ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-287/18 от 06.08.2018 Троицкого районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-287/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Троицкое 6 августа 2018 года

Троицкий районный суд Алтайского края в составе

Председательствующего судьи Зайцевой Л.Н.

При секретаре Ветлуцкой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Троицкому району о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, обязании производить ежемесячную денежную выплату, взыскании компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, обязании производить ежемесячную денежную выплату, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на те обстоятельства, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик производил ей ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании пункта 7 части 2 статьи 1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 года № 77-ЗС, который предусматривает предоставление мер социальной поддержки вышедших на пенсию специалистов государственных учреждений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

С ДД.ММ.ГГГГ выплата прекращена по тем основаниям, что пункт 7 части 2 статьи 1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 года №77-ЗС действует до принятия Российской Федерацией нормативного правового акта о предоставлении мер социальной поддержки специалистам федеральных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 года № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» предусмотрена единовременная денежная выплата работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения, в том числе лицам, уволившимся из указанных учреждений до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1200 рублей.

Отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) ответчик обосновывает увольнением истца с работы после ДД.ММ.ГГГГ, с чем истица не согласна, полагая, что за ней сохраняется право на получение ЕДВ по тем основаниям, что она проработала в сельской местности не менее 10 лет и до перехода на пенсию пользовалась указанными льготами.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала по доводам искового заявления, просила о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, обязании производить ежемесячную денежную выплату с даты прекращения ее выплаты, взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения иска по тем основаниям, что ФИО1 обратилась за получением мер социальной поддержки в Управление социальной защиты населения Троицкого района ДД.ММ.ГГГГ и получала ежемесячную денежную выплату до ДД.ММ.ГГГГ, после чего выплата была прекращена в связи с принятием Правительством РФ Постановления №839 от 17.10.2011 года, которым прекращено действие пункта 7 части 2 статьи 1 Закона Алтайского края № 77-ЗС.

При этом истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время получает как ветеран труда ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при этом меры социальной поддержки предоставляются по одной льготной категории.

Представители третьих лиц - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах и Министерство труда и социальной защиты населения Алтайского края в судебное заседание не явились.

В отзыве на исковое заявление Минтрудсоцзащита Алтайского края возражает против удовлетворения иска, указывая, что сельские специалисты, занимавшие в федеральных государственных учреждениях и вышедшие из них на пенсию после ДД.ММ.ГГГГ, права на ЕДВ не имеют. Данное обстоятельство не должно рассматриваться как ущемляющее права таких граждан, поскольку субъекты Российской Федерации вправе устанавливать меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан исходя из возможностей своих бюджетов.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 29 декабря 2004 года N 549 принят Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" (далее по тексту - Закон N 77-ЗС).

Настоящим Законом определены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, и проживающих по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации) в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

Законом Алтайского края от 12.07.2005 N 50-ЗС "О внесении изменения в статью 1 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" статья 1 часть 2 дополнена пунктом 7, в соответствие с которым меры социальной поддержки распространяются в отношении вышедших на пенсию специалистов государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Алтайского края, стаж работы которых в указанных государственных учреждениях и предприятиях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и на момент выхода на пенсию пользовавшихся льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В статье 2 Закона №50-ЗС указано, что настоящий Закон вступает в силу с момента внесения изменения в закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год" и действует до принятия Российской Федерацией нормативного правового акта о предоставлении мер социальной поддержки специалистам федеральных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Российской Федерации.

Таким правовым актом явилось Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 (ред. от 25.03.2013) "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", пунктом 2 которого предусмотрена единовременная денежная выплата медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в пункте 3 Постановления указано, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе в случае их увольнения до 1 января 2012 г.

Из материалов дела, в том числе трудовой книжки следует, что ФИО1 работала с ДД.ММ.ГГГГ года в Троицкой санэпидемстанции, преобразованной в ДД.ММ.ГГГГ году в Троицкий районный центр госсанэпидемнадзора, который в свою очередь в 2001 году переименован в Федеральное государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» (филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в г.Новоалтайске), откуда уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока трудового договора.

За назначением ЕДВ истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, которое ей выплачивалось за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ выплата ЕДВ была прекращена по тем основаниям, что ФИО1 не относится к категории граждан, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, в связи с чем ответчик не вправе предоставлять истцу, уволившемуся после ДД.ММ.ГГГГ, меры социальной поддержки, поскольку с указанного времени п.7 ч.2 ст.1 Закона № 77-ЗС в связи с принятием Постановления № 839 не действует.

При этом истцу с ДД.ММ.ГГГГ была предложена иная мера социальной поддержки в виде выплаты ЕДК (единовременной денежной компенсации) по оплате коммунальных услуг, указанная выплата производится до настоящего времени.

При таких обстоятельствах суд находит доводы ФИО1 о праве на ЕДВ в порядке п.7 ч.2 с.1 Закона №77-ЗС несостоятельными, поскольку, как было указано выше, указанный закон предусматривает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в краевых государственных и муниципальных учреждениях (организациях), финансируемых из краевого и местных бюджетов, тогда как истица, начиная с 2001 года, работала в филиале ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае».

При этом ответчиком ей не могут быть предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 года №839, поскольку предусмотренные настоящим Постановлением меры предоставляются работникам по месту их работы, в том числе в случае их увольнения до 01.01.2012 года (п.3 Постановления).

Как следует из справки ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведена выплата ЕДВ по оплате жилых помещений, отопления и освещения как специалисту, проживающему и работающему на селе, с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата не производится.

С 1 января 2015 г. на территории Российской Федерации действует Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях".

В соответствии с пунктами 1 - 3 указанного Постановления медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящих в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 руб. Ежемесячные денежные выплаты предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы. Установить, что расходы, связанные с реализацией настоящего постановления, производятся в пределах средств федерального бюджета, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.

Указанные расходы осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, путем предоставления денежных средств федеральным государственным учреждениям, в том числе Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При таких обстоятельствах ссылка истца в подтверждение своих доводов на Закон N 77-ЗС не обоснованна, поскольку Закон N 77-ЗС принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ежемесячная денежная выплата, введенная законом субъекта Российской Федерации и не предусматривавшаяся ранее действующим законодательством, представляет собой меру социальной поддержки, установление и определение размера которой входит в компетенцию этого субъекта (представительного органа государственной власти Алтайского края), при этом субъект Российской Федерации наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Суд так же учитывает, что с 01.01.2018 года действует Порядок предоставления ЕДВ отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденный постановлением Правительства Алтайского края от 16.04.2018 года (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка ЕДВ предоставляется тем вышедшим на пенсию специалистам государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, которым ЕДВ назначена до 01.01.2012 года.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 получает меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг как ветеран труда Алтайского края.

Требование истицы о взыскании с ответчика компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные не имущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.

Между тем, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении истцу физических и нравственных страданий действиями (бездействием) ответчика, нарушающими ее личные неимущественные права. Причинно-следственная связь между действиями ответчика и негативными последствиями для истца судом не установлена.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Троицкому району о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, обязании производить ежемесячную денежную выплату, взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Троицкий районный суд.

Председательствующий Зайцева Л.Н.