Дело № 2-5/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка 14 июля 2015 года
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Дробышева Ю.А.,
при секретаре Евсикове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к ФИО1 о понуждении освободить незаконно занятый земельный участок,
установил:
Военный прокурор 83 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к ФИО1 о понуждении освободить незаконно занятый земельный участок.
Заинтересованным лицом, в соответствие с иском указано - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны российской Федерации.
В соответствии с заявленным иском военного прокурора, 83 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка использования земель Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России). Проверкой установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>, зарегистрировано право собственности ФГКЭ «198 КЭЧ района» Минобороны России на земельный участок №, кадастровый номер № общей площадью <данные изъяты> кв.метров. На данном участке расположена войсковая часть 14272 (назначение – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения), дислоцируемой по адресу: <адрес> -1.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению, в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации» определено, что решение о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного или оперативного управлении предприятий и организаций, подведомственных Минобороны России, принимает Минобороны в лице компетентного органа. Таковым органом на основании приказа Минобороны России от 2009 г. № 335 является Департамент имущественных отношений.
В соответствии с приказом Минобороны России от 05.07.2010 года № 756 «О федеральных государственных учреждениях, федеральном государственном квартирно – эксплуатационным учреждении и государственном учреждении, подведомственных Минобороны России ФГКЭУ «198 квартирно – эксплутационная часть района» Минобороны России переименовано в ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Как далее следует из иска, проверкой установлено, что каких – либо решений собственника – Минобороны России о согласии на отчуждение вышеуказанного земельного участка для постройки гаражных боксов не имелось.
Однако гражданин ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ без надлежащего согласования и оформления необходимых разрешительных документов занял часть земельного участка, (примерно 40 кв.м.), на котором возвел (построил) гаражный бокс. При этом, данный участок в ДД.ММ.ГГГГ решением Знаменского исполкома районного Совета народных депутатов был передан в/ч 14272 под строительство жилого дома и объездной автомобильной дороги,
Указанное строение возведено ответчиком самовольно, земельный участок для его возведения ответчику не отводился, разрешение на строительство ответчик не получал, что подтверждается материалами прокурорской проверки. Не имея законных оснований, ФИО1 владеет и пользуется по своему усмотрению спорным земельным участком по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ военным прокурором 83 военной прокуратуры в отношении ФИО1 возбуждено административное производство по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т.е. самовольном занятии земельного участка).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Знаменского и Сампурского оайонов <адрес> вынесено постановление о привлечении гр. ФИО1 к административной ответственности и назначения штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, до настоящего времени ФИО1 добровольных мер по освобождению незаконно занятого земельного участка не принимает.
Военный прокурор, на основании изложенных выше обстоятельств, просит суд обязать гр. ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного в пределах земельного участка № (кадастровый номер №) войсковой части 14272, путем сноса, за свой счет, самовольно возведенной на нем постройки – гаражного бокса.
В судебном заседании представитель истца по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО4 полностью поддержал заявленные военным прокурором исковые требования, по основаниям указанным в иске.
Представитель заинтересованного лица – ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения исковых требований в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на исковое заявление ФИО5 полностью поддержал заявленные требования военного прокурора в отношении ФИО1
Ответчик ФИО1 не согласился с исковыми требованиями военного прокурора 83 военной прокуратуры. При этом ФИО1 пояснил, что не согласен с заявленными исковыми требованиями прокурора, так как гаражный бокс им был построен с согласия командира в/ ч 14272 в тот период ФИО10, что подтверждается утвержденным командиром в/ч 14272 плана строительства гаражной зоны.
Представитель войсковой части 14272, привлеченной судом, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, в лице ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, поддержал исковые требования военного прокурора.
Представитель администрации <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 исковые требования военного прокурора в отношении ФИО1, оставил на усмотрение суда.
Суд, заслушав стороны, изучив представленные сторонами материалы, приходит к выводам о необходимости удовлетворения исковых требований военного прокурора.
При этом суд исходит из следующего:
В соответствии с частью 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и это следует из материалов прокурорской проверки, земельный участок на котором расположен гаражный бокс ответчика, в ДД.ММ.ГГГГ решением Знаменского исполкома районного Совета народных депутатов был передан войсковой части 14272 под строительство жилого дома и объездной автомобильной дороги. Данное обстоятельство подтверждается, имеющимся в материалах дела и изученным судом актом на право пользования земельным участком войсковой части 14272 площадью <данные изъяты> из состава государственного лесного фонда, утвержденным председателем Знаменского исполкома районного совета народных депутатов ФИО8. Указанным актом были определены границы выделенного участка. Кроме того, указанные действия были произведены на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 14 августа 1984 года, об отводе земельного участка войсковой части 14272.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>, зарегистрировано право собственности ФГКЭУ «198 КЭЧ района Минобороны России на земельный участок №, кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты>.м., на котором расположена войсковая часть 14272.
В соответствии с п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 года, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, предоставленных в пользование Вооруженным Силам РФ. В соответствии со ст. 88 Земельного кодекса РФ от 25.04.1991 года к землям для нужд обороны относились земли, представленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно – учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных сил. В силу п.10 ст.1 Федерального закона «Об обороне» земли, представленные для нужд Вооруженных сил РФ, находятся в федеральной собственности.
При этом, согласно п.9 ст.3 ФЗ РФ от 25.10.2001 г. № 137 –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в «Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При таких обстоятельствах земельный участок, представленный для размещения войсковой части 14272 является исключительной собственностью РФ уже с 1985 года право, на которое зарегистрировано.
Приказом Минобороны СССР от 22.02.1977 года № 75 введено Положение о квартирной – эксплуатационной службе и квартирном довольствие Советской Армии и Военно- Морского Флота. В соответствии с п.п.86,93 Положения, ходатайство об отводе земельных участков для строительства отдельных зданий и сооружений возбуждается командующими войсками военных округов – по объектам окружного подчинения, и заместителем Министра обороны по строительству и расквартированию войск – по специальным объектам центрального подчинения. Другими должностными лицами, кроме указанных, возбуждать ходатайство о согласовании места расположения объектов запрещено. Положением предусмотрено, что воинские части – непосредственные землепользователи, должны использовать земельные участки только по прямому назначению, определенному решениями о предоставлении в пользовании Министерству обороны этих участков. Земельные участки, представленные в пользование Министерству обороны, запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов, гаражей и других хозяйственных построек, а также под садовые участки.
Лицо, которому земельный участок представлен в постоянное пользование, вправе передать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.97 года № 1644, Министерство государственного имущества РФ является федеральным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями по управлению и распоряжению федеральной собственностью. Кроме указанных выше обстоятельств, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования. Минобороны, как установлено в судебном заседании такого согласия на передачу земельного участка для строительства гаража на территории воинской части 14272 не давало.
Таким образом, командир воинской части 14272 в ДД.ММ.ГГГГ, утверждая план строительства гаражной зоны, давая, таким образом, согласие, на использование данного земельного участка под строительство гаражной зоны, превысил свои должностные полномочия, поскольку он не являлся собственником земельного участка. Следовательно, он не имел право распоряжаться земельным участком, и выделением его под строительство гаражной зоны.
Указанные обстоятельства, опровергают доводы ответчика о правомерности возведения им гаражного бокса.
Каких - либо иных доказательств, в порядке ст. 56 ГПК РФ, правомерности постройки гаража на территории в/ч 14272, ответчиком представлено не было.
Как установлено в ходе судебного следствия, ответчиком, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, так и не принимались какие - либо действия к легализации возведенной самовольной постройки, в частности к получению разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию. Не установлено, что у него имелись какие - либо препятствия к получению разрешения на возведение гаражного бокса.
Таким образом, суд считает, что возведенный ФИО1 гаражный бокс, на территории воинской части 14272, является самовольной постройкой, а следовательно подлежит сносу.
На основании изложенных обстоятельств и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона удовлетворить.
Признать незаконным действие гражданина ФИО1 по строительству на территории войсковой части 14272 гаражного бокса, признать построенный гаражный блок самовольной постройкой.
Обязать гражданина ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок площадью 40 кв. метров, расположенный в пределах участка №(кадастровый номер №) войсковой части 14272, дислоцируемой по адресу: <адрес>, путем сноса, за свой счет, самовольно возведенной на нем постройки – гаражного блока.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тамбовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Знаменский районный суд Тамбовской области.
Председательствующий судья Ю.А. Дробышев