ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-287/15 от 06.03.2015 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

Дело № 2-287/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«06» марта 2015 года г. Когалым

Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в лице председательствующего судьи Галкиной Н.Б.,

при секретаре Сусоевой Л.В.,

с участием истца МПП, представителя ответчика МБОУ «Средняя школа № 3» - директора МВМ, действующего на основании приказа л/с от 28.08.2006,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МПП к МБОУ «Средняя школа № 3» о перерасчете заработной платы,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился с иском в суд и, ссылаясь на ст.ст. 21, 237 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, просит обязать ответчика произвести ему перерасчет заработной платы за последние три года и признать за ним право на получение коэффициента к заработной плате за ведомственные знаки отличия в труде в размере 0,1, взыскать с ответчика в его пользу 20 000 рублей в счет компенсации морального вреда, мотивируя следующим:

Он работает в МБОУ «Средняя школа № 3» с 1992 года в должности учителя физики, принят на работу по переводу и договоренности сторон, имеет ведомственный знак отличия в труде, а именно нагрудный знак «Отличник народного образования», которым был награжден ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования УССР. Данный нагрудный знак является общесоюзным знаком отличия в труде, что подтверждается решением Ханты-Мансийского районного суда. Также он является ветераном труда. Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «Об утверждении методических рекомендаций о порядке установления стимулирующей выплаты при реализации общеобразовательных программ работникам государственных общеобразовательных учреждений ХМАО-Югры». Согласно приложению к данному приказу (п. 2) было рекомендовано общеобразовательным учреждениям, устанавливать работникам, имеющим нагрудный знак «Отличник народного просвещения», «Почетный работник …» коэффициент за ведомственные знаки отличия в труде в размере 0,1. Следовательно, исходя из указанного приказа, ему должен быть установлен коэффициент к заработной плате за ведомственный знак отличия в труде в размере 0,1. Однако, на протяжении длительного времени, а именно с сентября 2011 года ему выплачивался коэффициент в размере 0,05. О том, что ему неправильно установлен коэффициент, он узнал только в конце октября 2014 года и в то же время в устной форме обратился к ответчику за перерасчетом заработной платы, но получил отказ. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился к ответчику с письменным заявлением о перерасчете заработной платы, но письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. С данным ответом он не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права.

Определением Когалымского городского суда ХМАО-Югры производство по делу в части требования о компенсации морального вреда прекращено, в связи с отказом истца от иска в этой части.

Истец в судебном заседании на требованиях об обязании ответчика произвести ему перерасчет заработной паты за последние три года и признании за ним права на получения коэффициента к заработной плате за ведомственные знаки отличия в труде в размере 0,1, настаивал, по доводам, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и пояснил, что истец действительно работает в МБОУ «Средняя школа № 3» учителем физики, имеет ведомственный знак отличия «Отличник народного образования», в связи с чем, получает коэффициент к заработной плате в размере 0,05, в соответствии с локальным нормативным актом, Положением об оплате труда, действующим в МБОУ «Средняя школа № 3», как за иной нагрудный знак. Коэффициент в размере 0,1 предусмотрен за нагрудный знак «Почетный работник …», почетное звание «Почетный работник». Ведомственный знак отличия «Отличник народного образования» к данной категории наград и званий не относится. В 2012 году истец в устной форме обращался уже к нему с рассматриваемым вопросом, но получил отказ по изложенным доводам. Просит в иске отказать.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец работает в МБОУ «Средняя школа № 3» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (выписка из приказа по СШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме» л.д. 48) учителем физики (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 49), имеет ведомственный знак отличия в труде – нагрудный знак «Отличник народного образования», которым награжден Министерством образования Украинской ССР ДД.ММ.ГГГГ (л.л. 41) и ему установлен и выплачивается повышающий коэффициент к базовой единице за почетное звание (отличник народного просвещения) в размере 0,05 (л.д. 49, 186-192).

Как следует из содержания решения Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 10.01.2014, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам суда <адрес>-Югры от 03.06.2014, нагрудный знак истца «Отличник народного образования» тождественен знаку «Отличник народного просвещения» (л.д. 203-214).

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Как следует из материалов дела, оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений <адрес> в спорный период регулировалась Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений <адрес>, утвержденным Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 206, с изменениями и дополнениями (л.д. 69-85), а с ДД.ММ.ГГГГ регулируется Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений <адрес>, утвержденным Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 440, с последующими изменениями и дополнениями внесенными Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-142).

Оплата труда работников МБОУ «Средняя школа № 3» непосредственно регулируется Положением об оплате труда работников МБОУ «Средняя школа № 3», утвержденным приказом директора от 10.05.2013, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 143-185), принятыми на основании вышеуказанных постановлений Администрации <адрес>.

Согласно указанным положениям об оплате труда, заработная плата работников учреждения состоит из: должностного оклада или тарифной ставки (оклада), компенсационных выплат; стимулирующих выплат; социальных выплат, иных выплат предусмотренных положением.

Согласно разделу 2 «Должностные оклады руководителей, специалистов и служащих», должностной оклад специалиста учреждения определяется путем произведения базовой единицы, базового коэффициента, коэффициента территории, суммы коэффициентов специфики работы, квалификации, увеличенной на единицу (п. 2.2).

Согласно п. 2.7 коэффициент квалификации состоит, в том числе, из коэффициента за государственные награды РФ, СССР, РСФСР, или коэффициента за награды и почетные звания автономного округа, или коэффициента за ведомственные знаки отличия в труде РФ, СССР, РСФСР, размер которых установлен в Таблице 4.

Как следует из указанной таблицы (л.д. 99, 149, 170), за нагрудный знак «Почетный работник…», почетное звание «Почетный работник» установлен коэффициент 0,10, за иные нагрудные знаки установлен коэффициент 0,05.

Судом установлено, что истец имеет ведомственный знак отличия в труде – нагрудный знак «Отличник народного образования», то есть иной нагрудный знак, за который предусмотрен коэффициент 0,05.

Положение об оплате труда, действующее в МБОУ «Средняя школа № 3» в части размера коэффициентов, установленных за нагрудный знак «Почетный работник…», почетное звание «Почетный работник» и за иные нагрудные знаки, соответствует Положению об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений <адрес>, утвержденному Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и не противоречит ему.

Поскольку оплата труда истца в части начисления ему размера коэффициента за ведомственный знак отличия в труде производится в соответствии с локальными нормативными актами, оснований для перерасчета его заработной платы не имеется.

Также не имеется основания и для удовлетворения требования истца о признании за ним права на получение коэффициента к заработной плате за ведомственные знаки отличия в труде в размере 0,10, поскольку согласно указанным выше локальным нормативным актам, коэффициент в размере 0,1 установлен для имеющих нагрудный знак «Почетный работник…», почетное звание «Почетный работник», а истец такого нагрудного знака не имеет, а имеет нагрудный знак «Отличник народного образования», который исходя из содержания Положения об оплате труда, относится к иному нагрудному знаку.

Ссылка истца на приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических рекомендаций о порядке установления стимулирующей выплаты при реализации общеобразовательных программ работникам государственных общеобразовательных учреждений ХМАО-Югры» (л.д. 11-14) в обоснование своих требований, несостоятельна, поскольку коэффициент за ведомственный знак отличия в труде, не относится к стимулирующей выплате. Кроме того, указанные методически рекомендации не содержат каких-либо указаний на данный коэффициент.

Суд не может согласиться со ссылкой истца в обоснование своих требований на приказ Управления образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 555, п. 2.7 приложения 2 «Методические рекомендации по расчету должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников муниципальных образовательных учреждений <адрес>, из которого следует, что рекомендовано устанавливать работникам, имеющим нагрудный знак «Отличник народного просвещения…» коэффициент за ведомственные знаки отличия в труде в размере 0,1 (л.д. 23), поскольку установление коэффициента в таком размере носит рекомендательный характер.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, Положение об оплате труда, действующее у ответчика, в части установления размера коэффициентов за ведомственные знаки отличия в труде, не противоречит Положению об оплате труда, утвержденному Администрацией <адрес>.

На основании изложенного, суд оснований для удовлетворения требований истца не находит и считает необходимым в иске отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске МПП к МБОУ «Средняя школа № 3» отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры.

Судья Галкина Н.Б.