ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-287/19 от 06.03.2020 Воскресенского районного суда (Нижегородская область)

Дело г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 марта 2020 года р.п. Воскресенское

Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Матвеевой А.Г., при секретаре Сорокиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в р.п. Воскресенское гражданское дело по иску Воробаевой Александры Владимировны к администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Воробаева А.В. обратилась в суд с иском к администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области, по тем мотивам, что она является ребенком-сиротой. Ее родители ФИО18 решением Воскресенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав в отношении нее и ее сестры ФИО19

Постановлением администрации Воскресенского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ они вместе с сестрой были направлены в Воскресенский детский дом, где находились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Профессиональном училище , расположенном в р.<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ год проходила обучение в Варнавинском технолого-экономическом техникуме, расположенном в <адрес>.

Согласно постановлению администрации Воскресенского района Нижегородской области в соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР за ней и ее сестрой была закреплена жилая площадь по адресу: Нижегородская область, Воскресенский район, <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Нахратовская сельская администрация Воскресенского района Нижегородской области, вынесла распоряжение , которым закрепила за ней жилую площадь <адрес>

В соответствии с актом обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе председателя ФИО9, ФИО7, ФИО8 установила, что жилое помещение, расположенное по адресу - <адрес> закрепленное за ней - не пригодно к дальнейшему проживанию в нем, так как дом требует полного капитального ремонта (крыша обвалилась, в результате упал потолок и пол, рухнула печь, коридор и двор находятся в аварийном состоянии, часть двора использована на дрова).

На момент составления акта обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, ей исполнилось только 20 лет.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, глава Нахратовской сельской администрации ФИО9 просит предусмотреть при формировании бюджета ДД.ММ.ГГГГ сумму в размере 8000 (восьми тысяч) рублей 00 копеек, необходимых для оформления документов на купленный дом для детей, оставшихся без попечения родителей - ей и ее сестре.

Информация о покупке дома ей предоставлена не была, каких-либо сведений по данному факту она не имеет. Документов по данному вопросу не подписывала. Сведения о дальнейших действиях Нахратовской сельской администрации у нее отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ было проведено повторное обследование помещения, расположенного по адресу - <адрес> закрепленного за ней. По результатам обследования были составлены Заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и Акт обследования помещения -жд.

Комиссией в составе: председателя ФИО10 и членов комиссии - ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО20. жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу по причине физического износа в процессе эксплуатации.

На момент составления заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и Акта обследования помещения -жд от ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось только 22 года.

ДД.ММ.ГГГГ, через 7 (семь) месяцев после составления заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и акта обследования помещения -жд, администрацией Воскресенского муниципального района Нижегородской области было вынесено Постановление о признании аварийным и подлежащим сносу жилого <адрес> в <адрес>, что нарушает требования установленные законодательством Российской Федерации и ее права.

В результате незаконной и необоснованной задержки вынесения администрацией Воскресенского муниципального района Нижегородской области Постановления о признании аварийным и подлежащим сносу жилого дома она не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета, так как на момент принятия вышеуказанного постановления она достигла возраста 23 лет.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области с требованием дать ответ относительно причины не включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета. На ее обращение администрацией Воскресенского муниципального района Нижегородской области был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она не включена в список детей-сирот в связи с тем, что на момент признания жилого помещения непригодным для проживания Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ она уже достигла возраста 23 лет.

ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области с обращением, в котором просила принять во внимание, что акт изаключение, на основании которых выносилось постановление были составлены еще в феврале ДД.ММ.ГГГГ, когда она не достигла возраста 23 лет и соответственно, имела право на включение в список. Данное письмо было оставлено без ответа, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд.

Считает, что она имеет право на предоставление ей жилого помещения на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области как ребенок-сирота, оставшийся без попечения родителей, и нуждающийся в предоставлении жилого помещения на территории Воскресенского муниципального района.

Просит обязать администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Воскресенского района.

В последующем истец предоставила уточнение исковых требований, в которых просит признать незаконным бездействие администрации Воскресенского района Нижегородской области о не включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилым помещением, обязать администрацию Воскресенского района Нижегородской области предоставить Воробаевой Александре Владимировне жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Воскресенского района, соответствующее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям.

В судебном заседании истец Воробаева А.В. исковые требования уточнила и просит включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области, предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области, соответствующее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям. Просит учесть, что в соответствии с актом обследования жилого помещения, закрепленного за совершеннолетним, оставшимся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия в составе председателя ФИО9, ФИО7, ФИО8 установила, что жилое помещение, расположенное по адресу - <адрес> закрепленное за ней - не пригодно к дальнейшему проживанию в нем, так как дом требует полного капитального ремонта (крыша обвалилась, в результате упал потолок и пол, рухнула печь, коридор и двор находятся в аварийном состоянии, часть двора использована на дрова). На момент составления акта обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, ей исполнилось только 20 лет.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, глава Нахратовской сельской администрации ФИО9 просит предусмотреть при формировании бюджета на 2008 год сумму в размере 8000 (восьми тысяч) рублей 00 копеек, необходимых для оформления документов на купленный дом для детей, оставшихся без попечения родителей - ей и ее сестре.

Информация о покупке дома ей предоставлена не была, каких-либо сведений по данному факту она не имеет. Документов по данному вопросу не подписывала. Сведения о дальнейших действиях Нахратовской сельской администрации у нее отсутствуют.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вновь было проведено повторное обследование помещения, расположенного по адресу - <адрес>, закрепленного за ней. По результатам обследования были составлены Заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и Акт обследования помещения -жд.

Комиссией в составе председателя ФИО10 и членов комиссии - ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО21. жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу по причине физического износа в процессе эксплуатации.

На момент составления заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и Акта обследования помещения -жд от ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось только 22 года.

ДД.ММ.ГГГГ, через 7 (семь) месяцев после составления заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и Акта обследования помещения -жд, администрацией Воскресенского муниципального района Нижегородской области было вынесено постановление о признании аварийным и подлежащим сносу жилого <адрес> в <адрес>, что нарушает требования установленные законодательством Российской Федерации и ее права.

В результате незаконной и необоснованной задержки вынесения администрацией Воскресенского муниципального района Нижегородской области постановления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, она не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета, так как на момент принятия вышеуказанного постановления она достигла возраста 23 лет.

По ее обращению прокуратурой Воскресенского района Нижегородской области была проведена проверка, в ходе которой установлено, что при решении ее вопроса по обеспечению жилым помещением в действиях администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области усмотрена волокита.

Просит учесть, что она является <данные изъяты>, имеет малолетнего ребенка 2018 года рождения, она не имеет жилое помещение в собственности.

Ответчик – представитель администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области ФИО22 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.40) в судебное заседание не явилась, представила отзыв, из которого следует, что Воробаева А.В. до ДД.ММ.ГГГГ относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Воскресенского муниципального района. Согласно распоряжению Нахратовской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними» за ней было закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> (данное жилое помещение находилось в собственности отца - ФИО23), которое согласно постановлению администрации Воскресенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ признано аварийным и подлежащим сносу по причине физического износа в процессе эксплуатации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Часть 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ говорит о том, что право на обеспечение жилыми помещениями, за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями сохраняется, а не приобретается вновь лицами, которые к данной категории уже не относятся. Таким образом право на обеспечение жилой площадью сохраняется за указанными лицами до достижения ими установленного возраста, то есть именно в пределах указанного временного срока они должны поставить вопрос о предоставлении им соответствующей меры социальной поддержки. К моменту обращения с иском Воробаевой А.В. исполнилось 29 лет, в связи с чем, она не может рассматриваться в качестве лица, имеющего право на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ, так как ею утрачено одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки. Жилищное законодательство базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, в случае наличия у гражданина, относящегося к категории детей-сирот, намерения реализовать право на получение меры социальной поддержки, он до достижения возраста 23 лет должен встать на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Воробаева А.В. в администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения 23 лет. До этого момента ею не были предприняты какие-либо действия по признанию её нуждающейся в обеспечении жильем. Истец в течение допустимого законодательством периода не была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении по причине собственного бездействия. Таким образом, права истца нарушены не были, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют (л.д.41-42).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя Министерства социальной политики Нижегородской области поступили возражения на исковое заявление (л.д.84-86).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - представитель Нахратовского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения истца Воробаевой А.В., исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованные, и они подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.25 Всеобщей декларации прав человека жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Причем, как следует из пункта 2 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована в ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях.

В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях.

Как следует из преамбулы Закона о дополнительных гарантиях и статьи , его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан» государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>.

Порядок формирования Списка установлен статьей 15.6-2 Закона -З, а также постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Согласно статье 15 Закона -З сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формируется Министерством на основании Списков, предоставляемых органами местного самоуправления.

Таким образом, гражданин может быть включен Министерством в Сводный список только на основании Списка, предоставленного органом местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом №-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющими право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Как видно из материалов дела, Воробаева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из свидетельства о рождении видно, что Воробаева Александра Владимировна родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее отцом записан Воробаев Владимир Алексеевич, матерью – Воробаева Любовь Николаевна (л.д.49, 158).

Решением Воскресенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители ФИО24 были лишены родительских прав в отношении нее и ее сестры ФИО25 (л.д.11, 48).

Постановлением главы администрации Воскресенского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ФИО26 направлены в Воскресенский детский дом. В соответствии со ст.60 ЖК РСФСР закреплена за несовершеннолетними ФИО27 жилая площадь по адресу: <адрес><адрес> (л.д.13).

Распоряжением главы Нахратовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ-Р за несовершеннолетней ФИО28 закреплена жилая площадь в размере 27 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.14).

Актом обследования жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение, расположенное по адресу - <адрес> закрепленное за ней - не пригодно к дальнейшему проживанию в нем, так как дом требует полного капитального ремонта (крыша обвалилась, в результате упал потолок и пол, рухнула печь, коридор и двор находятся в аварийном состоянии, часть двора использована на дрова) (л.д.15-16).

В связи с тем, что жилой дом находился в аварийном состоянии Нахратовская сельская администрация обратилась с заявлением к главе местного самоуправления администрации Воскресенского района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ о выделении денежных средств в размере 8000 рублей для приобретения жилого дома для детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО29. (л.д.17).

В п.4 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующий с ДД.ММ.ГГГГ) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным, при этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Одним из таких обстоятельств является признание жилого помещения не пригодным для постоянного проживания (подп.2 п.4 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ).

Из материалов дела усматривается, что заключением о признании жилого помещения пригодным (не пригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ-жд, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу по причине физического износа в процессе эксплуатации (л.д.18).

Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ-жд установлено, что жилые помещения дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> угрожают безопасности проживания граждан из-за угрозы обрушения строительных конструкций. Жилой дом признается аварийным и подлежащим сносу (л.д.19).

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> признан аварийным и подлежащим сносу по причине физического износа в процессе эксплуатации (л.д.20).

Воробаева А.В. обращалась к главе администрации Воскресенского муниципального района с заявлением о том, по какой причине ее не включили в список детей - сирот оставшихся без попечения родителей (л.д.126).

Согласно ответу главы администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ней было закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес> (данное жилое помещение находилось в собственности отца – ФИО30). На момент признания жилого помещения по вышеуказанному адресу не пригодным для проживания она достигла возраста 23 лет поэтому, не была включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета (л.д.124-125).

Однако согласно материалам надзорного производства ж-2016 прокуратуры Воскресенского района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ Воробаева А.В. обратилась в прокуратуру Воскресенского района Нижегородской области с заявлением о проведении прокурорской проверки деятельности администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области по факту нарушения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.201-211).

В ходе проведения проверки установлено, что в действиях администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области усматривается волокита при решении вопроса Воробаевой А.В..

Прокуратура Воскресенского района Нижегородской области пришла к выводу о том, что органами местного самоуправления района были допущены нарушения законодательства: дом, принадлежащий родителям Воробаевой А.В., закреплен за ней необоснованно, она своевременно не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чем были нарушены ее права.

В настоящее время устранить имевшие место нарушения не представляется возможным, сроки привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности истекли, поэтому оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется (л.д.212-214).

Вместе с тем судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав на объекты недвижимого имущества за Воробаевой А.В. (л.д.183).

Согласно справке Нахратовского сельсовета Воскресенского муниципального района Нижегородской области Воробаевой А.В. на территории сельсовета жилье не выделялось и не предоставлялось.

Как видно из материалов дела Воробаева А.В. является <данные изъяты> (л.д.169), имеет малолетнюю дочь, 2018 года рождения (л.д.170).

Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на ДД.ММ.ГГГГ, не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N -ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N -ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от возраста указанных лиц.

В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться и то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона № ФЗ, до ДД.ММ.ГГГГ, на учете как нуждающиеся в жилье.

С принятием Федерального закона № -ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

До ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Однако это не означало, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следовало отказывать в праве на получение жилого помещения.

Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № -ФЗ в редакции Федерального закона №-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Отсюда следует, что бездействие органов местного самоуправления, послужило причиной Воробаевой А.В. пропуска установленного законодательством срока постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет, что документально подтверждено в судебном заседании, в связи с чем, является достаточным основанием для признания уважительными причинами пропуска данного срока.

При таких обстоятельствах, разрешая возникший спор, суд, приходит к выводу о том, что Воробаева А.В., не была поставлена на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих внеочередному обеспечению жильем, не реализовала принадлежавшее ей право на обеспечение жилым помещением по независящим от нее причинам.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статьи 39, 40 Конституции РФ предполагают создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Поскольку Воробаева А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, поэтому она имеет право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантий, к числу которых относится обеспечение жилым помещением, предусмотренное статьей 8 данного закона.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Поскольку в силу вышеуказанной статьи стороны имели равные возможности по представлению доказательств, то суд, принимая решение, исходит из имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, предоставленные истцом доказательства по делу не вызывают у суда сомнений, поскольку они оценены судом как относимые, допустимые, достоверны в отдельности, достаточны и взаимосвязаны в их совокупности.

При таких обстоятельствах необходимо включить Воробаеву А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями жилыми помещениями на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области.

Руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Воробаевой Александры Владимировны удовлетворить.

Включить Воробаеву Александру Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано или внесено представление в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в его окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ через Воскресенский районный суд Нижегородской области.

Судья А.Г. Матвеева