ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-287/18 от 07.02.2018 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

Дело № 2-287/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2018 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кучеренко А.Ю.,

при секретаре Дранишниковой О.С., Никитенко Д.М.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о признании недействительным отказа от исполнения контракта, признании квартиры соответствующей техническим условиям, возложении обязанности подписать акт приема-передачи жилого помещения, оплатить стоимость жилого помещения, возвратить обеспечение исполнения контракта,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в Октябрьский районный суд г. Томска с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в котором просит признать недействительным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, выраженного в решении заказчика от 20.08.2017 №б/н об одностороннем отказе; признать квартиру, расположенную по адресу: ..., соответствующей техническим условиям, содержащимся в спецификации на приобретение жилого помещения (в составе документации о проведении электронного аукциона) и заключенному между истцом и ответчиком муниципальному контракту; обязать заказчика подписать акт приема-передачи продавцом жилого помещения, расположенного по адресу: ...; обязать заказчика оплатить продавцу стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в соответствии с муниципальным контрактом, в размере 4100000 рублей; обязать заказчика вернуть продавцу обеспечение исполнения контракта в размере 208320 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что 17.07.2017 между администрацией Города Томска от имени муниципального образования «Город Томск» («Покупатель», «Заказчик») и ФИО4 («Продавец») был заключен муниципальный контракт № Ф.2017.274885 от 17.07.2017 на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы». Общая площадь, качество, технические и функциональные характеристики жилого помещения определяются разделом №1 контракта. Согласно п.1.2 контракта продавец обязуется передать в муниципальную собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта и приложения №1 к настоящему контракту «Спецификация» благоустроенное жилое помещение, находящееся по адресу: .... Передача продавцом отчуждаемого благоустроенного жилого помещения осуществляется на следующий рабочий день после заключения муниципального контракта путем предоставления покупателю возможности осуществить приемку жилого помещения. В результате осмотра 19.07.2017 приемочной комиссией жилое помещение не было принято и 20.07.2017 было вынесено решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта б\н, о чем продавец была уведомлена 10.08.2017. 11.08.2017 недостатки, указанные в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2017 продавцом были устранены, о чем приемочная комиссия была надлежащим образом уведомлена в тот же день. В ходе повторных осмотров 14.08.2017 в составе комиссии из 5 человек, 17.08.2017 в составе комиссии из 3 человек от приемки квартиры и всех комплектов ключей комиссия вновь отказалась. В ходе данных осмотров представителями покупателя были устно высказаны дополнительные претензии, не указанные в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2017. Все выявленные покупателем нарушения были устранены продавцом в срок до 20.08.2017. Поскольку покупателем не была проведена экспертиза для проверки предоставленных продавцом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, истцом был заключен договор с ООО «НТП ИНТЕХ ТГАСУ» на проведение экспертного исследования соответствия предоставленной продавцом квартиру условиям муниципального контракта. В соответствии с экспертным заключением б\н от 05.09.2017, выполненным ООО «НТП ИНТЕХ ТГАСУ» было установлено, что указанные в решении продавца об одностороннем отказе от исполнения обязательства от 20.07.2017 нарушения в квартире на момент экспертного исследования не обнаружены. Продавец имела намерение 21.08.2017 повторно обратиться в администрацию района с заявлением о подписании актов приема-передачи квартиры по вышеуказанному контракту, однако, 21.08.2017 в Единой Информационной системе было опубликовано требование №5839 от 21.08.2017 об уплате неустойки (пени, штрафа), из текста которого продавец узнала, что, по мнению покупателя, квартира, предложенная приемке, не соответствует требованиям о качестве, установленным разделом 1 контракта, а продавцом не исполнены обязательства, указанные в п.3.1.3 контракта. При этом в требовании от 21.08.2017 не указано каким именно требованиям о качестве, установленным разделом 1 контракта, жилое помещение не соответствует. По мнению истца, представителями заказчика необоснованно проведен последний осмотр квартиры до истечения 10-дневного срока, предоставленного законом для устранения выявленных нарушений. На основании изложенного, истец считает, что приемочная комиссия преднамеренно и необоснованно отказалась принимать квартиру. Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок по результатам внеплановой проверки информации, поступившей 23.08.2017 (вх. №5568) от Администрации Города Томска и содержащей сведения об участнике электронного аукциона ФИО4, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта с целью включения сведений об ФИО4 в реестр недобросовестных поставщиков, 06.09.2017 принято решение № РНП-70-73-17 по делу №03-08/91-1, в соответствии с которым во включении сведений в отношении ФИО4 в реестр недобросовестных поставщиков было отказано. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2017, по мнению истца, вынесено в нарушение Федерального закона №44-ФЗ.

Истец ФИО4, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, заявлений не представила.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца ФИО1, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что на момент подачи заявки на электронные торги и заключения муниципального контракта, вынесения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2017 недостатки в квартире, расположенной по адресу: ..., в том числе и незаконные переустройство и перепланировка имелись, однако после были устранены истцом. В подтверждение устранения недостатков истцом представлено экспертное заключение ООО «НТП ИНТЕХ ТГАСУ» от 05.09.2017, по итогам которого истец также делает вывод о том, что имеет место улучшение условий относительно указанных в техническом задании, что также допустимо в соответствии с аукционной документацией.

Представитель ответчика ФИО3, ФИО2 в судебном заседании пояснили, что с исковыми требованиями не согласны, просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, истцом были представлены недостоверные сведения при заключении контракта об отсутствии перепланировки и переустройства в квартире, на момент осмотра квартиры эти и иные выявленные недостатки не были устранены. Представитель ответчика ФИО2 представила письменный отзыв, доводы которого поддержала в полном объеме. Согласно письменному отзыву: 17.07.2017 между муниципальным образованием «Город Томск» в лице администрации Города Томска (далее - Покупатель) и ФИО4 (далее - Продавец) был заключен муниципальный контракт №Ф.2017.274885, предметом которого являлось приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 гг.» (далее -Контракт). Согласно п. 1.2 Контракта продавец обязуется передать в муниципальную собственность, а Покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта и Приложения № 1 к настоящему контракту «Спецификация» жилое помещение, находящееся по адресу: .... Согласно п.1.3., п.6.1. передача отчуждаемого благоустроенного жилого помещения осуществляется на следующий рабочий день после заключения муниципального контракта. 19.07.2017 комиссией, действующей на основании распоряжения администрации Города Томска от 14.08.2015 № р916 «О дополнительных мерах но контролю за качеством приобретаемых администрацией Города Томска жилых помещений (в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов)» (далее - Комиссия) проведено обследование данного жилого помещения, в ходе которого установлено следующее: в нарушение пункта 3 документации о проведении электронного аукциона (пунктов 1, 3, 4, 5, 7, 9, 9.1, 10, 11, 14 спецификации на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы»), а также пунктов 1.8, 1.9 Контракта: частично отсутствует на полу линолеум, стены балкона не очищены, санузел не соответствует заявленному предложению участника электронного аукциона, отсутствуют межкомнатные двери, в санузле санитарно-техническое оборудование неисправно, в кухне отсутствует раковина, смеситель, сифон; в комнате отсутствует подоконник в оконном проеме. Жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а именно: высота (от пола до потолка) комнат и кухни должна быть не менее 2,5 м. Высота внутриквартирных коридоров, холлов, передних, антресолей должна составлять не менее 2,1 м. Указанное свидетельствовало о нарушении ответчиком п. 1.8 и п. 1.9 Контракта, согласно которым продавец гарантировал соответствие передаваемой квартиры следующим характеристикам: пол - стяжка, оштукатурен; потолок оштукатурен, натяжной; стены оштукатурены, оклеены обоями; балкон в наличии; стены на балконе очищены; остекление балкона имеется; санузел: пол - стяжка, кафельная плитка; стены оштукатурены, окрашены; входная дверь — стальная. Дверь соответствует требованиям межгосударственного стандарта «Блоки дверные стальные. Технические условия» ГОСТ 31173-2003, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 20 июня 2003 г. №76; наличие межкомнатных дверей; наличие стеклопакетов. Продавец также гарантировал, что квартира соответствует техническим характеристикам, указанным в техническом паспорте. В полной комплектации исправное, санитарно-техническое оборудование в санузле: наличие унитаза, ванной, смесителя, сифона; в изолированной кухне - наличие раковины, смесителя, сифона. Наличие опломбированного с непросроченным сроком службы электросчетчика, исправной электропроводки и электрооборудования, электрической плиты с количеством конфорок 2 штук, отопительной системы, системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, приборов отопления, приборов учета горячего и холодного водоснабжения в исправном состоянии. Согласно пункту 1.9 муниципального контракта Продавец гарантировал, что передаваемая квартира характеризуется надлежащим качеством и соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Кроме того, Продавцом ненадлежащим образом исполнено обязательство, указанное в п. 3.1.3, п.6.3 Контракта по передаче документов и иных относящихся к жилому помещению принадлежностей в установленные Контрактом сроки. В частности, Продавцом, на следующий рабочий день после даты заключения контракта (17 июля 2017 года) не переданы: технический паспорт на жилое помещение, справка об отсутствии зарегистрированных граждан по месту жительства (месту пребывания) в отчуждаемом жилом помещении, справки об отсутствии задолженности по налогу на имущество, коммунальным платежам, платежам за содержание и ремонт жилого помещения, а также все комплекты ключей от жилого помещения. Таким образом, Продавцом в соответствии с пунктом 1.7 Контракта не подтверждено отсутствие задолженности по налогу на имущество, коммунальным платежам, за содержание и ремонт жилого помещения, возникшей у Продавца в связи с владением квартирой. Согласно п.3.3.1. Контракта покупатель обязан принять спорную квартиру по акту приема-передачи лишь при условии соответствия предоставляемой квартиры требованиям о качестве, предусмотренным разделом 1 контракта.

Поскольку спорное жилое помещение предъявлено истцом к сдаче в состоянии не соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и условиям муниципального контракта, покупатель обоснованно от приемки спорной квартиры отказался и в соответствии с ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 20.07.2017 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Сведения о принятом решении направлены истцу письмом от 24.07.2017 № 5040 по месту жительства заказным письмом, однако в связи с неполучением ответчиком корреспонденции и истечением срока хранения выслано обратно ответчику. 10.08.2017 письмо от 24.07.2017 № 5040 истцом получено нарочно. 11.08.2017 в адрес ответчика от истца поступило обращение, согласно которому ФИО4 уведомила об устранении недостатков жилого помещения по адресу: ..., обнаруженных в ходе обследования приемочной комиссией 19.07.2017, и заявила о готовности передать необходимые документы. 14.08.2017 и 17.08.2017 приемочная комиссия при повторных выездах обнаружила, что ранее выявленные недостатки жилого помещения истец не устранил. Несоответствие жилого помещения по адресу: ... требованиям муниципального контракта подтверждается также заключением муниципального бюджетного учреждения «Проектно-сметное бюро» на 17.08.2017 №382. П.14 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ. Согласно условиям муниципального контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются продавцу при условии надлежащего исполнения всех обязательств по настоящему контракту на банковский счет, указанный продавцом в письменном требовании, в течении 5 банковских дней со дня получения такого требования. Однако, с данного рода заявлением истец не обращался, в связи с чем, нарушенное право в этой части отсутствует.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч. 1, 10 ст. 70 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 31.12.2017) (далее - ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ) по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 94 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 9 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

В соответствии с пп. 1 ч. 15 ст.95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч.ч. 13, 14 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО4 является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., площадью 99,2 кв.м., кадастровый номер: ....

17.07.2017 между администрацией Города Томска от имени муниципального образования «Город Томск» (покупатель) и ФИО4 (продавец) был заключен муниципальный контракт №Ф.2017.274885 на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы».

Согласно п. 1.2 муниципального контракта продавец обязуется передать в муниципальную собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта жилое помещение, находящееся по адресу: .... Квартира состоит из четырех комнат общей площадью 99,2 м2, в том числе жилой площадью 70,7 м2, находится в кирпичном 3-х этажном многоквартирном доме на 2 этаже.

Пунктом 1.3 муниципального контракта предусмотрено, что передача продавцом отчуждаемого благоустроенного жилого помещения осуществляется на следующий рабочий день после даты заключения муниципального контракта путем предоставления покупателю возможности осуществить приемку жилого помещения (передача всех комплектов ключей от жилого помещения, технического паспорта на жилое помещение, разрешение супруга (супруги) на продажу жилого помещения (в случае, если жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов), разрешения органов опеки на продажу жилого помещения (в случаях, установленных действующим законодательством), справок об отсутствии зарегистрированных граждан по месту жительства (месту пребывания) в отчуждаемом жилом помещении, справок об отсутствии задолженности по налогу на имущество, коммунальным платежам, платежам за содержание и ремонт жилого помещения) и передачи покупателю акта приемки-передачи жилого помещения, подписанного продавцом.

Цена контракта составляет 4100000 рублей. Оплата производится путем перечисления денежных средств на банковский счет продавца после регистрации права собственности муниципального образования «Город Томск» на приобретенное жилое помещение в течение 30 дней со дня подписания покупателем акта приема-передачи жилого помещения (п.п. 2.1, 2.2 муниципального контракта).

П.п. 5.1, 5.1.1, 5.6 муниципального контракта установлено, что в соответствии с ч.6 ст96 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» покупателем установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 208320,00 рублей. Способ обеспечения исполнения контракта – внесение денежных средств на счет заказчика. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются продавцу при условии надлежащего исполнения всех обязательств по настоящему контракту на банковский счет, указанный продавцом в письменном требовании, в течение 5 банковских дней со дня принятия такого требования.

В соответствии с п. 5.7 муниципального контракта, в случае просрочки исполнения Продавцом обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, Покупатель обращает взыскание на денежные средства, перечисленные Продавцом в качестве обеспечения, без обращения в суд.

Согласно п.п.7.1, 7.2 муниципального контракта, настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2017. Расторжение контракта допускается в том числе в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Учитывая вышеизложенное, судом установлено, что муниципальный контракт №Ф.2017.274885 на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы» был заключен в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, результаты которого зафиксированы в протоколе №770 подведения итогов электронного аукциона №0165300010517000434 от 28.06.2017.

На основании распоряжения администрации г. Томска №р916 от 14.08.2015 «О дополнительных мерах по контролю за качеством приобретаемых администрацией Города Томска жилых помещений (в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов)» с учетом распоряжений администрации Города Томска №р146 от 20.02.2016, №р412 от 27.04.2016, №р633 от 01.06.2017, №р861 от 14.07.2017 о внесении изменений в распоряжение администрации Города Томска от 14.08.2015 №р916 создана межведомственная приемочная комиссия по приемке жилых помещений, приобретаемых для муниципальных нужд на территории муниципального образования «Город Томск».

19.07.2017 комиссией, действующей на основании распоряжения администрации г. Томска №р916 от 14.08.2015 составлен акт приемки жилого помещения, расположенного по адресу: ..., выявлены не соответствия квартиры требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и условиям муниципального контракта и (или) предусмотренной им нормативной и технической документации, а именно: частично отсутствует на полу линолеум, стены балкона не очищены, санузел не соответствует заявленному предложению участника электронного аукциона, отсутствуют межкомнатные двери, в санузле санитарно-техническое оборудование неисправно, в кухне отсутствует раковина, смеситель, сифон, жилое помещение не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10; Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

20.07.2017 администрацией Города Томска от имени муниципального образования «Город Томск» вынесено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что приемочной комиссией было установлено, что поставляемый товар (жилое помещение) не соответствует требованиям к поставляемому товару (жилому помещению), установленным законодательством Российской Федерации, документацией о закупке и условиям контракта, и, следовательно, не подлежит приемке. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления покупателем продавца об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение было получено ФИО4 лично 10.08.2017.

02.08.2017 ФИО4 также вручено письмо от 24.07.2017 №5040 «О направлении мотивированного отказа в подписании акта приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: ... в рамках заключенного муниципального контракта №Ф.2017.274885 на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы», в котором ФИО4 было сообщено, что передаваемое жилое помещение не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и условиям муниципального контракта и предусмотренной им нормативной и технической документации, и не подлежит приемке. На основании п.6.2 муниципального контракта администрация Города Томска отказывается от подписания акта приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: ....

В ответ на письмо исх. №5040 от 24.07.2017, в адрес заместителя Мэра Города Томска руководителю аппарата администрации Города, ФИО4 было направлено письмо, в котором сообщено, что недостатки, обнаруженные в ходе обследования приемочной комиссией 19.07.2017 жилого помещения по адресу: ... устранены. ФИО4 просила в соответствии с п.14 ст.95 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно входящему штампу отдела по работе с обращениями граждан администрации Города Томска №4221-ж указанное письмо поступило в администрацию Города Томска 11.08.2017.

14.08.2017 комиссией, действующей на основании распоряжения администрации Города Томска от 14.08.2015 №р916, повторно составлен акт приемки жилого помещения, расположенного по адресу: .... Комиссией установлено, что квартира не соответствует техническим характеристикам, указанным в техническом паспорте, а именно: имеется самовольная перепланировка жилого помещения: в помещениях №1- ванна и №3 – коридор согласно экспликации к плану объекта, также неисправна электропроводка, что противоречит п.1.8 Контракта; в жилых комнатах отсутствует стяжка пола, что противоречит спецификации на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы», а также п.1.8 Контракта. На основании осмотра жилого помещения комиссия решила: жилое помещение не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и условиям муниципального контракта и (или) предусмотренной им нормативной и технической документации, и не подлежит приемке.

Актом приемки жилого помещения, расположенного по адресу: ... от 17.08.2017 комиссией установлены аналогичные нарушения, на основании осмотра жилого помещения комиссия решила: жилое помещение не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и условиям муниципального контракта и (или) предусмотренной им нормативной и технической документации, и не подлежит приемке.

Несоответствие жилого помещения по адресу: ... требованиям муниципального контракта подтверждается также заключением муниципального бюджетного учреждения «Проектно-сметное бюро» на 17.08.2017 № 382, согласно которому в результате проведенного визуального обследования установлено, что при осмотре электропроводки выявлены неисправности системы, планировка квартиры не соответствует данным технического паспорта, в жилых помещениях отсутствует стяжка пола.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, от ФИО4 по вопросу осмотра квартиры по адресу: ... для её приемки комиссией в период с 18.08.2017 и позднее, в комитет жилищной политики заявлений не поступало, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2017 вступило в силу.

21.08.2017 в адрес ФИО4 было направлено требование (претензия) об оплате неустойки (штрафа, пени) №5839, согласно которому ФИО4 в силу п.4.5 муниципального контракта, а также на основании п.6 ст.34 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, в срок до 10.09.2017 необходимо уплатить неустойку (штраф) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

В материалы дела представлено подготовленное по инициативе истца экспертное заключение ООО «НТП ИНТЕХ ТГАСУ» от 05.09.2017, в котором указано, что согласно представленным документам и по результатам осмотра, квартира № ... по адресу: ..., соответствует требованиям первой части заявки на предложение участника электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы» от 17.06.2017, за исключением отделки пола помещений №3,4; отделки стен помещения №3 и сан. узлов; количества балконов: по требованиям – 1 шт., по факту – 2 шт.; согласно представленным документам и по результатам осмотра, квартира №... по адресу: ... соответствует предмету Муниципальный контракт №Ф.2017.274885 на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы за исключением отделки пола помещений №3,4; отделки стен помещения №3 и сан.узлов.

К данному экспертному заключению ООО «НТП ИНТЕХ ТГАСУ» от 05.09.2017 суд относится критически, поскольку оно не подтверждает отсутствие недостатков предмета Муниципального контракта квартиры № ... по адресу: ..., предъявляемым требованиям на момент заключения Муниципального контракта, а также на момент обследования квартиры комиссией и в срок до 15.09.2017 года.

Представляя данное экспертное заключение, истец ссылается на то, что все выявленные покупателем нарушения были устранены продавцом в срок до 20.08.2017. Кроме того, по мнению истца, по результатам проведенного экспертного заключения имеет место улучшение условий относительно указанных в техническом задании, что также допустимо в соответствии с аукционной документацией.

Суд не соглашается с данным мнением истца, так как при заключении муниципального контракта ответчиком были установлены определенные условия, которые обязан соблюсти участник аукциона, при ином толковании нарушается закон о конкуренции, так как лица, имеющие в собственности квартиру с такими же недостатками, не могли принять участие в аукционе, исходя из условий муниципального контракта. Улучшения в данном случае, при наличии недостатков, значения не имеют.

Свидетель И. в судебном заседании пояснил, что знаком с истцом ФИО4 с мая 2017 года, он помогает истцу в продаже квартиры, расположенной по адресу: .... 17.08.2017 он совместно с представителями администрации присутствовал при осмотре указанной квартиры. В ходе осмотра квартиры были выявлены недостатки, которые были отражены в акте приемки жилого помещения от 17.08.2017, однако были ли они позднее устранены истцом, не знает.

Свидетель С. в судебном заседании пояснила, что является членом комиссии, действующей на основании распоряжения администрации Города Томска от 14.08.2015 №р916 «О дополнительных мерах по контролю за качеством приобретаемых администрацией Города Томска жилых помещений (в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов)». 19.07.2017 она участвовала в осмотре квартиры, расположенной по адресу: ... При осмотре указанной квартиры в ней шел ремонт, были выявлены недостатки, а именно, не было межкомнатных дверей, не было кафеля, частично отсутствовал линолеум, не было ремонта, высота потолков не соответствовала необходимой высоте во всех помещениях, указанные нарушения были отражены в акте приемки жилого помещения от 19.07.2017. При предоставлении истцом технического паспорта, были выявлены не соответствия в виде переустройства и перепланировки. После 19.07.2017 для осмотра и приемки квартиры выезжали еще два раза: 14.08.2017 и 17.08.2017, однако истцом недостатки в жилом помещении устранены не были, акт приемки жилого помещения подписан не был. В срок после 17.08.2017 истец не приглашала комиссию для принятия жилого помещения и подписания акта приемки жилого помещения.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда нет оснований, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела. Кроме того свидетель И.. подтвердил, что не обладает информацией об устранении истцом нарушений, указанных в актах приемки жилого помещения.

Также судом установлено, что по условиям муниципального контракта, продавец гарантировала, что передаваемая квартира надлежащего качества и соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», все оборудование и элементы внутреннего устройства жилого помещения в исправном состоянии, находятся в целостности и комплектности. Ознакомившись со Спецификацией, в составе документации, и, направляя ответчику Предложение участника электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы», истец сообщила, что в квартире отсутствуют неузаконенные переустройство и перепланировка, отделка пола: стяжка, линолеум, стены балкона очищены; санузел: пол: стяжка, кафельная плитка, стены – оштукатурены, окрашены; в наличии межкомнатные двери; в полной комплектации исправное санитарно-техническое оборудование в санузле: в наличии унитаз, ванна, смеситель, сифон; в кухне в наличии раковина, смеситель, сифон, жилое помещение соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10; Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Как видно из материалов дела, пояснений сторон, данная информация не соответствовала установленным документацией о закупке требованиям к поставляемому товару, истец представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая вышеизложенное, наличие недостатков, в том числе неузаконенных перепланировки и переустройства на момент заключения контракта, моменты обследований комиссией, что в судебном заседании представителем истца не оспаривалось, а также то, что при выявленных обстоятельствах, в соответствии с пп. 1 ч. 15 ст.95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик был обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оснований для признания недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта, выраженного в решении заказчика от 20.07.2017 об одностороннем отказе, не имеется, в связи с чем, исковые требования в указной части удовлетворению не подлежат.

Рассматривая требование истца о признании квартиры по адресу: ..., соответствующей техническим условиям, содержащимся в Спецификации на приобретение жилого помещения (в составе документации о проведении электронного аукциона) и заключенному между истцом и ответчиком муниципальному контракту от 17.07.2017 №Ф.2017.274885, суд приходит к следующему.

Факт соответствия либо несоответствия квартиры предъявляемым муниципальным контрактом требованиям на момент проведения экспертизы истцом, а также в настоящее время, не имеет юридического значения при рассмотрении данного дела. После осмотра комиссией 17.08.2017, истец к ответчику для фиксации устранения недостатков не обращалась. Материалы дела не содержат доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, об устранении недостатков и соответствии квартиры требованиям муниципального контракта вплоть до 21.08.2017.

Кроме того, Спецификация на приобретение благоустроенного жилого помещения в Городе Томске в рамках подпрограммы «Расселение аварийного жилья» муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020 годы» содержит требования о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Ч. 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (ред. от 02.08.2016) (далее – Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47) оценка помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Учитывая вышеизложенное, требование истца о признании квартиры по адресу: ..., соответствующей техническим условиям, содержащимся в Спецификации на приобретение жилого помещения (в составе документации о проведении электронного аукциона) и заключенному между истцом и ответчиком муниципальному контракту от 17.07.2017 №Ф.2017.274885 отнесено, в том числе, к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не входит в полномочия судебных органов и подлежит оставлению без удовлетворения.

В силу того, что факта нарушения прав истца, как продавца, ответчиком в ходе судебного разбирательства по делу не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований об обязании заказчика подписать акт приема-передачи продавцом жилого помещения, расположенного по адресу: ..., об обязании заказчика оплатить продавцу стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в соответствии с муниципальным контрактом в размере 4100000 рублей не имеется, поскольку они являются производными от основных исковых требований, в удовлетворении которых истцу отказано.

Рассматривая исковое требование истца об обязании заказчика вернуть продавцу, обеспечение исполнения муниципального контракта от 17.07.2017 №Ф.2017.274885 в размере 208320 рублей, суд приходит к следующему.

П.п. 5.1, 5.1.1, 5.6 муниципального контракта установлено, что в соответствии с ч.6 ст96 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» покупателем установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 208320,00 рублей. Способ обеспечения исполнения контракта – внесение денежных средств на счет заказчика. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются продавцу при условии надлежащего исполнения всех обязательств по настоящему контракту на банковский счет, указанный продавцом в письменном требовании, в течение 5 банковских дней со дня принятия такого требования.

Как следует из п.5.7 муниципального контракта в случае просрочки исполнения продавцом обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, покупатель обращает взыскание на денежные средства, перечисленные продавцом в качестве обеспечения, без обращения в суд.

Согласно п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что между сторонами акт приемки-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: ... не подписан, покупателем вынесено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2017, которое вступило в силу, денежные средства в размере 208320 рублей, перечисленные истцом ответчику в счет обеспечения исполнения контракта взысканию с ответчика не подлежат, исковые требования в указанной части также подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО4 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения муниципального контракта №Ф.2017.274885 от 17.07.2017, выраженного в решении заказчика от 20.07.2017 №б/н об одностороннем отказе; о признании квартиры, расположенной по адресу: ..., соответствующей техническим условиям, содержащимся в спецификации на приобретение жилого помещения (в составе документации о проведении электронного аукциона) и заключенному между истцом и ответчиком муниципальному контракту; об обязании заказчика подписать акт приема-передачи продавцом жилого помещения, расположенного по адресу: ...; об обязании заказчика оплатить продавцу стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в соответствии с муниципальным контрактом №Ф.2017.274885 от 17.07.2017, в размере 4100000 рублей; об обязании заказчика вернуть продавцу обеспечение исполнения контракта в размере 208320 рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г. Томска

Судья: /подпись/

Копия верна.

Судья: А.Ю.Кучеренко

Секретарь: Д.М.Никитенко

«__» _____________ 20 __ года

Оригинал хранится в деле № 2-287/2018 в Октябрьском районном суде г.Томска.