ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2878/2021 от 30.09.2021 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело г. Дзержинск

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,

при секретаре Пяшиной Е.А.,

представителя истца по доверенности ФИО9, представителя органов опеки и попечительства по доверенности ФИО6,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авериной УА к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о признании в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Аверина У.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области, мотивируя тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда от ее родители были лишены родительских прав. В соответствии с постановлением Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ она с ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей <данные изъяты> за ней было сохранено право пользования квартирой по адресу: <адрес>. На основании постановления Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ Аверина У.А., ее сестра ФИО1 и ее брат Аппаков А.А. были включены в список на получение жилого помещения на территории городского округа город Дзержинск на основании договора найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент включения в список истце состояла и по настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу:<адрес>, но не проживает в этой квартире. На заседании комиссии Администрации г. Дзержинска по установлению факта невозможно проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых помещениях от 23.04.2019 (протокол ) при рассмотрении документов ФИО2 и Аппакова А.А. установлено, что общая площадь жилого помещения -58,47 кв.м., площадь, приходящаяся на одного человека, больше учетной нормы. Постановлением Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в признании факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями" истцу было отказано в признании установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении. Постановлением Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ истецбыла исключена из списка на обеспечение жилым помещением. 12.09.2018 старшая сестра истца - ФИО1 и ее дочь ФИО3 были сняты с регистрационного учета в квартире в связи с обеспечением их жилым помещением на основании Постановления Администрации г. Дзержинска от 19.07.2018. В связи с этим в жилом помещении по месту регистрации Авериной У.А. учетная норма жилой площади на одного человека стала больше установленной нормы, она перестала нуждаться в предоставлении жилого помещения Администрацией г. Дзержинска и была исключена из списка на обеспечению жилым помещением. Пунктом 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены обстоятельства, при наличии которыхдети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка на получение жилого помещения. Предусмотренные законом основания для исключения Авериной У.А. из списка отсутствовали, поскольку общая площадь квартиры, приходящаяся на каждого из проживающих в квартире, по-прежнему составляла менее учетной нормы, поэтому истец не утратила права на обеспечение жилым помещением с первоначальной даты постановки на учет.

Аверина У.А. просит суд признать ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением и постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признать Постановление Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Администрацию г. Дзержинска включить ее в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Истец Аверина У.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом. Суд полагает возможным дело рассмотреть в ее отсутствие.

Предстатель истца по доверенности Соколова Е.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что истец в квартире по месту регистрации не проживала и не проживает, она находилась в детском доме, обучалась в техникуме. Членом семьи проживающей в квартире Пырковой В.С. она никогда не являлась, это фактически чужая для истца семья. Кроме того, в квартире также зарегистрирован брат истца - Аппаков А.А., членом семьи истца он также не является. Фактически проживать истцу негде. Истец исключена из списка на получение жилья, но не ее вина, что, не смотря на то, что в список она была включена одновременно с сестрой и братом, сестре была предоставлена квартира, а истцу квартиру предоставить не успели и исключили ее из списка.

Ответчик Администрация г. Дзержинска Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В материалах дела имеется письменный отзыв на иск представителя ответчика по доверенности ФИО5, в котором она исковые требования не признала. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

Представитель органов опеки и попечительства Администрации г. Дзержинска Нижегородской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что исходя из фактических обстоятельств дела, положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Аверина У.А. подлежит обеспечению жилым помещением и была исключена из списка незаконно.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Аверин А.А., Аппаков А.А., Пыркова В.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. В материалах дела имеются их заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие третьих лиц.

Выслушав представителя истца и представителя органов опеки и попечительства, изучив и проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.

При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9). 
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10.12.2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области", от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Так, из материалов дела следует, что Аверина (ФИО4) У.А. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигла 23 лет. Ее родители лишены родительских прав решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Администрации г. Дзержинска  от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей <данные изъяты> за ней было сохранено право пользования квартирой по адресу: <адрес>. 
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аверина У.А. обучалась в <данные изъяты> с 01.09.2014 по 30.06.2018 по очной дневной форме обучения.
На основании постановления Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ Аверина (ФИО4) У.А., ее сестра ФИО1 и ее брат Аппаков А.А. были включены в список на получение жилого помещения на территории городского округа город Дзержинск на основании договора найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
На момент включения в список истец состояла и по настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, но не проживает в этой квартире.
 На заседании комиссии Администрации г. Дзержинска по установлению факта невозможно проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых помещениях от 23.04.2019 при рассмотрении документов ФИО2 и Аппакова А.А. установлено, что общая площадь жилого помещения -58,47 кв.м., площадь, приходящаяся на одного человека, больше учетной нормы. 
Постановлением Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ "Об отказе в признании факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями" истцу было отказано в признании установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении. Постановлением Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ истец была исключена из списка на обеспечение жилым помещением. 
12.09.2018 старшая сестра истца - ФИО1 и ее дочь ФИО3 были сняты с регистрационного учета в квартире в связи с обеспечением их жилым помещением на основании Постановления Администрации г. Дзержинска  от ДД.ММ.ГГГГ. 
В связи с этим в жилом помещении по месту регистрации Авериной У.А. учетная норма жилой площади на одного человека стала больше установленной нормы, она перестала нуждаться в предоставлении жилого помещения Администрацией г. Дзержинска и была исключена из списка по обеспечению жилым помещением. 

На время рассмотрения вопроса об исключении Авериной У.А. из списка на обеспечение жилым помещением, основания для исключения из списка были предусмотрены пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в соответствии с которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных указанной статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством РФ;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Так, на время принятия ответчиком решения об исключении Аппаковой У.А. из списка, на регистрационном учете в квартире состояли, помимо нее, Пыркова В.С., Аппаков А.А., несовершеннолетняя ФИО7 2013 года рождения. Кроме того, ответчиком без установленных законом оснований не было учтено, что на то время в квартире был зарегистрирован ФИО8, находящийся в местах лишения свободы, который в выписке из домовой книги был указан как выбывший с 02.11.1999. С 05.02.2021 в указанной квартире был зарегистрирован также супруг Авериной У.А. - Аверин А.А.

Также судом установлено, что Аверина (ФИО4) У.А. в квартире по месту регистрации не проживала с 2007г. и не проживает по настоящее время, членом семьи проживающей в квартире Пырковой В.С. не являлась и не является. Членом семьи своего старшего брата - Аппакова А.А. истец также не является.

Постановлением Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ Аверина У.А., ее сестра ФИО1, брат Аппаков А.А. были включены в список на обеспечение жильем, и каждый из них имел одинаковое право на обеспечение жильем.

Обязанность обеспечить истца жильем Администрацией г. Дзержинска своевременно исполнена не была. При этом предоставление жилья сестре Авериной У.А., при том, что в список они были включены одновременно, повлекло для истца в дальнейшем последствия в виде исключения ее из списка на обеспечение жильем.

Суд отмечает, что федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Формирование списка и включение в него Авериной У.А. означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации ее права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, и неисполнение этой обязанности не могло повлечь для Авериной У.А. в дальнейшем лишения этого права, в то время как преимущество по обеспечению жильем было отдано другому лицу. 

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с постановлением Администрации г. Дзержинска от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Авериной У.А. из списка, оно является незаконным, поэтому Администрации г. Дзержинска следует обязать включить Аверину У.А. список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Авериной У.А. обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 56, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Авериной УА удовлетворить.

Признать Аверину УАДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающейся в обеспечении жилым помещением и постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Признать постановление Администрации г. Дзержинска Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении граждан из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями», в части исключения из списка Авериной (ФИО4) УА – незаконным.

Обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области включить Аверину УА в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Решение может быть обжаловано Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.

Судья: п/п О.Н. Юрова

Копия верна.

Судья: О.Н. Юрова