ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-287/20 от 28.05.2020 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0015-01-2020-000070-30

Дело № 2-287/2020

Мотивированное решение составлено 28.05.2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2020 года г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Емашовой Е.А., при секретаре судебного заседания Жигаловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хризотил» о признании незаконными действий по расчету стоимости коммунальных услуг на обще домовые нужды и компенсации морального вреда,

У с т а н о в и л :

Истец ФИО1 обратилась в Асбестовский городской суд с иском к ООО «Хризотил» о признании незаконными действий по определению и установлению размера платы за потребленные коммунальные услуги, за непотребленные коммунальные услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оснащенном приборами учета, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества с *Дата*, указав, что с *Дата* является собственником жилого помещения – квартиры *Номер*, расположенной в многоквартирном *Адрес*. С *Дата* управляющей организацией многоквартирного *Адрес* является ООО «УК Хризотил». С *Дата* ООО «УК Хризотил» в платежных документах, подлежащих оплате, в том числе, предъявляет отдельной строкой оплату за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД: холодная вода (куб.м), электрическая энергия (кВт), горячая вода (нос) (куб.м), горячая вода (наг) (Гкал), отведение сточных вод (куб.м), рассчитанные по нормативам с применением повышающих коэффициентов. Истец указывает, что в нарушение ч.1 ст. 157 ЖК РФ, п.4.4 Договора управления МКД от *Дата* ООО «УК Хризотил» с *Дата* незаконно определяет и устанавливает плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды при наличии приборов учета: холодная вода, электрическая энергия, не по фактическому потреблению: как разница между показаниями общедомовых приборов учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета потребленных коммунальных ресурсов, а по нормативам, с применением повышающих коэффициентов. Незаконное применение нормативов на соответствующие коммунальные ресурсы в платежных квитанциях ООО «УК «Хризотил» обозначает буквой «Н» - «норматив». Также ООО «УК Хризотил» незаконно устанавливает и предъявляет к оплате коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, которые не приобрела у РСО, и которые не потреблялись при использовании и содержании общего имущества в МКД: горячая вода (нос), горячая вода (наг), отведение сточных вод в целях содержания общего имущества.

Как указывает истец в исковом заявлении, в анкете ГИС ЖКЗ указаны: название ресурсоснабжающей организации, виды коммунальных услуг, предназначенные на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, единицы измерения нормативов потребления услуги на общедомовые нужны за расчетный период:

стр. № 7,8 – «отопление», РСО - МУП «Горэнерго», Норматив потребления коммунальной услуги» Отопление на ОДН» - не предусмотрен, составляет -0,00000 Гкал. Деятельность РСО МУП «Горэнерго» направлена на поставку тепловой энергии для нужд ГВС (Гкал) и тепловой энергии – отопление (Гкал). РСО МУП «Горэнерго» не может предоставлять коммунальную услугу - горячая вода (наг) при содержании общего имущества в МКД, который незаконно предъявляет ООО «УК Хризотил» в платежных документах. Нагрев воды в доме производится водонагревателем, входящим в состав общего имущества в МКД.

- стр. № 9 «Электрическая энергия», РСО «Свердловский филиал ОАО «Энергосбыт Плюс». Указан норматив потребления «электроэнергия на ОДН»- 5,50000 квт*ч/кв.м общ. имущества в месяц. (данный норматив не верен). Норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД на территории Свердловской области для МКД, не оборудованных лифтами и электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения составляет 1,96 кВт*ч в месяц на 1 кв.м общей площади, входящих в состав общего имущества в МКД.

- стр. № 13 «Горячее водоснабжение». Поставщик коммунальной услуги - УК «Хризотил», норматив потребления коммунального ресурса на общедомовые нужны - графа не заполнена.

- стр. №15 «Холодное водоснабжение». РСО - ЗАО «Водоканал». Указан неверный норматив потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды -0,03600 куб.м в месяц на 1 кв.м общ. имущества, который применяла ООО «УК «Хризотил». В Постановлении РЭК Свердловской области от 31.05.2017 г., приложение «2 пункт 2, норматив потребления на холодное водоснабжение на общедомовые нужды в МКД с централизованным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, с общей площади помещения в МКД – 2622,8 кв.м составляет- 0,03500 куб.м. в месяц на 1 кв.м общего имущества.

Деятельность РСО ЗАО «Водоканал» направлена на поставку в МКД коммунального ресурса - холодная вода, и не может предоставлять коммунальный ресурс горячая вода (нос) (куб.м) на общедомовые нужды при содержании общего имущества в МКД, который ООО «УК Хризотил» незаконно предъявляет к оплате в платежных документах.

- стр. №17 «Водоотведение». РСО - ЗАО «Водоканал», норматив на общедомовые нужды - 0,00000 куб.м. Норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды не предусмотрен.

В МКД по *Адрес* отсутствуют отдельные стояки внутридомовых инженерных систем, водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование водоотведения в местах общего пользования (в подъездах), которое позволяло бы использовать его для отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД и вести учет фактического потребления коммунального ресурса.

ООО «УК Хризотил» незаконно, путем сложения двух коммунальных ресурсов- горячая вода (нос) (куб.м), которую не предоставляла собственникам и не приобрела у РСО ЗАО «Водоканал» и холодная вода (куб.м) РСО «Водоканал», получает мифический коммунальный ресурс-отведение сточных вод в целях содержания общего имущества (куб.м) и незаконно предъявляет его к оплате с *Дата*

На сайте ГИС ЖКХ ООО «УК Хризотил» не указаны договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, предназначенных на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества в МКД, что подтверждает - соответствующий коммунальный ресурс на общедомовые нужны не приобретался.

С 01.10.2014 г. и по настоящее время Перечень работ и услуг по управлению и содержанию общего имущества в МКД по *Адрес* не изменялся. Собственники жилых помещений не заявляли ООО «УК Хризотил» выполнить дополнительные работы, услуги, увеличивать их объем и периодичность. Предоставляемые ООО «УК Хризотил» работы, услуги по управлению и содержанию общего имущества в МКД не превышают минимальный Перечень работ и услуг, утвержденный общим собранием собственником и отраженный в Приложении 1 к Договору управления МКД от 01.10.2014 г. Экономически обоснованных расчетов с указанием превышения объемов работ и услуг, увеличении периодичности работ и услуг по управлению и содержанию общего имущества в МКД, ООО «УК Хризотил» не представляла собственникам жилых помещений, как того требует Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 г. № 31.

Также истец ссылается на положения закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя», полагает, что ей, как потребителю коммунальных услуг, неправомерными действиями ответчика причинен моральный вред.

Истец просит:

признать незаконными действия ООО «УК Хризотил» по определению и установлению размера платы за потребленные коммунальные услуги холодная вода и электрическая энергия не по показаниям приборов учета, а по нормативам с повышающим коэффициентом, за не потребленные коммунальные услуги горячая вода (нос), горячая вода (наг), отведение сточных вод на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оснащенном индивидуальными приборами учета, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества с 01.01.2017 г.;

обязать ООО УК Хризотил выплатить в пользу истца денежные средства в размере 300 рублей за понесенные расходы по оплате государственной пошлины;

обязать ООО УК Хризотил выплатить истцу компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 руб.

Истец в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, предоставила подробные письменные пояснения по иску, также указала, что коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, такие как: холодная вода и электрическая энергия, могут начисляться по нормативу, но с учетом того, что в МКД установлены общедомовые приборы учета, ответчик, хотя бы один раз в год должен производить перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, как указано с ч.9.2 ст.156 ЖК РФ, кроме этого, полагает, что начисление платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, при использовании и содержании общего имущества в МКД, такие как: горячая вода – носитель, горячая вода – нагрев, отведение сточных вод, производится ответчиком неправомерно, так как конструктивные особенности дома – закрытая система горячего водоснабжения с установкой бойлера в подвале МКД и отсутствие отдельных стояков внутридомовых инженерных систем, водоразборных устройств и санитарно-техническое оборудование водоотведения в местах общего пользования (в подъездах), которое позволяло бы использовать его для отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, не позволяют оказывать эти услуги, и соответственно они ответчиком не оказываются, как и иными организациями, и следовательно оплате не подлежат. Указанные коммунальные услуги уже оплачены каждым собственником (нанимателем) в составе коммунальной услуги, рассчитанной по каждой квартире отдельно.

Представитель ответчика ООО «УК Хризотил - ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что расчет услуг по общедомовым приборам учета возможен только после того, как такое решение примут собственники многоквартирного дома на общем собрании, в виду отсутствия такого решения, начисления производятся по нормативу. Относительно коммунальных услуг на общедомовые нужды: горячая вода – носитель, горячая вода – нагрев, отведение сточных вод, пояснил, что указанные услуги фактически оказываются, так как конструктивные особенности спорного МКД позволяют это делать. Для приготовления горячей воды используются такие ресурсы как «холодная вода» и «тепловая энергия», которые приобретаются соответственно у АО «Водоканал» и МУП «Горэнерго» по договорам, водоотведение оплачивается также по отдельному договору с АО «Водоканал». Соответственно данные услуги подлежат оплате собственниками многоквартирного дома.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Горэнерго», в судебное заседание не явился, направил мнение по иску.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Водоканал», в судебное заседание не явился, направил мнение по иску, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «ЭнергосбытПлюс», в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковые требования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Расчетный центр Урала», в судебное заседание не явился, направил мнение по иску, просил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. (ч.4 ст. 154 ЖК РФ)

В силу положений ч. 9.1, ч. 9.2. и ч.9.3 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ, управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией, заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.

Согласно п. 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что истец – ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры *Номер*, расположенной в многоквартирном доме № *Номер**Адрес*, площадь квартиры составляет 45,7 кв.м.

Площадь мест общего пользования составляет 274 кв.м., площадь жилых помещений в МКД – 2622,8 кв.м.

С 01.10.2014 управляющей организацией многоквартирного дома *Номер* по *Адрес* является ООО «УК Хризотил».

С 01.01.2017 г. ООО «УК Хризотил» в платежных документах, подлежащих оплате, в том числе, предъявляет оплату за коммунальные услуги (ресурсы) на общедомовые нужды, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД: холодная вода (куб.м) за весь оспариваемый период (с 01.01.2017 по 31.12.2019 года); электрическая энергия (кВт) за весь оспариваемый период (с 01.01.2017 по 31.12.2019 года); горячая вода (нос) (куб.м) за весь оспариваемый период (с 01.01.2017 по 31.12.2019 года); горячая вода (наг) (Гкал) за периоды с 01.01.2017 по 31.03.2017 года, с 01.12.2017 по 31.12.2019 г.; отведение сточных вод (водоотведение) (куб.м) за период с 01.06.2017 по 31.1.2019 года).

В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

В силу пункта 29 Правил расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе оплату расходов на оплату холодной воды, горячей воды, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что плата за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению при их использовании для содержания общего имущества в МКД подлежит начислению только в случае, если конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов.

Факт того, что конструктивные особенности спорного МКД предусматривают возможность потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при содержании общего имущества, истцом не оспаривается.

Объем коммунального ресурса – холодная вода, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за весь оспариваемый период конкретным потребителем, согласно предоставленных квитанций, составлял:

за январь 2017 г., с мая 2017 г. по март 2018 г., с июля 2018 года по августа 2018 г., с февраля 2019 г. по декабрь 2019 г. - 0,1719 куб.м., объем потребления «Н» - норматив;

с февраля 2017 года по апрель 2017 - 0,1957 куб.м., объем потребления «Н» - норматив,

с апреля 2018 г. по июнь 2018 г., с сентября 2018 по январь 2019 года - 0,1528 куб.м., объем потребления «Н» - норматив.

Постановлением РЭК Свердловской области от 31 мая 2017 г. № 39-ПК утверждены, с применением расчетного метода, нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области согласно Приложению № 2.

Из указанного выше Приложения № 2 следует, что в многоквартирных домах с централизованным холодным водоснабжением, нецентрализованным горячим водоснабжением (в случае самостоятельного производства исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по горячему водоснабжению), водоотведением (п.8) при коэффициентах от 2,2 до 2,4 (общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, кв. метр на 1 человека, проживающего в многоквартирном доме (274/количество проживающих в доме в месяц (указано в каждой квитанции) норматив в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме холодной воды составлял 0,041, куб.м.; при коэффициенте от 2,5 до 2,7 – соответственно 0,036 куб.м.; при коэффициенте от 2,8 до 3,2 – соответственно 0,032 куб.м.

В соответствии с указанными нормативами по формуле № 15 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», был произведен расчет объема коммунального ресурса – холодная вода, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме конкретным потребителем, в частности ФИО1 Указанный расчет судом проверен по каждой квитанции за спорный период, является верным. Факта применения повышающего коэффициента судом не установлено.

Однако, согласно мнения по иску АО «Водоканал» от 13.04.2020 г., начисление платы ООО «УК «Хризотил», за холодное водоснабжение и водоотведение по адресу: *Адрес*, производится на основании показаний общедомового прибора учета холодной воды, ООО УК «Хризотил» ежемесячно снимает и передает показания общедомового прибора учета воды в адрес АО «Водоканал» в срок до 21 числа. К мнению приложен акт приемки общедомового учета узла холодной воды на коммерческий учет от 14.08.2018 г.

Кроме этого, согласно информации, размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ (http://reformagkh.ru), в анкете многоквартирного дома по адресу: *Адрес*, в форме 2.1. Общие сведения о многоквартирном доме – Общедомовые приборы учета указано, что в многоквартирном доме имеется прибор учета холодного водоснабжения, дата ввода в эксплуатацию – 22.08.2012 г.; дата поверки/замены прибора учета 29.08.2024 г.

Согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на 01.01.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

С 10.08.2017 г. п. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Поскольку объект потребления (многоквартирный дом) оборудован ОДПУ, следует проводить перерасчет размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно требование истца, в части признания неправомерными действий ответчика по начислению коммунальной услуги «холодное водоснабжение при содержании общего имущества» за период с 01.09.2017 года по 31.12.2019 года без проведения перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, являются законными и обоснованными.

Относительно исковых требований истца в части признания неправомерными действий ответчика по начислению коммунальной услуги «электроснабжение для нужд СОИ» за период с 01.01.2017 года по 31.12.2019 года с применением повышенного объема услуги и без проведения перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, суд приходит к следующим выводам.

Факт того, что конструктивные особенности спорного МКД предусматривают возможность потребления коммунальной услуги «электроснабжение при содержании общего имущества», истцом не оспаривается.

Объем коммунального ресурса – электрической энергии, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за весь оспариваемый период конкретным потребителем, согласно предоставленных квитанций, составлял:

за период с января 2017 г. по май 2017 г. – 14.3226 кВТ, с июня 2017 г. по август 2018 г. – 9,3575 кВТ, с сентября 2018 г. по - 34,1615 кВТ.

Постановлением РЭК Свердловской области от 31 мая 2017 г. № 39-ПК утверждены, с применением расчетного метода, нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области согласно приложению № 1.

Из указанного выше Приложения № 1 следует, что в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (п.1) установлен норматив потребления, кВт.ч в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 1,96 кВТ.

В соответствии с указанными нормативами по формуле № 15 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», был произведен расчет объема коммунального ресурса – электрической энергии, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме конкретным потребителем, в частности ФИО1

В квитанциях за период с 01.01.2017 года по 31.05.2017 года установлено начисление платы с применением повышенного объема услуги (1,96х274х45,7/2622,8 =9,3575), в квитанциях указан объем – 14.3226 кВТ. Ответчиком не указано, в соответствии с какими нормативными актами производилось начисление, в связи с чем применен и какой именно повышающий коэффициент.

Расчет по остальным квитанциям за спорный период также судом проверен, является верным. Факта применения повышающего коэффициента в иные периоды судом не установлено.

Судом принят во внимание довод ответчика о том, что с сентября 2018 г. значительно увеличился объем данного ресурса в связи с тем, что увеличилась площадь помещений общего имущества, за счет площади подвала, ранее не включенной в расчет, с 274 кв.м. до 1000,3 кв.м., что также подтверждается письмом от 21.09.2018 г., приложенным к отзыву на исковое заявление третьего лица АО «Расчетный центр Урала», техническим паспортом на жилой дом.

Однако, довод ответчика о том, что отсутствует необходимость производить перерасчет по общедомовым приборам учета судом отклоняется.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ (http://reformagkh.ru), в анкете многоквартирного дома по адресу: *Адрес*, в форме 2.1. Общие сведения о многоквартирном доме – Общедомовые приборы учета указано, что в многоквартирном доме имеется прибор учета электроснабжения, дата ввода в эксплуатацию – 17.03.2010 г.; дата поверки/замены прибора учета 15.09.2020 г.

Из мнения по иску АО «ЭнергосбытТ Плюс» от 15.04.2020 г., следует, что между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ответчиком имеются договорные отношения, заключен Договор энергоснабжения *Номер* от *Дата*, в приложении которого значится и МКД, расположенный по адресу: *Адрес*. На данном МКД установлен двух зонный общедомовой прибор учета электроэнергии (далее ОДПУ), тип СТЭ 561 № 869807, класс точности 0,5 коэффициент трансформации 200/5(40), т.е. фактический расход определенный по формуле: конечные показания по ОДПУ минус начальные и результат умножается на коэффициент трансформации 40 и получается фактический объем потребленной энергии по данному дому. По договору энергоснабжения *Номер* от *Дата* ООО «Хризотил» выставляется объем потребленной электроэнергии, зафиксированный сетевой организацией АО «Облкоммунэнерго» (рассчитанный вышеуказанным образом), за минусом объема потребленной электроэнергии жилыми помещениями, за которые производится оплата потребителями непосредственно АО «ЭнергосбыТ плюс».

Однако, из пояснений представителя ответчика и информации содержащейся в квитанциях следует, что начисление потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по нормативу, перерасчеты не производятся.

Как установлено пп. "а" п. 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, определение объемов коммунальных ресурсов, подлежащих покупке управляющими организациями в каждом расчетном периоде, непосредственно зависит от объемов коммунальных услуг, потребленных в многоквартирном доме в соответствующем расчетном периоде.

Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 от 6 мая 2011 года в установленных ими случаях обязывают исполнителя коммунальных услуг производить перерасчеты объемов коммунальных услуг, потребленных в отдельных жилых помещениях в прошедшие расчетные периоды, результатом таких перерасчетов является соответствующее уменьшение или увеличение разницы в объемах коммунальных ресурсов, измеренных ОПУ и потребленных в помещениях в многоквартирном доме в том расчетном периоде, за который произведены перерасчеты. Для случая определения объемов коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в многоквартирном доме, оборудованном ОПУ, очевидно, что изменение объемов коммунальных услуг, потребленных в помещениях многоквартирного дома, несомненно приводит к соответствующему изменению объемов коммунальных ресурсов.

Исходя из порядка определения объемов коммунальных услуг, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 от 6 мая 2011, при определении объемов коммунальных ресурсов по формуле, приведенной в пп. "а" п. 21.1 Правил № 124, ресурсоснабжающая организация обязана при расчете показателя Vпотр учитывать тот объем коммунальных услуг, который считается потребленным потребителями в каждом расчетном периоде в соответствии с порядком его определения, установленным Правилами № 354, а следовательно с учетом перерасчетов объемов коммунальных услуг, проведенных ресурсоснабжающей организацией как исполнителем коммунальных услуг, за соответствующий расчетный период, в том числе в случаях, когда такой расчетный период признается прошедшим относительно расчетного периода, в котором проводится перерасчет. Соответственно, если Vпотр в каком-либо расчетном периоде был определен исходя из объемов коммунальных услуг, которые в последующие расчетные периоды подлежат изменению в соответствии с Правилами № 354, то такие изменения должны быть учтены в целях перерасчетов (корректировки) Vсои (в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) в соответствующих расчетных периодах.

Таким образом, поскольку объект потребления (многоквартирный дом) оборудован ОДПУ, следует проводить перерасчет размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно требование истца, в части признания неправомерными действий ответчика по начислению коммунальной услуги «электроснабжение для нужд СОИ» за период с 01.09.2017 года (в соответствии с п. 9.2. ст. 156 ЖК РФ в новой редакции) по 31.12.2019 года без проведения перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, являются законными и обоснованными.

Также истцом заявлены требования о неправомерном начислении расходов на оплату «горячая вода – носитель», «горячая вода – нагрев» и «водоотведение», потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, так как конструктивные особенности многоквартирного дома не предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

Суд не соглашается с доводами истца по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2); транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (пункт 26); централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28).

Согласно части 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

В силу части 1 статьи 11 Закона N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях обеспечения водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем водоотведения, заключают договоры по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения водоотведения.

Из пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, следует, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

Положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников помещений возложена обязанность по содержанию жилого помещения, а также обязанность по внесению платы за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе и плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановление региональной энергетической комиссии N 40-ПП от 31.05.2017, содержит разделение многоквартирных домов на имеющие централизованное водоотведение (п. 1, 2, 3, 6, 8) и без централизованного водоотведения (п. 4, 5, 9), что говорит о применении в расчетах с потребителями утвержденных регулятором нормативов отведения сточных вод, а также о возникновении обязанности у истца по оплате отведенных сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату отведения сточных вод в целях содержания общего имущества применяются с 01 января 2017 года.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354) установлено, что потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по водоотведению, то есть отведению сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе (пункт 5 Правил № 491).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГИС ЖКХ (http://reformagkh.ru), в анкете многоквартирного дома по адресу: *Адрес*, в форме 2.1. Общие сведения о многоквартирном доме – Инженерные системы указано, что в многоквартирном доме имеется центральная система водоотведения.

В мнении по иску от 13.04.2020 г., представитель АО «Водоканал» сообщил, что между АО «Водоканал» и ООО «УК Хризотил» заключен договор на водоотведение от *Дата**Номер*, АО «Водоканал» предоставляет коммунальные услуги водоотведение, в том числе на содержание общедомового имущества.

Таким образом, из материалов дела следует, что конструктивные особенности спорного МКД предусматривают возможность потребления коммунальной услуги «водоотведение» при содержании общего имущества.

Относительно системы «горячего водоснабжения», коммунальных услуг «горячая вода – носитель» и «горячая вода – нагрев», ни истец, ни ответчик не оспаривают, что в рассматриваемом многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, система закрытая, в подвале дома установлен «бойлер», коммунальная услуга по горячему водоснабжению производится самостоятельно с использованием коммунальных ресурсов «холодная вода» и «тепловая энергия».

Также в письме ООО «УК «Хризотил», направленном в АО «РЦ Урала» 08.12.2017 г., указано, что в данном МКД имеются стояки неизолированные, полотенцесушителей нет, а в письме от 26.06.2017 г. просили учитывать следующие параметры МКД: МКД с централизованным холодным водоснабжением, нецентрализованным горячим водоснабжением (в случае самостоятельного производства исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по горячему водоснабжению), водоотведением, не оборудованном лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.

Из имеющего в материалах дела мнения по иску МУП «Горэнерго» МО «Город Асбест» от 10.04.2020 г. следует, что МУП «Горэнерго» не оказывает собственникам жилого дома *Номер**Адрес* услугу горячего водоснабжения, так как горячее водоснабжение данного дома производится посредством водоподогревателя, установленного в подвале данного многоквартирного дома. МУП «Горэнерго» поставляет тепловую энергию в теплоносителе для использования в процессе нагрева воды в общедомовом водоподогревателе с зоной ответственности – до стены многоквартирного дома. В данном случае, так как производство коммунального ресурса (горячая вода), осуществляется исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловая энергия и холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды, в связи с чем МУП «Горэнерго» производит начисление и предъявляет к оплате ООО «УК «Хризотил» тепловую энергию для подогрева холодной воды в целях содержания общего имущества в МКД.

Согласно п. 12 ст. 2 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

В части 6 ст. 31 названного Закона предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В спорном МКД отсутствует централизованное горячее водоснабжение. Данный факт истцом не оспаривается. Приготовление горячей воды в данном доме осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений (бойлера), следовательно, в рассматриваемом случае в доме применяется закрытая система горячего водоснабжения.

Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем, объем их обязательств перед ресурсоснабжаемыми организациями по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.

Разделом 4 приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрен расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В соответствии с п. 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.

Из формулы 20.2. Правил N 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема горячей воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды (произведение удельного расхода коммунального ресурса на подогрев воды на соответствующий тариф и на объем горячей воды на общедомовые нужды).

По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячая вода), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими РСО должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.

Соответственно указанные услуги должны оплачиваться конечным потребителем, в том числе и истцом.

Таким образом, суд считает, что заявленные истцом требования о признании незаконными действия ООО «УК Хризотил» по начислению коммунальных услуг «водоотведение для содержании общего имущества», «горячее водоснабжение – носитель для содержания общего имущества», «горячее водоснабжение – нагрев для содержания общего имущества» за период с 01.01.2017 года по 31.12.2019 года, неправомерны, в удовлетворении которых надлежит отказать.

Истцом, со ссылкой на положения закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя», было заявлено требование о компенсации морального вреда, так как ей, как потребителю коммунальных услуг, неправомерными действиями ответчика причинен моральный вред.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсации подлежит моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе. Такая компенсация при нарушении имущественных прав предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Так, статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, законом установлена презумпция причинения морального вреда потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) предусмотренных законами и иными правовыми актами Российской Федерации прав потребителя, в связи с чем, потерпевший освобожден от необходимости доказывания в суде факта своих физических или нравственных страданий. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 16 октября 2001 года.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 149 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель несет гражданско-правовую ответственность за моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими правилами.

На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 151, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., в связи с нарушением ответчиком прав потребителя.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает все обстоятельства дела, степень вины ответчика в нарушении прав истца как потребителя, отсутствие физических страданий у приобретателя услуги, претерпевание им нравственных страданий в виде переживаний, отсутствие тяжких последствий нарушения производителем услуги прав приобретателя услуги.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Однако в данном случае, понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей возмещению со стороны ответчика не подлежат, так как так как от уплаты государственной пошлины истец была освобождена на основании… Указанная сумма подлежит возврату истцу на основании отдельного определения о возврате излишне оплаченной государственной пошлины.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 450 руб. (одно требование неимущественного характера было удовлетворено в полном объеме, а второе в части), так как истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подп. 4 п. 2 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворит частично.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хризотил» по начислению коммунальной услуги «холодное водоснабжение при содержании общего имущества» за период с 01.09.2017 года по 31.12.2019 года без проведения перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета неправомерными.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хризотил» по начислению коммунальной услуги «электроснабжение водоснабжение для нужд СОИ» за период с 01.01.2017 года по 31.05.2017 года с применением повышенного объема услуги неправомерными, а также признать неправомерными действия по начислению коммунальной услуги «электроснабжение для нужд СОИ» за период с 01.09.2017 года по 31.12.2019 года без проведения перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хризотил» в пользу ФИО1 потребителю коммунальных услуг компенсацию морального вреда в размере 3 (три тысячи) рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хризотил» о признании незаконными действий по начислению коммунальных услуг «водоотведение для содержании общего имущества», «горячее водоснабжение – носитель для содержания общего имущества», «горячее водоснабжение – нагрев для содержания общего имущества» за период с 01.01.2017 года по 31.12.2019 года, отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хризотил» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 450 (четыреста пятьдесят) рублей 00 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Судья

Асбестовского городского суда Е.А. Емашова