Дело 2-287/2014
Мотивированное решение составлено 10 июня 2014 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2014 года г. Заозерск Мурманской области Кольский районный суд Мурманской области ( постоянное судебное присутствие в ЗАТО гор. Заозерске) в составе:председательствующего судьи Ивашко Г.В., при секретаре Шабуровой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пилипенко Н.А. к войсковой части <данные изъяты> и Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области об установлении процентной надбавки к должностному окладу за квалификацию,
УСТАНОВИЛ:
Пилипенко Н.А. обратился в суд с иском к войсковой части <данные изъяты> и Управлению финансового обеспечения Минобороны РФ по Мурманской области об установлении процентной надбавки к должностному окладу. В обоснование исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает <данные изъяты> и ему производилась компенсационная выплата к тарифной ставке в размере 25% за квалификацию. ДД.ММ.ГГГГ работодателем был издан приказ № « Об отмене компенсационной выплаты к должностному окладу за квалификацию <данные изъяты>». Считая свои права на вознаграждение за труд нарушенными, просит обязать ответчика в/ч <данные изъяты> установить с ДД.ММ.ГГГГ процентную надбавку к должностному окладу за квалификацию в размере 25% должностного оклада, а УФО МО РФ по Мурманской области – обязать производить выплату указанной надбавки с ДД.ММ.ГГГГ.
В возражении на иск Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области просит в иске отказать, так как выплата за квалификацию водителям пожарных машин Приказом МО РФ № 555, регулирующим оплату труда в воинских частях, не предусмотрена. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок обращения в суд, так как об отмене выплаты за квалификацию истец был уведомлен в ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Пилипенко Н.А. исковые требования поддержал. Пояснил, что имеет право на компенсационную выплату к окладу в размере 25%, поскольку тип управляемых им транспортных средств определен как « грузовой автомобиль». Представил расшифровку параметров автомобилей <данные изъяты>.
Представители ответчика воинской части <данные изъяты> ФИО1 и ФИО2 просили в иске отказать, так как истец управляет специальной машиной – <данные изъяты>. При приеме на работу истцу действительно была установлена надбавка 25% за квалификацию с учетом базового грузового шасси управляемых истцом <данные изъяты>. По указанию Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области надбавка за квалификацию была отменена.
Представитель ответчика Управления финансового обеспечения Минобороны РФ по Мурманской области ФИО3 просила в иске отказать, так как истец принят на работу <данные изъяты>, а не грузовой машины. С учетом трудовой функции водителя пожарной машины истцу был установлен <данные изъяты> разряд по ЕТКС как водителю специального пожарного автомобиля, а не <данные изъяты> разряд, как водителю грузовой машины.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включает в себя доплаты и надбавки компенсационного характера и стимулирующего характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 Трудового кодекса РФ).
Согласно приказу Минобороны РФ № 1290 от 29.07.2011 "Об утверждении Типового общего положения о федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" и Типового положения о филиале "Войсковая часть 00000" воинская часть является федеральным казенным учреждением, учредителем которой является Российская Федерация.
В федеральных государственных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих ( ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ( статья 349 Трудового кодекса РФ).
С 1 декабря 2008 г. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов ( том числе для гражданского персонала воинских частей).
Пунктом 8 названного постановления Правительства РФ федеральным органам исполнительной власти было предписано утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации и Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ, в том числе должностные оклады водителей и компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (пункты 56-61 раздела 3 Приказа МО РФ № 555).
Так, согласно таблице 84 и примечанию № 1 к указанной таблице Приказа Минобороны РФ № 555 от 10.11.2008 водителям автомобилей устанавливаются 4, 5, 6 или 7 группы тарифных ставок в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками в зависимости от разряда выполняемых работ.
Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" утверждены разряды водителей автомобилей в зависимости от характеристики выполняемых работ: если водителю автомобиля, управляющему легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн, присваивается 4-й разряд, то водителю, управляющему пожарными автомобилями, автомобилями скорой помощи и т.д., присваивается 6-й разряд.
Статьи 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывая понятия трудового договора и трудовой функции, обусловливают выплату работнику заработной платы выполнением им определенной трудовой функции, то есть работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации с обязательным указанием в трудовом договоре условий оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплат, надбавок и поощрительных выплат).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и 2 –м филиалом воинской части <данные изъяты> заключен трудовой договор о работе в должности водителя пожарного автомобиля с условиями оплаты труда, предусмотренными в п. 5.1 договора: с выплатой должностного оклада по <данные изъяты> разряду, надбавок и коэффициента за работу в районах Крайнего Севера, надбавки за работу в воинских частях ( выслугу лет), стимулирующих выплат ( премии) за качество выполнения работ. Иные надбавки индивидуальными условиями труда не предусмотрены.
Согласно приказу о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ № Пилипенко Н.А. установлены должностной оклад по <данные изъяты> группе тарифной ставки, надбавка за выслугу лет и компенсационная выплата к тарифной ставке в размере 25%.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № командира в/ч <данные изъяты> компенсационная выплата за квалификацию отменена в связи с отсутствием права на такую выплату ( пункт 57 раздела 3).
ДД.ММ.ГГГГ Пилипенко Н.А. обратился к командиру в/ч <данные изъяты> с заявлением об установлении и выплате надбавки за квалификацию, однако в установлении надбавки работодатель отказал со ссылкой на разъяснение УФО по МО.
На основании пункта 57 приказа Минобороны РФ № 555 от 10.11.2008 водителям автобусов, грузовых и легковых автомобилей за квалификацию выплачивается компенсационная выплата к тарифным ставкам в размере 25% при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок "В", "С", "Д", "Е".
Таким образом, для установления водителю воинской части компенсационной выплаты по п. 57 раздела 3 приказа Минобороны РФ № 555 от 10.11.2008 необходимы следующие обязательные условия:
-выполнение работником трудовой функции водителя автобуса, грузового, легкового автомобиля;
-наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок "В", "С", "Д", "Е".
В судебном заседании установлено, что в водительском удостоверении Пилипенко Н.А. есть разрешающие отметки "В", "С", "Д", "Е".
Вместе с тем, в судебном заседании также установлено, что Пилипенко Н.А. водителем грузового, легкового автомобиля или автобуса не является.
Это обстоятельство подтверждается выпиской из штата № войсковой части <данные изъяты>, в соответствии с которой пожарная команда является структурным подразделением воинской части и в ее составе есть 15 водителей автомобилей, обслуживающих три автоцистерны пожарные на <данные изъяты>.
В постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" дано понятие "специального транспортного средства" как транспортного средства, предназначенного для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.); понятием же «шасси» охватывается такое наземное механическое устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, которое не предназначено для эксплуатации.
В статье 108 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" названы специальные функции пожарных автомобилей, которые должны доставлять к месту пожара личный состав пожарной охраны, огнетушащие вещества, пожарное оборудование и т.д. Требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам пожарных автомобилей устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Исследованными в судебном заседании паспортами автомобилей <данные изъяты>, закрепленными за пожарной командой, подтверждается, что шасси <данные изъяты> переоборудовано в пожарный автомобиль <данные изъяты>, а на шасси <данные изъяты> смонтирована <данные изъяты>.
ГОСТ Р 53247-2009 "Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения», утв. приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 18-ст, действие которого распространяется на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, определяет пожарную автоцистерну (АЦ) как пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ ( п.2.7), а пожарную автоцистерну с лестницей (АЦЛ) как пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах ( п. 2.8).
В то же время ГОСТ Р 52280-2004 «Автомобили грузовые. Общие технические требования», утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 107-ст., распространяется только на автотранспортные средства категорий N по ГОСТ Р 52051 и устанавливает общие технические требования к ним.
Стандарт не распространяется на автомобили многоцелевого назначения, специальные автомобили (пожарные, коммунальные, автокраны и т.п.), а также автомобили, предназначенные для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", ГОСТ Р 52051-2003 и статье 785 Гражданского кодекса РФ механические транспортные средства категории N ( автомобили грузовые) предназначаются для перевозки грузов, то есть для доставки вверенного груза в пункт назначения и выдачи управомоченному на получение груза лицу.
Из анализа приведенных правовых и технических актов в их системной взаимосвязи следует, что смонтированные на шасси автомобилей <данные изъяты> не являются грузовыми автомобилями.
В судебном заседании истец Пилипенко Н.А. пояснил, что его рабочее место находится в пожарной команде воинской части <данные изъяты>, он управляет пожарной автомашиной и управление другими видами автомобилей ему не поручается.
Таким образом, судебным разбирательством установлено, что Пилипенко Н.А. действительно имеет в водительском удостоверении разрешающие отметки "В", "С", "Д", "Е", однако водителем автобуса, грузового, легкового автомобиля он не является, в связи с чем работодателем Пилипенко Н.А. правомерно было отказано в установлении компенсационной выплаты к тарифной ставке в размере 25% за квалификацию.
Не предусмотрены компенсационные выплаты за квалификацию <данные изъяты> и исследованным в судебном заседании коллективным договором воинской части <данные изъяты> на 2012 – 2015 годы, а также Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы".
Возражение ответчика Управления финансового обеспечения Минобороны РФ по Мурманской области о пропуске истцом срока обращения в суд полагает не относящимся к рассматриваемому делу, поскольку истец не оспаривает приказ работодателя от ДД.ММ.ГГГГ об отмене компенсационной выплаты, а просит заново установить указанную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пилипенко Н.А. к войсковой части <данные изъяты> и Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области об установлении и выплате процентной надбавки к должностному окладу за квалификацию отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области ( постоянное судебное присутствие в ЗАТО гор. Заозерске) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий -