки товара устранены путем замены неисправного устройства в сборе на исправное с новым серийным номером, что видно из акта возврата оборудования ответчику от 22.06.2018г. Истечение 45-дневного срока устранения недостатка товара приходилось на 05.07.2018г. Однако, в установленный законом срок требования потребителя о возврате ему товара с устранёнными недостатками ответчиком не исполнены. В связи с этим истец был вынужден обратиться к ответчику с претензией 06.07.2018г., потребовав возврата уплаченной за товар суммы, на что ответчиком 11.07.2018г. в адрес потребителя направлен ответ о том, что 22.06.2018г. товар был отремонтирован в авторизованном сервисном центре ООО «Сигма», в настоящее время находится в торговом салоне по адресу: г.Красноярск, ул.Вавилова,1, стр.39. Товар потребитель может получить в любое удобное для него время в часы работы салона. Вместе с тем истец товар не забрал, поскольку ответчиком фактически ремонт его смартфона не производился, телефон был заменён на новый товар, а смартфон истца утилизирован, что подтверждено ответчиком.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком нарушены, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей» сроки устранения недостатков товара, смартфон отремонтирован не был, доказательств надлежащего качества товара суду не представлено, в виду утилизации телефона, у истца, в силу п.1 ст. 18 указанного Закона возникло право требования возврата уплаченной за такой товар суммы. В связи с этим с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма, уплаченная за товар, в размере 52 790 руб.
Разрешая требования о взыскании неустойки, суд исходит из следующего.
В силу ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Согласно ч.1 ст.23 приведенного выше Закона, за нарушение десятидневного срока продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Принимая во внимание, получение ответчиком претензии -06.07.2018г., период просрочки удовлетворения требования потребителя составляет 63 дня: с 17.07.2018г. по 17.09.2018г. (день указан истцом). Неустойка за указанный период составляет 32 257 руб. 70 коп. (52 790*1%*63).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» даны разъяснения о том, что применение статьи 333 ГК РФ (снижение неустойки) по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика (п. 34). Учитывая заявление ответчика о применении ст. 333 ГК РФ, обстоятельства дела, связанные с направлением иска в суд только 17.09.2018г., суд полагает, что истец мог обратиться в суд гораздо раньше, после истечения 10-дневного срока рассмотрения ответчиком претензии, а именно после 16.07.2018г., в связи с чем считает необходимым снизить размер неустойки до 5 000 руб.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Суд, исходя из требований разумности и справедливости, с учетом вины ответчика определяет компенсацию морального вреда в размере 500 руб. Требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 руб. суд считает завышенными.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
С учетом размера, подлежащей взысканию в пользу потребителя денежной суммы в размере 58 290 руб. (52 790+ 5000+ 500), размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 29 145 руб. (58 290х50%), который суд, исходя из приведенных выше мотивов, также снижает до 5 000 руб.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В рамках рассматриваемого дела истец понес судебные расходы на юридические услуги на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., что подтверждается договором возмездного оказания услуг от 20.08.2018г., которые суд признает разумными, и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, от оплаты которой был освобожден истец, в размере 2 234 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дворцова Евгения Александровича к ООО «Сеть Связной» о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Сеть Связной» в пользу Дворцова Евгения Александровича денежные средства, уплаченные за товар (Apple Iphone 7 128Gb Jet Black Imei №), в размере 52 790 руб., неустойку за период с 17.07.2018г. по 17.09.2018г. в размере 5 000 руб., штраф в размере 5 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 500 руб., судебные расходы 10 000 руб., всего взыскать 73 290 руб. В удовлетворении остальных исковых требований о взыскании с ответчика неустойки, компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с ООО «Сеть Связной» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 234 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Красноярска.
Решение суда принято в окончательной форме 28.03.2019г.
Судья Д.А. Ремезов